Влияние холдинг терапии на развитие взаимодействия в семье, воспитывающей аутичного ребенка / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Влияние холдинг терапии на развитие взаимодействия в семье, воспитывающей аутичного ребенка

Антонова И.Д., кафедра детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ (Москва)

Синдром раннего детского аутизма является первазивным расстройством, т.е. проявляющимся в нарушении развития практически всех сторон психики ребенка, когнитивной и аффективной сферы. По последним данным, распространенность синдрома и сходных с ним расстройств возрастает и составляет 20-25 детей на 10000 детского населения.

Если методы диагностики и психолого-педагогической коррекции синдрома являются относительно разработанными, то методы психологической помощи семье аутичного ребенка нуждаются в дальнейшем развитии и в оценке их эффективности. Одним из таких методов является холдинг терапия, разработанная американским психиатром М.Уэлч (1983) В нашей стране применяется модификация метода, включающая кроме «классической» процедуры еще одну составную часть, в рамках которой отрабатываются позитивные формы эмоционального взаимодействия аутичного ребенка с родителями. Холдинг является формой семейной терапии, в процессе которой родители становятся со-терапевтами. От их эмоционального настроя и внутренней готовности к длительной, каждодневной работе, во многом зависит эффективность занятий. Для специалиста, постоянно поддерживающего семью в процессе холдинг терапии, очень важно иметь возможность предвидеть переживания родителей, чтобы избежать срывов и выстраивать тактику работы.

Наше исследование было направлено на изучение влияния холдинг терапии на родителей аутичных детей и на взаимодействие внутри семьи.

В исследовании приняли участие родители аутичных детей, проходящие холдинг терапию в Институте коррекционной педагогики не менее двух месяцев (10 семей – 20 человек). В качестве методов исследования использовались: поисковое наблюдение за процессом занятий холдинг терапией, беседа с родителями в форме стандартизованного интервью, изучение историй развития ребенка и дневников родителей, а также – беседа со специалистами.

Семейное взаимодействие – один из важнейших факторов, который влияет на то, как будет развиваться холдинг, на его результативность. Поэтому мы считали необходимым изучить оценку родителями динамики взаимоотношений внутри семьи в процессе холдинг терапии.

Было обнаружено, что у большинства родителей в процессе холдинг терапии вырабатывается общий взгляд на воспитание ребенка, укрепляется сплоченность семьи: - формируется общее для обоих родителей понимание ситуации и вырабатывается единая стратегия воспитания (9 семей из 10), в соответствии с особенностями и возможностями каждого родителя. Показательны такие слова: «мы чувствуем, что делаем общее дело», «Понимая всю серьезность нашей проблемы, стараемся поддерживать друг друга, не падать духом». Готовность супругов к началу холдинг терапии была разной (от очень активной «Я с нетерпением ждал начала занятий», до пассивной - «просто смирился с необходимостью»). К моменту проведения исследования (через 2-3 месяца холдинг терапии) многие мамы и папы уже в равной степени включались в работу, гибко меняя роли во время холдинга. Об этом говорили 7 человек: «Каждое занятие – это экспромт», - объясняла одна из мам. Возрастает роль отца в развивающей части холдинг терапии, это отметили 3 женщины. Приведем такие слова: «Если раньше он (муж) именно как эмоциональная поддержка был, то сейчас он играет с дочерью, игры они придумывают тут же, то есть мы совершенно на равных»;

- все родители отмечают улучшение в своих контактах с ребенком. Они начинают ощущать ответную эмоциональную реакцию ребенка; сам малыш все чаще испытывает комфорт при общении с родителями, что дает возможность развивать эмоциональный контакт с ним. Один папа сказал: «сын просто подходит, и я вижу, что ему действительно нужен этот контакт, который, кстати, когда мы начинали холдинг, напрочь отсутствовал»;

- половина родителей (10 человек) отметили положительную динамику изменений в отношениях со своим супругом. Показательны следующие высказывания: «Мы стали ближе, лучше понимаем друг друга», «отношения стали крепче». Одна мама уточнила: «это сплачивает в плане воспитания, я чувствую, что мы делаем общее дело, на личные отношения, мне кажется, это не влияет». Не всегда легко изменения в отношениях как-то отследить и назвать, и, тем более, не всегда хочется это обсуждать. Некоторые респонденты отметили, что затрудняются ответить (2 человека);

- в большинстве случаев появляется и укрепляется привязанность между аутичными детьми и их братьями или сестрами. В тех семьях, где воспитывается 2 или более детей (в нашем исследовании приняли участие 3 таких семьи), родители говорили, что стало больше совместных игр, старшие дети внимательнее относятся к своим «необычным» сиблингам. Вот что сказала одна из мам: «Старшая дочь мне говорит: «Мам, мне стало интереснее с Петей играть». То есть, если раньше я ее просила, она говорила, «Да ну, скучно», то теперь она сама уже скучает по нему, она бежит, «пойду с Петькой поиграю». Они вместе лазают, бегают, носятся в догонялки и т.д.», еще один мужчина привел такой пример: «Вова очень привязан к сестре, особенно в последнее время «Анечка, Анечка…». Даже если мама дома, я дома, он немножко отвлекся, потом чувствует, что Анечки нет, начинает там…бузить, стучаться активно в дверь (улыбается)». В нашем исследовании мы можем лишь наметить некоторые тенденции изменений в отношениях между аутичным ребенком и его братьями и сестрами. Но и эта немногочисленная информация является для нас ценной в силу ее значимости для самих родителей;

- некоторые респонденты (5 человек) говорили об изменении в отношениях семьи с окружающими людьми, хотя мы не задавали специально такого вопроса. Хочется привести такой отрывок из рассказа одной из мам: «Вы знаете, мы сначала сами очень закрылись и переживали, что мы аутисты. На нас все косились: «А, сколько лет ребенку? А он у вас не разговаривает?» - и мы ушли от этого. И мы ходили, нас муж забирал, наш папа, уводил куда-то в лес, за город, еще куда-то в парк, в такие места, где никто нами не интересовался. Теперь мы больше общаемся с родителями, попавшими в такие же ситуации, видим разные человеческие отношения, учимся у других родителей»; еще высказывание: «Мы поняли, что не нужно закрываться, есть такие же люди, и есть люди, которые могут помочь».

Получая профессиональную помощь и имея возможность общения с семьями, попавшими в такую же ситуацию, родители становятся более открытыми, не замыкаются при возникновении трудностей.

Нам представляется, что полученные данные могут быть полезны специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, работающим с семьями детей, имеющих нарушения эмоционального развития. Знание об особенностях внутреннего состояния и самоощущения родителей, воспитывающих аутичного ребенка, поможет специалисту-практику в проведении коррекционной работы с семьей. Эти данные важны при подготовке и проведении холдинг терапии в семьях с детьми, имеющими нарушения контакта.