Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) / Альманах №9 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье)

К.С. Лебединская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

Синдром аффективной возбудимости

В предыдущих сообщениях, касающихся клинико-психологической характеристики «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах, было показано, что наблюдаемые у них основные типы нарушений поведения связаны с преобладанием явлений: 1) психической неустойчивости, 2) аффективной возбудимости, 3) расторможенности влечений. Была выделена основная клинико-психологическая структура этих типов нарушений поведения, разграничены их патологические и непатологические варианты, показана связь с особенностями протекания периода полового созревания, неврологической и нейрофизиологической структурой нарушений, а также с особенностями отрицательных средовых влияний. Был описан синдром психической неустойчивости в подростковом возрасте.

В настоящем сообщении рассматривается структура нарушений поведения у подростков с преобладанием аффективной возбудимости.

Как известно, аффективная возбудимость в большой мере присуща подростковому возрасту и в норме. Ее возникновение тесно связано с вегетативно-эндокринной перестройкой этой возрастной фазы. В рабочей конференции ВОЗ по проблеме «Психическое здоровье подростков и юношей» (Женева, 1971) указывалось, что феномен подросткового возраста («феномен pubertas») связан с революцией как биологической, так и психологической. Первая характеризуется эндокринной перестройкой, вторая – явлениями аффективной возбудимости со склонностью к взрывчатости и агрессии, которая нередко является причиной срывов социальной адаптации, в том числе правонарушений.

У психически здорового подростка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения, «возрастная» аффективная возбудимость не приводит к таким срывам. Иначе обстоит дело у подростков с церебральной недостаточностью различного генеза либо у подростков, находящихся в неблагоприятных условиях. В этих случаях аффективная возбудимость выражена значительно грубее, нередко достигает уровня патологии, вызывая нарушения социальной адаптации.

Г.Е. Сухарева (1959) относит синдром повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических состояний пубертатного периода. По данным В.В. Ковалева и Г.В. Козловской (1977), этот синдром в раннем детском возрасте встречается в 18% случаев, в дошкольном и младшем школьном – в 13%, а в пубертатном – в 38%. Многие отечественные клиницисты (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, М.И. Лапидес, И.А. Вишневская, А.Е. Личко, К.С. Лебединская, В.В. Ковалев, В.В. Гроховский, О.А. Трифонов, В.С. Кулаков, М.О. Тааль, С.Б. Аксентьев, Е.М. Багалей, В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин и др.) подчеркивают малую нозологическую специфичность этого синдрома, его характерность для резидуально-органических состояний различной природы (постинфекционной, посттравматической, постинтоксикационной и т.д.). В. Бонд и С. Мэй (1978), Д. Р. Кентуэл (1978) отмечают связь аффективной возбудимости с синдромом «гиперактивности» как проявлением минимальной мозговой дисфункции. М.О. Тааль (1978), С. И. Глюк (1968), Г. Стронска (1968) и другие подтверждают органическую природу аффективной возбудимости у подростков результатами экспериментального исследования их познавательной деятельности, регистрирующими недостаточность внимания, памяти, зрительно-двигательной координации, абстрактного мышления.

К. С. Лебединская, В. А. Малинаускене и Э.Я.Альбрехт (1977) описали синдром аффективной возбудимости у подростков, страдающих олигофренией, в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте. А. Е. Личко (1979), В. В. Ковалев (1979) рассматривают аффективную возбудимость при психопатии и акцентуации характера как одно из наиболее типичных проявлений подросткового возраста.

Г.Стронска, А. Кинси и Н. Аккерман, В. В. Ковалев, В. В. Гроховский, С. Б.Аксентьсв, В. С. Кулаков, О. Н. Трифонов и другие отмечают частоту синдрома аффективной возбудимости, формирующейся под влиянием неблагоприятных условий среды (дефекты воспитания, разрушение внутрисемейных связей, слабость привязанностей, неправильное заполнение досуга, контакты с асоциальными группами). В формировании патологических черт характера аффективно-возбудимого типа большая роль принадлежит фиксации повторных реакций активного протеста либо имитации (В. В. Ковалев. 1976), а также индивидуальной предрасположенности. С. Б. Аксентьсв (1978) указывает, что 54,6 % сибсов подростков с патологическим формированием личности, воспитывающихся в тех же неблагоприятных условиях, не обнаруживают признаков дезадаптации. Поэтому он полагает, что склонность к патологическому формированию личности в неблагоприятных средовых условиях обусловлена неспособностью к преодолению трудной ситуации из-за неполноценности нервной системы. Аналогичного мнения о роли биологической почвы в психической декомпенсации под влиянием неблагоприятных средовых факторов придерживаются В. В. Ковалев, О. А. Трифонов, К. С. Лебединская и другие.

Одним из таких факторов является биологическая дисгармония процесса полового созревания. К. С. Лебединская (1969), описывая синдром выраженной аффективной возбудимости, связанной с патологической акцелерацией полового созревания на почве резидуально-органической неполноценности, подчеркивает патогенную роль не только раннего начала полового метаморфоза, но и интенсивности его протекания. Эти данные подтверждены исследованиями В. С. Кулакова (1972), М.А.Тааль (1978), А.С.Емельянова (1978), О. Д. Сосюкало (1979) и других.

В настоящей работе приведен клинико-психологический анализ синдрома аффективной возбудимости, доминирующей в поведении 29 «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах Москвы.

Проводилось психопатологическое и неврологическое обследование, изучались особенности протекания полового метаморфоза (антропометрия, рентгенографическое изучение «костного возраста»). Нейрофизиологический анализ включал оценку фоновой электроэнцефалограммы с применением функциональных проб.

Клинико-нейрофизиологическое изучение сочеталось с экспериментально-психологическим. Для оценки интеллектуальных функций использовались адаптированный вариант методики Векслера, классификация предметов, пиктограммы, сравнения понятий, простые аналогии и др.; для оценки работоспособности - корректурная проба; личностных особенностей - методики определения самооценки, уровня притязаний, а также методика ТАТ и специальный опросник, выявляющий характер личностной направленности.

Отмечались особенности воспитания и окружения подростка, анализировались педагогические характеристики.

Такой комплексный метод обследования был направлен не только выявление патогенных факторов, но и на поиск сохранных свойств личности, необходимых для психолого-педагогической коррекции.

Основным критерием отнесения подростка к группе аффективно-возбудимых служило преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчатости, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам, иногда неуправляемости поведения на высоте аффективных вспышек. Грубые нарушения дисциплины в школе и за ее пределами, пропуски уроков способствовали значительному снижению успеваемости. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывали у этих подростков pезкое агрессивное противодействие.

К первой группе мы отнесли подростков, уровень аффективной возбудимости которых можно было расценить как непатологический. Он характеризовался негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием немотивированных колебаний настроения и невротических наслоений, «мягкостью» сомато-вегетативного компонента аффективных реакций, а также способностью к компенсации поведения в благоприятных условиях.

В 9 из этих наблюдений речь шла о декомпенсации легкой резидуально-органической недостаточности, аффективная возбудимость проявлялась: в виде легко возникающих вспышек с агрессией и оскорблениями, сопровождающихся речедвигательным возбуждением, легкими вегетативными расстройствами. Агрессия, как правило, была направлена на взрослых, чаще родителей (при замечании о выполнении уроков, запрете ryлять) реже учителей, сверстников.

Аффективная возбудимость часто провоцировалась рядом утрированно подростковых черт: нетерпимостью к опеке, нотациям, ущемляющим самолюбие, авторитарному давлению взрослых, потребностью в эмансипации, самоутверждении. Типичной была непродолжительность аффективных вспышек, нередко определенная критичность к ним самих подростков, жалобы на неумение владеть собой.

Следует отметить, что у 5 из этих подростков выявлены неблагоприятные условия в семье: безнадзорность, алкоголизм, нередко асоциальные формы поведения родителей и сибсов. Особенно значимыми для таких подростков являлись элементы деспотичности в воспитании: требования беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации конфликтов приводили к возникновению специфически подростковых реакций активного протеста, оппозиции, имитации. В условиях школы аффективные разряды провоцировались в ситуациях, требующих длительной выдержки, а также вынужденного замедления темпа или внезапного прекращения начатой работы. Обращала внимание эмоциональная заражаемость этих подростков. Ни в школе, ни дома они не могли сохранить нейтралитет в обстановке конфликта, всегда активно вступали в него и обостряли его.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лебединская, К.С.  Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2005. –  Альманах №9. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90
Статьи выпуска: