Особенности психологической коррекционной помощи детям с легкими формами аутизма / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Особенности психологической коррекционной помощи детям с легкими формами аутизма

Гусева И.Е., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

В настоящее время возрастает интерес к проблеме психологической коррекции детского аутизма. Все более точной становится диагностика данного вида нарушения, увеличивается число нуждающихся в специальной помощи семей. Накоплен большой опыт коррекционной работы с аутичными детьми в рамках различных психологических направлений, однако недостаточно разработанными остаются дифференцированные подходы, более тонко учитывающие индивидуальные варианты аутистического развития.

Одним из основных отечественных подходов к коррекции раннего детского аутизма (РДА) является подход, разработанный в лаборатории О.С. Никольской. Это направление опирается на понимание детского аутизма как нарушения в развитии аффективных механизмов регуляции поведения (механизмы 1 – 4 уровней по О.С.Никольской). В ходе психологической коррекции происходит формирование этих механизмов, выстраивание их правильной иерархии, без чего невозможна эффективная адаптация к окружающему миру. Формирование механизмов аффективной регуляции идет в процессе эмоционального взаимодействия с ребенком, развития и постепенного усложнения различных форм контакта с ним. Очень важно при этом начинать коррекционную работу с доступных ребенку форм эмоционального контакта, определить которые помогают выделенные 4 группы детского аутизма. Каждая из групп характеризуется определенной степенью глубины аутизма и, соответственно, совокупностью доступных и уже освоенных форм контакта. В то же время практикующие специалисты знают, что состав детей внутри отдельно взятой группы неоднороден, несмотря на общность в степени выраженности самого аутизма.

Специфические особенности, отличающие детей друг от друга внутри одной группы, могут быть связаны с разной степенью сформированности у них механизмов аффективной регуляции. Эти особенности можно проследить уже на самых ранних этапах развития, с первых месяцев жизни ребенка. Ход и содержание коррекционной работы должны учитывать индивидуальные варианты формирования аффективных механизмов.

Наше исследование касается разработки дифференцированного подхода к психологической коррекции детей с легкими формами аутизма, т.е. детей, которых можно отнести к 4 группе или близких к ней. Такие дети способны к достаточно сложным формам контакта, для них характерен эмоциональный симбиоз с матерью и сверхзависимость от оценки их поведения взрослыми, что связано со слабой выносливостью механизмов 4 уровня – уровня эмоционального контроля.

В то же время у детей 4 группы могут быть заметными проявления механизмов 1 или 2 уровней аффективной регуляции. Это может привести в первом случае к особой гибкости, пластичности во взаимодействии и одновременно более высокой пресыщаемости, во втором – к склонности к большей стереотипности, «застреваниям» на деталях, особом к ним внимании. У ребенка 4 группы также может наблюдаться ярко выраженная тенденция к экспансии, связанная с проявлением механизмов 3 уровня. Тогда это будет выражаться в большей активности, чем можно было бы ожидать от ребенка этой группы, в склонности к провокациям, негативизму.

В каждом случае в процессе коррекции происходит разработка всех уровней системы аффективной регуляции поведения. Во время игры мы разрабатываем поначалу свернутый бытовой сюжет, вносим в него подробности и детали, связанные с личным опытом ребенка. Однако логика коррекционной работы, то, с чего мы будем ее начинать и на что опираться, зависит от выраженности проявлений тех или иных аффективных механизмов. Психологические приемы, специфичные для коррекции детей 4 группы, будут сочетаться с одновременным тонизированием механизмов преобладающих уровней и включением их проявлений в социальный контекст. Например, для тонизирования первого уровня подойдет рисование красками, их разбрызгивание, катание на качелях и с горки, любая эмоционально насыщенная «возня» с обязательным ее включением в смысловой контекст игровой ситуации.

Тонизируя второй уровень, можно акцентировать внимание ребенка на различных качественных особенностях игрушек, предметов, приятных и уютных бытовых деталях. Иногда бывает полезным вводить в игру какие-то повторы, отвечающие склонности такого ребенка к стереотипности.

Играя с ребенком, для которого характерны яркие проявления 3 уровня, необходимо вводить острые переживания с их положительным разрешением, с приданием им социально одобряемого, героического смысла. К таким играм относятся, например, игры в пожарника, спасателя.

Мы привели примеры лишь самых общих и основных приемов психологической коррекции детей с легкими формами аутизма. В целом они более многообразны и имеют свою специфику на каждом возрастном этапе, на каждом этапе коррекционной работы.