Альманах № 43

От редакции

Альманах посвящен одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем современной специальной психологии и коррекционной педагогики – трансформации профессиональной подготовки специалистов в цифровую эпоху. Этот номер будет интересен преподавателям ВУЗов, региональных институтов развития образования, молодым ученым, аспирантам, магистрам, студентам, практикам – всем тем, кого интересует создание виртуальных лабораторий студента, цифровых инструментов обучения, осмысленное развитие цифрового пространства обучения дефектологов, способное привести к более эффективному освоению этой уникальной междисциплинарной профессии, качественно иной готовности применять теорию в практической работе, получая первый опыт в виртуальных лабораториях до непосредственного контакта с детьми с ОВЗ.

В этом номере читатель сможет найти ответ на вопрос о том, какие типы цифровых инструментов подготовки дефектологов могут быть полезны, каковы их функции, в чем заключается специфика, что меняет их включение в аудиторный процесс, как это влияет на качество и результат обучения будущих специалистов.

Открывается номер статьей В.В. Гриншкуна – одного из ведущих специалистов страны в области анализа и прогнозирования изменений в подготовке общих педагогов под влиянием развития и применения цифровых инструментов. Автор убедительно показывает, что современные цифровые технологии в системе подготовки педагогов играют двойную роль. С одной стороны, применение цифровых инструментов способно повлиять на эффективность такой подготовки, с другой стороны, от уровня освоения приёмами последующей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых технологий во многом зависит качество труда будущих педагогов.

Следующие статьи номера написаны дефектологами, открывшими новое направление исследований и выполнившими пионерские работы в области проектирования и применения специализированных цифровых инструментов формирования профессиональных компетенций, защитившими первые диссертации в этом предметном поле. Статьи О.И. Кукушкиной, Е.Е. Китик, Н.В. Маевской, А.В. Бахиной, М.Р. Хайдарпашич, И.И. Кукушкина будут интересны всем тем, кто мечтал бы заняться проектированием виртуальных профессиональных практик дефектолога, профессиональных симуляторов, э-библиотек обучающих детских случаев, специализированных э-библиотек научных и учебных публикаций, интерактивных учебных карт нормативного и отклоняющегося развития, профессиональных навигаторов дефектолога.

Статьи этого номера позволят читателю составить представление о линейке цифровых инструментов формирования профессиональных компетенций дефектолога и понять, что речь идет не о фрагментарных изменениях или дополнениях, а об открывшейся возможности моделирования в аудитории и пошагового анализа любого этапа и эпизода профессиональной деятельности дефектолога на любом необходимом множестве детских случаев со всеми необходимыми в обучении вариациями и формами интерактивного взаимодействия.

Альманах дает возможность составить представление о новом направлении исследований на ближайшие десятилетия – это проектирование специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов, их экспериментальная проверка и оценка эффективности.

Статьи выпуска:

    Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов

    Гриншкун В.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов

    цифровые инструменты
    цифровые технологии
    подготовка педагогов
    средства обучения
    информатизация образования
    электронные ресурсы
    цифровая образовательная среда
    Аннотация

    Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов

    Современные цифровые технологии в системе подготовки педагогов играют двойную роль. С одной стороны, применение цифровых инструментов способно повлиять на эффективность такой подготовки, с другой стороны, от уровня освоения приёмами последующей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых технологий во многом зависит качество труда будущих педагогов. В статье обсуждаются проблемы и возможные перспективы интегрированного использования цифровых инструментов в обоих случаях, – когда они выступают в качестве объекта для изучения и средства обучения при подготовке студентов педагогических специальностей вузов. Подчёркивается необходимость поиска подходов к взаимосвязанному и оправданному применению цифровых технологий. Обосновывается взаимовлияние качества образовательных электронных ресурсов и эффективности комплексной информатизации педагогического образования.

    Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов

    Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов

    дефектолог
    логопед
    профессиональная деятельность
    виртуальная реальность
    виртуальные тренажеры
    виртуальные профессиональные практики
    виртуальные симуляторы профессиональной деятельности
    электронные библиотеки детских случаев
    интерактивные учебные карты
    онтогенез
    Аннотация

    Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов

    В статье представлены типы и функции специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов: интерактивных учебных карт нормативного онтогенеза, электронных библиотек иллюстративных детских и семейных случаев, виртуальных профессиональных практик/тренажеров, симуляторов профессиональной деятельности.

    Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений

    Кукушкин И.И. , Китик Е.Е.

    Читать

    Ключевые слова

    Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений

    виртуальный профессиональный тренажер
    логопедия
    профессиональные компетенции
    цифровые инструменты обучения
    Аннотация

    Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений

    Статья посвящена разработке и применению виртуальных профессиональных тренажеров логопеда, оценке их эффективности. Описана разработанная виртуальная практика диагностики фонетических нарушений с использованием сорока шести детских случаев. Раскрыта методология ее проектирования, структурно-функциональная организация, типы профессиональных упражнений, принципы подбора и усложнения детских случаев, способы обратной связи. Показана высокая эффективность применения виртуальных диагностических практик в профессиональной подготовке логопеда.

    Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы

    Кукушкина О.И. , Маевская Н.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы

    виртуальные тренажеры
    симуляторы
    диагностика
    заикание
    Аннотация

    Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы

    В статье ставится проблема симуляции профессиональной деятельности логопеда для формирования в аудитории готовности студента применять теорию в практической работе с детьми до непосредственного контакта с ними. Описана созданная интерактивная модель исходного этапа профессиональной деятельности логопеда, позволяющая воспроизводить, анализировать и комментировать на любом необходимом множестве детских случаев все шаги в процессе формирования и проверки гипотезы о речевом нарушении, включая не доступные наблюдению в реальной практике.

    От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов

    Хайдарпашич М.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов

    дети с нормативным развитием
    глухие дети
    слабослышащие дети
    дети с нарушениями речи
    дети с ЗПР
    электронная библиотека
    дошкольное образование
    представления о мире
    Аннотация

    От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов

    Выявлены варианты представлений о мире (A, B, C, D), их связь с условиями обучения. дошкольников с нормативным развитием, ЗПР, нарушениями речи, слуха, Представлен педагогический дизайн архитектуры э-библиотеки соответствующих детских случаев, иллюстрирующих необходимость ориентироваться на индивидуальный вариант развития ребенка для корректного определения задач и содержания коррекционной помощи.

    Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций

    Бахина А.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций

    интерактивные учебные модели
    профессиональная подготовка дефектологов
    социокультурные основы
    специальное образование
    инклюзивное образование
    Аннотация

    Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций

    В статье показана эффективность применения интерактивной учебной модели, позволяющей студентам моделировать социокультурные контексты, в которых складываются, укореняются и меняются тенденции развития практики специального и инклюзивного образования в разных странах мира.

    Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения?

    Кукушкин И.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения?

    цифровые инструменты
    специальная психология
    коррекционная педагогика
    инклюзивное образование
    электронный каталог
    проектирование е-библиотек
    профессионально ориентированный поиск
    педагогический дизайн
    Аннотация

    Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения?

    В статье представлены характеристики современной сетевой аудитории специальной психологии и педагогики и требуемые ей изменения архитектуры электронных каталогов и библиотек профессиональной литературы. Предложен новый способ профессионально ориентированного описания семантики электронного каталога публикаций, каждого отдельного произведения и поисковых запросов.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности