Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения / Альманах №36 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №36 "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы"

Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

Н.Н. Малофеев ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Цель разработки – создание Концепции развития образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), позволяющей использовать результаты современных междисциплинарных исследований как основу для принятия решений.

Концепция определяет пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей.

Созданная Концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.

Смысл создаваемой Концепции мы видим в том, чтобы определить точки роста современного образования детей с ОВЗ, выделить и обосновать стратегические направления его развития и ожидаемые результаты.

В концепции решаются задачи:

Определения научно обоснованных ориентиров современного воспитания и эффективного обучения детей с ОВЗ, адресованных каждому уровню образования, начиная с первого года жизни ребенка, включая как инклюзивные, так и специальные условия образования. Представлены ориентиры, основанные на традиционном для отечественной науки понимании единства законов развития детей с ОВЗ и без ОВЗ и учитывающие при этом возможность существенного расхождения паспортного и психологического возраста и наличие особых образовательных потребностей детей.

Научного обоснования необходимости введения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет), описания ожидаемых результатов ранней помощи для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для него самого, специалистов и общества в целом.

Научного обоснования стратегических направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребенка, специалистов, страны в целом.

Разработанная Концепция основывается:

  • На современных представлениях детской, возрастной и специальной психологии о современном детстве, закономерностях развития и обучения ребенка с ОВЗ.
  • На результатах анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития практики образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и России, научных представлениях о социокультурных и экономических детерминантах перехода образовательных систем на качественно новые этапы развития.
  • На современном знании специальной психологии и коррекционной педагогики о максимуме достижений в развитии и обучении разных категорий детей с ОВЗ и необходимых для этого специальных условиях.
  • На современном опыте практической реализации достижений отечественной научной школы специальной психологии и педагогики в обучении и воспитании детей с ОВЗ разных категорий и разных возрастов.
  • На понимании того, что формирование жизненной компетенции на всех уровнях образования является неотъемлемым компонентом содержания как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ.
  • На научных представлениях о широком диапазоне вариантов психического развития и в популяции детей с ОВЗ в целом, и в каждой нозологической группе, и соответствующем ему столь же широком диапазоне вариантов образования.
  • На научных представлениях о необходимости выделения и дифференциации вариантов образования в соответствии с типологическими вариантами развития детей каждой нозологической группы для каждого уровня образования (от инклюзивного до специального индивидуализированного). Только это позволяет при разной степени неблагополучия обеспечивать продуктивное обучение в зоне ближайшего развития и требуемый ребенку баланс академической и жизненной компетенции.
  • На анализе опыта разработки Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ, выявлении достижений и рисков, связанных с утерей ряда принципиальных положений при переходе от Концепции к ее реализации, прежде всего рисков недооценки значения компонента жизненной компетенции в содержании образования. На анализе рисков ориентации исключительно на нозологию и паспортный возраст ребенка с ОВЗ, имеющих место в современной практике дошкольного образования детей с ОВЗ.
  • На представлениях о необходимости преемственности всех уровней образовательной системы с учетом выделенных ориентиров и ожидаемых достижений.

Представим основные направления развития образования детей с ОВЗ как целостной современной и динамично развивающейся системы.

Основные положения Концепции

Ключевая точка роста всей образовательной системы – это создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом, поскольку развертывание ранней помощи в образовании детям от рождения до 3 лет позволит принципиально изменить стартовые возможности и детей группы риска, и детей с ОВЗ на всех последующих этапах образования. Ранняя помощь, как показали исследования, позволяет увеличить число детей, способных полноценно осваивать образование в условиях инклюзии и сократить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в индивидуализированной, специальной и максимально развернутой помощи.

Необходима разработка и внедрение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ для каждой нозологической группы и каждого возрастного этапа развития. Выделение вариантов развития детей позволит обеспечить качественную дифференциацию вариантов образования и тем самым максимально возможную эффективность образовательной системы. Выделение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ необходимо для организации продуктивного межведомственного взаимодействия, обозначая сферу ответственности, профессиональные задачи и инструменты. Попытки использовать в системе образования типологию детей с ОВЗ, принятую в других ведомствах для решения других задач, приводят к снижению качества образования и социализации ребенка с ОВЗ, поскольку в этом случае игнорируются вторичные по своей природе нарушения развития, которые именно в образовании требуется корригировать и предупреждать.

Принципиальную роль в развитии образования детей с ОВЗ играет дальнейшая разработка понятия «особые образовательные потребности» применительно к каждой нозологической группе, каждому типологическому варианту и возрастному этапу развития, что необходимо для качественной дифференциации вариантов самого образования. Необходимо признать, что особые образовательные потребности должны определяться не для нозологических групп в целом, а для типологических вариантов развития детей каждой нозологической группы и каждого уровня образования. Только в этом случае они, действительно, смогут ориентировать специалистов и смогут стать основой качественной и эффективной дифференциации образовательных маршрутов и самих вариантов образования.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении детей с приобретенными ограничениями здоровья, переходящих из категории здоровых в категорию детей с ОВЗ, и нуждающихся в особой психолого-педагогической помощи.

Требуется перейти от декларируемого признания родителей детей с ОВЗ субъектами образования к пониманию и описанию их особых образовательных потребностей, т.е. к более точному определению их роли в образовании на каждом уровне. Необходимо разработать технологичное научно-методическое и информационное обеспечение семьи как полноправного участника образовательного процесса. Требуется определение и описание ее взаимодействия с другими участниками процесса и при этом ясное разграничение сфер ответственности и компетенций профессионалов и близких ребенка с ОВЗ.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении семьи ребенка с внезапно приобретенными ограничениями здоровья, и потому нуждающейся в специальной психолого-педагогической помощи.

Неотъемлемым и наиболее специфичным компонентом качественного образования детей с ОВЗ является целенаправленное формирование их жизненной компетенции – способности применять осваиваемые знания и умения для решения жизненно важных личных и социальных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми. Требуется, наконец, перейти от декларации значения формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ к действительной разработке процесса ее формирования на всех уровнях образования для каждой нозологической группы каждого типологического варианта развития. Требуется определение содержания и методов формирования жизненной компетенции, разработки способов оценки достижений ребенка с ОВЗ в этой области, принципиально отличающихся от способов оценки его академических достижений.

Требуется признать, что ребенок с ОВЗ растет, воспитывается, образовывается в цифровом мире, и в большей мере, чем его здоровые сверстники, нуждается в помощи во вхождении в этот мир, освоении его инструментов и технологий, в том числе – «ассистирующих», и также в большей мере, чем другие дети, нуждается в обеспечении информационной безопасности. Требуется формировать и укоренять в сознании специалистов и семьи ребенка с ОВЗ убеждение в том, что защита от угрозы «ухода» ребенка в сеть Интернет заключается не в запретах использования «гаджетов», а в организации жизни, впечатлений ребенка, способных полноценно конкурировать с впечатлениями и жизнью в сети.

Требуется укрепить представление специалистов и близких ребенка с ОВЗ о значимости и ценности поддержания его эмоциональной стабильности в системе образования на всех уровнях. Эмоциональная стабильность ребенка с ОВЗ является гарантией предупреждения его агрессии в отношении окружения. Необходимость обеспечивать и контролировать эмоциональную стабильность ребенка с ОВЗ в образовании должна осмысливаться специалистами как важнейшая профессиональная задача, для решения которой требуется взаимодействие педагога и психолога.

Какие исследования и разработки нужны для реализации Концепции в ближайшее десятилетие:

  • Исследования современной популяции детей с ОВЗ, включая новые группы.
  • Исследования современной семьи ребенка с ОВЗ.
  • Разработка современной психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ всех возрастов (варианты психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста).
  • Разработка современного психолого-педагогического инструментария оценки вариантов психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста.
  • Уточнение понятия «особые образовательные потребности» детей для каждой нозологической группы и каждого уровня образования с учетом всего спектра вариантов психического развития детей.
  • Разработка понятия «особые образовательные потребности семьи ребенка с ОВЗ» на основе осмысления результатов современных комплексных научных исследований.
  • Переосмысление содержания образования в аспекте соотношения задач формирования академической и жизненной компетенции при разных вариантах психического развития детей одной и той же нозологической группы.
  • Анализ и разработка недостающего инструментального обеспечения всех видов и этапов практической профессиональной деятельности дефектолога на разных уровнях образования в отношении детей разных нозологических групп и вариантов психического развития внутри каждой из них.
  • Разработка единой открытой сетевой информационной платформы для презентации верифицированных методов помощи детям с ОВЗ и их семьям, включая описание их назначения, целевой группы, возможностей и ограничений, ожидаемых эффектов правильного применения и рисков в случае некорректного использования.

Что должно измениться в подготовке специалистов для реализации Концепции?

Подготовка современных специалистов для развивающейся системы образования детей с ОВЗ должна основываться на:

  • достижениях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, основанной на идеях Л.С. Выготского, пока недостаточно представленной и недостаточно реализованной в действующей системе непрерывного образования;
  • научных представлениях и данных о современной популяции детей с ОВЗ, с инвалидностью, детей группы риска, начиная с младенческого возраста;
  • научных представлениях о содержании, этапах, вариантах практической профессиональной деятельности современного дефектолога в развивающейся образовательной системе применительно к усложняющемуся составу группы детей с ОВЗ, начиная с младенческого возраста;
  • основных положениях Концепции развития системы образования детей с ОВЗ, для которой готовятся кадры будущих специалистов;
  • научных представлениях о необходимости разработки применения электронных инструментов надежного и контролируемого формирования собственно профессиональных компетенций дефектологов, создания виртуальных лабораторий студента, где он может получать и накапливать опыт решения профессиональных задач на специально подобранных детских случаях в интерактивном взаимодействии с компетентными специалистами.

Что должна содержать Концепция развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов:

  • Научно обоснованные целевые ориентиры в развитии профессионального образования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на разных уровнях образования.
  • Обоснование смены оснований для дифференциации специальностей и специализаций дефектолога.
  • Обоснование необходимости перехода (возврата) к специалитету в подготовке дефектологов.
  • Определение содержания и объема базовых представлений, выработанных отечественной научной школой культурно-исторической дефектологии, развивающей идеи Л.С. Выготского, и обязательных для освоения дефектологами всех специальностей и специализаций.
  • Описание в общем виде основных задач, этапов, содержания, методов практической профессиональной деятельности дефектологов разного профиля в современной развивающейся образовательной системе и точное соотнесение содержания высшего образования с будущей практикой.
  • Современное научное представление о базовых профессиональных компетенциях дефектолога каждого профиля для каждого вида и этапа практической профессиональной деятельности на каждом уровне образования.
  • Установку на целенаправленное и контролируемое формирования в ВУЗе профессионального мышления дефектолога, обеспечивающего способность компетентно решать не только традиционные, но и новые сложные задачи в отношении постоянно усложняющегося контингента детей с ОВЗ.
  • Современные научные представления о роли и месте специальных электронных инструментов профессиональной подготовки дефектологов, позволяющих планомерно и контролируемо формировать профессиональное мышление и практические умения на специально подобранных множествах детских случаев.
  • Представление о современных интерактивных инструментах объективированной оценки сформированности базовых профессиональных умений и навыков будущего дефектолога в ходе моделируемой профессиональной деятельности на специально подобранном множестве детских случаев.
  • Представление о структуре и функциях современной единой сетевой образовательной платформы для подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ.

Итак, разработанная Концепция включает целевые ориентиры и стратегические направления развития образования детей с ОВЗ на всех его уровнях на ближайшее десятилетие.

Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях, без решения которой просто невозможно его полноценное развитие и интеграция в социум. Концепция делает ясной перспективу и задачи современных научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики для будущего поступательного развития отечественной образовательной системы.

Концепция задает научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров – специальных психологов и педагогов, специалистов инклюзивного образования, социальных работников, требующихся для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (Дата обращения: 18.03.2019)
Список литературы
  1. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2017. № 1. C. 138-156.
  2. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. 2017. № 3. C. 44-58.
  3. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития : дис. ... докт. психол. наук: 19.00.10 // Наталия Викторовна Бабкина. Институт коррекц. педагогики РАО. М., 2017. 264 с.
  4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Советский спорт, 2004. - 303, [1] с. : ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Библиогр.: с. 287-302.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: КДУ, 1999. 334 c.
  7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дефектология // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/defektologija (Дата обращения: 11.12.2018)
  8. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике // Дефектология. 2014. № 1. С. 14-16.
  9. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskom-razvitii-detej (Дата обращения: 11.12.2018)
  10. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami (Дата обращения: 11.12.2018)
  11. Гончарова Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста // Дефектология. 2009. № 1. С. 45-50.
  12. Гончарова Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – Вып. № 1 – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/reabilitacija-sredstvami-obrazovanija-osobye-obrazovatelnye
  13. Гончарова Е.Л. Специальная психология // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/specialnaja-psihologija (Дата обращения: 11.12.2018)
  14. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 1998. - 336 с.
  15. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с. - (Серия «Коррекционная педагогика»).
  16. Закрепина А.В. Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (в условиях стационарной реабилитации) [Текст] : дис. … докт. пед. наук : 13.00.03, защищена : 19.06.2014 / Алла Васильевна Закрепина. – М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2014. – 150 с.
  17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  18. Зыков, С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения [Текст] / С.А. Зыков. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 360 с.
  19. Зыкова Т.С. Развитие речи глухих младших школьников в системе коррекционного обучения: дис. … докт. пед. наук : 13.00.03 / Татьяна Сергеевна Зыкова. Институт коррекц. педагогики РАО. М., 1993. 320 с.
  20. Исаев Е.И. Возрастно-нормативная модель развития младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 178–189. doi:10.17759/psyedu.2017090215
  21. Исследования, опередившие время. Наследие // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. Альманах №22 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-22/
  22. К 80-летию со дня рождения К.С. Лебединской // Альманах № 9. 2005. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/
  23. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст] : кн. для учителя / В.П. Кащенко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
  24. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация.– М., 2002, «ПЕР СЭ», 191 с.
  25. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Типологические особенности поступающих в школу детей с задержкой психического развития // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2019. № 02-02. C. 560-567. URL: https://ikprao.ru/files-and-media/viewing-files?fl=364&k=1551708086
  26. Коробейников И.А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» // Дефектология. 2012. №2. С.14-21.
  27. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. С. 3-9.
  28. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. - М.: Педагогика, 1970. - 192 с. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/vospitanie-gluhogo-doshkolnika-v-seme-4074
  29. Корсунская Б.Д. Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах № 29 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/reading-as-an-aim-and-a-means-in-the-system-of-preschool-education-of-deaf (дата обращения: 11.12.2018)
  30. Кукушкин, И.И. Виртуальный каталог исследований как инструмент введения в развивающуюся научную традицию [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03, защищена : 20.06.2013 / Илья Игоревич Кукушкин. – М.: ФГНУ ИКП РАО, 2013. – 24 с.
  31. Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований [Текст] / И.И. Кукушкин // Дефектология. – 2015. - № 1. - С. 32-41.
  32. Кукушкин, И.И. Развивающаяся научная школа и меняющаяся аудитория [Текст] / И.И. Кукушкин // Дефектология. – 2013. - № 3. - С. 74-83.
  33. Кукушкин, И.И. Электронная библиотека "Культурно-историческая дефектология" как инструмент ориентировки специалистов, осваивающих современные методы реабилитации. - Ананьевские чтения - 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов Материалы традиционной международной научной конференции. Отв. ред. А.В. Шаболтас, Л.А. Головей. 2017. С. 422-423.
  34. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «3П-реабилитация» детей после кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики // Дефектология. 2018. № 2. С. 3-13.
  35. Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах №5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/korrekcionnaja-specialnaja-pedagogika (Дата обращения: 05.03.2019)
  36. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике [Текст] : дис. … докт. пед. наук : 13.00.03, защищена : 19.06.2014 / Светлана Борисовна Лазуренко. – М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2014. – 162 с.
  37. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей : избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М. : Аркти, 2005. 221 с.
  38. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.
  39. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Комбинированная образовательная организация: от эксперимента к широкой практике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. C. 13-19.
  40. Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. 2004. № 6 С. 67-74.
  41. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конференции; сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. М.: Полиграф сервис, 2003. С. 5-12.
  42. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Западная Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч., 1 ч. М.: Просвещение, 2010. 319 с.
  43. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч., 2 ч. М.: Просвещение, 2013. 320 с.
  44. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974.
  45. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка // Вопросы психологии. 2017. № 2. C. 17-28.
  46. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogo-autizma-kak-narushenija (дата обращения: 11.12.2018)
  47. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Подготовка психолога для работы с детьми с РАС: эмоционально-смысловой подход // Дефектология. 2017. № 6. C. 22-25.
  48. Никольская О.С., Костин И.А. Особые образовательные потребности младших школьников с аутическими расстройствами // Педагогика. 2017. № 6. C. 57-62.
  49. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение / О.С. Никольская. – М.: МГППУ, 2008. 464 с.
  50. Никольская О.С. Психологическая классификация типов детского аутизма // Вопросы психологии. 2017. № 5. C. 14-25.
  51. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. 2010. № 2.
  52. Обухова Л.В. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1998.
  53. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. М. : Просвещение, 1965. 343 с. http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/osnovy-obuchenija-i-vospitanija-anomalnyh
  54. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968. - 310 с.
  55. Павлова Н.Н. Активизация психического развития детей раннего возраста с множественными нарушениями средствами коррекционной педагогики [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03, защищена : 10.12.2018 / Наталья Николаевна Павлова. – М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2018. – 184 с.
  56. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни // Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни : методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2005. – 128 с. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/diagnostika-i-korrekcija-narushennoj-sluhovoj-4082
  57. Разенкова, Ю.А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье. Сообщение 1 / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 18-28.
  58. Разенкова, Ю.А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье. Сообщение 2 / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 3-14.
  59. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03 / Юлия Анатольевна Разенкова. Ин-т коррекц. педагогики РАО. М., 2017. 207 с.
  60. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с. - Библиогр.: С. 287-301. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/ustnaja-rech-gluhih-3033
  61. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972. 448 с.
  62. Смирнова Е.О. Детская психология М.: Владос, 2003. 368 с.
  63. Солдатова Г.У. Информационная социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. Т. 9. № 3. 2015. С. 71-80.
  64. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. - М.: ВОС, 1988. – 68 с.
  65. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: Учебное пособие. – М. Изд-во УРАО, 2001. – 76 с.
  66. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2010. - 239, [1] с. : ил. - Библиогр.: С. 237-238.
  67. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 560 с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: