От редакции / Альманах № 42 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 42 "Кохлеарная имплантация: новые исследования медиков, психологов, педагогов"

От редакции

Этот номер продолжает тему кохлеарной имплантации, представляя новые исследования медиков, психологов и педагогов в этой стремительно развивающейся области помощи детям с нарушенным слухом.

Номер открывается статьей авторов метода 3П, где впервые описаны профессиональные умения, необходимые сурдопедагогу для проведения успешной реабилитации семьи и ребенка с КИ. Раскрыто их принципиальное отличие от традиционно формируемых и применяемых сурдопедагогом умений. Авторы убедительно показывают, что 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ основана на новом понимании субъекта профессиональной деятельности, ее содержания, ориентиров, педагогических средств, критериев оценки достижений. Доказывается необходимость пересмотра умений, формируемых у будущих сурдопедагогов, логопедов, специальных психологов. Эта статья может быть интересна и практикующим специалистам, и преподавателям высшей школы, и, конечно, студентам, магистрам бакалаврам.

Вторая статья номера написана известными специалистами в области аудиологии, имеющими не только многолетний успешный практический опыт проведения кохлеарных имплантаций, но и опыт проведения разноаспектных медицинских исследований пациентов с КИ. В статье представлено исследование наследственных причин нарушений слуха у имплантированных детей с кохлеарными имплантами и показано значение генетической диагностики для обоснованного прогнозирования эффективности кохлеарной имплантации и последующей психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка с КИ. Все более аргументированным становится тезис о необходимости междисциплинарного взаимодействия специалистов в решении проблем пациентов с КИ.

Следующая статья продолжает рассмотрение междисциплинарного взаимодействия специалистов, участвующих в проведении КИ и последующей реабилитации. Показан вклад сурдопедагога в процесс настроек речевого процессора. Представлен первый клинический опыт апробации новой методики настройки речевого процессора и кохлеарного импланта с новым программным обеспечением Nucleus Fitting Software — NFS. Обоснована необходимость взаимодействия сурдопедагога и сурдолога в процессе настройки речевого процессора, описана его роль и функции.

Мы хотели бы обратить особое внимание аудитории на статью, посвященную чувствам родителей, решившихся имплантировать своего ребенка и проходящих вместе с ним пост-операционную реабилитацию. Проблема оказания высокотехнологичной помощи предстает в новом ракурсе. Описывается фрагмент исследования переживания кохлеарной имплантации и реабилитации матерями неслышащих детей. Впервые читатель сможет составить представление о том, как переживается родителями кохлеарная имплантация. Показано, что реабилитация ребенка после КИ, его переход на новый путь развития становится одним из самых эмоционально насыщенных периодов жизни матерей неслышащих детей. Тема родителей детей с КИ впервые возникает в контексте переживания ими изменения функционального статуса своего ребенка, и потому мы считаем данное исследование очень ценным для развития метода кохлеарной имплантации, понимания той помощи, в которой нуждается семья.

Начинающие исследователи - магистры и аспиранты старейшей в стране кафедры сурдопедагогики РПГУ им. А.И. Герцена продолжают тему родителей детей с КИ и представляют результаты пилотного исследования их представлений о реабилитации детей, роли семьи в реабилитации, возможных достижениях ребенка после КИ. Впервые показано расхождение между высокими достижениями имплантационных технологий в сочетании с методом 3П-реабилитации детей с КИ и представлениями родителей. Многие семьи продолжают ориентироваться на предшествующий этап развития технологий и сурдопедагогики, вследствие чего возникает недооценка потенциальных возможностей развития ребенка с КИ и готовность удовлетвориться достижениями слабослышащего, тогда как имплантированный глухой ребенок может перейти на путь развития слышащего. Показано, насколько острой является проблема информирования семей глухих детей о КИ. Проведенное пилотное исследование помогает понять, на какие вопросы необходимо ответить при создании литературы для родителей, чтобы предупредить возникновение заблуждений.

Следующая статья предлагает читателю задаться вопросом о том, как ведут себя в быту, и в частности, как реагируют на бытовые звучания дети, имплантированные в раннем и дошкольном возрасте, обучающиеся в специальной школе для слабослышащих детей. Представлены результаты анализа протоколов более 150 наблюдений на уроках и во внеурочной деятельности. Исследовалась способность ребенка с КИ не просто услышать, но понять, придать смысл услышанному звучанию и соответственно вести себя в быту. Показано, что относительно ранняя успешная имплантация и перевод ребенка из среды глухих в среду слабослышащих говорящих детей еще не обеспечивают освоения слухового поведения, характерного для слышащего. Получены новые доказательства необходимости пост-операционной реабилитации для перестройки взаимодействия ребенка на новой сенсорной основе и его перехода к поведению, характерному для слышащих сверстников.

Завершает номер статья начинающего исследователя-сурдопедагога, посвященная пилотному изучению представлений практикующих сурдопедагогов о кохлеарной имплантации, методах пост-операционной реабилитации, своей профессиональной готовности к оказанию сурдопедагогической помощи новой категории детей с нарушенным слухом. Исследование позволило выявить неполноту и неточность представлений сурдопедагогов о своей профессиональной готовности к работе с детьми с КИ на разных ее этапах, обнаружить острую потребность в повышении их квалификации и обосновать актуальные задачи в этой области.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: