Книжное приложение

Преодоление потребности в саморазрушении у пациентов с синдромами зависимости

Грибанова Г.В., наркологический диспансер N 7 (Москва)

Существование человека многоаспектно и вариативно, но сущность его целостна, едина, подобна ядру атома. Как известно, расщепление ядра приводит к реакции, соответствующей атомному взрыву. Жизненный путь человека или приближает его к индивидуальной сущности, или отдаляет от нее. Чем дальше человек от ядра собственной личности, тем более выражены проявления зависимого поведения, или зависимости.

На начальных этапах развития личности «человек зависимый» как бы «Не-Сам». Наиболее явно знаки зависимости проявляются к подростковому возрасту и затем либо должны быть быстро преодолены, либо начинается процесс «обрастания» их устойчивыми стереотипами зависимого эмоционального реагирования, характерных поведенческих актов, закрепление безличностных форм существования. Человек соскальзывает на автоматические схемы поведения (автоматизм).

Соскальзывание на автоматизмы может быть расценено как потребность в саморазрушении. Особенно очевидно стремление зависимого человека к саморазрушению для окружающих. Его поведение вызывает широкий спектр реакций неприятия: от полного отвержения, гнева, раздражительности до отстраненного недоумения. Во «внешнем поле» человека нарастает изолированность, во внутренних переживаниях – чувство одиночества.

Зависимость всегда предполагает дисбаланс «каркасных» структур личности. К таким структурам можно отнести следующие: мужское и женское начало в человеке; индивидуальное и социальное; самостоятельное и подчиненное и др.

Любые аспекты этих дихотомий, кроме того, должны быть сбалансированы на трех основных уровнях развития человека: физическом, психическом и духовном.

Важнейшим условием преодоления зависимости является четкая тенденция развития в направлении возрастания от физических к духовным потребностям. Именно поэтому ведущее направление психотерапевтической работы с зависимыми и созависимыми пациентами – это духовный рост личности, либо – на начальных этапах – личностный рост, подготавливающий к восприятию духовной тенденции развития.

Известно, что подавляющее большинство программ работы с зависимыми и созависимыми предполагает обращение к высшим духовным силам. Неизбежно необходимо подготовить сознание к различению обыденности и возвышенного, идеального, возможно, приближенного к святости существования человека, что позволяет, в конечном счете, преодолевать в себе состояние ущербности, несамодостаточности, формировать ориентиры и определять координаты, в которых находится собственная личность.

Зависимые имеют дефицитарность уже на физическом уровне. Природа и проявления дефицитарности разнообразны, но механизм восполнения на физическом уровне един: потребление «веществ зависимости» направлено на вызывание чувства удовлетворения и психического подъема или на то, чтобы избежать дискомфорта. Один из механизмов – подпороговое состояние так называемых опиатных систем мозга, для активации которых требуются определенные гормоны, например, вазопрессин, адреналин, серотонин, норадреналин, окситоцин, причем, в большем количестве, чем это наблюдается в норме. В то же время, их количество в организме потенциально зависимых снижено. Например, американские ученые опубликовали результаты исследований последнего пятилетия детей-сирот из России, усыновленных американцами и воспитывавшихся после усыновления в благоприятных условиях. Они показали, что взятые в семьи дети имели пониженное содержание, в частности, вазопрессина и окситоцина в крови. Недостаток этих веществ в организме детей-сирот ученые связывают с эмоциональной депривацией в раннем детстве, неудовлетворенностью потребности в ласке, нежности, тактильных ощущениях (т.н. аффилиативной потребности – ибо младенец познает любовь преимущественно на первых порах через тактильное восприятие). Через пять лет пребывания в благополучных любящих семьях этот показатель почти не изменился, сохраняя дефицитарность. На основании данного исследования делается вывод о неблагоприятном прогнозе в отношении поведения этих детей и в будущем. Их поведение характеризуется выраженными расстройствами саморегуляции, склонностью к зависимости.

Проблема зависимости на сегодня не имеет решения на физическом уровне. Медикаментозное решение способно лишь несколько сбалансировать физическое состояние, сняв грубые проявления абстиненции у тех зависимых, которые имеют признаки физической зависимости. Те же, кто имеют преимущественно психическую зависимость, на медикаментозном лечении «псевдокомпенсируются» путем замещения одной психической зависимости другой.

Решение проблемы зависимости, как уже отмечалось, возможно при восхождении на другие, более высокие, уровни человеческого существования. А именно на психологический уровень, в частности личностный. И на этом личностном уровне речь идет о духовной составляющей развития человека.

Банальными стали мудрейшие изречения древнегреческих философов: «Мера - сущность всех вещей», «Человек есть мера всех вещей». Однако именно в глубоком осознании этих формул заключена истина сбалансированного сущностного существования человека. Чтобы приблизиться к такому совершенному существованию, субъективно осознаваемому и ощущаемому как счастье, самоудовлетворение, необходимо повысить культуру обращения с самим собой.

В психотерапии и в обыденной жизни развивающегося человека одним из первичных является процесс дифференциации собственного внутреннего мира.

Дифференциация Я идет в следующих направлениях:

  • «Я» - «Не-Я», т.е., это путь защиты от внешнего мира;
  • осознание самоценности, стремление к самоутверждению – это путь самореализации;
  • полоролевая идентификация, сбалансированность мужского и женского, материнского и отцовского, начала в человеке;
  • «самомаскировка» средствами психологической защиты – путь обмана и самообмана;
  • преодоление эгоизма путем осознания личных потребностей и отсечения «наведенных» потребностей, т.е., зависимостей;
  • обучение переживанию неудач и трудностей, как обретению ценного жизненного опыта;
  • самоорганизация, саморегуляция вокруг приоритетных ценностей (от режима дня до развития разнообразных интересов);
  • не принимать себя слишком всерьез, но и не становиться собственной пародией.

Обозначенные направления психотерапии «человека зависимого» являются естественным путем духовного развития «человека разумного». Именно поэтому эффективность подобной психотерапевтической линии может быть очень высокой при условии переформирования саморазрушительных стереотипов поведения («вредных привычек») на самосозидательные.

Таким образом, «центр сборки» человека находится вне его самого и в обыденном сознании связан с обращением к высшим силам, помогающим человеку преодолеть самоуничижение, граничащее с гордыней. Именно упование на самого себя может приводить к двум крайностям в поведении: это либо животно-инстинктивный автоматизм, либо маниакальная претензия эгоистического человека на всевластие. В конечном счете, и то и другое делает человека одиноким для себя и ненужным или вредным для других. В результате психотерапевтического процесса совместно с психотерапевтом приходит к осознанию и приятию формулы: «Служение есть высшее проявление сущности человека».

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности