Предлагаемый выпуск Альманаха продолжает публикацию материалов, посвященных теме кохлеарной имплантации (КИ) — самому эффективному современному методу помощи при глухоте, позволяющему неслышащему человеку обрести полноценное восприятие окружающего мира и речи людей, открывающему возможность принципиально изменить потенциал развития детей с наиболее тяжелыми нарушениями слуха, с врожденной и рано приобретенной глухотой. Все, что читатель узнает из этого выпуска о детях с КИ, он узнает из первоисточника: авторы статей хирурги-пионеры применения этого высокотехнологичного медицинского метода в России, психологи и сурдопедагоги, разработавшие метод реабилитации успешно прооперированных детей — «3П-реабилитацию», позволяющую всем им полностью реализовать открывающиеся возможности и перейти на путь естественного развития, типичный для слышащих детей.
В открывающей выпуск статье «Когда и почему возникает практика кохлеарной имплантации в разных странах мира» исследователь истории развития и философии системы помощи глухим Н.Н. Малофеев показывает, что практика применения медицинских технологий КИ на Западе и в России стимулируется ценностями, доминирующими на современном этапе развития общества — стремлением к максимальной интеграции в социум людей с особенностями развития. Важным положением исторического введения является многократно подтвержденное практикой заключение о том, что современная высокотехнологичная медицинская помощь, так же как все предшествующие технические средства улучшения слуха, могут быть плодотворны лишь в условиях междисциплинарного подхода, включающего психолого-педагогическую помощь ребенку.
Следующие статьи раскрывают медицинский и психолого-педагогический аспекты такой междисциплинарной работы, совместно реализуемой на протяжении 25 лет специалистами ФГБНУ «Российский центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». Создатель первого в стране центра КИ, Г.А. Таварткиладзе вводит читателя в историю кохлеарной имплантации, показывая возможности и достижения высокотехнологичной медицины на современном этапе. Статья ведущего специалиста по настройке кохлеарных имплантов В.В. Бахшиняна поможет родителям и профессионалам оценить поразительные возможности процессоров нового поколения. В качестве примера рассматривается Nucleus 6 — флагман линейки речевых процессоров компании Cochlear, и процессор Kanso. Читатель сможет убедиться в том, что передовые технологии, применяемые в современных системах КИ, нацелены на устранение ограничений и достижение той же степени свободы и комфорта в восприятии звучащего мира, что и у слышащего человека.
В текстах, написанных создателями «3П-реабилитации» детей после КИ Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, А.И. Сатаевой читатель узнает, почему несомненно обретенная ребенком в результате КИ возможность слышать, автоматически не превращает его в слышащего человека. Авторы убедительно показывают, что ребенок с КИ после успешной операции начинает принципиально отличаться от всех детей, с которыми до сих пор имели дело сурдопедагоги: он уже не глухой, но еще не слышащий. Такого ребенка можно перевести на путь естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи, но для этого требуются подходы и методы, отличные от традиционно принятых в сурдопедагогике, ведь они были разработаны для глухих и слабослышащих детей. Эту задачу не берет на себя и подход к послеоперационной реабилитации, первоначально пришедший к нам с Запада и получивший у нас название «Слухоречевой реабилитации», поскольку он тоже нацелен на развитие и коррекцию недостатков слуха и речи ребенка методами, разработанными для глухих и слабослышащих детей.
Авторы представляют созданный ими подход к послеоперационной психолого-педагогической реабилитации ребенка с КИ, разрабатываемый и проверяемый на практике в течение последних двадцати лет, и его в полной мере можно назвать революционным, хотя методологически он вполне соответствует традициям отечественной дефектологии. Революционен он, потому, что достижение высокой медицинской технологии впервые позволяет сурдопедагогу отказаться от традиционной работы по коррекции вторичных нарушений в пользу решения задачи перевода ребенка на путь естественного развития, типичного для обычных слышащих детей раннего возраста. Традиционен он, поскольку в решении задач реабилитации опирается на естественное для отечественной дефектологии понимание единства закономерностей нормального и аномального развития и взаимообусловленность развития когнитивной и аффективной сферы, особенно очевидную в раннем возрасте ребенка. Поэтому ставка в решении задачи овладения ребенком с КИ полученной способностью слышать здесь делается не на прямую и упорную тренировку слуха и отработку речевых навыков, а на перестройку его контакта с близкими. Показывается, что для возвращения ребенка на путь нормального развития ему нужно заново пройти, теперь уже на полноценной сенсорной основе, ранние этапы развития эмоционального взаимодействия с близкими людьми, прожитые им в условиях глухоты. Понятно, что в этом случае процесс реабилитации захватывает не только ребенка, но и всю его семью.
Подход, нацеленный на решение этой задачи, назван его авторами «3П-реабилитация». Его основные положения представлены в обширной статье ««3П-реабилитация»: основные положения». Базовым для понимания этого подхода является определение в нем ТОЧКИ ЗАПУСКА новых слуховых возможностей ребенка. Здесь, так же, как и в нормальном раннем развитии слышащего ребенка, это не специальная тренировка слуха и упражнений в речи, а развитие эмоциональной коммуникации и взаимодействия с близкими людьми, формирующее и опредмечивающее его потребность использовать обретенный слух. Показывается, что совместное прохождение, теперь уже на более полноценной сенсорной основе, ранних этапов развития коммуникации и взаимодействия, гарантированно выводит ребенка с КИ на путь естественного развития, типичного для обычных слышащих детей раннего возраста.
В статье, написанной А.И. Сатаевой, автором системы работы сурдопедагога в «3П-реабилитации», подробно показывается, как это делается. Представлены четыре последовательные сессии работы сурдопедагога, составляющие процесс послеоперационной реабилитации ребенка и его семьи: ориентировочная; запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе; запуск понимания речи на новой сенсорной основе; запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации. Для каждой из них определены не только задачи, но и ориентиры, позволяющие считать задачу решенной и в отношении ребенка, и его близких, и начинать двигаться дальше. Определяются и общие показатели завершения «3П-реабилитации», включающие достижения ребенка и его родителей. Детально представлена технология перестройки на новой сенсорной основе взаимодействия родителей и ребенка — 24 последовательных шага в работе сурдопедагога. Логика работы, последовательность, специфика каждого шага специалиста щедро иллюстрируются замечательными примерами работы с детьми и их родителями.
Приводятся неоспоримые свидетельства эффективности предлагаемой системы психолого-педагогической послеоперационной реабилитации («3П-реабилитации»), во всех случаях ее применения, вне зависимости от тяжести и характера нарушения слуха, времени его потери, сенсорной основы, на которой была сформирована коммуникация до операции КИ.
В статье Люкиной А.С., Красильниковой О.А. и Ильюшиной С.В. приводятся результаты исследования коммуникативных умений младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших, и раскрываются причины слабого владения этими умениями имплантированными детьми, не прошедшими реабилитацию и обучающимися в среде слабослышащих.
«3П-реабилитация» глазами родителей — особенная часть данного выпуска, в которой читатель познакомится с десятью счастливыми семейными историями, написанными родителями детей с КИ.
В завершение выпуска организатор междисциплинарных исследований в области кохлеарной имплантации Н.Н. Малофеев ставит закономерный вопрос о подготовке специалистов психолого-педагогического профиля для работы с этой новой категорией детей. Показывает, что переворот в развитии технологий, медицины, сурдопедагогики закономерно задает необходимость перемен в подготовке специалистов. Детям с КИ нужны профессионалы — сурдопедагоги, педагоги системы ранней помощи, специальные психологи, логопеды, — владеющие новым, научно обоснованным и экспериментально проверенным методом «3П-реабилитации».