Изучение представлений практикующих сурдопедагогов о кохлеарной имплантации / Альманах № 42 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 42 "Кохлеарная имплантация: новые исследования медиков, психологов, педагогов"

Изучение представлений практикующих сурдопедагогов о кохлеарной имплантации

И.В. Дивникова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 33 Выборгского района, Санкт-Петербург

Актуальность исследования определяется необходимостью оказания принципиально новой по своей сути сурдопедагогической помощи семьям и детям с КИ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 силами практикующих специалистов, которые не получали в ВУЗе специальной профессиональной подготовки в данном предметном поле, и не изученностью их информированности и профессиональной готовности к освоению новых методов реабилитации детей с КИ.

Цель пилотного исследования – выявление представлений сурдопедагогов о кохлеарной имплантации, постоперационной реабилитации и своей профессиональной готовности к оказанию помощи новой категории детей с нарушенным слухом.

Задачи исследования:

  1. Выявить и проанализировать представления сурдопедагогов о новом высокотехнологичном методе помощи при глухоте – кохлеарной имплантации.
  2. Выявить представления сурдопедагогов о необходимости реабилитации детей после КИ.
  3. Выявить осведомлённость сурдопедагогов о разных методах реабилитации детей после КИ, о новейшем методе «3П - реабилитации», разработанном отечественной научной школой сурдопедагогики.
  4. Выявить представления сурдопедагогов о новых профессиональных умениях, необходимых в процессе работы с детьми с КИ, и воей профессиональной готовности.

База исследования: экспериментально-исследовательской базой является Государственное бюджетное образовательное учреждение школа – интернат № 33 Выборгского района г. Санкт – Петербурга и Государственное бюджетное образовательное учреждение школа – интернат № 31 Центрального района г. Санкт – Петербурга.

Гипотеза исследования: представления сурдопедагогов о своей профессиональной готовности к работе с новой категорией детей с нарушенным слухом – детьми с КИ – недостаточно полны и адекватны.

Методология и метод исследования.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования основным методом в нашей работе является метод анкетирования.

Специально была разработана анкета для сурдопедагогов, предназначенная для определения адекватности их представлений о КИ, представлений о необходимости реабилитации детей после КИ, представлений о новых профессиональных умениях, необходимых в процессе работы с детьми с КИ, а также для выявления степени осведомлённости сурдопедагогов о разных методах реабилитации детей после КИ.

Далее нами был определён состав респондентов, организовано и проведено анкетирование. На следующем этапе проводился количественный и качественный анализ данных, их интерпретация. На основании результатов проведённого анализа формулировались выводы и рекомендации.

Состав участников эксперимента:

В исследовании приняло участие 3 группы сурдопедагогов с варьирующимся стажем работы:

  • 1 группа - сурдопедагоги со стажем работы от 1 года до 3 лет;
  • 2 группа - сурдопедагоги со стажем работы от 3 до 10 лет;
  • 3 группа – сурдопедагоги со стажем работы более 10 лет.

Отметим, что начинающие сурдопедагоги (работающие менее одного года) не принимали участия в исследовании. Соотношение участников эксперимента с различным педагогическим стажем работы представлено на Рисунке 1.


картинка

Рисунок 1. Участники исследования с различным стажем работы с детьми с нарушенным слухом

Результаты эксперимента

Прежде всего, мы анализировали представления сурдопедагогов – участников эксперимента, о самом методе кохлеарной имплантации. Мы выделили группу специалистов, имеющих полные и адекватные представления о КИ, специалистов, имеющих не полные и требующие уточнения представления о новейшем методе помощи при глухоте; и тех, кто не имел представлений о КИ. Соотношение полученных данных представлено на Рисунке 2.


картинка

Рисунок 2. Представления сурдопедагогов о КИ

Следует отметить, что все участники исследования оказались информированы о кохлеарной имплантации. Не встретилось ни одного специалиста, не знающего о новом методе помощи при глухоте, что является, несомненно, положительным фактом. У большинства сурдопедагогов (84 процента) представления об операции КИ были достаточно адекватными, у остальных (16 процентов) требовали уточнения. При анализе данных не было выявлено связи между информированностью специалистов об операции КИ и стажем их профессиональной деятельности.

Независимо от стажа работы, все сурдопедагоги считают, что постоперационная реабилитация детей с КИ обязательна.

Все участники утверждают, что именно в процессе постоперационной реабилитации достигается тот максимум успеха в развитии, на который способен ребёнок с КИ благодаря измененным слуховым возможностям. Этот результат мы считаем важнейшим, поскольку он указывает на освоение практиками современных научных представлений о необходимости реабилитации детей после КИ.

Анализ полученных данных анкетирования позволил также составить представление о предпочтениях сурдопедагогов при выборе для работы группы детей с нарушенным слухом и их связи со стажем. Полученные результаты отражены в Рисунке 3.


картинка

Рисунок 3. Предпочтения сурдопедагогов в выборе группы детей с нарушенным слухом для повседневной работы и их связь со стажем

Как мы видим, все сурдопедагогики хотели бы работать с детьми с КИ, и эти предпочтения не связаны со стажем работы. Опытных сурдопедагогов дети с КИ интересуют не меньше, чем молодых специалистов.

Нам было важно понять, как сурдопедагоги – практики осмысливают группу детей с КИ:

  • как новую категорию детей с меняющимся статусом, для работы с которой потребуются новые профессиональные умения;
  • как глухих, получивших шанс достичь результатов в развитии и обучении, сопоставимых со слабослышащими сверстниками;
  • как детей, не требующих специальной сурдопедагогической работы в силу совершенства высокотехнологичной медицины.

Результаты анализа полученных данных представлены на Рисунке 4.


картинка

Рисунок 4. Представления сурдопедагогов о детях с КИ

Только пятая часть участников (22 %) определяет детей с КИ как новую категорию детей, т.е. владеет современными научными представлениями об этих детях, выработанными отечественной и мировой научной школой сурдопедагогики.

Большая часть участников исследования (78 %) считает, что при определённых условиях работы ребёнок с КИ должен выходить на уровень слабослышащего сверстника в развитии речевых навыков и развития операций слухового анализа, что не соответствует современным научным представлениям о возможностях реабилитации, развития и обучения детей с КИ. Выявленное несоответствие определяет актуальность и остроту проблемы повышения квалификации и переподготовки сурдопедагогов в области КИ, потребность в формировании у них современных, научно обоснованных представлений о потенциальных возможностях развития и обучения детей с КИ.

В исследовании выяснялась также осведомлённость сурдопедагогов о разных методах реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Анализ полученных анкетных данных позволил установить, что сурдопедагоги-практики выбранного региона значительно лучше осведомлены о «Слуховом методе» 1[2], чем о методе «3П-реабилитации» 11.

В ходе анализа данных анкетирования мы выяснили, что новейший метод «3П реабилитации семьи и ребенка с КИ», разработанный сурдопедагогами отечественной научной школы (Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Сатаева А.И.) 12, 13, 14, 15 известен всем участникам исследования. Это свидетельство того, что в выбранном регионе практикующие сурдопедагоги активно интересуются достижениями отечественной школы сурдопедагогики. Полученные данные позволили составить представление об источниках получения информации о методе «3П» (см. рис. 5).


картинка

Рисунок 5. Используемые практиками источники информации о новейшем методе «3П - реабилитации»

Как показал проведенный анализ, участники исследования разделились на 4 основные группы по используемым источникам получения информации о методе «3П - реабилитации»:

  1. Используют научную литературу.
  2. Используют интернет – источники.
  3. Посещают различные конференции, проходят обучение на курсах.
  4. Слышали от знакомых и коллег, но точного представления о данном методе не имеют.

Участники 1 группы, использующие научную литературу в качестве источника информации, указывали точное название книг, среди которых наиболее популярной оказалась книга «Дети с кохлеарными имплантами» 1[4]. Эта группа сурдопедагогов ориентирована на научные бумажные издания, но при этом недостаточно использует сетевые профессиональные журналы, где оперативно представляется верифицированная информация о новейших методах помощи при глухоте, в частности – о методе 3П-реабилитации 16, 17, 18, 19, 20.

Среди участников 2 группы, предпочитающих интернет-источники, только один специалист указал, что использует сетевой научно-методический журнал, который содержит достоверную научную актуальную информацию, остальные используют различные информационные сайты и форумы, на которых обсуждается метод «3П - реабилитации», не всегда понимая, что информация может быть как достоверной, так и непроверенной, недостоверной и научно не обоснованной. В данной группе специалистов, предпочитающих интернет-источники информации, не отмечалось устойчивого понимания необходимости верифицировать сетевую информацию и различать более и менее достоверные источники.

Для 3 группы участников эксперимента наиболее подходящим источником получения информации оказались конференции, где обсуждаются методы реабилитации, включая «3П - реабилитацию», а также прохождение курсов, посвященных этому, самому эффективному, как показывают исследования, методу работы с детьми после КИ. Данная группа оказалась наиболее многочисленной. Как мы видим, большая часть сурдопедагогов ориентированы на получение информации о «3П - реабилитации» посредством живого общения с разработчиками этого метода, которые успешно реализуют его на практике и могут представить к обсуждению многочисленные детские случаи успешной реабилитации.

Несмотря на большой выбор источников получения информации в современном мире, была выявлена 4 группа специалистов, представления которых были весьма ограничены, фрагментарны, не точны, искажены, основывались на чужом мнении, слухах. Это свидетельство недостаточного охвата информацией специалистов, работающих с глухими и слабослышащими детьми, с другой стороны - недостаточной активности ряда практиков в поиске информации о новейших научных разработках, их настораживающую готовность использовать чужое мнение как источник информации, используемый в профессиональной деятельности.

Из рисунка 5 видно, что преобладающим источником информации о методе 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ являются интернет-ресурсы, т.е. источники, содержащие как верифицированную, так и неверифицированную информацию. Из этого следует необходимость формирования представлений и умений специалистов дифференцировать интернет-ресурсы по степени достоверности предлагаемой информации и опираться в своей профессиональной деятельности на достоверные научные источники.

Самой эффективной формой получения информации, по мнению сурдопедагогов, является посещение различных конференций, семинаров, а также обучение на курсах. Участники исследования являлись участниками различных конференций, семинаров, некоторые из них были слушателями специальных курсов, посвященных теме «3П - реабилитации» (см. рис. 6).


картинка

Рисунок 6. Участие в курсах повышения квалификации сурдопедагогов в сфере КИ

По мнению участников исследования, специализированные тематические курсы не менее 144 часов являются необходимыми в современной работе сурдопедагога.

Метод «3П - реабилитации» предполагает работу не только с ребёнком с КИ, но и с его семьей, так как смыслом реабилитации является перестройка взаимодействия ребёнка с КИ с близкими на новой сенсорной основе. Проведенное анкетирование позволило выявить представления практикующих сурдопедагогов о роли семьи в процессе реабилитации детей после КИ методом «3П». Анализ привел к разделению участников исследования на две условные группы: первая группа сурдопедагогов определяет роль семьи в процессе реабилитации как ведущую, вторая группа считает роль семьи и сурдопедагога равноценными. Важно отметить признание и понимание практиками роли семьи в деле реабилитации ребенка после КИ.

В ходе нашего анкетирования выяснилось, что меньшая часть участников (14 процентов) считает, что полностью не готовы к работе с детьми после КИ. Большая часть опрошенных сурдопедагогов (52 процента) напротив – полностью готова, по их мнению, к работе с детьми с КИ. Они ошибочно полагают, что накопленные в практике обучения глухих и слабослышащих знания и умения полностью удовлетворяют потребностям детей с КИ. Это свидетельствует о незнании половиной опрошенных сурдопедагогов принципиальных различий групп детей с нарушенным слухом и детей с КИ, и столь же существенных различий в методах помощи им. Чуть более трети участников (34 процента) считает себя готовыми к работе с детьми с КИ при условии получения дополнительных знаний и освоения новых практических умений. Они готовы посещать научно – практические семинары и конференции, мастер-классы по реабилитации детей с КИ при помощи метода «3П». Это указывают на понимание различий в профессиональной работе с детьми с нарушенным слухом и с детьми с КИ и необходимость организации повышения квалификации данных специалистов в части формирования у них новых профессиональных компетенций.

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, представления сурдопедагогов о своей профессиональной готовности к работе с новой категорией детей с КИ – недостаточно полны и адекватны. Полученные данные свидетельствуют о необходимости повышение квалификации и позволяют точнее определять современные задачи в этой области.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Дивникова И.В. Изучение представлений практикующих сурдопедагогов о кохлеарной имплантации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 42 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/studying-the-views-of-practicing-deaf-educators-about-cochlear-implantation (Дата обращения: 22.01.2021)
Список литературы
  1. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) [Текст]: 2-е изд., спр. и доп. / И.В. Королева. – Санкт-Петербург, КАРО, 2012. – 752 с.
  2. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «3П-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации» // //Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – № 30. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation
  3. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ? // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – № 30. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/why-not-dispense-with-psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-the-child-after-the-key
  4. Кукушкина О.И. Гончарова Е.Л. Дети с кохлеарными имплантами. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с.
  5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты// Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. - № 36. –Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  6. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. - № 36. –Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  7. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. - № 36. –Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  8. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. - № 36. –Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  9. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
  10. Сатаева А.И., Буданцов А.В., Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – с.17 – 32.
  11. Сатаева А.И. Эффективность «3П-реабилитации» [Электронный ресурс] / А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – № 30. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/the-effectiveness-of-rehabilitation-3p-the-results-of-the-study
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: