Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка

Дунаева З. М., Ростягайлова Л. И., Институт коррекционной педагогики РАО

Многолетняя практика клинико-психолого-педагогического консультирования убедительно доказывает необходимость и возможность изучения внутрисемейных отношений с целью более благоприятной реабилитации проблемных детей.

Для оказания адекватной помощи ребенку важно оценить и проанализировать в комплексе состояние ребенка и все возможные факторы, способствовавшие формированию вторичных (чаще эмоциональных) нарушений, которые усугубляли первичный дефект.

Практические психологи давно пришли к выводу, что «проблемные» дети, как правило, появляются в семьях с неправильно сложившимися отношениями, и, с другой стороны, даже трудные проблемы воспитания могут быть разрешены при восстановлении благоприятного внутрисемейного микроклимата. В последние годы участились случаи обращения родителей на консультацию с эмоционально-поведенческими проблемами у детей, конфликтными ситуациями в семье и школе, с нежеланием ребенка учиться, с трудностями адаптации в коллективе.

Обращаясь с жалобами на плохую успеваемость и трудности поведения, они не понимают того, что за всеми этими проявлениями скрывается множество причин, и одной из самых распространенных является отсутствие понимания внутреннего мира ребенка, его проблем, его переживаний.

У современных родителей нередко прослеживается тенденция объяснения причин возникших у детей проблем их плохими наклонностями, недостаточным вниманием к вопросам воспитания их ребенка в детском учреждении или неправильным отношением к ребенку бабушек и дедушек. Фиксируясь на внешних проявлениях неблагополучия, не понимая внутренней глубинной сущности происходящих в ребенке изменений, родители с трудом принимают тот факт, что причины возникновения тех или иных эмоциональных отклонений у ребенка могут лежать в сфере семейных отношений.

При анализе причин обращения на консультацию, чрезвычайно важно выяснить степень заинтересованности и понимания проблем ребенка родителями.

При консультировании изучаются особенности внутрисемейных отношений и рассматриваются возможные варианты подходов и способов правильного общения с ребенком. Родителей необходимо готовить к восприятию и пониманию особенностей своего ребенка, готовности принимать его таким, каков он есть, к разумному и адекватному подходу к проблеме воспитания. Анализируя совместно с родителями ту или иную конфликтную ситуацию, важно вызвать у них желание вникнуть в нее, понять и постараться самостоятельно найти ее решение.

Воспитывая ребенка, необходимо помнить, что только последовательное, ровное, любовное отношение, жесткое соблюдение установленных правил, разумная требовательность, творческий подход, комфортная обстановка взаимного уважения, доверия и сотрудничества в семье обеспечат благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Любые крайности в процессе воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека, вседозволенность, авторитарность, жестокость) негативно сказываются на его психическом развитии и эмоциональном состоянии.

Таким образом, главным и определяющим в работе с семьей проблемного ребенка в условиях консультативно-диагностического учреждения является необходимость убедить родителей изменить некоторые основные позиции по отношению к самим себе, к детям, их воспитанию, и научить их принимать самостоятельные решения при возникновении конфликтных ситуаций.