Диагностические процедуры в деятельности специалистов центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Диагностические процедуры в деятельности специалистов центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Екжанова Е.А., Центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» (Москва)

Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции являются одним из пяти видов инновационного типа образовательных учреждений, предназначенных для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Типовое положение о деятельности которых было утверждено на федеральном уровне 31 июля 1998 года.

До настоящего времени продолжается работа по уточнению специфических задач, контингента, требований к оборудованию и условиям образовательно-воспитательного процесса, определению комплектности диагностического и программно-методического обеспечения, выявлению параметров оценки эффективности деятельности учреждения каждого вида.

В данной публикации мы предлагаем подход к диагностическим процедурам, сформировавшийся в практической деятельности специалистов Центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» (далее «центр») и апробированный на протяжении пяти лет его существования. Изложенные ниже виды диагностических процедур проистекают из уставных целей деятельности учреждения, концепции развития центра и его образовательной программы, целей и задач диагностики, направленности коррекционно – развивающих программ, реализуемых в центре. Они также учитывают специфику различных запросов семьи, из которой ребенок поступает в центр, и образовательных учреждений, связанных с центром договорными обязательствами.

Первая диагностическая процедура, с которой сталкивается родитель, приходя в центр – это «родительский прием», являющийся по своей сути вариантом социально- педагогической диагностики. Данный прием ведут несколько специалистов учреждения – руководитель консультативно-диагностического подразделения, педагог-психолог, врач и социальный педагог. В ходе беседы, анкетирования и опроса родителей специалисты центра получают информацию о семейном анамнезе, основных проблемах ребенка (с точки зрения родителей или лиц их заменяющих), изучают детские тетради, рисунки, выписки из медицинской карты, имеющиеся заключения и социально - психологический статус семьи.

Следующая диагностическая процедура – это комплексное медико-психолого- педагогическое обследование ребенка. Оно проводится в двух вариантах: внутри учреждения в рамках медико-психолого-педагогического консилиума и в образовательных учреждениях – в виде выездной медико-психолого-педагогической консультации. Задача комплексной диагностики – определение причин имеющихся у ребенка трудностей, изучение медико-психолого-педагогического статуса ребенка и перспектив его дальнейшего развития и обучения, а также определение образовательного маршрута ребенка с выдачей рекомендаций семье и образовательному учреждению, обратившемуся за помощью к специалистам центра. Комплексное обследование может в течение года проводиться повторно – по показаниям, а также с целью корректировки образовательного маршрута ребенка или его индивидуальной программы развития.

В соответствии с индивидуальным запросом и при необходимости уточнения структуры нарушения проводится углубленная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика. Она может носить характер функциональной диагностики, при которой определяется уровень сохранности высших психических функций, в том числе мышления и речи. Нозологическая диагностика вскрывает структуру нарушения или специфику дизонтогенеза. Клиническим психологом проводится клиническая диагностика, врач невропатолог определяет показания и возможности ребенка к участию в различных видах реабилитационных мероприятий, а педагоги (в том числе учитель-логопед и учитель -дефектолог) – обосновывают необходимость участия ребенка в тех или иных коррекционно-развивающих занятиях. Данный вид диагностики осуществляется каждым специалистом в режиме индивидуального обследования, результаты которого подробнейшим образом фиксируются в индивидуальной карте ребенка.

Правильность выполнения всех рекомендаций в рамках центра отслеживается медико- психолого-педагогическим консилиумом, члены которого один раз в четверть анализируют эффективность выбранного образовательного маршрута и принимают решения о его дальнейшей реализации или о необходимости повторного комплексного обследования ребенка с целью корректировки индивидуальной программы развития.

С этой же целью в центре используется динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с ним. Специфика динамического наблюдения определяется иным протоколом его ведения (нежели разборы на заседаниях консилиума) и акцентом на работу с семьей, которая получает информацию о динамике развития ребенка и о необходимых видах участия родителей в коррекционно-педагогической работе с ним.

Важное место в диагностико-консультативной работе центра занимает ежегодное скрининговое обследование детей, приступающих к систематическому обучению в первых классах общеобразовательных школ района Ясенево. Обследование проводится в начале сентября в групповой форме и выявляет детей группы риска, нуждающихся в системной коррекционно-развивающей работе, а сложных случаях – в комплексном медико-психолого-педагогическом обследовании. Специфика скрининга состоит в том, что по результатам его проведения проводится индивидуальное консультирование родителей и педагогов, а в образовательных учреждениях комплектуются группы детей, с которыми специалисты центра и педагоги-психологи образовательных школ проводят коррекционные занятия по развитию у детей перцептивно-моторных навыков, внимания, пространственной ориентации, мышления, речи, по формированию мотивационных основ учебной деятельности и профилактике личностных и поведенческих девиаций. В апреле проводится повторное обследование детей также в режиме групповой диагностической процедуры, позволяющее судить об эффективности проведенной с ребенком работы и с целью выработки дальнейших рекомендаций, если отмечается отрицательная или незначительная динамика развития у ребенка базовых предпосылок успешной учебной деятельности и личностного развития.

Отдельным видом опосредованных диагностических процедур, который выявляет проблемные группы детей и учащихся, нуждающихся в различных видах социально- педагогической помощи и в усиленном внимании со стороны педагогической общественности, является социально – педагогический мониторинг. Мониторинг, выявляя группы риска детей по состоянию здоровья, по социальной дезадаптации, по трудностям усвоения различных образовательных программ и иным параметрам, позволяет специалистам центра ориентироваться в широком социуме и использовать резервные механизмы помощи семье и детям на основе межведомственного взаимодействия специалистов различных отраслей социальной сферы.

Таким образом, комплексный подход в организации диагностических процедур в центре позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс с позиции прогнозирования и стратегического планирования, разрабатывать научно-методическое обеспечение процесса сопровождения ребенка и его семьи; активно разрабатывать и внедрять новые социально-педагогические технологии работы с семьей и коррекционно-развивающие методики, позволяющие детям с отклонениями в развитии, поведении и общении находить свое достойное место в образовательном учреждении и в ближайшем социальном окружении.