В рамках культурно-исторического подхода к развитию психики человека развитие ребенка рассматривается как процесс присвоения культурного опыта, накопленного человечеством, в процессе и посредством общения ребенка со взрослым [Выготский Л.С.,1997 Лисина М.И.,2009 Смирнова Е.О.,1996]. Само общение рассматривается как особый вид деятельности, у которой есть свой собственный мотив и который реализуется в виде коммуникативных действий [Лисина М.И.,2009]. На первом году жизни общение с матерью, реализуемое в виде непосредственного обмена эмоциями (непосредственно-эмоциональное общение), является ведущей деятельностью ребенка, в рамках которой формируются предпосылки развития предметной деятельности – ведущей деятельности следующего этапа развития [Лисина М.И.,2009 Смирнова Е.О.,2005 Эльконин Д.Б.,2006].
В условиях различных отклонений в развитии ребенка нормальный ход психического развития нарушается. Вследствие ограниченных возможностей ребенка передача культурного опыта в формах, традиционно практикуемых в данной культурной среде с детьми соответствующего возраста, затрудняется [Выготский Л.С.,2003]. В первую очередь, речь идет о трудностях развития непосредственно-эмоционального общения со взрослым – первой ведущей деятельности ребенка.
Нарушения развития общения в первые годы жизни ребенка исследованы на некоторых категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, на категории слепых недоношенных младенцев, детей второго-третьего года жизни с синдромом Дауна, детей-сирот первых трех лет жизни с органическим поражением ЦНС, детей раннего возраста после операции по вживлению кохлеарного импланта [Выродова И.А.,2008 Кудрина Т.П.,2014 Одинокова Г.Ю.,2016 Разенкова Ю.А.,20152015 а Сатаева А.И.,2016]. В данной статье представлены некоторые результаты исследования общения матери и ребенка второго года жизни с органическим поражением центральной нервной системы.
Дети с сочетанной перинатальной патологией, включающей органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) – это достаточно распространенная на сегодняшний день категория детей. Последствия перинатальной патологии, в том числе перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС), занимают ведущее место в структуре патологии новорожденных. Данная категория детей является основной группой риска по возникновению тяжелых инвалидизирующих состояний, чье психомоторное и социально-эмоциональное развитие в младенческом и раннем возрастах характеризуется значительными трудностями [Браткова М.В.,2006 Половинкина О.Б.,2005 Разенкова Ю.А.,20152015 а].
В нашем исследовании приняли участие 14 детей второго года жизни с сочетанной перинатальной патологией, включающей органическое поражение ЦНС: у троих детей перинатальная постишемически-постгеморрагическая энцефалопатия, пятеро детей с перинатальным постгипоксически-ишемическим органическим поражением ЦНС, четыре ребенка с перинатальным постгипоксически-постгеморрагическим органическим поражением ЦНС. Во всех случаях дети были рождены преждевременно, на сроке гестации от 25 до 32 недель с массой тела от 0 790 до 1 450 гр. Все дети, принявшие участие в исследовании, из полных семей. По результатам диагностики нервно-психического развития [Фрухт Э.Л.,Печора К.Л.,Пантюхина Г.В.,1983], дети имели отставание в развитии на 4 – 8 эпикризных срока. Дети достаточно ограниченно понимали обращенную речь взрослого, не всегда могли выполнить действия по словесной инструкции. Активная речь детей была представлена ее предпосылками в виде лепета, реже облегченными словами или отдельными звукоподражаниями. Предметная деятельность детей данной категории была представлена отдельными, зачастую неспецифическими манипуляциями, что не позволяет говорить о сформированности данного вида деятельности как ведущего. Родители указывали на трудности в организации поведения ребенка и совместной деятельности, отмечали в поведении детей проявления негативизма и частые капризы, с которыми взрослым не всегда удавалось справиться.
В качестве основного инструмента исследования использовалась методика анализа видеоматериалов взаимодействия матери с ребенком в ситуациях специально организованного общения (см. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Орлова Е.В., Разенкова Ю.А. Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий в данном выпуске Альманаха). Всего было проанализировано 56 видеофрагментов: регистрировались инициативные и ответные коммуникативные действия партнеров, реализуемые за счет использования экспрессивно-мимических, предметных и речевых средств. За общение, в соответствии с определением М.И.Лисиной, мы принимали последовательность коммуникативных действий, состоящую как минимум из двух звеньев: инициативы одного и ответной реакции другого партнера по общению [Лисина М.И.,2009].
Проведенный анализ показал, что за период видеосъемки взаимодействия матери с ребенком без игрушки (10 минут) в парах наблюдалось от 10 до 28 эпизодов общения (в среднем, 17,75, SD=5,46). Зафиксированные эпизоды общения очень непродолжительны: они составляли всего лишь от 1 до 11 секунд, в среднем, 6,3 секунды (SD=2,14). Количество эпизодов общения за период 10-минутной видеосъемки взаимодействия матери и ребенка с игрушкой составил от 10 до 26 (в среднем, 17,75, SD=5,19). Их продолжительность варьировалась от 1 до 13 секунд, в среднем, 7,7 секунды. Суммарно длительность общения в период 10-минутного взаимодействия матерей и детей с использованием игрушек составила от 56 секунд до 3 минут 31 секунды (в среднем, 2 минуты 19 секунд).
Ниже представлены некоторые обнаруженные особенности инициативных и ответных коммуникативных действий матерей, препятствующих разворачиванию общения.
Первой особенностью, затрудняющей разворачивание общения, является чрезмерное количество инициатив со стороны матери. В процессе общения с ребенком мать совершает большое количество инициативных коммуникативных действий. Эти инициативы по содержанию бывают как однотипные, так и разноплановые. Создается впечатление, что мать не рассчитывает на ответ ребенка, не оставляет «паузы» для ответа и не ждет его.
Нередки случаи, когда мать и ребенок одновременно проявляют инициативу, содержание этих инициатив не совпадает, соответственно, обе инициативы остаются без ответа.
Обращает на себя внимание настойчивость матерей при совершении инициативных действий: матери повторяют инициативные действия в неизменном виде, игнорируя отсутствие отклика у ребенка или его негативные реакции.
Матери могут игнорировать переключение ребенка на иное содержание, они настойчиво продолжают «свою программу» инициатив (не всегда интересную по содержанию), не подстраиваются под изменения в желаниях или намерениях ребенка. Также матери используют приемы физического удержания ребенка или привлечения к себе внимания, тогда, когда дети не дают ответной реакции.
Также в ряде случаев в инициативных коммуникативных действиях матери наблюдалось противоречивое содержание, когда действие матери не совпадало с вербальным комментарием или вопросом, адресованным ребенку.
Например, Артемий (1 год, 3 мес.) с матерью сидят на диване. Мать предлагает еле слышно: «Давай будем зайку кормить» при этом смотрит по сторонам и перебирает кубики: «Будем кормить….. будем, будем», при этом по интонации трудно понять спрашивает мать ребенка, или констатирует, и вообще, насколько это было для ребенка. Ребенок смотрит на действия матери, и уползает с дивана.
Некоторые матери прерывали начатое инициативное действие в процессе общения с ребенком, не доводили его до завершения.
Например, Александр (1 год, 5 мес.) играет с пупсом и пытается надеть ему на голову шапочку. Мать комментирует: «Вот так, молодец!», при этом тянется рукой к игрушке, чтобы помочь, но вдруг убирает руку обратно. Ребенок в это время манипулирует с пупсом и его шапочкой. «Одевай мальчика вот так…» снова тянется к пупсу, но не помогает надеть шапочку, отстраняется обратно: «Ой, какой симпатичный мальчишка в кепке! Да?». Ребенок бросает шапочку и уходит.
Можно видеть, что инициативные коммуникативные действия матерей детей с органическим поражением ЦНС характеризуются особенностями, препятствующими началу или разворачиванию общения. «Очередь» инициативных действий, не разделенных паузами, не оставляет ребенку возможности ответа. Игнорирование инициативы ребенка с одновременной собственной инициацией общения приводит к угасанию проявлений активности ребенка. Настойчивое повторение или, напротив, незавершенность инициативного действия, отсутствие разнообразия или противоречия в его содержании не создают условий для вовлечения ребенка в общение.
Ряд ответных коммуникативных действий матерей детей с органическим поражением ЦНС также препятствуют разворачиванию общения.
В ряде видеоэпизодов наблюдалась ситуация, когда мать отвечает на инициативу ребенка не сразу, а через некоторое время, когда ребенок уже ее и не ожидает, даже иногда после нескольких новых собственных инициатив.
Например, Варвара (1 год, 9 мес.) берет стаканчик от пирамидки, прячет в него лицо, прикусывая часть стаканчика. Мать одновременно комментирует, что нарисовано на стаканчике, хотя ребенку это не видно: «Мишка там?». Девочка бросает стаканчик в сторону, а мать дает отсроченную ответную реакцию на изначальные действия ребенка: «Вера пьет из кружечки?».
Общение не разворачивается, когда ответное действие матери не соответствует содержанию инициативы ребенка.
Мать может давать ряд ответных реакций, по содержанию противоречащих друг другу.
Ответ матери может представлять собой негативную эмоциональную реакцию, упрек или необоснованный запрет. Инициатива ребенка интерпретируется как плохие черты поведения ребенка или баловство, а желание ребенка настоять на своей инициативе – как неповиновение.
Например, Варвара (1 год, 9 мес.) залезает на стол и берет крем для рук, мать увидела и комментирует с упреком: «Ну, это- то мы быстро!».
Можно видеть, что некоторые особенности ответных коммуникативных действий матерей детей с органическим поражением ЦНС также не способствуют или препятствуют разворачиванию общения. В результате дети либо не вовлекаются в ситуацию общения, либо достаточно быстро прерывают ее, зачастую выражая при этом негативные эмоции.
Таким образом, коммуникативное поведение матерей детей второго года жизни с органическим поражением ЦНС характеризуется следующими особенностями: матерям сложно как привлечь, так и удерживать внимание ребенка. Инициативные и ответные коммуникативные действия матерей характеризуются несоответствием возможностям и потребностям детей, не только не создают условий для проявления ребенком коммуникативной и познавательной активности, но и блокируют ее, провоцируя у детей негативные эмоции и протестное поведение. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что в исследованных парах не накоплено опыта продолжительной совместной игры, который они могли бы продемонстрировать в ситуации эксперимента.