Динамика развития аффективной сферы в возрасте 6 – 10 лет при нарушениях аутистического спектра в сравнении с нормой / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Динамика развития аффективной сферы в возрасте 6 – 10 лет при нарушениях аутистического спектра в сравнении с нормой

Климась Д.Г., факультет психологии МГУ им. Ломоносова (Москва)

В традиции отечественной клинической психологии аутизм рассматривается как вариант искаженного развития, при котором первичными факторами в патогенезе являются нарушения аффективной сферы (Лебединский В.В., 1985, Лебединская К.С. 1992, Никольская О.С., 1981, Бардышевская М.К., Лебединский В.В., 2003).

Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте в норме и патологии в настоящее время остается малоисследованной областью.

Исследования развития при аутизме указывают на частичное сглаживание дизонтогенетических проявлений с возрастом, улучшение результатов механического запоминания, развитие речи (Мнухин С.С., 1968, Каган В.Е., 1981, Башина В.М., 1977, Eisenberg L., Kanner L., 1956, Bosch G., 1962), прогресс в усвоении социально-бытовых навыков, развитие избирательных интересов (Спиваковская А.С., 1980). В аффективной сфере, по мнению ряда авторов, преобладают признаки задержки (Башина, 1999, Спиваковская А.С., 1980).

В то же время, качественными отличиями возрастной динамики при искаженном дизонтогенезе, по сравнению с нормой, являются асинхрония и изоляция в развитии отдельных функций (Лебединский В.В., 1985). Кроме того, при оценке динамики изменений в аффективной сфере необходимо учитывать влияние факторов возраста и изменения социальной ситуации развития в этот период.

В связи с этим, одной из задач нашего исследования является сравнение развития эмоциональной сферы в возрасте 6-10 лет при аутизме с нормой.

Согласно нашей гипотезе, в развитии аффективной сферы младших школьников с аутизмом сочетаются признаки задержки и искаженного развития новообразований, специфичных для данного возраста в норме.

Методическая схема исследования:
Исследование основано на анализе случаев и проводится в контексте терапевтической работы на базе центра ПМССДиП для детей с нарушениями аутистического спектра. Используются данные динамических наблюдений на базе центра (в условиях индивидуальных и групповых занятий, в школе на базе центра), данные анамнеза и наблюдений других специалистов. Кроме того, каждый ребенок регулярно (3 раза в год) проходит комплексную патопсихологическую диагностику (методики комплекта Семаго, PEP и др.). По предварительным результатам нашего исследования, у высоко-функциональных аутистов в младшем школьном возрасте на первый план выходят такие нарушения аффективной сферы, как: неустойчивость к фрустрациям, нарушения аффективного взаимодействия, неустойчивость личностной идентификации, самооценки, несформированность моральных оценок.

Эти особенности частично компенсируются за счет внешней регуляции в условиях школы, развития привязанностей к учителям и в группе сверстников, развития символической активности, вербально-логического мышления, накопления знаний и развития интересов, специфичных для данного возраста. В поведении детей самых младших классов наблюдаются выраженные признаки кризиса 6-ти лет. С возрастом дети стремятся к большей самостоятельности, оставаясь во многом зависимыми от взрослых, даже на уровне повседневных навыков. Они стремятся к общению в группе сверстников, но удерживаются в реальной ситуации взаимодействия с трудом, на короткое время. Дети активно интересуются окружающим миром, однако, обращает на себя внимание диспропорция развития знаний о внешнем мире и о себе. Появляются специфичные для возраста страхи, тревоги, фантазии, которые, как и новые интересы ребенка, длительно фиксируются и могут приводить к трудностям в адаптации.