Работа с детьми с нарушениями эмоциональной регуляции с помощью развивающих сред / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Работа с детьми с нарушениями эмоциональной регуляции с помощью развивающих сред

Ермолаев Д. В., Захарова И.Ю.,Центр Лечебной Педагогики (Москва)

Средовой подход, практикуемый в Центре лечебной педагогики, основной акцент делает на развивающем значении среды при решении задач развития эмоциональной регуляции поведения. При этом под средой понимается система отношений ребенка с рядом аспектов его окружения.

С точки зрения структуры в среде можно выделить три пласта отношений, оказывающих существенное влияние на эмоциональное развитие ребенка – пространственно-временные, эмоциональные и смысловые отношения. При моделировании развивающей среды мы исходим из представлений об организации эмоциональной регуляции поведения в каждом конкретном случае.

С нашей точки зрения система эмоциональной регуляции образована тремя основными функциональными блоками: блок полевой реактивности, блок объектно-последовательностной регуляции и блок субъектной регуляции. Каждый из этих блоков вносит свой вклад в порождение эмоционального переживания. Блок полевой регуляции обеспечивает первичную валентную оценку окружения. Блок объектно-последовательностной регуляции обеспечивает образование связи между первичным аффективным возбуждением и вызвавшим его событием. Блок субъектной регуляции обеспечивает категоризацию аффективного опыта и, следовательно, дает возможность субъекту дистанцироваться от своего переживания, что и лежит в основе самоконтроля эмоциональных состояний. Для запусков механизмов ослабленного функционального блока мы создаем развивающую среду, для адаптации в которой требуется участие этого блока.