Книжное приложение

Особенности процедуры психологической диагностики детей с предполагаемым диагнозом "детский аутизм"

Вишневская А.А., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

Когда родители впервые приводят на прием ребенка с проблемами коммуникации и социального взаимодействия, то перед специалистами встает ряд задач, включающих не только вопросы дифференциальной диагностики. Это также задачи установления контакта специалистов с семьей и с самим ребенком. Уже при первой встрече родители ждут не только прогноза развития, но и рекомендаций по воспитанию ребенка. И эта первая встреча часто становится основой для последующего взаимодействия. Таким образом, перед специалистом встает задача не только установить характер имеющегося нарушения развития, его степень и глубину, но и проинформировать семью, близких о предстоящей длительной коррекционной работе, организации лечебного режима жизни, о возможных проблемах, возникающих на этом пути.

Для наиболее полного, адекватного оказания помощи ребенку с искаженным развитием мы должны собрать большой объем информации, касающейся различных областей жизни ребенка и его семьи, сопоставить данные разных источников. Это, во-первых – содержание жалоб родителей, отражающее не только характер настоящих трудностей, но и степень беспокойства, иерархию стоящих перед семьей проблем.

Во вторых, это анамнестические данные, характеризующие особенности развития ребенка. В третьих - собственные впечатления специалистов, складывающиеся из наблюдений за свободным поведением ребенка, его взаимодействием с близкими людьми и, в четвертых - это собственно диагностическое занятие, которое проводит психолог.

Как правило, первый прием может длиться достаточно долго, не менее полутора – двух часов. Все это время ребенок должен чувствовать себя комфортно; мы стараемся, чтобы во время беседы с родителями он не ощущал себя «заброшенным». Поэтому обычно мы просим присутствовать на приеме не только маму, но и еще кого-то из близких ребенка. Кроме того, это дает возможность собрать информацию из разных источников, не только от мамы, сопоставить мнение о трудностях и возможностях ребенка разных членов семьи.

Мы предпочитаем также, чтобы разговор со взрослыми и игра с ребенком организовывались параллельно в одной комнате. Это также позволяет согласовать впечатления о поведении ребенка разных специалистов – того, кто непосредственно занимается с ребенком, и того, кто беседует с взрослыми.

Из беседы с близкими ребенка мы узнаем об условиях его раннего развития, возможных вредностях и отягчающих условиях, о подробностях его эмоционального, речевого, двигательного развития.

Необходимо также узнать, каков жизненный опыт ребенка к моменту консультации – к кому в семье он больше привязан, каковы его игры, интересы и навыки самообслуживания. Что он умеет, чего боится и какие занятия предпочитает, что любит, а чего избегает. Необходимо выяснить, какие проблемы возникают в бытовой, повседневной жизни – насколько сложно ухаживать за ребенком, как он воспринимает изменившиеся условия, как усваивает то, чему его пытаются научить.

Основой такой диагностической беседы для нас является анкета, разработанная в лаборатории методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями ИКП РАО. Эту анкету родители могут заполнить сами на дому, внося в нее данные истории развития ребенка, которые дополняются специалистами во время консультации. Важным дополнением к полученным в разговоре с родителями сведениям служат фотографии ребенка в разные периоды его жизни. Кроме того, мы просим приносить и рисунки детей, их поделки, если они, конечно, имеются, тетради, если ребенок уже учиться.

В случае если ребенок посещает образовательное учреждение, мы просим родителей охарактеризовать, как складываются его отношения с другими детьми, с воспитателями и педагогами, усваивает ли он общий режим, продуктивен ли в занятиях. И просим дополнить эти сведения характеристиками самих специалистов этих детских учреждений.

Большое значение имеет наблюдение за свободным поведением ребенка (оно полевое или существует избирательность в поведении), выбор игрушек и действия с ними, наличие и характер его аутостимуляции, возможность обращения к взрослым за помощью, отличие реакций на своих и чужих взрослых.

И, наконец, важной частью консультации является коммуникация специалиста с самим ребенком, проводимая в форме диагностического игрового занятия.

Поэтому понятно, что консультация длится достаточно долго, и одному человеку ее провести крайне трудно. Лучше, если прием ведется двумя специалистами: один беседует со взрослыми, другой наблюдает за ребенком и взаимодействует с ним. После того, как необходимые данные собраны, мы можем поделиться впечатлениями. Такое пересечение нескольких точек зрения, нескольких взглядов на проблему позволяет нам сделать наиболее полный анализ ситуации и дать развернутые рекомендации по развитию и обучению аутичного ребенка.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности