Альманах №29
09.08.2017 Дата публикации статьи: 09.08.2017
Альманах №29 · Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ
Альманах №29 · Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ

Развитие устной речи и обучение грамоте глухих детей в приготовительном классе

Слезина Н.Ф. НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва
Рау Ф.Ф. НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва
Источник публикации: По материалам учебника Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина Устное слово. - Издательство АПН РСФСР, 1963.

Учебник предназначен для работы по развитию устной речи и обучению грамоте в подготовительном классе школы глухих.

В нем отражены требования к устной речи учащихся (словарь, фразеология, грамматические формы, произношение) и к навыкам чтения. Учебник содержит также задания, направленные на то, чтобы научить детей воспроизводить графические образы слов и фраз путем составления их из разрезной азбуки и письма. Материал учебника может быть использован для формирования навыков чтения с губ, связанного с членораздельным проговариванием слов.

При составлении учебника имелось в виду как можно раньше сформировать у учащихся элементарные навыки, которые позволили бы использовать материал разговорной речи для общения с окружающими посредством устного слова.

В связи с различными заданиями учащимся книга содержит несколько словесных инструкций, опережающих материал по устной речи и заимствованных из раздела обучения речи в дактильной форме (покажи, скажи и некоторые другие).

Книга предполагает определенное построение обучения устной речи и грамоте. Основу для этого обучения составляет развитие речи учащихся в дактильной форме. Это значит, что при обучении устной речи и грамоте используется речевой материал, который уже усвоен детьми. Вместе с тем ход формирования устной речи и усвоения грамоты в значительной мере определяется работой над произношением, которая идет двумя путями.

Развитие словесной речи на основе ее дактильной формы предполагает, что, обращаясь к учащимся, учитель дактилирует слова и одновременно произносит их. При этом дети побуждаются к отраженному воспроизведению слов не только в пальцевой, но по возможности и в устной форме. Подобное воспроизведение целых слов основано главным образом на чтении с губ учителя и потому часто является очень схематичным. Такой путь имеет существенное значение для активизации речевого аппарата учащихся и развития у них способности к подражанию речевым движениям.

Однако главный путь, обеспечивающий систематическое усвоение произносительных навыков, состоит в планомерной работе, проводимой на материале слов и фраз, связанном с уроками развития устной речи.

Именно этот, второй путь формирования произношения принят в расчет при разработке данного учебника.1

Материал устной речи, на котором строится обучение произношению, расположен в определённой последовательности, обеспечивающей постепенное преодоление фонетических трудностей. Работа над произношением ведется так, что исходным и основным материалом упражнений служат целые слова и фразы. Вместе с тем значительное место занимают упражнения на материале слогов, а также работа над отдельными звуками. Особое внимание при этом уделяется слитному произношению слов и соблюдению в них правильного ударения.2

Слова, включающие новый звук или сложные по своей звуко-слоговой структуре, подвергаются анализу, в связи с чем дети произносят отдельные слоги и звуки, которые затем вновь сливаются, синтезируются в слово. Слоги и звуки (наряду со словами и фразами) произносятся также в связи с систематическими тренировочными упражнениями. Таким образом, предполагаемый учебником метод обучения произношению может быть характеризован как аналитико-синтетический.

Однако это аналитико-синтетический метод особого рода, отличающийся от традиционного.

До недавнего времени материал устной речи в подготовительном классе включал лишь те слова, которые по своему звуковому составу были доступны детям для вполне правильного произношения. В отличии от такого линейного подхода к формированию произносительных навыков в основе настоящего учебника лежит иной подход – концентрический.

Сущность этого подхода заключается в следующем.

Первоначальное обучение произношению, которое завершается полным усвоением всех звуков русского языка, состоит из двух концентров.

Первый концентр совпадает с подготовительным классом, второй концентр охватывает первый и второй классы.

В подготовительном классе от обучающих требуется точное произношение в словах лишь ограниченного числа (17) «основных» звуков, к которым относятся гласные а, о, у, и, э и согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки изучаются в течение трех учебных четвертей.

Для звуков, не входящих в число основных, временно допускается приближенное произношение в словах, состоящее в замене их соответствующими основными звуками. Так, звонкие (кроме в) заменяются глухими, мягкие – твердыми (исключая обязательное смягчение согласных перед и) и аффрикаты (слитные) – соответствующими им щелевыми (ц – звуком с, ч – звуком ш), гласный ы заменяется звуком и.

Звук и, присоединяемый к гласным и произносимый несколько более кратко, позволяет образовать дифтонги, как восходящие – я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ), так и нисходящие – ай, ой, ий и др.

В результате наряду с точным произношением таких слов, как платок, стакан, упал, состоящих из основных звуков, учащиеся подготовительного класса могут приближенно произносить слова, включающие и другие звуки, например, дай, спасибо, мяч. Замена звуков приводит к тому, что слова эти произносятся как тай, спасипо, маш. В первом классе начинается работа по уточнению произношения слов, связанных с постановкой звуков, которые ранее заменялись основными. Это уточнение касается звонких согласных и аффрикат. Во втором классе уточняется произношение остальных звуков.

Концентрический подход к обучению произношению оказывает существенное влияние на материал устной речи в подготовительном классе, значительно расширяя фонетические рамки для его выбора. Своеобразным становится и путь усвоения грамоты.

Допуская приближенное произношение звуков в словах, концентрический метод в то же время предполагает усвоение детьми правильного графического образа этих слов. Ученик может произносить слово чашки как шашки, но при этом он должен различать смысл этих слов при чтении, правильно писать и дактилировать эти слова.

При таких условиях к концу третьей четверти, когда заканчивается постановка основных звуков, оказывается возможным одновременно завершить изучение всех букв. Это изучение связано с усвоением детьми определённых звуковых значений букв. Так, знакомясь с буквами я, ё, ю, е, дети в разное время узнают, что буквы эти в одних случаях читаются как а, о, у, э (например, в словах мясо, самолёт, Люся, мел), в других же случаях как йа, йо, йу, йэ (например, в словах яблоко, ёлка, Юра, ест).

Своеобразным для концентрического метода является первоначальное усвоение детьми звуковых значений тех букв, которые соответствуют временно заменяемым детьми звукам. Например, в приведенных выше словах дай, спасибо звуковое значение буквы д оказывается таким же, как буквы т, а буквы б – таким же, как п, потому что слова эти пока читаются как тай, спасипо.

Лишь в первом классе, когда дети научатся произносить звонкие звуки, они усвоят подлинное звуковое значение букв д и б.

В течение первых трех учебных четвертей учащиеся овладевают в устной форме определенным речевым материалом. Они усваивают навыки восприятия (путем чтения или чтения с губ) и воспроизведения (путем произношения или письма) слов и фраз, входящих в материал устной речи.

Четвертая учебная четверть характеризуется быстрым увеличением объема материала устной речи за счет слов и фраз ранее усвоенных детьми в дактильной форме. В этот период обучения, происходит закрепление и дальнейшее развитие навыков произношения, чтения вслух, чтения с губ и письма на новом речевом материале.

Разделы работы, которые имелись в виду при составлении учебника, тесно связаны между собой. Материал одной и той же страницы, как правило, служит одновременно для разных разделов работы, в число которых входит формирование лексической и грамматической стороны устной речи, обучение произношению, чтению с губ, чтению вслух, письму.

Учебник должен быть использован как на уроках развития устной речи и обучения грамоте, так и в связи с индивидуальными занятиями по обучению произношению. На этих занятиях книга используется не только для чтения вслух соответственных слов, фраз, слогов, но главным образом для произношения слов и фраз с опорой на имеющиеся рисунки и вопросы.

Учебник предусматривает применение разнообразных видов работ.

Предполагается, что учебник должен служить в основном для закрепления материала, который уже знаком детям по урокам развития устной речи, для развития навыков чтения вслух. Некоторые виды работ (с применением разрезной азбуки) готовят детей к письму. Материал учебника используется в процессе обучения навыкам письма.

Приведем основные виды работ, связанные с использованием учебника. Необходимо подчеркнуть, что последовательность, в которой указываются виды работ, ни в коем случае не должна рассматриваться как последовательность их применения в ходе обучения.

К числу основных видов работ, связанных с учебником, относятся следующие.

Воспроизведение слов в устной форме, из разрезной азбуки (позднее посредством письма) по предмету, действию, по картинке без подписи или при закрытой подписи.

Воспроизведение слова в устной форме, из разрезной азбуки (позднее посредством письма) по данным графическим элементам слова (отдельные буквы, слоги), по обозначенному с помощью клеточек, точек количеству букв. Например:

картинка

(под картинкой «папа») или с… (под картинкой «собака»).

картинка
картинка
картинка

Чтение вслух слов и составляющих их слогов с проверкой понимания значения слов, например, ЛОТО, ЛО-ТО.

картинка

Произнесение целых слов, а также составляющих их слогов и звуков, например, ШАПКА ШАП-КА ША Ш А ША ШАП-КА ШАПКА.

картинка

Сопоставление произношения слов и слогов, различающихся определенными звуками, например, ПЕТЯ-ПИШЕТ, ПЕ-ПИ.

картинка

Специальные упражнения в произнесении и чтении вслух слов, трудных по своему звуко-слоговому составу, например, ПАС-МУР-НО ПАСМУР-НО ПАСМУРНО.

картинка
картинка

Составление предложений в устной форме, из разрезной азбуки (позднее посредством письма) по действию и картинке как с помощью вопросов, так и без них.

Дополнение предложений по опорным словам, а также слов в предложении по опорным слогам, например ЛЕНА … ЯБЛОКО (по картинке «Девочка ест яблоко»), С….. СТ… (по картинке «Собака стоит»).

картинка

Составление слов, словосочетаний и предложений с помощью, так называемых подстановочных таблиц.

Например, составление (по картинкам «мясо», «лампа», «масло», «вода», «лото», «лопата») слов и слогов:

картинка
картинка
картинка

Составление предложений из слов:

картинка
картинка

Диалоги.

Например, «Петя и Лиза»

- Лиза, что это?
- Это самолет.
- Лиза, что это?
- Это чашка.

Петя, что это?
- Это шапка.
- Петя, что это?
- Ай, забыл.

картинка

В учебнике выделены некоторые обиходные выражения в целях их закрепления, например: Можно войти? Можно выйти? Я написал. Не мешай! Покажи и т.д.

картинка
картинка
картинка

Для закрепления грамматических форм, нашедших отражение в учебнике, используются следующие приемы.

Сопоставление слов в различных их формах, например: ПИШЕТ – НАПИСАЛ, НАПИСАЛ – НАПИСАЛА, РУКА – РУКИ.

картинка
картинка

Дополнение окончаний в словах предложения или словосочетания, например: КРАСН.. ФЛАГ, КОРИЧН.. ПЛАТЬЕ.

Подбор картинок к вопросам и постановка вопросов к картинкам.

картинка
картинка
картинка
картинка

Наряду с указанными видами работ учебник предполагает использование разнообразных дидактических игр, обычно применяемых в подготовительном классе школы для глухих (лото слов и фраз «Маленький учитель» и т.п.).

  • 1. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968. - 310 с.
  • 2. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с. - Библиогр.: С. 287-301.
  • 3. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Доп. тит. л. изд. 1971 г. - Библиогр.: с. 460-494.

Библиография


Слезина Н.Ф., Рау Ф.Ф. Развитие устной речи и обучение грамоте глухих детей в приготовительном классе. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №29 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/the-speech-development-of-deaf-children (Дата обращения: 20.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности