Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)
Анализ программ и практики специального школьного обучения детей с различными нарушениями развития показывает, что события внутренней жизни человека – отношение к происходящему, связь событий и настроений, переживания, чувства – остаются за рамками целенаправленного обучения либо представляются фрагментарно. В то же время, очевидно, что такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке социально-эмоционального развития ничуть не меньше, чем в области развития представлений об окружающем мире. Несмотря на это, эмоциональная сторона жизни самого ребенка не обсуждается в специальном школьном обучении даже на паритетных началах с бытийной ее стороной. Сама область эмоциональной внутренней жизни человека представляется многим специалистам слишком сложной и недоступной для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, различными нарушениями речи, детей с задержкой психического развития.
Предлагается в программах специального школьного обучения детей с различными нарушениями развития выделить и четко обозначить новую содержательную область – курс «Внутренний мир человека». Целенаправленно, последовательно и гораздо раньше, чем в традиционной специальной педагогике сделать предметом познания детей не только бытийную сторону, но и внутреннюю жизнь человека. Замысел курса состоит в том, чтобы показать ребенку с нарушением в развитии, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный внутренний мир человека – мир желаний, настроений, переживаний, чувств. Цель курса - помочь ребенку с еще недостаточно развитой ситуативной речью и своеобразными, ограниченными представлениями о явлениях даже внешнего мира начать учиться извлекать личные смыслы из происходящего с ним и вокруг него, делиться своими переживаниями с близкими.
Проектируемый курс ориентирован на решение следующих задач в условиях специального школьного обучения:
- становление и развитие у детей познавательного отношения к внутренней жизни человека;
- накопление и развитие представлений детей о содержании их личного социального и эмоционального опыта;
- накопление и систематизацию представлений детей о событиях жизни и явлениях внутреннего мира окружающих их людей;
- формирование умения включаться в соответствующую возрасту коммуникацию, предметом которой являются эмоциональные процессы и явления внутренней жизни человека, а также инициировать такого рода коммуникацию;
- формирование понятийного аппарата и системы умственных действий, обеспечивающих возможность разноаспектного анализа явлений и закономерностей внутренней, эмоциональной жизни человека, социальных взаимодействий;
- накопление и анализ опыта регуляции собственного поведения и социального взаимодействия в реальном социуме на основе результатов предшествующих этапов обучения.
Исходной точкой для данного курса является событие как сюжетно целостный отрезок жизни ребенка на шкале времени. В таком отрезке жизни представлено и некоторое содержание, и момент отношения к этому событию, и момент взаимодействия с другими людьми, и разные отношения участников к событию и друг к другу. Исходя из этого, в качестве объектов познавательной деятельности детей последовательно выделяются: события жизни, отношение к событиям жизни, настроения и их связь с событиями жизни, чувства, мотивы и последствия своих и чужих поступков, оценка поступка, отношение к людям и оценка их отношения к тебе, характер, характер и судьба. Тематические разделы курса соответствуют выделенным объектам познавательной деятельности детей. Первые три раздела ориентированы на этап начального школьного обучения.
В курсе «Внутренний мир человека» выделены два этапа обучения: пропедевтический и основной. Роль пропедевтического этапа заключается в том, чтобы описать вместе с ребенком массив значимых событий его жизни. На этом фактическом и эмоционально значимом для самого ребенка материале предлагается учить его анализировать прожитое в разных ракурсах и с разных позиций, последовательно переходя от описания событийной стороны жизни к вычленению и описанию явлений внутренней жизни.
Накопленный на пропедевтическом этапе и представленный в дневнике жизненный опыт самого ребенка должен стать на следующих этапах обучения основой для построения первых содержательных обобщений в области явлений внутренней жизни человека. Работа с дневником должна помочь начать движение «от значения к смыслам», которое в конечном итоге и открывает возможность перехода от познания бытийной стороны жизни к познанию внутренней жизни человека.