Альманах №33
12.03.2018 Дата публикации статьи: 12.03.2018
Альманах №33 · Ранняя помощь: лучшие региональные практики
Альманах №33 · Ранняя помощь: лучшие региональные практики

Практика построения системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

Петрова А.Ф. ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения», Республика Саха (Якутия)

По данным медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия), общее число инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет – 6189 человек, из них в возрасте от 0 до 3 лет – 595 детей-инвалидов (2016 г. – 6054, 2015 г. – 6185, 2014 г. – 6173, 2013 г. – 6161), что составляет 10,5 % от общего числа инвалидов и 2,4 % от общей численности детского населения республики.

Дошкольным образованием в республике охвачено 70231 ребенок, в том числе до 3 лет – 9154 ребенка; с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – 1794 детей, из них городского населения – 1556 детей, сельского населения – 283 ребенка; воспитанники-инвалиды – 1191 ребенок, из них городского населения – 695 детей, сельского населения – 496 детей.

В 22 образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (4 государственных казенных общеобразовательных, 18 муниципальных казенных общеобразовательных организаций) обучается 2309 детей, в том числе детей-инвалидов 1188 (51,5 %), из них:

  • государственных образовательных организаций – 4 (для глухих детей, для слабослышащих, слабовидящих и поздно ослепших детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей-сирот, детей с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей);
  • муниципальных образовательных организаций – 18 (12 организаций – для обучающихся с умственной отсталостью, в их числе 3 школы и 9 школ-интернатов, 3 – организации для обучающихся с задержкой психического развития, 1 – организация для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 1 – организация для обучающихся с нарушениями зрения).

В общеобразовательных организациях общего типа обучается 5751 ребенок с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов – 1421 человек): с нарушением зрения – 252, с нарушением слуха – 233, с нарушением речи – 202, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 578, по общему заболеванию – 1245, с задержкой психического развития – 2375, с умственной отсталостью – 792, с расстройствами аутистического спектра – 62, с тяжелыми множественными нарушениями – 12 человек.

Обучением на дому охвачено 2548 обучающихся, в том числе 718 детей-инвалидов.

В отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, с 1 сентября 2017 года в первых и вторых классах реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с государственными требованиями, отвечающими образовательному запросу родителей и выстраивающие индивидуальные траектории развития и обучения учащихся.

Таким образом, система образования Республики Саха (Якутия), с одной стороны, представляет собой разветвленную сеть образовательных организаций, обеспечивающих коррекционно-педагогическую помощь детям с ОВЗ как в условиях образовательных организаций, так и посредством реализации различных моделей интегрированного обучения. С другой стороны, дошкольные образовательные организации (ДОО) республики, в которых осуществляется коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ, образуют недостаточную и неравномерную сеть, в которой большая часть групп (в основном, логопедических) организована в составе дошкольных организаций, расположенных в городах. Кроме того, существующая система помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, практически не охватывает семьи с детьми раннего возраста, а также наблюдается недостаточный уровень реабилитационной помощи детям раннего и дошкольного возрастов.

В целях развития инклюзивных процессов в Республике Саха (Якутия) была разработана и принята «Концепция инклюзивного образования на 2012-2016 годы», в которой были определены задачи развития образования: разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду; моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды; разработка региональной программы, обеспечивающей условия доступности получения качественного образования детей с ОВЗ по месту жительства в вариативных формах; межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам раннего выявления детей с проблемами в развитии [1].

В Концепции были также определены задачи, адресованные сфере социальной защиты и социального обслуживания населения: развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с ОВЗ; подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс; разработка законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение государственной поддержки детей и подростков с ОВЗ в процессе получения ими образования и социальной защиты специалистов, занятых в сфере инклюзивного образования [3].

Реализация Концепции в республике позволила:

  • обеспечить права детей с ОВЗ на равный доступ к качественному образованию, независимо от состояния здоровья, их места жительства;
  • обеспечить физическую доступность учебных заведений разных типов, независимо от форм собственности и подчинения, в соответствии с потребностями детей с ОВЗ;
  • подготовить достаточное количество квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного образования, создать систему повышения их квалификации;
  • обеспечить учебные заведения, которые внедряют инклюзивное образование, транспортными средствами, соответствующими учебно-методическими, наглядными, дидактическими материалами, современными средствами реабилитации индивидуального и коллективного назначения [3].

Важные смысловые акценты Концепции – развитие системной ранней помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с рождения, легли в основу проекта ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (2013-2015 гг.).

Цель проекта была определена как обеспечение доступности услуг ранней психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям в образовании Республики Саха (Якутия) для повышения качества их жизни.

В рамках заявленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • создание новых служб ранней помощи в республике;
  • создание материально-технической и методической базы служб ранней помощи в образовании республики;
  • повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь семьям с детьми раннего возраста;
  • повышение компетентности родителей и их активности в процессе (ре)абилитации ребенка;
  • координация деятельности муниципальных центров психолого-медико-социального сопровождения и образовательных учреждений в сопровождении развития детей раннего возраста [4].

Координирующая роль в данном проекте была отведена службе ранней помощи, открытой в 2012 году на базе ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (РЦ ПМСС).

На подготовительном этапе специалисты Центра познакомились с опытом работы служб ранней помощи в других регионах страны, прошли стажировки, были разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность службы:

  • Положение об отделе ранней диагностики и специальной помощи детям до 3 лет и их родителям;
  • Договор с родителями (или законными представителями).

В 2013-2017 гг. службой ранней помощи «РЦ ПМСС» оказано содействие в открытии десяти служб ранней помощи в муниципальных ППМС-центрах и образовательных организациях республики.

Стимулом для открытия данных служб в муниципальных образованиях стала реализация мероприятий Региональной стажировочной площадки в рамках ФЦПРО по направлению «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся» и участие в Государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», подпрограммы «Доступная среда». Участие в этих программах позволило Министерству образования РС(Я) приобрести соответствующее оборудование, которое было передано образовательным учреждениям, изъявившим желание открыть службы ранней помощи.

Также важнейшим ресурсом становления и развития системы ранней помощи признается система повышения квалификации специалистов, основанная на компетентностном подходе с использованием методов развития профессиональной рефлексии и профессионального мышления, развития установки на организацию взаимодействия специалистов различных профессий. С 2013 года в системе образования РС(Я) ежегодно проводятся практико-ориентированные семинары и курсы повышения квалификации по ранней помощи и психолого-медико-социальному сопровождению (охват специалистов в 2013 г. – 129 чел., в 2014 г. – 132 чел., 2015 г. – 157 чел.; 2016 г. – 642 чел.; 2017 г. – 263 чел.). Но актуальность проблемы требует увеличения количества специалистов дошкольного образования, системы ППМС-помощи по обучению методикам ранней помощи.

В 2016 году для совершенствования профессионального мастерства, организации взаимопомощи и объединения творческой инициативы специалистов Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения открыл методическое объединение педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

В службах ранней помощи республики, открытых в системе образования, реализуются следующие основные виды деятельности: диагностическая, развивающая, коррекционная, консультативная, координационная. Ведущим направлением в деятельности служб является диагностическое направление. Динамика охвата детей диагностическими услугами в Службе ранней помощи «РЦ ПМСС»: 2012 г. – 35 детей; 2013 г. – 191 ребенок; 2014 г. – 300 детей; 2015 г. – 1022 детей; 2016 г. – 1162 детей; 2017 г. – 1417 детей.

В службах ранней помощи ведутся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Детей на занятия набирают по результатам психолого-педагогической диагностики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с результатами диагностики и медицинских показателей детей раннего возраста по разработанным индивидуальным программам. Специалистами служб проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития, воспитания детей дошкольного возраста, а также тренинги для родителей. Кроме того, специалистами служб ранней помощи проводятся индивидуальные консультации для воспитателей, логопедов ДОУ, педагогов общеобразовательных школ, оказывается методическая помощь по вопросам организации работы с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Информационно-просветительская деятельность служб ранней помощи направлена на ознакомление населения с работой служб и реализуется в виде участия в родительских собраниях (в ДОО, в поликлиниках улуса), распространения информационных материалов по поликлиникам, больницам, дошкольным образовательным учреждениям, проведения семинаров, тренингов для родителей с привлечением специалистов из медицинских учреждений. Также информационные материалы распространяются через республиканские газеты, районные газеты улусов республики, родительские форумы, социальные сети.

Утверждение Правительством Российской Федерации «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р) потребовало системного решения для развития ранней помощи в регионе [2].

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г. N 1154 - р был разработан и утвержден на период 2017-2018 гг. «План мероприятий по развитию системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Республике Саха (Якутия)» [5]. Мероприятия Плана включают анализ ситуации и определение степени нуждаемости Республики Саха (Якутия) в системе ранней помощи; определение перечня организаций, имеющих необходимые условия для оказания услуг в сфере ранней помощи; разработку и утверждение региональной программы по развитию системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Республике Саха (Якутия), включая утверждение Порядка межведомственного взаимодействия в системе ранней помощи; определение единого ресурсного методического центра, на базе которого будет осуществляться мониторинг мероприятий и методическая поддержка специалистов, обеспечивающих предоставление услуг в сфере ранней помощи на основе современных подходов и методов; внедрение критериев определения нуждаемости детей целевой группы в услугах ранней помощи для включения в число получателей услуг ранней помощи; внедрение системы оценки качества и критериев оценки эффективности предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы в республике; организация взаимодействия с органами местного самоуправления по оказанию услуг в сфере ранней помощи; привлечение негосударственных поставщиков к оказанию услуг в сфере ранней помощи; организация информирования населения по вопросам ранней помощи; подготовка специалистов, обеспечивающих предоставление услуг в сфере ранней помощи, и повышение их квалификации [5].

Координатором развития системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия) становится Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Предполагается, что сети служб ранней помощи будут созданы как в системе Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), так и в системе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).

  • 1. Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг. (утверждена на коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) 24 августа 2012 г.).
  • 2. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р: извлечение из документа // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2016. – № 1
  • 3. Максимова, З.С. О мерах государственной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ / З.С. Максимова // Обучение и воспитание детей с ОВЗ: современная практика и взгляд в будущее [Электронный ресурс]: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конфер
  • 4. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2017 г. N 1154-р «О развитии системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)». Режим доступа: https://base.garant.ru/48168366/

Библиография


Петрова А.Ф. Практика построения системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия). // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №33 2018 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/the-practice-of-the-early-intervention-system-in-the-republic-of-sakha-(yakutia) (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности