Книжное приложение

О некоторых особенностях восприятия и оценки времени в онтогенезе

Портнова Г.В., Балашова Е.Ю., факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)

Восприятие времени, как и любая психическая функция, проходит сложный путь развития в онтогенезе. Известны данные о том, что дети не сразу овладевают правилами и навыками определения времени с помощью внешних средств (например, часов). В результате ориентировка ребенка во времени носит разрозненный, стихийный характер. Ребенок оценивает время субъективно, и при этом у него имеет место расхождение субъективной и физической временных шкал; субъективная временная шкала значительно уже физической (Сурнина, 1995). Восприятие ритма, периодичности событий, а также их длительности у детей также отличается от их восприятия у взрослых. Известно, что до 7 лет ребенок не способен оценить, насколько один интервал был длиннее другого, и выразить это в единицах времени, непропорционально оценивает временные интервалы различной длительности (Карпова, 1987). По данным Ж. Пиаже и П. Фресса, до 7 лет ребенок не в состоянии использовать для оценки времени метрические и параметрические признаки (пройденное расстояние, количество выполненной работы). В таком возрасте при оценке длительности дети не учитывают одновременность начала и конца двух процессов, не способны объединить в оценке несколько признаков сразу, не могут соотнести между собой различные элементы ситуации. До 10 лет непосредственное время течет у детей значительно быстрее, чем у взрослых (Луцковская, 2000).

Особый интерес при исследованиях различных аспектов психического отражения времени в детском возрасте представляет изучение того, как влияет внушенная испытуемым вербальная установка на характер и точность оценки времени.

Нами была разработана методика, позволяющая формировать у испытуемых своеобразную временную установку при выполнении поиска чисел на таблицах Шульте. Испытуемого просили оценить время поиска, и сообщали реальное, преувеличенное или преуменьшенное время выполнения. После паузы, заполненной беседой, мы проверяли, как установка усвоена испытуемыми: их просили опять осуществить поиск чисел и оценить, за какое время они это сделали.

Было исследовано 10 психически здоровых детей в возрасте от 10 до 13 лет и 8 молодых испытуемых в возрасте от 16 до 25 лет.

Были получены следующие результаты.

На этапе формирования деятельность испытуемых во всех случаях демонстрировала зависимость от внушаемой установки. В тех случаях, когда экспериментатор говорил испытуемым, что они работают быстрее или медленнее, чем на самом деле, испытуемые в дальнейшем соотносили свою деятельность с внушенной установкой. При этом, было отмечено, что дети чаще, чем молодые испытуемые, были склонны к восприятию своей деятельности, как более длительной.

При анализе влияния уже сформированной установки на временной режим деятельности были выявлены гендерные различия. Так, оказалось, что молодые женщины при оценке времени поиска цифр были склонны переоценивать время выполнения заданий (т. е. временные интервалы субъективно воспринимались ими как более длительные). Когда внушалась установка, что задание выполнено за более длительное время, чем в реальности, испытуемые женского пола, наоборот, ускоряли свою деятельность. Таким образом, женщины были склонны как бы к «инверсии» созданной установки. Мужчины, напротив, действовали в соответствии с задаваемой установкой. Гендерные различия в группе молодых испытуемых по реакции на ускорение и замедление оказались близкими к значимым. Также, было обнаружено, что мужчины почти в 2 раза точнее женщин в оценке времени собственной деятельности.

Однако в группе детей подобных гендерных различий обнаружено не было. Как мальчики, так и девочки при поиске чисел в режиме ускорения замедляли деятельность, а при противоположной установке – убыстряли. Т.е. «инверсия» временной установки наблюдалась и у мальчиков, и у девочек. Также следует отметить, что девочки при оценке временных интервалов в среднем были точнее мальчиков, которые почти в 4 раза сильнее переоценивали отмериваемые интервалы.

Таким образом, полученные данные демонстрируют как гетерохронность становления различных аспектов восприятия времени в онтогенезе, так и гендерные различия. У всех детей наблюдается своеобразная «инверсия» временных установок; в молодом возрасте эта тенденция отмечается только у женщин. В детском возрасте девочки оказываются точнее мальчиков в оценке времени выполнения деятельности, во взрослом возрасте точнее оказываются мужчины.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности