Альманах №29
09.08.2017 Дата публикации статьи: 09.08.2017
Альманах №29 · Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ
Альманах №29 · Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ

Обучение грамоте маленького ребенка с нарушенным слухом

Шматко Н.Д. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Как известно, даже самые современные средства звукоусиления не позволяют обеспечить разборчивое восприятие речи детьми со значительным снижением слуха 1. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает значительно большие, чем слышащий ребенок, трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлогами, союзами, окончаниями и т. д.). Усвоение структуры слова и грамматического строя речи — процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Но если он на основе полноценного слухового восприятия речи окружающих постепенно овладевает этими элементами языка, то ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь. Она дает возможность неслышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, начиная с 3–4 лет полноценно воспринимать речь (путем чтения) и воспроизводить ее (писать печатными буквами).

Именно поэтому очень важно рано (с 1,5–2 лет) начинать обучение грамоте. Широкое использование письменной речи позволяет обогатить и словарный состав речи ребенка. Умение малыша читать и писать значительно расширяет возможности коррекционной работы.

Первый этап обучения грамоте — использование письменных табличек

Следует отметить, что если для малышей, коррекционные занятия с которыми начаты с первых месяцев жизни, использование письменных табличек связано, в первую очередь, с ранним обучением грамоте, то для детей, начавших заниматься позже, письменная речь является одним из важнейших вспомогательных средств овладения речью. Если в первом случае малыш уже знает в устной форме слова, которые предъявляются ему письменно, то во втором случае знакомство с каждым новым словом, фразой происходит одновременно и в устной, и в письменной форме (таблички не используются при работе со звукоподражаниями и лепетными словами).

Обучение грамоте можно начинать в 1,5–2 года. Важно, чтобы к этому моменту в ходе общения и во время игр-занятий ребенок уже научился внимательно смотреть в лицо говорящего, ожидая получения нужной ему информации. Обучение начинается с использования табличек, которые ребенок воспринимает целиком, как картинку (глобально).

Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 2,5–3 см, шириной 1,5–2 см, с небольшим расстоянием между ними, на одинакового размера полосках плотной бумаги, а лучше — картона. Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или тушью одного цвета, лучше черного, чтобы ребенок ориентировался на написанное слово (фразу), а не на внешний вид таблички (Рисунок 1). Фраза должна располагаться на одной строчке, без переноса слов.

картинка

При произнесении слова (фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное, и губы говорящего (Рисунок 2).

картинка

Целесообразно начинать с использования табличек со словами-приветствиями ПРИВЕТ, ПОКА, а затем — словами-поручениями и словами-названиями хорошо знакомых предметов. Рассмотрим это подробнее.

Вначале в работу включаются таблички со словами-приветствиями: ПРИВЕТ, ПОКА. Таблички помещаются около двери в двух кармашках или на наборном полотне. Сначала они находятся на постоянном месте, например, одна справа, другая слева. Когда ребенок научится выбирать из них нужную, их постоянно меняют местами, чтобы малыш ориентировался на само написанное слово, а не на место расположения таблички. Кто бы ни пришел, ребенок здоровается с ним — произносит, как может, слово привет, пользуясь при этом естественным жестом. Позже, сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно, он выбирает нужную из табличек и показывает ее вошедшему, также говоря привет. Точно так же ребенок прощается со всеми уходящими. Во время игр и занятий малыш приветствует каждую появляющуюся игрушку и прощается с ней, когда ее убирают. При этом он выбирает нужную табличку из двух выложенных перед ним.

Как только ребенок начнет справляться с табличками-приветствиями, можно постепенно начинать использовать и таблички со словами-поручениями при проведении разнообразных занятий, например:

  • на физкультурных занятиях — ИДИ, БЕГИ;
  • на занятиях по обучению действиям с предметами — НАДЕНЬ, СНИМИ, ПОКАЖИ;
  • на занятиях по изобразительной деятельности — РИСУЙ, ЛЕПИ, ПОСТРОЙ;
  • на музыкальных занятиях — ПЛЯШИ, ХЛОПАЙ.

В общении и на всех занятиях используются также таблички ДАЙ, УБЕРИ, ВСТАНЬ, СЯДЬ, СЛУШАЙ, ВЕРНО, НЕВЕРНО, МОЛОДЕЦ, ПОМОГИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т. д. При этом в ходе занятия или в процессе общения, при возникновении необходимости использовать данные слова (т. е. когда ребенок побуждается к тому или иному действию, когда оценивается результат), взрослый подносит табличку к своему подбородку и произносит слово (фразу).

Когда ребенок начнет понимать то или иное слово-поручение в письменном виде, оно предлагается ему уже устно, без таблички. При этом, когда малыш начинает действовать, взрослый хвалит его и в подтверждение правильности выполнения задания показывает написанное слово или фразу.

Следует иметь в виду, что часть детей раньше начинает узнавать слова в устной речи, чем в письменной (по табличке). В первую очередь это относится к детям, с которыми занятия проводятся с первых месяцев жизни, а также к малышам с относительно небольшим снижением слуха. Чтобы подготовить таких детей к обучению чтению, целесообразно использовать иной прием: взрослый показывает написанное слово (или фразу) молча и только тогда, когда ребенок начинает действовать, произносит его.

Одновременно с использованием табличек со словами-поручениями ребенка начинают специально учить соотносить табличку-название с часто употребляемыми и знакомыми словами: используются 4–5 названий любимых игрушек, 2–3 названия посуды, еды, мебели, одежды, частей тела и т. п.

Эта работа проводится следующим образом. Перед ребенком кладутся два предмета или две изображающие их картинки, например, дом и рыба. Взрослый держит у подбородка табличку и произносит слово дом, а ребенок показывает на соответствующий предмет или картинку. Взрослый дает ему табличку, которую его рукой кладет к предмету (картинке). Затем такая же работа проводится со вторым словом.

После этого взрослый показывает малышу второй экземпляр таблички ДОМ, прочитывает ее и просит ребенка дать соответствующую игрушку (картинку). То же самое проделывается с табличкой РЫБА. После того как на столе останутся одни таблички, малыша просят дать одну из них, соответствующую табличке-дубликату (Рисунки 3 и 4).

картинка
картинка

Можно порекомендовать и другое упражнение. После того как ребенок с помощью взрослого подложил таблички к соответствующим предметам или картинкам, ему предлагают самостоятельно разместить под ними таблички-дубликаты.

Обучение подкладыванию табличек-дубликатов проводится в течение нескольких дней. При этом предметы и картинки, к которым они подбираются, ежедневно меняются, т. е. взрослый предлагает изображения разных домов, рыбок, привлекает разнообразные игрушки. Затем используются новые пары, например, МАМА и имя ребенка (используются фотографии), МЯЧ и ЗАЙКА, КОФТА и СТУЛ, ШАПКА и ТАРЕЛКА и т. п.

Когда ребенок уже научился подкладывать таблички к образцу, его учат находить нужную подпись самостоятельно. Взрослый дает малышу табличку, например МЯЧ, и предлагает подложить ее к нужному предмету или, наоборот, выкладывает перед ребенком таблички и предлагает подложить к ним соответствующие картинки или предметы. Вначале малыш учится соотносить табличку с предметом (картинкой) в условиях выбора из 2 (т. е. перед ним только два предмета или две картинки), затем — из 3 и более.

По мере того как ребенок овладевает умением соотносить табличку с предметом при ограниченном выборе — из 2–3, его учат находить по табличке соответствующий предмет (картинку), которые находятся не перед его глазами, а в комнате или на улице.

При этом следует помнить, что на табличках предлагаются слова, уже знакомые малышу, поэтому взрослый показывает табличку молча. Лишь после того как ребенок подложит ее к предмету (картинке), взрослый произносит слово, написанное на ней, и проверяет вместе с малышом, правильно ли тот выполнил задание. Каждая подложенная табличка прочитывается: вначале читает взрослый, ведя пальцем под табличкой, затем ребенок вместе со взрослым ведет своим пальцем под табличкой и «читает» ее, т. е. произносит слово, как может. Чтение осуществляется по слогам (но не по звукам) с несколько замедленным произнесением. Хорошо знакомые таблички малыш должен «читать» самостоятельно: он сам ведет пальчиком под табличкой и произносит слово или фразу.

С того времени, как на занятиях начали использоваться таблички, каждое новое слово предлагается ребенку не только устно, но и письменно (на табличке). Помимо этого, в доме «подписываются» предметы, с которыми ребенок встречается чаще всего, т. е. соответствующие таблички прикрепляются к мебели, игрушкам, посуде и т. п. По мере того как ребенок усваивает то или иное слово в устной и письменной форме, соответствующую табличку убирают.

За 1–1,5 года ребенок усваивает не менее 20–30 табличек, которые он узнает в любой ситуации. Например, если взрослый в комнате показывает табличку МЫЛО, малыш, «прочитав» ее, должен найти мыло в ванной или на кухне. Многие дети за этот срок овладевают значительно большим количеством табличек.

Второй этап обучения грамоте — обучение составлению слов из разрезной азбуки

Детей старше двух лет следует учить составлению слов из разрезной азбуки. Эта работа начинается после того, как малыш научится различать первые 5–10 табличек.

Сначала ребенок составляет слово по табличке-образцу. Прежде чем впервые предложить малышу составлять слово из разрезной азбуки, целесообразно вновь воспользоваться табличками-дубликатами. Перед ребенком выкладывается предмет или картинка (например, с изображением дома). Ему предлагается подложить к нему (ней) соответствующую табличку, выбрав ее из двух-трех предложенных. Затем взрослый дает ребенку еще одну такую же табличку, сопоставляет ее с первой, показывая, что они одинаковые. На глазах ребенка он разрезает вторую табличку на буквы и предлагает собрать из них слово под первой табличкой. Такое упражнение проводится в течение 2–3 дней, при этом используются короткие слова, хорошо знакомые ребенку и в устной, и в письменной (по табличке) речи.

В дальнейшем ребенка учат составлять слово по табличке из букв, предложенных взрослым. При этом педагог дает малышу лишь буквы, входящие в это слово. На этом этапе обучения сами буквы не называются. Ребенок подкладывает к картинке табличку, «прочитывает» ее (ведет пальцем и произносит, как может), а затем собирает под ней слово из букв. Когда малыш начнет справляться с этим заданием, его учат составлять слово и по памяти, без образца. Начинать надо с хорошо знакомых, коротких слов, которые ребенок уже произносит самостоятельно точно или хотя бы приближенно: мяч, дом, суп, кот, юла, мама, папа и т. д. Складывая слово, ребенок произносит его: м__я__ч. В момент произнесения звука, например м__, взрослый побуждает ребенка найти соответствующую букву и подложить ее под табличку. Затем он переводит палец ребенка с первой буквы на следующую, читая слог м__я__, и просит найти нужную букву. И, наконец, взрослый вновь ставит палец малыша в начало слова, читает вместе с ним м__я__ч и побуждает ребенка подложить последнюю букву.

Несколько по-другому начинается «письмо» слов типа кот, дом. Часть звуков в таких словах нельзя произнести протяжно, чтобы ребенок во время произнесения звука успевал найти нужную букву. Собирая слово кот, взрослый вместе с ребенком прочитывает первый слог ко__ и, возвращая палец ребенка на первую букву, предлагает ее найти. Затем первый слог прочитывается еще раз, и в момент длительного произнесения о__ подбирается следующая буква. Палец малыша вновь возвращается к первой букве, и слово прочитывается целиком: ко__т. При этом фиксируется внимание на последней букве, которую ребенок подкладывает.

Когда малыш начнет справляться с этим заданием, его учат составлять слово и по памяти, без образца. Постепенно задания усложняются. Можно предложить следующую примерную схему.

  1. Ребенок подкладывает табличку к предмету (картинке), «прочитывает» ее, табличка переворачивается (или закрывается), и он по памяти составляет слово из предложенных взрослым букв, входящих в него. Затем табличка открывается и соотносится с составленным словом. После того как ребенок начнет справляться с этим заданием, можно переходить к следующему этапу.
  2. Ребенок самостоятельно называет предмет или картинку, а затем собирает слово из предложенных взрослым букв. Вначале это только буквы, составляющие данное слово, а затем и «лишние», которые малыш должен отложить в сторону (Рисунок 5 и 6). После выполнения задания он убирает все буквы в разрезную азбуку, вставляя их в соответствующие кармашки.
  3. картинка
    картинка
  4. Ребенок называет самостоятельно предмет или картинку, а затем составляет слово из разрезной азбуки, доставая из кармашков нужные буквы, выбираемые из всего алфавита.

Ребенку интересно составлять слова, пользуясь магнитной азбукой или пластмассовыми кубиками с буквами (типа ЛЕГО). Не следует лишь пользоваться буквами на кубиках с картинками, которые отвлекают внимание ребенка и затрудняют составление слов.

Можно познакомить малыша и с буквенным обозначением звуков, которые он может произнести, например а, о, у, м, п, н, л. При этом называется звук, а не буква: м, а не «эм», п, а не «пэ», л, а не «эль» и т. д. Если ему нравятся занятия с буквами, можно немного потренироваться в чтении отдельных слогов. Например, на гранях кубика пишут слоги: па, по, пу, ма, мо, му. Кубик подбрасывается, и ребенок читает слог на верхней грани. Но не следует увлекаться этими упражнениями и перегружать ребенка, значительно полезнее чтение целых слов и составление их из букв.

Учить чтению нужно ежедневно: собирать из букв по одному слову каждый день, «прочитывать» вместе с ребенком каждое новое слово (фразу), составлять подписи к рисункам и поделкам малыша, к зарисовкам о наиболее интересном, произошедшим с ним в течение дня. Постепенно следует переходить к книжкам-самоделкам с очень небольшим количеством текста, а затем — и к настоящей книге. Подарком для глухих и слабослышащих детей являются книги серии «Читаю сам», созданные специально для них выдающимся отечественным дефектологом Б.Д. Корсунской.

Для развития речи ребенка с нарушенным слухом важно, чтобы он овладел грамотой к 4–4,5 годам. Если при этом возникают значительные трудности при обучении на основе устной и письменной речи, целесообразно использовать дактильную (пальцевую) речь.

Следует отметить, что в данной статье обсуждаются лишь вопросы обучения технике чтения. Значительно более сложным и многогранным является процесс обучения детей с нарушенным слухом пониманию прочитанного.

Предложенные рекомендации могут быть полезны и при обучении грамоте детей с кохлеарными имплантами, но не на первоначальном, запускающем этапе реабилитации, а позже — когда ребенок начнет активно овладевать речью на слуховой основе.

  • 1. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст] : пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; Предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с. - Библиогр.: с. 201-203.
  • 2. Корсунская, Б.Д. Читаю сам [Текст] : кн. для чтения для детей дошк. и мл. шк. возраста с нарушениями слуха: В 3 кн. / Б.Д. Корсунская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - Кн. 1. - 1999. - 173, c : ил..

Библиография


Шматко Н.Д. Обучение грамоте маленького ребенка с нарушенным слухом. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №29 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/literacy-young-child-with-hearing-loss (Дата обращения: 19.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности