Альманах №30
02.10.2017 Дата публикации статьи: 02.10.2017
Альманах №30 · Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ?
Альманах №30 · Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ?

Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ?

Гончарова Е.Л. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Кукушкина О.И. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

История развития средств слухопротезирования и медицинской помощи при глухоте насчитывает, как мы уже видели, много столетий. Обратим внимание на тот факт, что с появлением каждого нового технического устройства всякий раз возникали надежды на то, что открывающиеся возможности техники окажутся сами по себе достаточными для преодоления глухоты. Все надеялись на желанное превращение глухого человека в слышащего.

Однако, история помощи людям с нарушенным слухом показала, что развитие техники, технологий и медицины всегда создавало лишь предпосылки к улучшению качества жизни, переворотными же были достижения в области их обучения и воспитания. Именно сурдопедагогика научилась вводить глухого ребенка в культуру, обеспечивать эмоциональное, когнитивное, речевое, читательское развитие, а в конце ХХ века предложили систему ранней — с первых месяцев жизни — психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями слуха и доказали, что при ослаблении первичного нарушения слуха за счет раннего бинаурального слухопротезирования часть детей, благодаря специальным педагогическим методам, может без имплантации перейти на путь развития слышащего ребенка, однако надежно удавалось это только в 23–25% случаев (Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., 1998, 2003).

Кохлеарная имплантация стала переворотом в преодолении первичного, по мысли Л.С.Выготского, нарушения развития — дефекта слуха. КИ не ослабляет, а почти полностью устраняет это первичное нарушение: входя в операцию КИ глухим, ребенок выходит из нее практически слышащим. Означает ли такой прорыв в развитии технологий и медицины, что сурдопедагогика уже не нужна?

История внедрения метода кохлеарной имплантации, сама практика разных стран мира и России доказала обратное: без психолого-педагогической помощи ребенку после операции и подключения процессора кохлеарная имплантация оказывается неэффективной, и потому нужна психолого-педагогическая реабилитация [Boothroyd A.,Geers A.E.,Moog J.S.,1991 Dowell R.C.,Blamey P.J. and Clark G.M.,1997 Allum J.D.,1996 Арутюнян И.А.,2008,Бахшинян В.В.,2014 Королева И.В.,2002,2009,2015 Красильникова О.А.,2014 Леонгард Э.И.,2006,2008 Люкина А.С.,2016 Миронова Э.В.,2000,2005 Таварткиладзе Г.А.,2003,2013 Тарасова Н.В.,2010 Шарманжинова Т.Д.,2004 и др.].

Теоретическое объяснение состоит в том, что при помощи высокотехнологичной медицины удается практически полностью устранить первичное нарушение (слуха), однако ребенок родился и прожил часть своей жизни неслышащим, а значит — приобрел вторичные нарушения развития. Он привык общаться с окружающими людьми не так как слышащий ребенок, и окружающие люди привыкли взаимодействовать с ним не так, как со слышащим ребенком. Особые способы взаимодействия с миром укоренены в поведении ребенка, и их устранение находится в компетенции психологов и педагогов, но не в компетенции медицины, какой бы высокотехнологичной она не становилась. А если устранение вторичных, возникших до операции, нарушений развития ребенка с КИ находится в компетенции специалистов психолого-педагогического профиля, то можно ли с таким ребенком использовать в полной мере накопленный сурдопедагогикой опыт? Практика доказала, что это неэффективно. И этому тоже есть объяснение: дети с кохлеарными имплантами — это не те дети, с которыми имела дело сурдопедагогика на протяжении всей своей истории. Это не глухие, не слабослышащие, не потерявшие слух. Мы утверждаем, что это новая категория детей с нарушенным слухом — это дети с меняющимся статусом. Впервые медицина, сурдопсихология, сурдопедагогика, семья, воспитывающая глухого, имеют дело с ребенком, статус которого меняется, причем несколько раз.

После успешной операции до момента подключения речевого процессора это все еще ребенок с тяжелым нарушением слуха, его статус определен и известен. Он может характеризоваться как глухой, с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее), с дополнительными нарушениями. И до момента подключения речевого процессора для успешной работы с каждой группой таких детей сурдопедагогу достаточно традиционных сурдопедагогических методов и психолого-педагогических классификаций, которые служат ему надежными ориентирами для дифференциации педагогической работы с разными группами детей с нарушенным слухом.

После подключения речевого процессора статус ребенка с КИ впервые меняется — теперь он «уже не глухой, но еще не слышащий». Благодаря проведенной операции и подключению речевого процессора ребенок с кохлеарными имплантами уже способен воспринимать звуки, однако он продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для ребенка с КИ сохраняют значение зрительные опоры, привычные средства восприятия речи и самой коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др.

Не успевают, как правило, перестроиться и родители: они радуются проведенной операции, ждут, что ребенок начнет вести себя как слышащий, но продолжают общаться с ним привычными способами и средствами, выработанными в предшествующий период воспитания своего ребенка как глухого. Так, нередко родители требуют повернуться или сами поворачивают имплантированного ребенка лицом к себе во время разговора, говорят с ним неестественно, утрируя артикуляцию, много раз повторяют сказанное без его просьбы об этом, подкрепляют свою речь жестами, письменной речью, используют дактилологию, контролируют произношение отдельных звуков и т.д.

Никогда ранее сурдопедагог не имел дела с ребенком, которому медицинская помощь почти полностью устраняет первичное нарушение слуха и открывает возможность перехода на путь развития слышащего человека, т.е. возможность еще раз изменить свой статус, но теперь уже не медицинский, а социально-психологический.

Однако надежды на то, что операция КИ автоматически приведет к желанному изменению статуса — переходу ребенка на путь развития слышащего — не оправдались. Практика и исследования убедительно показали, что ребенок может на протяжении многих лет использования импланта по-прежнему плохо понимать обращенную речь, пользоваться вспомогательными средствами коммуникации — дактилологией и жестовой речью, его самостоятельная речь может оставаться не развитой и невнятной, по уровню общего развития он может грубо отставать от возрастной нормы, и более того — его коммуникативные навыки могут быть менее развиты, чем у слабослышащих сверстников в условиях специального обучения (Люкина А.С,, 2016, Хайдарпашич М.Р., Сатаева А.И., 2016).

Представления сурдопедагогов о том, что глухой ребенок с КИ стал просто слабослышащим, и дальнейшая работа с ним может быть продуктивной в логике специального обучения слабослышащих детей, также несостоятельны. Ребенок с КИ может больше — он может перейти на путь развития слышащего, но возникает вопрос — что для этого требуется?

Нужна специальная работа специалистов психолого-педагогического профиля и семьи по «запуску» открывшихся возможностей естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи в естественной коммуникации, без которой ребенок с КИ задержится на долгие годы в статусе «уже не глухой – еще не слышащий», поскольку успешная операция и подключение речевого процессора хотя и приведут к почти полному устранению «первичного» нарушения слуха, сложившиеся в период глухоты «вторичные» по своей природе нарушения развития сохранятся, они не «исчезнут» оттого, что включился имплант. Как же преодолеть укорененные в поведении ребенка особые способы взаимодействия с миром и открыть ему возможность перейти на новый путь развития? Какая реабилитация нужна?

Исторически первым в России начал использоваться подход, получивший название «Слухо-речевой реабилитации» (И.В. Королева, 2009). Из самого названия подхода — «слухо-речевая реабилитация» — следует его нацеленность на развитие и коррекцию недостатков слуха и речи. Для реализации этой генеральной установки авторы предлагают широкий спектр как западных технологий (Archbold S, 2003; Archbold, S.M., Nikolopoulos, T.P., Lutman, M.E., & O'Donoghue, G.M., 2002; Clark Graeme, 2013; Edwards L.C., 2007; W. Estabrooks, 2007 и др.), в том числе переводных (Allum D.J., Allum J.H.J., Baumgartner W., 2003), так и отечественных методик развития слухового восприятия и речи, разработанных для глухих детей (Леонгард Э.И., 1991 и др.).

В то время, как на практике использовалась слухоречевая реабилитация, начались совместные исследования ФГБУН «Российского научно-практического центра Аудиологии и слухопротезирования ФМБА» и ФГБНУ «Института коррекционной педагогики РАО» по разработке принципиально другого подхода к реабилитации детей с КИ, основанного на идее «запуска» естественного развития ребенка после имплантации.

В результате более чем двух десятилетий междисциплинарных исследований была предложена реабилитация нового типа, получившая название «3П-реабилитация»:

Перевод ребенка с КИ на путь развития слышащего — цель реабилитации.

Перестройка взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе — метод реабилитации.

Проживание заново на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, что уже были прожиты ребенком и семьей в условиях глухоты — содержание реабилитации.

Вся предшествующая сурдопедагогика «работала» на приближение развития глухого к развитию слышащего, впервые сурдопедагогика ставит цель не приблизить, а перевести ребенка с КИ на путь развития слышащего. Впервые сурдопедагогика отказывается от традиционной работы по коррекции вторичных нарушений в пользу запуска естественного развития, характерного для слышащего ребенка раннего возраста. Впервые сурдопедагог работает на занятиях и с родителями, и с ребенком. Впервые от специалиста требуется компетентность в перестройке эмоционального взаимодействия ребенка с родителями на новой сенсорной основе, впервые он должен решить эти сложнейшие задачи по отношению к каждому ребенку с КИ вне зависимости от его паспортного возраста и срока имплантации, вне зависимости от уровня речевого развития до операции.

Переворот в развитии медицины и технологий потребовал переворота в развитии сурдопедагогики. И он произошел.

*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 25.8739.2017/8.9

  • 1. Шматко, Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… [Текст] : пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с. - Библиогр.: с. 201-203.
  • 2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. М. : Просвещение, 1995. – 527с.
  • 3. Boothroyd, A., Geers, A.E. & Moog, J.S. (1991). Practical implications of cochlear implants in children. Ear and Hearing, 12, 4S. 81-89.
  • 4. Geers A., Moog J.S. 1991. Evaluating the benefits of cochlear implants in an educational settings // American Journal of Otology, 12, (Suppl.), 116-125.
  • 5. Dowell R.C., Dawson P.W., Dettman S.J., et. al. 1991. Multichannel cochlear implantation in children. A summary of current work at the University of Melbourne. American Journal of Otology 12 (suppl): 137-143.Dowell R.C., Blamey P.J. and Clark G.M., 1997.
  • 6. Allum DJ (ed.) Cochlear Implant Rehabilitation in Children and Adults. London: Whurr Publishers Ltd, 1996.
  • 7. Арутюнян, И.А. Особенности сурдопедагогической работы с детьми, перенесшими кохлеарную имплантацию: автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.03 / Арутюнян Инесса Ашотовна. – Ереван, 2008. - 25 с.
  • 8. Бахшинян, В.В. Современные тенденции и перспективы применения метода телеметрии нервного ответа в реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации // Вестник оториноларингологии. - 2014;(2): 21-25.
  • 9. Королева, И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста / И.В. Королева // Дефектология. – 2002. - № 4. - С.28-39.
  • 10. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / И. В. Королева с.186, [1] с. ил., табл. 21 см. -
  • 11. Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - с: 870 с. ил.
  • 12. Красильникова, О.А., Люкина, А.С. Результаты исследования коммуникативных умений младших школьников с кохлеарнымиимплантами [Электронный ресурс] / А.С. Люкина, О.А. Красильникова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научны
  • 13. Леонгард, Э.И. Кохлеарная имплантация и речь [Текст] : университет для родителей / Э.И. Леонгард // В едином строю. - 2006. - № 3. - С. 21-25.
  • 14. Леонгард, Э.И. И снова о кохлеарной имплантации [Текст] / Э.И. Леонгард // В едином строю. - 2008. - № 6. - С. 16-17.
  • 15. Миронова, Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Э.В. Миронова. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. – 304 с., ил. с. 227-239.
  • 16. Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации [Текст] / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.52-56.
  • 17. Альтман, Я.А., Таварткиладзе, Г.А. Руководство по аудиологии. - М: ДМК пресс, 2003. с. 249.
  • 18. Таварткиладзе, Г.А. Руководство по клинической аудиологии. - М.: Медицина; 2013. - 404 с.
  • 19. Тарасова, Н.В. Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии: автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.03 / Тарасова Наталья Валерьевна. - Москва, 2010. - 25 с.
  • 20. Шарманжинова, Т.Д. Динамика слухового восприятия у больных, использующих кохлеарный имплант: дис… канд. мед. наук 14.00.04 / Шарманжинова Татьяна Даржановна. – Москва,2004 г. - 128с.
  • 21. Люкина А.С., Развитие коммуникативных умений у младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших: автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.03 / Люкина Анна Сергеевна. – Санкт-Петербург, 2016. - 25 с.
  • 22. Хайдарпашич М.Р., Зельдина Е.В., Сатаева А.И. Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития [Электронный ресурс] / М.Р. Хайдарпашич, Е.В. Зельдина, А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. – Альманах №24. – Электрон.
  • 23. Archbold S. A pediatric cochlear implants program: current and future challengers. In: McCormick B. Archbold S, eds. Cochlear Implants for Young Deaf Children. 2nd Ed. London: Whurr, 2003: 96-134.
  • 24. Archbold S. A Deaf education: changed by cochlear implantation?: Proefschrift. Thesis Radbound University Nijmegen Medical Center, Nijmegen, 2010. - 434 pages.
  • 25. Archbold S.M., Nikolopoulos T.P., Lutman M.E., O'Donoghue G.M. The educational settings of profoundly deaf children with cochlear implants compared with age-matched peers with hearing aids: Implications for management: International Journal of Audiology.
  • 26. Clark, G.M. Cochlear Implants: Fundamentals and Applications/Springer- Verlag New York, Inc. 2003 p: 654-706.
  • 27. Clark, G.M. Cochlear Implants: historical perspectives. In: Plant, G. and K.-E. Spens, eds. Profound deafness and communication. London, Whurr: 2013, 165-218.
  • 28. Edwards L.C. Children with cochlear implants and complex needs: A review of outcome research and psychological practice: Journal of Deaf Studies and Deaf Education Vol 12(3) Sum 2007, 258-268.
  • 29. Estabrooks W. (Ed.) Auditory-verbal therapy for parents and professionals. –Washington. DC: A.G.Bell, 1994.
  • 30. Allum-Mecklenburg DJ, Allum JHJ, Baumgartner W et al., Multi-language international perceptual test battery for comparing performance of children in different countries: evaluation of auditory responses to speech (EARS), Paper presented at the 3rd Europea
  • 31. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed. Allum D.J. -Whurr Publishers, 1996. P. 166-179. - 344 pages.

Библиография


Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ?. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/why-not-dispense-with-psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-the-child-after-the-key (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности