Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Аршатская О.С., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

В настоящее время общепризнана необходимость научного обоснования и разработки методов психологической коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при ее начале до 3-х летнего возраста (Е.Р.Баенская, 2000,2001). Проведенное нами исследование было направлено на разработку средств психологической помощи детям раннего возраста с выраженной тенденцией формирования синдрома детского аутизма.

Была выдвинута следующая гипотеза:

1. Раннее начало психокоррекционной работы с детьми при формирующемся детском аутизме дает возможность противостоять даже наиболее выраженным тенденциям искажения психического развития;

2. Логика нормального развития аффективной сферы как многоуровневой саморегулирующейся системы организации сознания и поведения ребенка является ориентиром для направленного формирования аффективных механизмов, лежащих в основе когнитивного и социо-эмоционального развития.

В ходе исследования на протяжении нескольких лет нами проводились индивидуальные коррекционные занятия с несколькими детьми раннего возраста, имеющими выраженную тенденцию искаженного развития, обуславливающую оформление к 3-м годам наиболее тяжелого варианта РДА - 1-ой группы по классификации О.С. Никольской. Ход коррекционной работы анализировался и соотносился с логикой аффективного развития в раннем возрасте в норме. По мнению Е.Р. Баенской и О.С. Никольской (1999, 2000) она определяется закономерным развитием системы аффективной организации поведения.

В результате проведенного исследования были представлены обобщенные данные по всем случаям психокоррекционной работы. Определены основные этапы коррекции, каждый из которых характеризуется стимуляцией ребенка на основном значимом для него уровне аффективной организации поведения и постепенной актуализацией впечатлений уровня, являющегося зоной ближайшего развития в становлении аффективной сферы.

Анализ результатов исследования позволил также сделать следующие выводы:

- раннее начало коррекционной работы при угрозе формирования синдрома детского аутизма даже в самых тяжелых случаях способствует нормализации процессов психического развития и позволяет противостоять образованию вторичной аутистической защиты;

- психокоррекционная работа с детьми с формирующимся синдромом РДА следует логике нормального аффективного развития, что позволяет определять перспективу коррекционной работы и зону ближайшего развития такого ребенка;

- каждому этапу работы с ребенком соответствуют определенные формы и методы психологической коррекции;

- в ходе коррекционной работы задается нормальная иерархия в развитии системы уровней аффективной организации поведения, что позволяет противостоять тенденциям искажения психического развития при аутизме - становлению и использованию отдельных аффективных механизмов исключительно в русле стереотипной аутостимуляции;

- работа по формированию аффективной сферы аутичного ребенка определяет общую положительную динамику его психического развития.