Альманах №34

От редакции

Тема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общее образовательное пространство становится все более актуальной и дискутируемой. В обычную школу уже пришли самые разные дети с особыми образовательными потребностями, но условия их обучения в ней еще только начинают обеспечиваться. Признана необходимость разработки дифференцированных образовательных маршрутов, но практикам не очень понятно как их можно реализовать в условиях одной школы. Вопросы вызывает, все ли дети с ОВЗ могут обучаться в условиях полной инклюзии и как готовить к этому ребенка и его соучеников. Предлагаемый выпуск альманаха содержит статьи, с разных сторон освещающие вопросы интеграции: представлены результаты отечественных исследований и практический опыт введения в общеобразовательную школу детей с разными ограничениями здоровья, возможности психологической помощи уже взрослыми людьми с ОВЗ, позволяющей им продвинуться в социальной адаптации и интеграции.

В открывающей выпуск статье Н.Н. Малофеева «От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями» идея инклюзии представлена как общемировая тенденция организации обучения детей с ОВЗ, закономерно ведущая к перестройке системы образования и в нашей стране. Рассматривая идею инклюзии с позиции отечественной научной школы дефектологии, автор отказывается делать выбор между ценностями приобретения социального опыта и получения качественного образования и показывает, что интеграция детей с ОВЗ в социальную среду обычной школы может стать развивающей лишь при обеспечении особых условий обучения, отвечающих их особым образовательным потребностям. Обсуждаются вопросы практической реализации идеи инклюзии странами в разной степени обеспеченными возможностями решения этих равно значимых задач. Представлено развитие направлений исследований отечественной школы дефектологии определяющих условия, требующиеся ребенку с ОВЗ для полноценного обучения и социального развития в общеобразовательной школе.

Следующие материалы Альманаха посвящены условиям инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР), составляющих самую многочисленную группу детей с ОВЗ в массовой школе. Материалы, представленные в статьях Н.В. Бабкиной «Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации» и А.Д. Вильшанской «Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР», разрушают бытующие представления о том, что дети с ЗПР с возрастом сами преодолевают свои трудности. Показывается, что это нуждающаяся в специальной поддержке и очень неоднородная группа детей, требующая дифференцированного подхода к их интеграции в общеобразовательное пространство. Предлагаются варианты выбора образовательного маршрута, соответствующие характеристикам психической деятельности и поведения ребенка с ЗПР к моменту его поступления в школу. Представлены особые условия, которые должны быть созданы для ребенка с ЗПР при обучении в условиях инклюзии, обоснована необходимость комплексной и динамичной оценки их достижений в учебе и социальном развитии.

Статья А.Я. Абкович «Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута» освещает результаты изучения особых образовательных потребностей младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Показывается, что безбарьерная архитектурная среда и помощь ассистента являются важными, но не главными факторами успешного обучения этих детей в общеобразовательной школе, и среди обеспечивающих инклюзию условий на первый план выходит необходимость дифференцированной коррекционной поддержки детей специалистами дефектологического профиля – педагогами, логопедами, психологами. Представлены существенно различающиеся варианты развития детей с НОДА, что требует обеспечения семье возможности выбора образовательного маршрута, адекватного образовательным потребностям ребенка.

Значительное внимание уделено проблеме выработки образовательного маршрута и условиям интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В альманах включена статья О.С. Никольской «Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра» и статьи, описывающая модели обучения в общеобразовательной школе детей с разными вариантами расстройств аутистического спектра (РАС). В статье Л.В. Шаргородской «Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции» обобщен более чем 10-летний опыт обучения детей с выраженными проявлениями РАС в младших классах общеобразовательной школе. Автор убежден, что большинству таких детей лучше начинать свою школьную жизнь в малокомплектном классе и введение их в более сложные условия обучения должно быть подготовленным и поэтапным. Описаны условия обучения, отвечающие потребностям таких детей: особенности организации среды и взаимодействия с учителями и сверстниками, адаптации учебного процесса и направления коррекционной работы, выделяются последовательные этапы процесса интеграции. Показано, что весь период начального школьного обучения может рассматриваться как диагностический, и не все дети, начавшее обучение в малокомплектном классе, получают в дальнейшем возможность обучаться в обычном классе в режиме полной инклюзии, некоторым из них может быть рекомендовано продолжение обучения в системе специальных школ.

Статья С.А. Розенблюм, Т.Ю. Хотылевой и Н.В. Борисовой «Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации» также представляет результаты долголетней и тщательно продуманной работы в школе с углубленным изучением информационных технологий, где все классы являются инклюзивными, и дети с особыми образовательными потребностями составляют 10 % учащихся. В большинстве это дети с РАС, вернее, те из них, кто при создании специальных образовательных условий может успешно освоить общеобразовательную программу. Авторы знакомят с созданной и работающей эффективной моделью инклюзии, которая охватывает весь период школьного обучения. Показывается, как дети готовятся к инклюзии в подготовительных классах и как обучаются в младшей школе, когда им оказывается наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь. Представлены технология разноуровневого обучения, позволяющая создать для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут в средней школе и особенности организации предпрофильного и профильного обучения в старших классах. Наряду с определением необходимых условий создания инклюзивной образовательной среды инклюзия рассматривается в статье и как важный ресурс развития самой школы.

Статья И.А. Костина «Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС» показывает необходимость психологической поддержки процесса интеграции в сообщество людей с ОВЗ и после завершения обучения в школе, социального развития уже выросших людей с ОВЗ. На примере людей с РАС автор показывается важность создания для дальнейшего взросления такого человека развивающей среды, выводящей его за пределы ближнего круга семейного общения, активизирующей и, ставящий перед ним новые социальные задачи.

Завершают выпуск статья Е.Е. Китик, в которой автор предлагает разобраться с трудностями, с которыми сталкивается ребенок с речевыми нарушениями, оказавшись в условиях инклюзии. И статья Т.П. Кудриной, в которой рассказывается о правилах взаимодействия со слепым ребенком: как общаться; как сопровождать; как помогать ему в различных ситуациях, не препятствуя активности и самостоятельности. В статьях представлены рекомендации педагогам, которым предстоит принять в класс таких детей.

Статьи выпуска:

    От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями

    интеграция
    специальная школа
    инклюзия
    стандарты
    образовательный маршрут
    Аннотация

    От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями

    Декларация безграничных прав, не подкрепленная возможностями государства и согласием общества, влечёт за собой опасность подмены реальной инклюзии формальным перемещением ребёнка в массовую школу, что не только не улучшает, но и ухудшает его положение. Качественная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми образовательными потребностями. В статье представлен краткий обзор концепций организации образования детей с особыми образовательными потребностями в разных странах.

    Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации

    Бабкина Н.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации

    младшие школьники с ЗПР
    вариант развития
    особые образовательные потребности
    образовательный маршрут
    инклюзивное образование
    психолого-педагогическое сопровождение
    Аннотация

    Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации

    В статье обсуждается реально существующая проблема выбора оптимальных образовательных маршрутов для крайне неоднородной категории детей с задержкой психического развития. Показано, что выбор инклюзивной формы образования должен основываться на определении варианта психического развития ребенка к началу школьного обучения и его образовательных потребностей. Представлена совокупность условий, которые должны быть созданы для ребенка с ЗПР в начальный период школьного обучения в условиях инклюзии; определено основное содержание специальной помощи в системе психологического сопровождения.

    Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании

    Вильшанская А.Д.

    Читать

    Ключевые слова

    Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании

    ЗПР
    мониторинг
    диагностика
    оценка
    дифференциация
    специальные образовательные потребности
    коррекционная работа
    Аннотация

    Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании

    Представлен опыт образовательного учреждения в оценке достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР, дифференциации условий при организации проверочных и аттестационных работ, оформлении «Индивидуального профиля обучающегося», а также в организация диагностического мониторинга.

    Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута

    Абкович А.Я.

    Читать

    Ключевые слова

    Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута

    интеграция
    инвалид
    начальная школа
    НОДА
    ДЦП
    диагностика
    коррекция
    психофизическое развитие
    особые образовательные потребности
    образовательный маршрут
    Аннотация

    Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута

    Статья посвящена результатам исследования, направленного на выявление особых образовательных потребностей и организацию специальных условий для детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе инклюзивного обучения. Автором представлена рабочая типология обучающихся с двигательными нарушениями, разработанная на основе дифференциации потребности младших школьников в создании специальных условий обучения. В статье затрагиваются вопросы выбора оптимального образовательного маршрута для ребенка с НОДА и подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и широким распространением инклюзивных процессов.

    Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра

    Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра

    ребенок с аутизмом
    расстройства аутистического спектра
    особые образовательные потребности
    выбор образовательного маршрута
    РАС
    МКБ-10
    ПМПК
    Аннотация

    Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра

    В статье анализируются трудности психолого-педагогического обследования ребенка с аутизмом, в силу которых выбор его образовательного маршрута может делаться лишь на основе клинического заключения. Показывается, что клинические диагнозы при расстройствах аутистического спектра (РАС) объединяют детей с разными образовательными потребностями и не могут служить единственным основанием решения этого вопроса. Предлагаются методы психологического обследования позволяющие качественно характеризовать проблемы ребенка с аутизмом и оценить тяжесть выявленных нарушений развития.

    Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции

    Шаргородская Л.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции

    дети с расстройствами аутистического спектра
    динамическая модель интеграции
    специальные образовательные условия обучения в начальной школе
    особые образовательные потребности
    адаптированная образовательная программа
    Аннотация

    Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции

    В статье рассматриваются специальные образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальных классах массовой школы, разработанные в рамках создания динамической модели интеграции. Представлены методы и технологии, отвечающие особым образовательным потребностям таких детей на начальном этапе обучения.

    Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации

    Борисова Н.В. , Хотылева Т.Ю. , Розенблюм С.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации

    инклюзивное образование
    психолого-педагогическое сопровождение
    поведенческий
    нейропсихологический
    эмоционально-смысловой подход
    разноуровневое обучение
    индивидуальный учебный план
    Аннотация

    Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации

    В статье дается описание реально действующей модели инклюзивного обучения детей с ОВЗ, в основном, с РАС, в государственной общеобразовательной школе, потенциально способных освоить общеобразовательную программу при создании адекватных их индивидуальным потребностям специальных условий. Формулируются требования, необходимые для успешной реализации инклюзии, и тот ресурс, который инклюзия дает школе при грамотной организации процесса

    Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС

    Костин И.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС

    РАС
    волевые процессы
    социальная среда
    диалогическое взаимодействие
    Аннотация

    Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС

    В статье затрагивается проблема поддержания такой социальной среды, которая смягчает волевые нарушения, типичные при аутистических расстройствах и во взрослом возрасте. Среди признаков такой развивающей социальной среды называется, в частности, настойчивое введение в жизнь правил диалогического взаимодействия.

    Инклюзия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

    Китик Е.Е.

    Читать

    Ключевые слова

    Инклюзия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

    инклюзия
    устная и письменная речь
    общее недоразвитие речи
    фонетико-фонематическое недоразвитие речи
    нарушения письменной речи
    дисграфия
    дислексия
    акустический
    артикуляционный
    фонематический анализ и синтез
    оптический
    фонематический слух
    лексический
    грамматический
    Аннотация

    Инклюзия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

    Статья посвящена вопросу обучения детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзии и предлагает учителям общеобразовательных школ разобраться в трудностях, с которыми сталкиваются такие дети в процессе освоения письма и чтения. Понимая природу ошибок, допускаемых детьми с речевыми нарушениями на письме и при чтении, учитель сможет правильно оценить свою роль в обучении такого ребенка и помочь ему, установив эффективное взаимодействие с логопедом. Именно поэтому особое внимание в статье уделяется рассмотрению специфических ошибок таких детей, возникающих при освоении чтения и письма, показано, как они связаны с развитием устной речи, и как отличить их от ошибок, обычно допускаемых детьми, начинающими осваивать письменную речь. Статья будет полезна и родителям, дети которых имеют речевые нарушения и собираются обучаться, или уже обучаются, в общеобразовательной школе.

    Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать

    Кудрина Т.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать

    образовательная организация
    слепой школьник
    общение
    сопровождение
    особые образовательные потребности
    Аннотация

    Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать

    В настоящее время у семьи, в которой воспитывается слепой ребенок, появилось право выбора образовательной организации: обучение возможно как в специализированной школе, так и в общеобразовательной. ФГОС НОО не исключает возможности получения слепым ребенком цензового образования по варианту 3.1, но в том случае, если для обучающегося созданы условия, отвечающие его особым образовательным потребностям. Перед педагогами массовых школ встают сложные задачи организации среды и выбора специальных метдов обучения слепых детей. Однако прежде чем организовывать образовательный процесс, педагогам в первую очередь необходимо усвоить некоторые «жизненные компетенции» – правила взаимодействия со слепым ребенком: узнать, как общаться; как сопровождать слепого ребенка; как помогать ему в различных ситуациях, не препятствуя его активности и самостоятельности. В статье представлены рекомендации педагогам, которым предстоит принять в класс слепого обучающегося.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности