Ориентиры специалистов и семьи в развитии, воспитании и обучении
Дети среднего школьного возраста
Переход из младшей в среднюю школу характеризуется не только усложнением содержания и программ обучения, но и значительной трансформацией самих его задач.
В это время для ребенка определяются возможности реализации себя в разных предметных областях образования, и программы обучения должны обеспечить ему полноценную ориентировку в предметных областях, позволяющую выделить свои предпочтения и интересы, опробовать и осознать свои способности, наметить уровень притязаний в областях формирующихся интересов.
В соответствии с изменением задач образования в средней школе меняются взаимоотношения учителя и ученика, и не только потому, что ребенок начинает взаимодействовать не с одним, а со многими преподавателями. Если в младшей школе учитель был проводником и эмоциональной поддержкой ребенка при его вхождении в сам процесс обучения, то в средней школе он уже как специалист вводит ребенка в свою предметную область, что меняет характер и дистанцию их взаимоотношений.
Раньше для ребенка крайне важно было благополучие в личных отношениях со своим учителем, его эмоциональное приятие в целом, теперь значимыми и развивающими для него становятся их общий интерес к предмету и признание учителем способности ученика освоить его. На этой основе деловое взаимодействие с учителем-предметником может выстраиваться как сотрудничество, а общение строиться на уважительном внимании друг к другу и взаимной заинтересованности.
Ребенку в этом возрасте важно получить опыт конструктивного и творческого взаимодействия с учителем и, заинтересовавшись его предметной областью, почувствовать вкус к преодолению трудностей.В средней школе усложняется и функция оценки учителем достижений ребенка в обучении. Сохраняется необходимость избирательного подхода, позволяющего поддержать усилия ребенка и использовать индивидуальную шкалу в оценке шагов его продвижения в обучении. Вместе с тем, все большее значение приобретает и более объективная составляющая оценки, помогающая ребенку адекватно ориентироваться в происходящем. И поскольку оценки ученика по освоению разных предметов в средней школе могут значительно различаться, и успехи в одних областях отчасти компенсируют его неудачи в других, это помогает ребенку принять объективность внешней оценки и позволяет взрослому в случаях локальных неудач ребенка поддерживать его представление о себе как в целом успешном ученике.
Школе и близким ребенка этого возраста необходимо внимательно отслеживать, чтобы на посильном уровне ребенок продолжал осваивать все предметные области, не ощущая свою неуспешность в одной из них настолько, чтобы полностью потерять интерес и стимул к ее дальнейшему освоению.
Оценка ребенка среднего школьного возраста в семье тоже становится более сложной. При сохранении эмоционального приятия ребенка в целом, по частным вопросам родители начинают в большей степени ориентироваться на реальность оценок из внешнего мира и, прежде всего, школы, и все больше начинают выступать для него как контролирующая инстанция. Помимо школьных, у ребенка появляются постоянные домашние обязанности, близкие реально оценивают его посильное участие в общих делах и заботах, и несоответствие ребенка их ожиданиям вызывает трения в отношениях, ведет к конфликтам.
Входя в подростковый возраст, ребенок становится все более самостоятельным и предприимчивым, начинает активно испытывать себя, выясняя «какой я» и определяя границы своих возможностей. В том числе, он проверяет и прочность заданных взрослыми установок и правил, начинает претендовать на самостоятельное решение – что хорошо и что плохо, и в этом тоже может не совпадать с родителями. При часто возникающих в каждой семье локальных конфликтах, важно уберечь уже сложившуюся основу эмоциональных отношений с ребенком и, не обязательно соглашаясь, с пониманием отнестись к его «претензиям». При сохранившейся для него ценности хороших отношений ребенок скорее научится беречь их, т.е. договариваться, искать компромиссы при решении спорных вопросов.
Ребенок должен ощущать, что близкие замечают и ценят его успехи, и что в отрицательных реакциях они не перейдут грань и не допустят его унижения, возникновения у него ощущения безнадежности и бездарности. Особенно бережного отношения требуют формирующиеся границы его внутренней частной жизни. Представляется, что близким вряд ли стоит настаивать на их прозрачности и полной откровенности ребенка. Нейтрализовать возникновение напряженности и конфликтов и сохранить близость в отношениях с ребенком в это время может помочь развитие общих интересов, привлечение ребенка взрослыми к своим увлечениям и поддержка и участие в его собственных.
Формирование общих интересов, сохранение доверительных отношений и прочных эмоциональных связей ребенка в семье являются профилактикой возможных подростковых проблем и серьезных поведенческих срывов ребенка.
В среднем школьном возрасте активно складываются прочные дружеские связи и детские компании. Ориентация ребенка на близких сверстников становится не меньшей, чем его ориентация на близких взрослых, и своими личными переживаниями он теперь скорее поделится с ними. С возникающими отрицательными переживаниями, в том числе с переживанием школьного и домашнего неблагополучия, он тоже начинает справляться в компании сверстников. Растет цена дружеских связей и зависимость ребенка от оценок и мнений друзей, которые могут вступать в противоречие с мнениями и оценками взрослых.
Ребенок легко присваивает их увлечения и интересы, что может как принципиально обогатить и стимулировать его развитие, так и сделать его проблемным. Эмоциональная зависимость от компании облегчает вовлечение ребенка в групповое аффективное переживание, которое может провоцировать ребенка на неожиданные и не характерные для него поступки, в том числе опасные для него и осуждаемые взрослыми. В компании сверстников эксперименты с нарушением социальных правил и норм могут восприниматься ребенком как увлекательная, веселая и забавная игра, нешуточные последствия которой не могут им в тот момент адекватно оцениваться.
В связи с этим у близких ребенка возникает необходимость начать уже в младшем школьном возрасте отслеживать ситуацию формирования его дружеского круга. Для этого необходимо принимать друзей ребенка у себя в доме, ценить их достоинства и устанавливать с ними уважительные отношения. Важно быть искренним, но осторожным в оценках друзей и не вступать с ними в конкуренцию в глазах ребенка. Мелочная опека и стремление к тотальному контролю не будут здесь продуктивными, а готовность проявить участие и интерес, выслушать и ответить на возникающие вопросы позволят быть в целом в курсе увлечений и планов компании.
Школа может внести свой и более активный вклад в формирование дружеских компаний, стимулирующих психическое и социальное развитие детей. Если в домашних условиях знакомство чаще возникает по случаю, то школа может сознательно объединять детей по общим интересам в длительной командной работе, которая помогает им лучше узнать и оценить друг друга. Продуктивно и объединение детей для реализации меняющихся частных проектов, позволяющих детям показать себя с новой стороны и дать им опыт разнообразия контактов со сверстниками и форм взаимодействия с ними.
Потребность ребенка в дружеских связях в этом возрасте велика и, не имея возможности найти друзей в реальной жизни, подросток с большой вероятностью обратится к общению в социальных сетях, что не может восполнить для него опыта реальных отношений, но может создать для него угрозу стать объектом недружественной манипуляции.
Ребенок, обучающийся в средней школе, активно осваивает и дифференцирует физическое и социальное пространство. Он начинает перемещаться сам в местах, ранее освоенных вместе со взрослыми, и стремиться самостоятельно осваивать незнакомые места и маршруты. Обязанности в школе и дома требуют от него вступления в принятые формы социальных контактов, развития дружеских связей со сверстниками, освоения разнообразных неформальных отношений. Многие дети в этом возрасте начинают самостоятельно осваивать пространство социальных сетей.
Ребенком определяются и дифференцируются социальные границы. Наряду с границами между мирами школы и семьи, выстраиваются границы мира близких сверстников и мира близких взрослых. В каждом из них определяются значимые ценности, границы безопасного и дозволенного, правила поведения, дистанция и принятые формы контактов.
В этом возрасте ребенок закономерно ограничивает вторжение в свою внутреннюю частную жизнь для близких взрослых, более проницаемыми остаются границы в дружеском общении, и, как правило, дети еще не осознают, что установление границ необходимо им и в сетевом пространстве.
Вклад семьи, школы и дружеской компании в развитие социализации и форм коммуникации ребенка взаимно дополняют друг друга. Школа в большей степени задает социальные нормативы, правила коммуникации и контролирует их исполнение ребенком. Семья имеет возможность более гибко руководить перестраивающимися социальными отношениями ребенка, поддерживать и защищать его в случае ошибок и подростковых срывов. Для успешного социального развития ребенка ему необходима уверенность в том, что при всех внутренних разногласиях он может положиться на помощь близких в разрешении проблем, возникающих вовне. Дружеская компания в этом возрасте в наибольшей степени дает ему не только радость единения в общении, но и понимание ценности личной порядочности и честности, верности и взаимовыручки в отношениях.
Дифференцируются дистанции и формы коммуникации в условиях дома, школы и привлекающей ребенка компании, в каждой из них определяются свои предметы общения, своя степень свободы и конфиденциальности, правила приличий в вербальной и невербальной коммуникации, правила употребления лексики в разных кругах и контекстах. И если правила безопасности социальных контактов и коммуникации в реальном мире уже относительно дифференцированы и понятны ребенку, то правила безопасности контактов и моральные нормы в виртуальном мире для него еще не очевидны, что требует специального внимания взрослых. Под маской вымышленного сетевого имени ребенок может ощутить чувство абсолютной свободы самовыражения и вседозволенности, что провоцирует превращение озорных и кажущихся безобидными шуток в опасные явления «моббинга» и «кибер-буллинга».
В средней школе активизируется процесс ориентации ребенка в круге ценностей родной культуры, которые в этом возрасте передаются ему как ценности значимых для него людей в семье, в школе, в кругу друзей. На этой основе расширяется его собственный культурный кругозор, формируются интересы и устремления, выстраиваются планы на будущее. Школа, семья, друзья взаимно дополняют друг друга в формировании культурного кругозора ребенка. Школа дает общую структуру культурным впечатлениям ребенка, заданную предлагаемыми предметными областями образования; в семье ребенок накапливает их в соответствии с принятыми в ней ценностями, и они могут быть менее ординарными и более личными, отчасти конкурирующими с общепринятыми. Друзья увлекают своим культурным опытом, своими предпочтениями, поэтому так важно, чтобы интересы сверстников дополняли и расширяли горизонты ребенка. Вот почему так важна оценка семьей потенциала дружеской компании своего ребенка.
Культурные впечатления передаются ребенку в этом возрасте в большей степени в непосредственном эмоциональном общении и взаимодействии со значимыми людьми, поэтому простое подключение ребенка к получению сведений в сети Интернет не сможет ввести его в контекст культуры. Совместное введение ребенка в культурный контекст необходимо, поскольку эмоционально стабилизирует его в условиях подростковой лабильности, предупреждает срывы в асоциальное поведение, переживание подросткового одиночества и уходы в опасные зависимости.
В среднем школьном возрасте происходит бурный рост и физическое развитие ребенка, идет его активная подготовка и вхождение в пубертатный кризис. Учителю и родителям требуются знания о физиологических закономерностях развития ребенка, его возможностях и ограничениях в этом возрасте. Учителю необходимо понимание темповых расхождений в созревании детей одного класса, что не может не осложнять организацию учебного процесса и требует дифференцированного подхода в определении требуемого темпа и объема работы ребенка в классе.
Необходимыми в этом возрасте являются внимательное отношение к утомляемости ребенка и тем нагрузкам, которые оставляют ему возможность быть продуктивным, а также особенная осторожность в стимуляции его спортивных достижений. Ребенка этого возраста необходимо последовательно и терпеливо учить продуктивно, не допуская истощения, распределять свое время и силы между школьными занятиями, занятиями дополнительного образования, домашними обязанностями и общением с друзьями.
Представленные ориентиры в области психического и социального развития детей среднего школьного возраста актуальны для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с инвалидностью, включая умственную отсталость и РАС. Конечно, в каждом случае формируется индивидуальный прогноз достижений, но именно в этих направлениях.
Дети старшего школьного возраста
Это возраст, когда у ребенка с ОВЗ и его семьи вновь меняются ориентиры, также меняются и задачи школы на завершающей ступени общего образования. Школа совместно с семьей должна подготовить для ребенка с ОВЗ возможности выбора и достаточной ориентировки в области будущей профессионализации, в собственных возможностях и ограничениях.
На этом этапе не просто углубляется содержание и усложняются программа обучения и требования к результатам; главное, что теперь у ребенка и семьи складываются профессиональные ориентиры и предпочтения, начинаются активные пробы в выбранных предметных областях. Школа и близкие ребенка руководят сознательным их освоением с прицелом на результат, который теперь уже должен быть представлен вовне. Необходимо совместное с ребенком построение личной профессиональной перспективы и, соответственно, личных профессиональных планов.
В старшем школьном возрасте ребенок начинает взаимодействовать с учителем как с профессионалом в своей области и оценивать его с точки зрения профессионализма; по сути, начинается конструктивное взаимно уважительное общение будущего профессионала с Мастером. Теперь для ребенка на первый план окончательно выходят не личные отношения с Учителем, а его профессиональные достоинства.
Для ученика старшей школы дистанция во взаимоотношениях с учителем готовит его к взрослому общению, оно выстраивается, прежде всего, как деловое сотрудничество, построенное на взаимном уважении.
Учителя в старшей школе оценивают ребенка более дифференцированно, чем на предшествующей ступени обучения; индивидуальный профиль ученика определяется его устремлениями и проявляемыми способностями во всех предметных областях, но наибольшую значимость приобретают области будущей профессионализации. Укрепляется мотивация семьи и ученика быть успешным, прежде всего, в выбранных предметных областях.
При этой нацеленности близких на высокий результат, ребенок должен чувствовать их поддержку и веру в его силы и возможности преодоления неизбежно возникающих трудностей.
В старшей школе и, особенно, в период завершения обучения для ребенка становится очевидным, что достижение поставленных целей требует значительных усилий, определенных «жертв», т.е. осознанных отказов от многих увлечений и радостей. Поэтому так важны ребенку свидетельства того, что близкие взрослые ценят его усилия и уважают затраченный труд и целеустремленность своего ребенка. Близкие ребенка должны учитывать, что для многих детей старшая школа – это время еще не завершившегося полового созревания, поэтому высокие нагрузки ложатся на человека, еще не устойчивого к ним. Требуется руководство ребенком в распределении времени, объяснение ему, что продуктивность обеспечивается не возрастанием интенсивности нагрузок, а разумным чередованием периодов напряженной работы и отдыха.
Педагоги и близкие взрослые не должны подталкивать ученика старшей школы к слишком узкой профессионализации в ущерб формированию необходимой широкой культурной компетенции. Этот возраст является одним из основных периодов освоения ребенком ценностных основ своей культуры, и игнорирование этого взрослыми может значительно обеднить его жизнь и возможности реализации в будущем.
Развиваются отношения со сверстниками: помимо сложившихся ранее и остающихся актуальными дружеских связей, появляются новые устойчивые отношения, основанные на общности предметных интересов. Ученик получает опыт совместной проектной деятельности со сверстниками. Теперь именно удачно сложившаяся дружеская компания может в наибольшей степени мотивировать дальнейшее культурное развитие ребенка.
Старшеклассник осознает свое право на частную личную жизнь и нуждается в признании этого права взрослыми, прежде всего – близкими взрослыми.
Личные эмоционально значимые отношения с педагогами и близкими взрослыми в семье сохраняются при условии, что они принимают складывающийся профиль интересов и возможностей ученика, его компанию, круг общения, частную жизнь, а в случае возникновения у взрослых тревог они вступают с ним в уважительный диалог. Тем самым они помогают ребенку взглянуть на происходящее с другой стороны, получить опыт, которым он сможет воспользоваться во взрослой жизни.
Кардинально расширяется функционирование ребенка в сети Интернет, и особенно важно освоение правил безопасности, выработка иерархии подчиненности сетевой активности интересам и реализации его устремлений в реальной жизни. Важным становится освоение правил конфиденциальности общения в социальных сетях, понимание необходимости сохранения приватности личных данных. Взрослым следует заботиться о предупреждении угрозы недружественной манипуляции ребенком в социальных сетях, прежде всего, угрозы «троллинга». И если в средних классах «троллинг» может быть просто неудачной шуткой и забавой сверстников, неосознанно перешедших границу дозволенного, то в старшей школе он представляет большую опасность для ребенка, может иметь другие причины и последствия, и поэтому при необходимости взрослые должны обращаться за помощью к специалистам.
Впервые ребенок начинает ориентироваться на законодательные нормы, он уже несет юридическую ответственность за свои поступки, и это накладывает на него обязательства держать их под контролем.
Представленные ориентиры в области психического и социального развития старших школьников актуальны для всех категорий детей с ОВЗ, с инвалидностью, но в каждом случае формируется индивидуальный прогноз достижений по каждому из направлений, с учетом возможностей и ограничений ребенка, завершающего школьное обучение.
Стратегические направления развития образования детей среднего и старшего школьного возраста
Требуется разработка и внедрение психолого-педагогической типологии школьников с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста – для каждой нозологической группы.
Достижением предшествующего этапа развития школьной практики является введение всех без исключения детей с инвалидностью и с ОВЗ в образовательное пространство вне зависимости от тяжести первичных нарушений развития. Действующий ФГОС НОО верно ориентирован не только на нозологические группы детей с ОВЗ, но и на типологию иного рода – варианты развития. Введение психолого-педагогической типологии вариантов развития как ориентира для совершенствования следующих уровней основного образования позволит обеспечить преемственность с другими уровнями, добиться качественной, а потому эффективной дифференциации образовательных маршрутов, содержания, условий обучения группы детей с ОВЗ, которая к моменту перехода в среднюю и старшую школу становится особенно неоднородной и уже устойчивой.
Значительный диапазон различий в развитии детей среднего и старшего школьного возраста со сходными ограничениями здоровья с необходимостью требует дифференциации содержания образовательных программ именно по вариантам развития. Дифференцированное не только по нозологическим группам, но и по вариантам развития основное образование является важнейшим условием максимально возможной нормализации траектории психического и социального развития детей с ОВЗ, изменения в лучшую сторону стартовых показателей их профессионального образования и социализации во взрослом мире.
Необходимо укоренить современные представления о целевой группе основного общего образования. Семья ребенка с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста должна стать на практике полноценным субъектом образования.
Ребенок с ОВЗ даже среднего и старшего школьного возраста может продуктивно развиваться только в условиях благополучного взаимодействия с близкими взрослыми, и коррекция нарушений развития может быть эффективна только в контексте развивающегося взаимодействия специалистов и семьи с ним, поэтому родители должны стать на практике полноценным субъектом основного общего образования.
Требуется включить семью ребенка с ОВЗ в целевую группу помощи в образовании школьников среднего и старшего возраста, признать базовой задачей специалистов психолого-педагогическую поддержку развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития.
Требуется определение правил и форм трансляции семье рекомендаций специалистов по выбору маршрута ребенка в основном образовании. Новой задачей профессиональной деятельности специалистов должна стать организация обсуждения с семьей рекомендуемого образовательного маршрута по завершении начальной школы или средней школы, оснований для выбора специалистами именно этого варианта продолжения обучения. Требуется формировать умение специалистов убедительно и при этом доступно объяснять родителям возможные риски в развитии и обучении их ребенка при выборе иного, не рекомендованного специалистами, варианта обучения.
Мониторинг помощи детям с ОВЗ в основном образовании должен включать два взаимосвязанных компонента - динамику психического развития самого ребенка и динамику развития взаимодействия семьи со своим ребенком с учетом меняющихся целевых ориентиров в развитии, воспитании, обучении, социализации, профессионализации.
Требуется признать ценностью достижение максимально возможной эмоциональной стабильности школьника с ОВЗ как обязательного условия его продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития, безопасности его самого и окружающей социальной среды, предупреждения опасных асоциальных срывов.
Требуется признать задачей специалистов уровня основного образования выявление индивидуальных способностей и избирательных одаренностей ребенка с ОВЗ, накопление им в образовательном учреждении опыта успешной продуктивной деятельности, что необходимо для определения его личной профессиональной перспективы, профессионального самоопределения.
Ключевым направлением развития средней и старшей школы является разработка проектов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) для детей с ОВЗ, потому что реализация заявленных целевых ориентиров неполного и полного основного образования этих детей невозможна без разработки стандартов образования данного уровня, которые могут гарантировать:
- создание специальных условий образования, позволяющих реализовать право каждого ребенка с ОВЗ на освоение основного общего образования вне зависимости от тяжести нарушения развития и в соответствии с индивидуальными особыми образовательными потребностями;
- преемственность на всех уровнях образования, позволяющую последовательно развивать достижения каждого ребенка с ОВЗ вне зависимости от тяжести его нарушения и в соответствии с потенциальными возможностями развития, обучения, социализации, профессионализации;
- возможность дифференциации образовательных маршрутов для каждой нозологической группы детей с ОВЗ на всех уровнях образования в соответствии с психолого-педагогической типологией детей с ОВЗ;
- возможность выбирать образовательный маршрут, отвечающий представлениям семьи о благополучном развитии, обучении, социализации и профессионализации ребенка с ОВЗ;
- соответствие содержания образовательных программ особым образовательным потребностям каждой нозологической группы в соответствии с психолого-педагогической типологией детей с ОВЗ;
- наличие в школьных образовательных программах двух взаимосвязанных компонентов содержания обучения детей с ОВЗ – «академического» и «жизненной компетенции» и в том соотношении, что соответствует их особым образовательным потребностям;
- ориентированность процесса образования ребенка с ОВЗ средней и старшей ступени на достижение максимально возможной для каждого самостоятельной, независимой и достойной жизни во взрослом возрасте.
Ожидаемые результаты развития школьного образования
Реализация предлагаемой стратегии позволит создать условия для более благополучного, чем в настоящее время, старта взрослой и профессиональной жизни детей с инвалидностью, с ОВЗ:
- Уровень развития всех учащихся с ОВЗ будет выше уровня, достигаемого в условиях доминирующей в настоящее время практики.
- Будет обеспечена положительная динамика развития конструктивного взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в семье, в группе сверстников, в образовательной организации со сверстниками и взрослыми как основа будущей взрослой жизни.
- Будет обеспечена положительная и контролируемая динамика развития жизненной компетенции детей с ОВЗ. Прежде всего, динамика развития социально-бытовых навыков, эмоциональных отношений и коммуникации с детьми и взрослыми близкого и дальнего окружения, умения сотрудничать и договариваться в деловых и семейных отношениях, полноценно участвовать в домашней жизни и в жизни социальной группы, следование правилам безопасного социального поведения, в том числе – поведения в сети Интернет.
- Среди родителей детей с ОВЗ вырастет число занимающих конструктивную позицию в оценке достижений, перспектив дальнейшего образования, социальной и профессиональной жизни своего ребенка.
- Повышение безопасности жизни ребенка с ОВЗ и окружающей социальной среды, максимально возможное предупреждение опасных асоциальных срывов за счет повышенного внимания и контролируемых результатов в достижении ребенком с ОВЗ максимально возможной для него эмоциональной стабильности.