Альманах № 43
24.04.2021 Дата публикации статьи: 24.04.2021
Альманах № 43 · Цифровые инструменты профессиональной подготовки
Альманах № 43 · Цифровые инструменты профессиональной подготовки

Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов

Кукушкина О.И. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Проблема исследования

Возникновение виртуальной реальности и развитие цифровых технологий открыли принципиально новые возможности формирования профессиональных компетенций специалистов разного профиля, что привело к созданию новых подходов, методов и инструментов, основанных на симуляции профессиональной деятельности в учебных целях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. Применительно к подготовке дефектологов это означает, что речь идет не о фрагментарных изменениях или дополнениях, а об открывшейся возможности моделирования в аудитории и пошагового анализа любого этапа и эпизода профессиональной деятельности дефектолога на любом необходимом множестве детских случаев со всеми необходимыми в обучении вариациями и формами интерактивного взаимодействия. Возможность симуляции (воссоздания) профессиональной деятельности дефектолога в аудитории открывает перспективу накопления студентом первого опыта применения теоретических знаний в практической работе с детьми до непосредственного контакта с ними. Такого рода опыт не может заменить живой практики, но он предшествует ей, позволяя добиться качественно иной готовности студента к практической работе с детьми и более объективно измерять эту готовность, что делает актуальным проектирование специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов, их экспериментальную проверку и оценку эффективности.

Идея исследования заключается в использовании виртуальной реальности и преимуществ цифровых технологий для формирования качественно иной готовности и способности студента-дефектолога применять теоретические знания в практической работе с детьми с ОВЗ.

Цель исследования заключалась в определении типов и функций цифровых инструментов формирования профессиональных компетенций дефектологов.

Описывая линейку специальных цифровых инструментов, мы хотим показать, как с их помощью трансформируется профессиональная подготовка дефектологов в университетской аудитории и в чем заключаются ее преимущества.

Методы исследования: анализ профессиональной деятельности дефектолога и возможностей освоения ее компонентов в цифровом пространстве, проектирование линейки необходимых цифровых инструментов.

Методология – представления о профессиональной деятельности дефектолога отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, развивающей теорию Л.С. Выготского 14, 15; методология разработки специальных цифровых инструментов формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля 16.

Результаты исследования

Определены типы и функции специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов до и вне непосредственного контакта с детьми с ОВЗ:

  • Электронные библиотеки детских и семейных случаев, позволяющие иллюстрировать психолого-педагогические классификации детей с ОВЗ, нарушения психо-физиологических предпосылок и условий развития, варианты вторичных нарушений, особые образовательные потребности, зависимость развития ребенка от времени начала и качества коррекционной помощи и др.
  • Интерактивные учебные карты онтогенеза, содержащие существенные для дефектолога сведения о нормо-типическом развитии и выступающие в роли системы координат для осмысления студентом возможных нарушений развития у детей и постановки коррекционных задач в логике нормального развития.
  • Виртуальные профессиональные симуляторы - интерактивные учебные модели профессиональной деятельности дефектолога, позволяющие демонстрировать и анализировать ее логику, этапы, шаги, «проигрывать» любой из них на необходимом множестве детских и семейных случаев, делать видимыми скрытые от непосредственного наблюдения и видеосъемки ориентиры и размышления специалиста, определяющие суть его профессиональных действий в ходе диагностики нарушений развития, определения особых образовательных потребностей, выбора образовательного маршрута, планирования коррекционной работы, ее проведения, оценки достижений и корректировки дальнейшей работы с ребенком и его семьей.
  • Виртуальные профессиональные тренажеры – практики освоения дефектологами конкретных профессиональных компетенций и составляющих их умений в сфере диагностики и коррекции нарушений развития на специально подобранном множестве детских случаев в смоделированных условиях профессиональной деятельности.
  • Профессиональные навигаторы дефектолога в области диагностики и планирования коррекционной работы с различными категориями детей с ОВЗ.

Электронные библиотеки детских и семейных случаев

«Разбор» со студентами детских и семейных случаев в ходе преподавания дефектологических дисциплин позволяет сделать предмет изучения ясным, зримым, живым, сразу показать, что коррекционная педагогика изучает детей с нарушениями развития, а не отдельно взятые нарушения. Но как предъявить в аудитории все необходимые детские и семейные случаи?

Выбирая знакомство в условиях реальной практики, мы получаем как преимущество – непосредственный, «живой» контакт с ребенком, так и ограничения – невозможность продемонстрировать в одном учреждении все необходимые для анализа и сравнения случаи с той кратностью демонстрации, что необходима разным студентам для получения достаточного опыта распознавания и различения. Эти объективные ограничения и трудности можно свести к минимуму, создавая тематические электронные библиотеки иллюстративных детских и семейных случаев для каждого дефектологического профиля, каждой дисциплины, курса, тематического раздела.

Что представляет собой такая э-библиотека?

Каждый случай представлен управляемой цифровой видеозаписью процесса обследования и/или коррекционной работы и/или динамического наблюдения за поведением ребенка. Это дает возможность запрашивать и представлять в аудитории любой интересующий случай на любом этапе работы дефектолога.

Переход современной коррекционной педагогики к пониманию коллективного субъекта профессиональной деятельности дефектолога 17 требует включения в э-библиотеку соответствующих семейных случаев для анализа качества взаимодействия с ребенком, условий его развития в семье. В э-библиотеке детские и семейные случаи являются сопряженными, могут запрашиваться как по отдельности, так и в связке при демонстрации.

Система описания и поиска нужного случая является профессионально ориентированной на дефектолога, что позволяет формировать поисковый запрос, используя профессиональные знания и терминологию, т.е. описывать искомый случай не формально, а по смыслу, вводя принятые в профессиональном сообществе характеристики.

Что меняется в профессиональной подготовке дефектологов разного профиля, если мы получаем возможность использовать такого рода э-библиотеки детских и семейных случаев?

Становится возможным:

  • представить в аудитории все те детские случаи (case-study) нормативного и/или нарушенного развития, что необходимы для иллюстрации основных положений изучаемой дисциплины дефектологического профиля, курса, раздела, темы, ее фрагмента;
  • представить в аудитории соответствующие семейные случаи, необходимые для анализа создаваемых в семье условий развития ребенка;
  • легко и оперативно находить в э-библиотеке нужный для лекции или семинара случай, используя при формировании поискового запроса принятую в профессиональном сообществе, привычную преподавателю и осваиваемую студентами, структуру и терминологию описания искомого нарушения развития;
  • легко и оперативно выбирать нужный для лекции / семинара фрагмент полной видеозаписи обследования или коррекционной работы, формируя профессиональный поисковый запрос при помощи терминов, принятых для описания искомого этапа профессиональной деятельности дефектолога;
  • анализировать и комментировать нужные детские случаи в аудитории на любом необходимом этапе диагностики и/или коррекции нарушений развития, в любом необходимом аспекте.

Разработан единый методологический подход к проектированию электронных библиотек демонстрационных детских / семейных случаев для преподавания различных дефектологических дисциплин. Подчеркнем, что исходным предметом анализа при проектировании являются не цифровые технологии, а задачи и содержание выбранной дисциплины, поэтому, прежде всего, выделяются ключевые положения курса, определяется необходимое для их иллюстрации множество детских и семейных случаев, обосновываются принципы их отбора.

Приведем пример. К важнейшим задачам обучения тифлопедагогов относится формирование представлений о диапазоне различий в развитии незрячих детей и их зависимости от качества взаимодействия с ними близких взрослых. Важно предупредить возникновение упрощенных и ложных представлений о том, что степень тяжести первичного нарушения зрения определяет уровень и темп развития ребенка. Исходя из этого, в э-библиотеку отбираются дети раннего возраста, со сходными нарушениями зрения, но различным уровнем развития по причине различающегося качества взаимодействия с ними близких взрослых в первые годы жизни. Введение в библиотеку таким образом подобранных детских случаев позволяет преподавателю сделать очевидным диапазон различий в развитии детей со сходными первичными нарушениями зрения, но различными условиями семейного воспитания, убедить студентов в том, связь между первичными и вторичными нарушениями не является прямой и безусловной, показать зависимость развития незрячего ребенка от качества взаимодействия с ним близких взрослых на ранних этапах онтогенеза.

Как мы видим, принципы отбора детских случаев для э-библиотеки определяются задачами и содержанием курса обучения студентов-дефектологов определенного профиля и в этом смысле остаются частными или профильными. Общим является принцип включения в библиотеку детей с нормативным развитием того возраста и этапа развития, с которым будут сопоставляться дети с определенными ограничениями здоровья и нарушениями развития.

Покажем, как реализуется это правило на примере проектирования э-библиотеки «Фонетические нарушения у детей». Становление фонетического строя речи в норме происходит, как известно, последовательно, поэтапно и согласованно с развитием коммуникации и других речевых средств, поэтому в э-библиотеку вводятся управляемые цифровые видеозаписи обследования речи как минимум трех детей для демонстрации последовательного освоения ребенком I, II, III уровней нормативного речевого развития и соответствующего каждому уровню фонетического компонента, логики овладения им в согласии с развитием коммуникации, лексического и грамматического строя речи.

Случаи нормо-типического и нарушенного речевого развития являются логически связанными в э-библиотеке, благодаря чему студент не только получает «живое» представление о нормативной речи ребенка на разных этапах ее становления, но сразу же обнаруживает систему ориентиров дефектолога при диагностике возможных вариантов фонетических нарушений у детей разного возраста в контексте системных представлений о развитии детской речи.

Обязательной является профессионально ориентированная система описания и поиска детского случая в э-библиотеке. Структура поискового запроса детского случая повторяет структуру его профессионального анализа. Приведем пример. При анализе любого фонетического нарушения специалист оценивает: возраст ребенка, пол, состояние фонематического слуха, вид нарушения звукопроизношения, является оно изолированным или частью системного нарушения, сохранны или нарушены психо-физиологические предпосылки и условия речевого развития ребенка. Соответственно, по этой структуре описывается каждый вводимый в библиотеку детский случай и формируется поисковый запрос. Например, девочка, три года, фонематический слух в норме, сигматизм, боковой, дефекты артикуляционного аппарата отсутствуют, в семье не обнаружено подобных нарушений звукопроизношения. В ответ на такой поисковый запрос будут отобраны все имеющиеся в э-библиотеке девочки в возрасте трех лет с описанным характером нарушения звукопроизношения, сохранными психофизиологическими предпосылками и адекватными условиями освоения произносительной стороны речи.

Наличие профессионального ориентированного поиска детского случая, совпадающего по структуре с системой его профессионального анализа и описания, позволяет преподавателю не просто демонстрировать все многообразие изучаемого нарушения развития, но сразу же привлекать внимание студентов к единству принципов анализа этого многообразия дефектологом.

Так, запрашивая детский случай для иллюстрации любого нарушения звукопроизношения, преподаватель (студент) всегда будет указывать возраст, пол, состояние фонематического слуха, вид нарушения звукопроизношения, является оно изолированным или частью системного нарушения, сохранны/нарушены психо-физиологические предпосылки и условия речевого развития ребенка. Благодаря такой системе поисковых запросов единая структура анализа различных фонетических нарушений становится видимым и открытым предметом освоения.

Предложенная методология проектирования была успешно реализована при создании электронной библиотеки детских случаев, иллюстрирующих: спектр дефектов звукопроизношения 18; диапазон вариантов нарушений в применении средств общения 19; разнообразие вариантов развития представлений о мире, формирующихся у разных категорий детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования 20. Успешно применялась данная методология и при создании электронной библиотеки публикаций отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, развивающей культурно-историческую теорию Л.С. Выготского 21, 22, 23.

Проверенная практикой методология проектирования электронных библиотек демонстрационных детских и семейных случаев открывает перспективу их создания для каждой дефектологической специальности и специализации, дисциплины, курса, тематического раздела, и последующего включения в единую он-лайн платформу цифровых инструментов формирования профессиональной компетенций дефектологов разного профиля.

Виртуальные симуляторы профессиональной деятельности дефектолога

Перевод студента-дефектолога от освоения теоретических знаний к их применению в практической работе с ребенком, несомненно, относится к наиболее сложным задачам профессиональной подготовки дефектологов любого профиля. Сложившееся на предшествующих этапах устойчивое представление о том, что осваивать это умение студенты могут исключительно в реальной практике более не актуально в связи с разработкой нового направления подготовки специалистов в цифровой среде – практико-ориентированного обучения вне рабочего места с использованием виртуальных симуляторов профессиональной деятельности 24, 25, 26.

Стало возможным воссоздание (симуляция) в цифровом пространстве практической профессиональной деятельности дефектолога любого профиля, на любом этапе, в отношении любых детских / семейных случаев, со всеми необходимыми в обучении вариациями и обратной связью. Речь идет о создании интерактивных динамических моделей профессиональной деятельности дефектолога, воссоздающих процесс практического решения диагностических и коррекционных задач в отношении специально подобранного множества детских и семейных случаев. Создание таких виртуальных профессиональных симуляторов позволяет сделать предметом внимания и освоения студента-дефектолога применение изучаемой теории в практической работе с детьми с ОВЗ до и вне непосредственного контакта с ними.

Смысл создания виртуальных профессиональных симуляторов мы видим в возможности максимально подробно моделировать, анализировать и комментировать в аудитории научно обоснованную практику работы дефектолога - логику, этапы, шаги с возможностью «проигрывать» любой из них на требуемом в обучении множестве детских и семейных случаев и делая видимыми скрытые от наблюдения и видеосъемки ориентиры и размышления специалиста, определяющие суть его профессиональных действий.

Мы предлагаем проектировать виртуальные профессиональные симуляторы, объединяющие презентацию логики, последовательности, этапов, шагов, видимых и скрытых от наблюдения профессиональных действий дефектолога с видео-презентацией их исполнения на специально подобранном для обучения множестве детских случаев, задающих вариативность профессиональной деятельности и степень ее сложности. Такого рода виртуальные профессиональные симуляторы могут отражать все этапы профессиональной деятельности дефектолога: подготовку к обследованию развития ребенка, проведение обследования, формирование заключения, переход от заключения к планированию коррекционной работы, проведение коррекционной работы, анализ актуальных результатов и корректировку дальнейшей работы с ребенком и его семьей.

В чем заключаются преимущества предлагаемых учебных виртуальных симуляторов практической профессиональной деятельности дефектолога в сравнении с демонстрацией или видео-демонстрацией реальной практики?

Первое преимущество – возможность демонстрировать, анализировать и комментировать все шаги в практической работе специалиста, включая недоступные непосредственному наблюдению в реальной практике / видеосъемке.

Приведем пример. Готовясь к обследованию ребенка, логопед изучает его письменные работы и обнаруживает наряду с общими специфические ошибки на письме, характерные для детей с дисграфией, что приводит к формированию рабочей гипотезы, которая будет определять логику и ход обследования данного ребенка. Однако, эта цепочка размышлений и действий - поиск и выявление специфических ошибок, переход от их выявления к построению рабочей гипотезы для проведения диагностики и соответствующая реконструкция стандартного обследования – скрыта от внешнего наблюдения и видеосъемки. Обнаружить основания и логику профессиональных размышлений, визуализировать их и сделать открытым предметом освоения помогает учебная интерактивная модель формирования рабочей гипотезы о речевом нарушении при подготовке логопеда к обследованию ребенка (подробнее см. в данном номере Альманаха).

Второе преимущество – это возможность не только подробно демонстрировать логику и шаги в практической работе специалиста, но «проигрывать» их в аудитории многократно, варьируя и последовательно усложняя детские / семейные случаи в учебных целях. Используя предлагаемый виртуальный профессиональный симулятор, преподаватель может выбирать интересующий его этап / шаг профессиональной деятельности, запрашивать цепочку детских случаев, демонстрируя и обсуждая со студентами, как на практике будет выглядеть известная им из теоретического курса работа специалиста, и что изменится, если случай окажется более сложным, запутанным.

Приведем пример. Проектируя виртуальный профессиональный тренажер для понимания студентами исходного этапа «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» - ориентировочной сессии, мы предусматриваем возможность выбора детских / семейных случаев разной степени сложности, определяющих различия и варианты работы специалиста, а именно: в одном семье удалось до операции наладить эмоциональное взаимодействие со своим глухим ребенком на неполноценной сенсорной основе, в другой – родители не смогли сделать этого до кохлеарной имплантации. При выборе первого случая задачей сурдопедагога станет перевод на новую сенсорную основу ранее сложившегося эмоционального взаимодействия семьи со своим имплантированным ребенком. При выборе второго случая потребуется решать значительно более сложную задачу: формировать эмоциональное взаимодействие семьи с имплантированным ребенком на новой сенсорной основе. Используя возможности виртуального профессионального тренажера, не трудно показать, что воспроизводится один и тот же этап профессиональной деятельности, однако он может быть более и менее сложным на практике в зависимости от сложности детского и семейного случая.

Третье преимущество – это моделирование процесса индивидуализации профессиональной деятельности, ее «приспособления» к отдельному детскому / семейному случаю причем на любом этапе / шаге.

Так, например, для проведения диагностики развития конкретного ребенка дефектолог анализирует его историю, формирует рабочую гипотезу, после чего требуется трансформировать типовую схему обследования в индивидуальную для проверки возникшего предположения. Предлагаемые симуляторы позволяют пошагово воссоздавать в аудитории процесс и результат преобразования «стандартной» схемы обследования в индивидуальную с использованием динамического моделирования и визуальных метафор.

Создан единый методологический подход к проектированию виртуальных симуляторов профессиональной деятельности дефектологов разного профиля:

  • моделируются все этапы, все шаги, все действия дефектолога по решению поставленной практической задачи, включая профессиональные ориентиры и размышления, недоступные внешнему наблюдению и видеосъемке реальной практики;
  • модель включает банк детских и семейных случаев, в отношении которых можно воспроизводить, анализировать и комментировать любой этап/шаг профессиональной деятельности;
  • предусматривается возможность «проигрывать» одни и те же этапы и шаги в профессиональной деятельности дефектолога на детских и семейных случаях разной степени сложности, задающих ее вариации.
  • модель предусматривает возможность демонстрации как корректных, так и некорректных действий специалиста с визуализацией их последствий для хода и результата диагностики или коррекции нарушений развития ребенка.

Разработанная методология проектирования виртуальных симуляторов профессиональной деятельности дефектолога была впервые реализована в области подготовки логопедов 27. Удалось спроектировать интерактивную учебную модель подготовки и проведения обследования, формирования заключения логопеда и планирования коррекционной работы с ребенком с заиканием в рамках подхода Р.Е. Левиной. Опытный образец этого виртуального симулятора был экспериментально проверен. Выяснилось, что студенты, обучавшиеся при помощи виртуального симулятора применять теорию в практической работе с детьми до и вне непосредственного контакта с ними, продемонстрировали существенно более высокую готовность к реальной практике обследования детей с заиканием, формирования заключения логопеда о выявленном варианте речевого нарушения, планирования коррекционной работы с ребенком и помощи семье.

Разработанная методология проектирования виртуальных профессиональных симуляторов для дефектологов открывает перспективу их создания для всех дефектологических специальностей и специализаций и одновременно требует новых исследований, предметом которых являлась бы научно обоснованная практическая профессиональная деятельность и ее вариации, задаваемые степенью сложности встречающихся на практике детских / семейных случаев.

Виртуальные профессиональные практики (тренажеры)

Смысл создания виртуальных профессиональных практик (своего рода тренажеров) мы видим в возможности моделировать ситуации профессиональной деятельности и упражнять студента в решении будущих практических задач на специально подобранном множестве детских случаев, располагая определенной свободой организации своей деятельности и надежной обратной связью – профессиональными откликами на совершаемые действия, их объективной оценкой, возможностью запрашивать помощь в случае осознанной неудачи.

Виртуальная профессиональная практика – это инструмент, открывающий студенту-дефектологу возможность «репетировать» будущую профессиональную деятельность в благоприятных условиях, проявлять активность и самостоятельность, совершать в цифровом пространстве пробы и ошибки в работе с детьми, учиться рефлексировать на процесс и результат своей работы с ребенком до непосредственного контакта с ним.

Главным при проектировании виртуальных тренажеров дефектолога является не реалистичность воссоздания ситуаций профессиональной деятельности, не их копирование, а моделирование профессиональных задач и условий их решения, позволяющих студенту надежно и контролируемо осваивать профессиональные компетенции, необходимые в будущей реальной практике.

Определяя роль и место виртуальных практик/тренажеров в системе профессиональной подготовки дефектологов, подчеркнем, что они не заменяют живой практики, но служат ее «репетицией» в благоприятных условиях обучения, помогая контролируемо формировать и более объективно оценивать освоение профессиональных компетенций и составляющих их умений, воспитывая ответственное отношение к своей готовности к практической работе с детьми с ОВЗ и их близкими.

Разработана методология проектирования виртуальных профессиональных тренажеров разного типа для дефектологов различного профиля. Общие правила разработки сценария включают последовательный анализ и подробное описание:

  • формируемой профессиональной компетенции дефектолога;
  • умений, составляющих данную компетенцию;
  • логики формирования каждого профессионального умения и компетенции в целом;
  • видов учебной деятельности, продуктивных для освоения студентом выделенных профессиональных умений и компетенции в целом (анализ, сравнение, экспериментирование, моделирование, обобщение и др.);
  • типов и видов профессиональных упражнений, логики и последовательности их предъявления, необходимых для контролируемого освоения каждого умения и компетенции в целом;
  • моделируемых в каждом упражнении эпизодов профессиональной деятельности дефектолога;
  • наборов детских / семейных случаев и логики их усложнения применительно к каждому профессиональному упражнению;
  • визуализации скрытых от наблюдения в реальной практике процессов, понимание которых необходимо для освоения искомой профессиональной компетенции (например, визуализация скрытого от простого наблюдения механизма артикуляции звуков требуется для надежного формирования у большинства студентов умения квалифицировать фонетические нарушения у детей);
  • способов интерактивного взаимодействия, оценки и презентации результатов деятельности студента; возможности запроса о помощи и отклика на него, получения доступа к необходимым справочным материалам, консультациям профессионала и др.).

Предложенная методология была впервые реализована в логопедии при разработке виртуальных практик диагностики нарушений фонетического строя речи. Потребовалось более сорока детских случаев с определенными характеристиками фонетического строя речи, массив управляемых цифровых видеозаписей их полного логопедического обследования, сотни образцов фонетически нормированной и деформированной речи, включаемых в качестве стимульного материала в различные профессиональные упражнения. Экспериментально доказано, что использование виртуальной практики диагностики позволяет кардинально повысить готовность большинства (84 %) студентов-логопедов обследовать и корректно описывать нарушения фонетической стороны речи у детей с различными вариантами речевых нарушений. Сформировать аналогичный уровень готовности без применения виртуальных профессиональных тренажеров удалось лишь у 14 % студентов-логопедов, большинство же студентов контрольной группы (86 %) допускали ошибки при необходимости применить изученную теорию в практической диагностике, при усложнении детских случаев ошибки становились все более грубыми и многочисленными 28. Аналогичные экспериментальные данные были получены в ходе профессиональной подготовки сурдопедагогов с использованием виртуальной практики освоения методики диагностики вариантов развития детей с нарушенным слухом раннего возраста.

Проведенные исследования убеждают в возможности качественной трансформации профессиональной подготовки дефектологов за счет разработки виртуальных практик (тренажеров) для каждой дефектологической специальности и специализации. Однако следует отметить и тот факт, что развитие виртуальных профессиональных практик/тренажеров требует проведения новых исследований, предметом которых стал бы анализ и детальное структурированное описание конкретных умений, составляющих профессиональные компетенции дефектолога каждого профиля на каждом этапе профессиональной деятельности в отношении современной популяции детей.

Интерактивные учебные карты нормативного онтогенеза

Особое место в ряду электронных инструментов занимают, на наш взгляд, интерактивные карты нормативного развития детей разного возраста, начиная с первых дней жизни. Для отечественной научной школы дефектологии, основанной на идеях Л.С. Выготского, не столь важна ориентировка на первичные нарушения, «особым» считается не тот ребенок, у кого есть ограничения здоровья, а тот, у кого нарушено взаимодействие с окружающими людьми и вследствие этого - ход развития. Каждая профессиональная задача решается дефектологами культурно-исторической школы с ориентировкой на развитие ребенка 29. Смысл работы дефектологов разного профиля является, по нашему убеждению, общим – этот специалист создает условия обучения и воспитания, необходимые для продвижения ребенка с ОВЗ по пути нормального развития, предупреждения и коррекции его вторичных нарушений.

Исходным объектом познания будущего дефектолога мы считаем нормативный онтогенез. Понимание предпосылок, условий, хода, логики, этапов, критических точек, механизмов нормативного развития ребенка открывает саму возможность освоения профессии дефектолога. Результатом обучения в высшей школе видится не простое накопление теоретических представлений о нормативном развитии, а умение использовать это знание как систему координат, в которой осмысливается нарушенное развитие, благодаря чему можно обоснованно и надежно определять задачи, логику и содержание коррекционной помощи.

Благодаря развитию цифровых технологий становится возможным создавать для студентов-дефектологов интерактивные карты нормо-типического развития ребенка в контексте становления и усложнения его взаимодействия с окружающим миром и людьми. Визуализировать важные для дефектолога представления о психическом развитии как системном динамическом процессе, выделить существенное – предпосылки, условия, движущие силы нормального развития, его ход и логику, неразрывную взаимосвязь компонентов, критические точки, этапные достижения, условия перехода на качественно новые этапы.

Мы предлагаем моделировать онтогенез как закономерную историю развития ребенка, где каждый момент развития имеет «прошлое» и «будущее», каждый компонент неразрывно связан со всеми другими и в этой связи есть логика.

Приоритетным в разработке моделей онтогенеза мы считаем младенческий, ранний и дошкольный возраст, поскольку эти периоды жизни ребенка является оптимальными для предупреждения рисков развития вторичных нарушений и их коррекции.

В этой логике развернуто исследование по созданию интерактивной учебной карты нормативного речевого онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. В основе реконструкции лежит анализ трудов Р.Е. Левиной, ее последователей, исследований специальных психологов отечественной научной школы.

Основная идея – смоделировать речевой онтогенез как системный динамический процесс, выделив существенное для дефектолога - предпосылки, условия, движущие силы, логику, критические точки, этапные достижения и соответствующие возрастные диапазоны, представить темповые показатели речевого развития как дополняющие, но не определяющие.

Прежде всего, моделируются три уровня нормо-типического речевого развития по Р.Е. Левиной (I, II, III), взаимосвязь компонентов – согласованное развитие коммуникации, лексического, грамматического, фонетического строя речи, соответствующие каждому уровню психо-физиологические предпосылки, условия нормального речевого развития, ожидаемые на каждом этапе и уровне достижения и возможные возрастные диапазоны.

Такое картирование речевого онтогенеза позволяет сразу задать студенту представление о речевом развитии как о закономерном динамическом процессе со своими предпосылками, условиями и движущими силами, сделать предметом внимания логику нормо-типического речевого развития, освоение которой позволяет прогнозировать и осмысливать возможные нарушения, их причины и суть необходимой коррекционной помощи.

Далее моделируются ход и закономерности нормо-типического развития каждого компонента речевого развития ребенка с первых дней жизни: логика усложнения коммуникативного поведения, содержания общения, последовательное расширение круга собеседников, развитие речевых средств, последовательное изменение отношения к правильности своей речи. Обязательно выделяется ведущий для каждого этапа компонент речевого развития и логика его связи со всеми другими.

Такого рода картирование онтогенеза позволяет сделать явным и видимым логику усложнения каждого компонента речевого развития (коммуникации ребенка с окружающим миром, развития лексики, грамматического строя речи, освоения произношения), одновременно задавая понимание их неразрывной взаимосвязи, и потому неправомерности изолированной оценки компонентов речевого развития вне понимания их связей в целостной речевой системе и связи с развитием взаимодействия ребенка с ближним и дальним окружением.

Специальным предметом моделирования являются условия нормального речевого развития, его прямая и непосредственная зависимость от качества взаимодействия с ребенком окружающих взрослых и сверстников на каждом этапе. Это так важно потому, что обследование речи ребенка вне понимания созданных взрослыми условий ее развития и оценки качества взаимодействия, неправомерно в рамках подхода Р.Е. Левиной и просто не эффективно. На практике современный студент-дефектолог увидит немало детей раннего и дошкольного возраста с трудно развивающейся речью по причине нарушенных близкими взрослыми правил и традиций эмоционально значимого взаимодействия по возрасту. Недооценка студентом значения условий развития может повлечь за собой в подобных случаях неполноту обследования, существенные погрешности в заключении, неточные и неэффективные рекомендации семье по дальнейшему воспитанию, обучению и коррекционной помощи ребенку, поскольку тут требуется, прежде всего, помочь близким взрослым в налаживании качественно иного взаимодействия, движущего речевое развитие ребенка. В нормализации условий речевого развития и состоит главная помощь такому ребенку. Предлагаемая карта речевого онтогенеза сразу же привлекает внимание студента к условиям развития речи, что поможет в будущем точнее понимать причины нарушений, не упускать на практике оценку взаимодействия семьи и окружения с ребенком при обследовании и планировании коррекционной работы.

По тем же соображениям при картировании речевого онтогенеза специально выделяются его психофизиологические предпосылки применительно к каждому этапу, они сочетаются с условиями нормального речевого развития. Такое картирование речевого онтогенеза помогает предупреждать как недооценку, так и переоценку вклада «психо-физиологии» в речевое развитие ребенка, поскольку делает очевидным баланс предпосылок и условий. Это помогает закладывать понимание необходимости взаимодействия медика и дефектолога, распределение их ролей и потребность в интеграции данных и выработке общего заключения. Имея в работе такого рода карту нормативного онтогенеза, не трудно сделать следующий шаг – понять, что выявляемые врачом органические нарушения предпосылок речевого развития должны дополняться оценкой условий и достижений ребенка со стороны логопеда, и только интеграция данных приводит к междисциплинарному пониманию возникших трудностей речевого развития, их причин, путей преодоления.

Проектируя интерактивность учебных карт нормо-типического речевого онтогенеза, мы обеспечиваем преподавателю следующие базовые возможности:

  • Задавать предмет рассмотрения (целостная модель, фрагменты – предпосылки, условия, критические точки, уровень(ни) речевого развития, динамика и логика усложнения коммуникативного поведения ребенка, динамика и логика становления фонетического строя речи, лексического, грамматического и др.). Возможность выделять для анализа любую составляющую речевого развития, видеть динамику и взаимосвязь с другими компонентами, рассматривать любой компонент с необходимой степенью подробности, но всегда видеть в общей картине развития, не теряя представлений о его целостности и системности.
  • Запрашивать детские случаи, иллюстрирующие нормативное речевое развитие в разных возрастах и на разных этапах онтогенеза.
  • Запрашивать «семейные случаи», иллюстрирующие соответствие достижений в речевом развитии ребенка и создаваемых для этого условий в семье.
  • Задавать возрастной диапазон и видеть на карте ожидаемые достижения в речевом развитии ребенка, не упуская при этом уже прожитых и будущих этапов, всегда рассматривая актуальное возрастное развитие как фрагмент целостной картины речевого онтогенеза от рождения ребенка.

Как мы видим, предлагаемые интерактивные карты основаны на визуализации существенных для дефектолога представлений о речевом онтогенезе как системном закономерном и динамическом процессе, имеющем определенные психофизиологические предпосылки, но протекающем не изолированно, а в контексте становления и последовательного усложнения взаимодействия ребенка с окружающим миром и людьми. Такие карты помогают сделать предметом внимания и освоения предпосылки, источники и движущие силы нормо-типического развития. Это необходимо для формирования профессионального мышления дефектолога – исходящей из понимания онтогенеза логики возникновения, предупреждения и преодоления нарушений возрастного развития.

Предлагаемый подход к картированию онтогенеза открывает студенту возможность самостоятельно и обоснованно прогнозировать еще до освоения собственно дефектологических дисциплин возможные нарушения развития разной природы - обусловленные неполнотой или нарушением условий; обусловленных нарушением психофизиологических предпосылок или сочетанием этих двух факторов, самостоятельно выдвигать и аргументировать гипотезы о различиях требуемой в этих случаях коррекционной работы.

Предлагаемая линейка цифровых инструментов подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ является открытой, в стадии разработки находится методология проектирования навигаторов дефектолога в сфере диагностики и планирования коррекционной работы.

Выводы

Благодаря проведенному циклу исследований удалось разработать типологию, определить функции, описать линейку цифровых инструментов, необходимых для формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля:

  • интерактивные учебные карты нормо-типического онтогенеза;
  • электронные библиотеки иллюстративных детских и семейных случаев;
  • виртуальные учебные симуляторы профессиональной деятельности дефектолога;
  • виртуальные профессиональные практики/тренажеры;
  • профессиональные навигаторы дефектолога в области диагностики и планирования коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Созданная типология может быть использована как ориентир при разработке линейки цифровых инструментов подготовки специалистов к работе с разными категориями детей с особыми образовательными потребностями и их семьями.

Первый опыт показал, что применение специальных цифровых инструментов приводит к качественным изменениям процесса и результата профессиональной подготовки студентов-дефектологов благодаря возможности формировать в аудитории способность к применению теории в практической работе с детьми до и вне непосредственного контакта с ними, развивать активность и самостоятельность студентов, умение организовать собственную деятельность, осознанно и ответственно относиться к решению профессиональных задач, рефлексировать на достигнутый уровень личной профессиональной компетенции.

Исследования эффективности созданных инструментов показывают, что с их помощью удается формировать в аудитории более высокую, чем в традиционных условиях, готовность студентов к освоению самостоятельной практической работы с детьми с ОВЗ и их семьями.

Созданная типология может быть использована как ориентир в разработке линейки цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов к работе с разными группами детей с особыми образовательными потребностями.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности формирования готовности студента применять теорию в практической работе с детьми до и вне непосредственного контакта с ними.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями Университетов, магистрами, аспирантами при разработке цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов к работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, двигательными нарушениями, РАС.

  • 1. Баенская Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v
  • 2. Бахина А.В. Проектирование интерактивной модели действительности для освоения студентами социокультурных основ специального и инклюзивного образования // Дефектология. 2015. № 3. С. 58-65.
  • 3. Гончарова Е. Л. Культурно-историческая традиция в специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 39 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historical-tradition-in-psychology-of-special-needs
  • 4. Китик Е.Е. Принципы отбора детских случаев для демонстрации фонетических нарушений студентам-логопедам // Дефектология. 2019. № 3. С. 69-78.
  • 5. Китик Е.Е. Виртуальные практики – современный инструмент подготовки логопедов // В сборнике: Дефектологическая наука-практике. Материалы I Всероссийского съезда дефектологов. 2016. С. 112-117.
  • 6. Кукушкин И.И. Проектирование электронного каталога произведений в сфере коррекционной педагогики // Дефектология. 2010. № 5. С. 69-74.
  • 7. Кукушкин И.И. Электронный каталог публикаций как инструмент введения в профессию // Дефектология. 2015. № 3. С. 74-81.
  • 8. Кукушкин И.И. Новые инструменты освоения дефектологического знания для новой аудитории // Педагогика. 2017. № 9. С. 79-87.
  • 9. Кукушкина О.И. Формирование профессиональных компетенций дефектологов: инструменты нового поколения // Дефектология. 2016. № 6. С. 3-12.
  • 10. Кукушкина О.И. Виртуальная лаборатория студента дефектолога: электронные инструменты профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190.
  • 11. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 39 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-c
  • 12. Маевская Н.В. Информационные технологии в высшей школе: проектирование демонстрационной базы данных «Нарушения в применении средств общения у детей» // Дефектология. 2011. № 4. С. 52-57.
  • 13. Маевская Н.В. Проектирование компьютерных инструментов обучения студентов – логопедов в работе с заикающимся ребенком // Дефектология. 2012. № 6. С. 75-80.
  • 14. Хайдарпашич М.Р. Виртуальная библиотека исследователя-дефектолога «Феномены развития представлений о мире у детей в разных условиях обучения» // Дефектология. 2015. № 2. С. 64-70.
  • 15. Alinier G. (2007). A Typology of Educationally Focused Medical Simulation Tools. Medical Teacher, 29(8), 243–250. https://www.tandfon-line.com/doi/full/10.1080/01421590701551185
  • 16. Bell B.S., Kanar A.M., Kozlowski S.W.J. (2008). Current Issues and Future Directions in Simulation-Based Training. CAHRS Working Paper no 492. Ithaca, New York: Cornell University. http://digitalcommons.ilr.cornell. edu/cahrswp/492
  • 17. Boström L. (2013). How Do Students in Vocational Programs Learn? A Study of Similarities and Differences in Learning Strategies. International Journal of Sciences, 2 (August), 44–56.
  • 18. Cannon-Bowers J.A., Bowers, C.A. (2008). Synthetic Learning Environments. J.M. Spector, M.D. Merrill, J. van Merrienboer, M.P. Driscoll, eds. Handbook of Research on Educational Communications and Technology. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 317–327. URL: https:
  • 19. Chini J., Straub C.L., Thomas K. (2016). Learning from Avatars: Learning Assistants Practice Physics Pedagogy in a Classroom Simulator. Physical Review Physics Education Research, 12(1). Art. No 10117. https://journals.aps.org/prper/abstract/10.1103/PhysR
  • 20. Hertel J., Millis B. (2002) Using Simulations to Promote Learning in Higher Education: An Introduction. Sterling, VA: Stylus.
  • 21. Kis V. (2016). Work, Train, Win: Work-Based Learning Design and Management for Productivity Gains. OECD Education Working Papers No 135. Paris: OECD. http://dx.doi.org/10.1787/5jlz6rbns1g1-en
  • 22. Mislevy R.J. (2011). Evidence-Centered Design for Simulation-Based As¬sessment. CRESST Report 800. Los Angeles, CA: University of California, National Center for Research on Evaluation, Standards, and Student Testing (CRESST). https://files.eric.ed.gov/fu
  • 23. Mühlemann S. (2016). The Cost and Benefits of Work-based Learning. OECD Education Working Papers No 143. Paris: OECD. http://dx.doi. org/10.1787/5jlpl4s6g0zv-en
  • 24. Qayumi K., Pachev G., Zheng B. et al. (2014). Status of Simulation in Health Care Education: An International Survey // Advances in Medical Education and Practice, 5 (November), 457–467. https://www.dovepress. com/status-of-simulation-in-health-care-educa
  • 25. Silva F.A., Medeiros S., Costa R., de Araújo M. et al. (2017). Types, Purposes and Simulation of Contributions in Vocational Training in Health: Narrative Review // International Archives of Medicine, 10 (3).
  • 26. Stone R., Watts K., Zhong P. (2011). Virtual Reality Integrated Weld Trai¬ning. A Scientific Evaluation of Training Potential, Cost Effectiveness and Implication for Effective Team Learning. Ames, Iowa: Iowa State University. https://www.lincolnelectric.c
  • 27. Zitter I., Hoeve A. (2012). Hybrid Learning Environments: Merging Learning and Work Processes to Facilitate Knowledge Integration and Transitions. OECD Education Working Paper No. 81. http://dx.doi. org/10.1787/5k97785xwdvf-en

Библиография


Кукушкина О.И. Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 43 2021 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teachers (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности