Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике / Альманах № 44 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 44 "Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития"

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике

В.З. Кантор Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Н.В. Немирова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Среди детей с инвалидностью особую целевую группу психолого-педагогической реабилитации представляют собой воспитанники детских домов-интернатов (ДДИ) системы социальной защиты населения.

Своеобразие их реабилитационного потенциала, значимое в конкретно-методическом плане и в аспекте собственно реабилитационной работы [1,4,5,12], и в аспекте взаимосвязанной с ней учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы [2,9,10,11 и др.], определяется действием не только аномального, но и специфического институционального фактора.

Между тем, для полномасштабной оценки актуального характера действия данного фактора необходимо рассмотрение вопросов психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах не в разрезе отдельного учреждения, а на уровне функционирования всей системы таких учреждений [3,6,7,8].

Соответствующие целевые установки и имело проведенное исследование.

В его основу был положен метод контент-анализа.

Базой для анализа послужили материалы, представленные в открытом доступе на официальных сайтах ДДИ. Генеральную совокупность исследования составили 78 ДДИ, однако действующие сайты с открытым доступом к информации были обнаружены только у 72 ДДИ, и именно они и стали выборочной совокупностью исследования.

В качестве смысловых единиц в рамках контент-анализа выступили понятия «реабилитация» и «психолого-педагогическая реабилитация», а единицами подсчета явились любые упоминания данных понятий на официальных сайтах ДДИ.

Подход к проведению контент-анализа определялся авторской структурно-логической моделью, которая была апробирована в рамках исследований в области специального образования и психолого-педагогической реабилитации лиц с инвалидностью и согласно которой деятельность ,реализуемая той или иной институцией в данной области, является системной, если в разрезе организаций, относящихся к этой институции, она комплексно отражена в документах таких пяти иерархических уровней, как:

  1. Стратегический уровень: документы стратегического планирования (целеполагания) – стратегия и/или программа развития организации, планы и/или отчеты.
  2. Нормативное обеспечение: локальные нормативные документы, регулирующие работу организации – устав, внутренние положения/регламенты, должностные инструкции.
  3. Инфраструктурное обеспечение: документы, содержащие характеристику имеющегося и требуемого ресурсного и материально-технического обеспечения и оснащения, специального оборудования для детей, реализуемых форматов социальной помощи воспитанникам.
  4. Методическое обеспечение: методические разработки организации, публикации организации по вопросам реализации реабилитационных программ, инструкции/памятки для сотрудников.
  5. Операциональный уровень: документы, отражающие используемые реабилитационные технологии, специальные условия для организации мероприятий, мероприятия социально-интеграционной направленности для воспитанников [5,6].

С этих позиций в процессе контент-анализа и осуществлялся поиск документов, представленных на сайтах ДДИ. В его рамках применительно к каждому уровню фиксировались:

  • наличие/отсутствие требуемых типов документов;
  • наличие/отсутствие в имеющихся документах смысловых единиц «реабилитация» и «психолого-педагогическая реабилитация».

В случае обнаружения в документах данных смысловых единиц проводился контекстуальный анализ.

Полученные результаты (см. табл. 1) свидетельствуют о том, что хотя в ДДИ и уделяется определенное внимание психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, в масштабах институциональной совокупности учреждений данного типа комплексная система соответствующей работы в настоящее время не сформирована.

Таблица 1. Представленность проблематики психолого-педагогической реабилитации в документах, размещенных на официальных сайтах детских домов-интернатов
Число ДДИ,
на сайтах которых представлены документы (n=72)
Число ДДИ,на сайтах которых представлены документы (n=72)
Число ДДИ, на сайтах которых упоминается понятие
«Реабилитация» «Психолого-педагогическая реабилитация»
Стратегический уровень 48 27 3
Уровень нормативного обеспечения 64 37 8
Уровень инфраструктурного обеспечения 58 46 3*
Уровень методического обеспечения 49 15 2
Операциональный уровень 46 25 1
* Упоминается понятие «психолого-педагогическая помощь» или «психолого-педагогическая поддержка».

В документах стратегического уровня ряд ДДИ (26 из 48, представивших на сайте такие документы) указывают на осуществление мероприятий по реабилитации инвалидов как на одну из целей или задач деятельности организации. Однако чаще, чем реабилитацию (42 ДДИ из 48), они определяют в качестве своей цели «оказание услуг» (медико-социальные услуги, социально-педагогические услуги, социально-психологические услуги) или «оказание помощи» (социально-педагогическая помощь), причем в ряде случаев(у 20 ДДИ из 48) номенклатура услуг детализируется (например, выделяются социально-бытовые, социально-правовые, социально-экономические услуги).

Понятие же «реабилитация» рассматривается в документах в контексте медико-социальной реабилитации, целью которой при этом полагается реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов и социально-трудовая реабилитация, трактуемая притом в плоскости восстановления утраченных компетенций и интеграции в общество. В свою очередь, «психолого-педагогическая реабилитация» рассматривается как часть комплексной реабилитации (медико-социальной и трудовой).

При этом документы стратегического уровня предусматривают осуществление психологической реабилитации с использованием психологических тренингов, психокоррекционных бесед, куклотерапии, сказкотерапии, логоритмики, пескотерапии и др. Комплексная же реабилитация – как она понимается в документах данного уровня – предполагает привлечение прежде всего специалистов медицинского профиля – педиатров, неврологов. психиатров, физиотерапевтов, массажистов, а также учителей-дефектологов и педагогов-психологов.

При этом из 48 ДДИ, на сайтах которых есть документы уровня целеполагания, только 3 организации используют понятие «реабилитация» в отчетах и планах работы. У двух ДДИ в планах предусматривается развитие инфраструктуры организации для оказания услуг по психологической помощи (создание комнаты психологической разгрузки) и повышение квалификации сотрудников по вопросам подростковой реабилитации. Один ДДИ отчитался, о проделанной исследовательской работе по апробации и внедрению профилактических и реабилитационных технологий.

Что касается документов, относящихся к уровню нормативного обеспечения, то в них представлены, причем в более детализированном, чем в документах стратегического уровня, виде, цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности ДДИ. Здесь, помимо оказания различной социальной помощи, упоминаются и коррекционно-образовательные задачи учреждения – такие, например, как «реализация образовательных программ общего образования и дополнительного образования, реализация адаптированных программ» или «учебно-коррекционное направление деятельности …», «…развитие и коррекция познавательной активности и умственных способностей детей,.. гармоничное развитие всех сфер психической деятельности, формирование навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда».

При этом в ряде ДДИ (35 из 64, разместивших на сайте соответствующие документы) оказание психолого-педагогической помощи является функционалом отдельного структурного подразделения, будь то отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение медико-социальной реабилитации).Однако отделения собственно психолого-педагогической реабилитации встречаются значительно реже – лишь в 8 ДДИ из 64, но и они основной своей целью полагают не осуществление реабилитации инвалидов как таковой, а оказание социально-психологических услуг (социально-психологическое консультирование; психологическая помощь и поддержка получателям социальных услуг; социально-психологический патронаж) и социально-педагогических услуг (социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; организация досуга, т.е. проведение праздников, экскурсий и других культурных мероприятий).

В свою очередь, представленные на сайтах ДДИ документы, относящиеся к уровню инфраструктурного обеспечения,– а таковые обнаружены у 58 ДДИ, – содержат преимущественно информацию об источниках финансирования ДДИ (объеме бюджетных и внебюджетных средств, помощи Фондов), а также о стоимости услуг, категориях граждан, которым предоставляются платные и бесплатные услуги, действии полисов обязательного медицинского страхования.

Понятие же реабилитации или – чаще – оказания услуг используется применительно к материально-техническому оснащению ДДИ. Уровень такого оснащения различается в зависимости от региона и объема контингента воспитанников, однако на сайтах ДДИ не была обнаружена информация о нехватке или необходимости приобретения каких-либо средств – представлены лишь данные об оснащенности ДДИ. В частности, во многих ДДИ (32 из 58) осуществлен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, почти в каждом учреждении есть игровые комнаты, спальни, залы, учебные классы, кабинеты специалистов, причем оснащение игровых комнат осуществляется в соответствии с номенклатурой реализуемых образовательных программ, значительная часть которых ориентирована на достижение эффекта в области социально-трудовой реабилитации (например, «Штукатурно-малярное дело», «Столярное дело», «Ручной труд», «Швейное дело», «Обувное дело», «Обслуживающий труд» и др.). При этом психолого-педагогические услуги оказываются в двух форматах: полустационар и стационар.

Кроме того, некоторые ДДИ(20 из 58) в документах, относящихся к уровню инфраструктурного обеспечения, характеризуют и конкретные технологии, используемые в своей работе психологами, например, программу «KID RCDI для точной оценки развития ребенка», методику цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (методика В.М. Элькина), методику «АУТИЗОН», метод альтернативной коммуникации для невербальных детей и взрослых с аутизмом PECS и др.

Между тем, в размещенных на сайтах ДДИ документах уровня методического обеспечения в основном (у 36 ДДИ из 49, имеющих документы данного уровня) отражена воспитательная и кружковая работа с детьми-инвалидами.

Главным образом (у 30 ДДИ из 49) документы представляют собой отчеты о проведенных мероприятиях или анонсы планируемых мероприятий, чаще всего это лечебные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, развлекательные или игровые программы, спортивно-игровые программы, а также мероприятия в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ. При этом ДДИ проводят критически мало мероприятий, предполагающих выход за рамки собственного учреждения: лишь 3 ДДИ из 49 упоминают совместные мероприятия с партнерами извне, и только 2 ДДИ из 49 указывают на участие в мероприятиях общегородского, регионального или федерального уровня. Более же распространенными (22 ДДИ из 49) являются внутренние мероприятия ДДИ – экскурсия по территории интерната. Кроме того, в редких случаях(у 3 ДДИ из 49) на сайтах содержатся упоминания о проведении работы с родителями.

Публикация же подготовленных сотрудниками ДДИ методических разработок, как правило, происходит только в виде размещения на сайте программ реабилитации. Кроме того, в отдельных ДДИ (у 6 из 49) проходят методические семинары, организуемые педагогическим коллективом и посвященные, в частности, вопросам взаимодействия педагогов различного профиля в коррекционно-развивающем сопровождении воспитанников.

Наконец, в документах операционального уровня (их на своих сайтах разместили 46 ДДИ) в контексте задач создания коррекционно-развивающей среды, а также постинтеграционной адаптации выпускников основное внимание уделяется работе по социокультурной реабилитации – проведению конкурсов, выставок и т.п. (20 ДДИ из 46) – и медицинской деятельности ДДИ(8 ДДИ из 46). При этом часть коррекционно-развивающих программ имеет инклюзивную составляющую, например, «Учись жить самостоятельно», «Доступный спорт», «России важен каждый ребенок» и др.

Таким образом, психолого-педагогическая реабилитация является одной из основных частей деятельности ДДИ, она представлена в их документах на всех иерархических уровней – от целеполагания до практической реализации. Однако соответствующие вопросы рассматриваются в документах ДДИ не столько в самоценном их значении, сколько в контексте оказания социальных услуг воспитанникам. Более того, психолого-педагогическая реабилитация трактуется не как самодостаточный вектор деятельности ДДИ, а как часть медико-социальной реабилитации, причем связанная преимущественно лишь с медико-психологическим и социально-трудовым сопровождением воспитанников. При этом и с точки зрения инфраструктурного обеспечения деятельности ДДИ состав и квалификация персонала ДДИ также свидетельствует о доминировании медицинских начал их деятельности над психолого-педагогическими.

Библиография
Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь статьей с коллегами и друзьями
Кантор В.З., Немирова Н.В. Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. Альманах № 44 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-disabled-children-in-boarding-houses-of-the-social-security-system-from-purpose-to-practice (Дата обращения: 23.09.2021)
Список литературы
  1. Астафьева Н.Е. Реабилитация детей с отклонениями в развитии в специальных образовательно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа Тамбовской области // Гаудеамус. – 2006. №10 (2). С. 9 –11.
  2. Баранова Т.Ф. Социальное развитие ребенка-инвалида в современных условиях в детском доме-интернате // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. №12-2. С. 142 – 146
  3. Голубев В. В. Диверсификация системы образования как основа устойчивого развития / В. В. Голубев // Устойчивое развитие: наука и практика. – 2011. – Вып. 2. – С. 101–106. – URL: http://www.yrazvitie. ru/wp-content/uploads/2011/12/7-Golybev.pdf (дата обращения: 11.01.2021). – Рез. англ.
  4. Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Специальное образование. – 2012. №2(26). С. 49 – 57.
  5. Зак Г.Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. – 2013. №3(31). С. 56 – 62.
  6. Кантор В.З., Немирова Н.В., Казанкин В.В. Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020. №2. С. 33 – 56.
  7. Ломакина Т. Ю. Диверсификация как принцип развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина // Образование через всю жизнь: проблемы образования. – 2003. – Т. 2. – С. 170–174. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-kak-printsip-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 11.01.2021).
  8. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии /Н. Н. Малофеев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2018. – № 190. – С. 8–15. – URL:https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/190/malofeev_190_8_15.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
  9. Немирова Н.В., Кантор В.З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for EducationToday. – 2020. Т. 10, №3. С. 28 – 44.
  10. Филиппова М.В. Обеспечение психологической безопасности детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебно-воспитательной работы в условиях детского дома-интерната // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. №30-1. С. 216 – 223.
  11. Цареградская А.С. Инклюзивное воспитание в детском доме // Дискуссия. – 2010. – №9. С. 24 – 26.
  12. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната // Проблемы Науки. – 2014. №6 (24). С. 88 – 94.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска:
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK