Альманах № 44
31.08.2021 Дата публикации статьи: 31.08.2021
Альманах № 44 · Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития
Альманах № 44 · Специальное образование детей-инвалидов: векторы развития

Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях

Снегирева Т.Г. ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва

Введение

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их социальная адаптация во многом зависит от компетентно подготовленных медицинских работников [7,11]. В процессе обучения среднего медицинского персонала традиционно уделяется внимание таким направлениям деятельности как профилактическая работа со школьниками по предупреждению заболеваемости и вредных привычек, просвещение детей и их родителей по вопросам сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, оздоровительная деятельность (проведение закаливающих процедур, спортивных праздников).

В условиях реализации прав ребенка на получение общего среднего образования вне зависимости от его физического состояния (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») для медсестер, осуществляющих свою профессиональную деятельность в школах все большую актуальность приобретает еще одно направление обучения – сохранение здоровья и реализация прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ в процессе их интеграции в образовательный процесс. Недостаточная разработанность вопросов психолого-педагогической подготовки медработников и высокая потребность практики стали основание для проведения данного исследования.

С целью изучения состояния проблемы подготовки медицинских кадров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации и внесения предложений по ее оптимизации, осуществлен анализ нормативной и правовой базы, современной литературы, а также контент-анализ онлайн анкетирования (в формате Google forms) 50 студентов медицинского института старших курсов по направлению подготовки «Сестринское дело», 20 учителей общеобразовательной организации, 30 родителей, воспитывающих школьников с ОВЗ и 15 медицинских сестер образовательных учреждений. Прохождение онлайн - опроса проводилось при наличии добровольного согласия участников (медицинских сестер) на обработку полученных результатов. Для статистической обработки результатов анкетирования использовались методы описательной статистики.

Результаты

В настоящее время органы власти уделяют пристальное внимание проблеме модернизации школьной медицины.

Одним из примеров подобного внимания, является реализация пилотного проекта по подготовке бакалавров школьной медицины с целью оптимизации медицинского сопровождения в общеобразовательных организациях с 2016 - 2019 г.г. в 5 регионах Российской Федерации.

По его результатам ведущими медицинскими сообществами и учреждениями страны (Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата»; Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья», Некоммерческое партнерство «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием», Ассоциация организаций, осуществляющих содействие деятельности специалистов с высшим сестринским, средним медицинским и фармацевтическим образованием «Союз медицинских профессиональных организаций», ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России) был разработан Профессиональный стандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях», который был утвержден в середине 2020 года (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 481н).

Следует отметить, что в новом профессиональном стандарте существенно расширены привычные трудовые функции медсестры в отношении охраны здоровья обучающихся, такие как: профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях; выявление распространенности среди обучающихся факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, низкая двигательная активность, повышенное артериальное давление, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), девиантных форм поведения (Трудовая функция А/01.6 «Организация и работа по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся»).

Причем, в Стандарте отражена и деятельность медсестры по сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями:

  • участие в подготовке предложений по созданию специальных условий обучения в образовательной организации на основании полученных данных о состоянии здоровья обучающихся (трудовая функция А/02.6 «Подготовка предложений по созданию безопасных условий обучения, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся в образовательной организации»).
  • идентификация и оценка выраженности факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях;
  • контроль за использованием технических средств обучения и воспитания в образовательных организациях;
  • оценка влияния факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, на состояние здоровья обучающихся и их качество жизни;
  • контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения с учетом групп здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (Трудовая функция А/03.6 «Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий») [3,4,5].

Приведенные в стандарте трудовые функции предполагают существенный объем знаний выпускников в области гигиены, психологии и педагогики школьников, в том числе, в отношении оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки - 06.03.01. Биология (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 7 августа 2020 г. N 920 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология») в числе универсальных компетенций, которыми должны обладать специалисты данной области выделяют такие категории как «командная работа и лидерство» - способность специалиста осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); «межкультурное взаимодействие» - способность выпускника воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) и «инклюзивная компетентность» - способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (УК-9).

Поскольку определение профессиональных компетенций согласно Приказу регламентируется Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников из реестра профессиональных стандартов (http://profstandart.rosmintrud.ru), можно утверждать, что для разработчиков программы предусмотрена возможность гибко подходить к определению содержания профессиональных компетенций в соответствии с результатом мониторинга качества обучения специалистов и запросов практики.

Стоит отметить, что до недавнего утверждения Стандарта, обучение медицинских сестер для работы в общеобразовательных учреждениях регламентировалось в основном ФГОС по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело», в котором также предусмотрено овладение выпускником такими компетенциями как: готовность к работе в коллективе, к толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий (ОК-8); способность и готовность к участию в разработке и реализации специализированных реабилитационных программ (ПК-7); способность овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области клинической сестринской практики (ПК-18) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. N 964).

Таким образом, анализ документации свидетельствует о достаточном развитии законодательной базы для полноценной подготовки медсестер к работе в общеобразовательных организациях, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отрадно отметить, что на уровне мировоззренческой позиции и аксиологических ценностей, современная наука и практика достигли понимания необходимости специальных психолого-педагогических знаний и реализации принципов комплексного подхода в отношении сохранения здоровья ребенка.

Изучение состояния проблемы подготовки медицинских кадров для сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации на основе анализа данных анкетирования показали следующие тенденции (см. таблица 1).

Таблица 1.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются медсестры, родители и педагоги при оказании медицинской помощи обучающимся детям-инвалидам и детям с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

проблема респонденты %
1. недостаточный объем теоретических и практических знаний по ведению детей-инвалидов и детей с овз в общеобразовательных организациях студенты, медсестры, педагоги 78%
2. низкая компетентность в отношении правовых основ оказания комплексной реабилитации детей в образовательных организациях. 56%
3. отсутствие методической базы по выявлению и ведению детей группы риска (суицидальное поведение, жестокое обращение в семье, девиантное и рисковые для жизни формы поведения, тяжелая жизненная ситуация) 60%
4. трудности установления сотрудничества с родителями детей-инвалидов и детей с овз 35%
5. недостаточная компетентность в вопросах установления междисциплинарного сотрудничества по ведению детей-инвалидов и детей с овз в общеобразовательных организациях студенты, медсестры, родители 79%
6. недостаточная осведомленность о трудовых функциях деятельности медицинской сестры родители, педагоги 72%

Практически всеми участниками онлайн-опроса (студенты, медсестры, педагоги) отмечается недостаточный объем теоретических и практических знаний по ведению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях – 78%. Респонденты практически единогласны в том, что требуется увеличение объема и теоретической подготовки по основам реализации особых образовательных потребностях детей-инвалидов, и объема практических занятий, производственной практики для приобретения навыков работы с детьми с различными нарушениями здоровья.

Порядка 56% участников анкетирования озвучивают недостаточную компетентность в отношении правовых основ оказания комплексной реабилитации детей в образовательных организациях. Это препятствует обеспечению совместно с педагогами и семьей обучающегося преемственности и последовательности в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения. Предполагаем, что включение спецкурса по данной тематике с решением типичных ситуационных позволит в полной мере решить данную проблему.

Около 60% респондентов обратили внимание на отсутствие методической базы по выявлению и ведению детей группы риска (суицидальное поведение, жестокое обращение в семье, девиантное и рисковые для жизни формы поведения, тяжелая жизненная ситуация). Специалисты отмечают важность включения модуля психолого-педагогических дисциплин, посвященных оказанию неотложной психологической помощи обучающимся, их комплексному сопровождению в трудных жизненных ситуациях, а также профилактической работе с детьми с высоким риском формирования девиантного поведения.

В качестве специфической трудности с которой часто сталкиваются медработники в своей практической деятельности является наличие психологические барьеров у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, препятствующих установлению сотрудничества – 35%. Как студенты-старшекурсники, проходящие производственную практику в школах, так и медицинские сестры с большим стажем работы, отмечают низкую готовность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому взаимодействию, частые случаи отказа медработникам и педагогам в знакомстве с важной медицинской информацией о состоянии здоровья ребенка (в том числе с результатами медико-психолого-педагогической комиссии). Согласно нашим наблюдениям и данным литературы, это может происходить по разным причинам: в силу недостаточной информированности в вопросах реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, нереалистичных представлений о психофизических возможностях ребенка, из-за пренебрежительного отношения к его лечению и многое другое.

Это требует от выпускников овладения базовыми компетенциями в области консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (элементарными технологиями семейного консультирования, оценки приверженности семьи к лечению ребенка, знакомству с современными достижениями в области психологического консультирования и работы со взрослыми с целью своевременной маршрутизации).

В качестве еще одной распространенной проблемы с которой сталкиваются медсестры в школе является отсутствие согласованности действий специалистов в отношении сохранения здоровья и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения образования - 79% [10], Как правило, это обусловлено стихийным характером представлений специалистов о порядке междисцилинарного взаимодействия [8]. В результате отмечаются снижение качества медицинского сопровождения обучающихся и трудности реализации особых образовательных потребностей в процессе их обучения.

Дополнительно, хотелось бы отметить, что большинство родителей и педагогов имеют ограниченные представления о трудовых функциях медицинской сестры в общеобразовательной организации - 72%. Субъекты образовательного процесса не склонны обращаться за помощью к медсестре по таким вопросам как соблюдение гигиенических требований в процессе обучения, реализация особых образовательных потребностей обучающихся-инвалидов и детей с ОВЗ, профилактика школьников, отнесенных к группе риска.

Отчасти это может быть связано и с недостаточной просветительской работой медицинскими работниками с родителями и педагогами в отношении своей профессиональной деятельности и неудовлетворительной организации коммуникации, в целом. Отсутствие необходимой информации является значимым препятствием в установлении сотрудничества. В связи с этим, считаем полезным дополнение в программу подготовки специалистов психолого-педагогической дисциплины, посвященной основам организации систематического взаимодействия и просветительской работы с педагогами и родителями. Поскольку одним из перспективных средств общения стало дистанционное общение, считаем необходимым обучение студентов основам онлайн общения и просветительской деятельности (в т.ч. технологиям создания и ведения тематических просветительских групп в мессенджерах, сайтов, вебинаров).

В качестве еще одного негативного последствия отсутствия междисциплинарного взаимодействия некоторые участники опроса отмечают внешние индикаторы и эмоционального выгорания работников: нарушения собственных профессиональных и личностных границ, медицинской и корпоративной этики, неконструктивные решения профессиональных споров.

Анализ современных исследований и результатов анкетирования показывает, что в основе изложенной выше проблемы лежит, отсутствие необходимого объема знаний смежных дисциплин (дефектологии, логопедии, коррекционной и семейной психологии, офтальмологии, ортопедии, сурдологии, психиатрии) и недостаточный практический опыт работы в команде [9]. Поэтому вопрос может быть во многом с помощью включения в учебную программу смежных дисциплин (возрастная психология, специальная психология и коррекционная педагогика, семейная психология, психиатрия, социальная педиатрия, социальная работа и др.) и обучению основам командной работы в рамках спецпрактикумов и симуляционных тренингов.

Таким образом, на современном этапе развития школьной медицины в полной мере созданы правовые основы для трудовой деятельности медицинских работников, а также имеются значительные методические заделы по подготовке медицинских кадров. Однако, до сих пор остается не достаточно разработанной проблема обучения медсестер для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно проведенному исследованию для оптимизации программы подготовки целесообразно увеличить объем теоретических и практических знаний по ведению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в том числе усилить содержание программы правовыми основами оказания комплексной реабилитации детей в образовательных организациях, спецкурсами по ведению детей группы риска и базовым навыкам консультирования родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Не менее важно расширение содержания программы подготовки медсестер дополнительными междисциплинарными курсами, производственными практиками, а также тренингами по формированию навыков работы в междисциплинарной команде.

  • 1. Конституции Российской Федерации. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/
  • 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 20 апреля 2021 года. // URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617
  • 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 481н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях» // URL: https://base.garant.ru
  • 4. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // URL: http://base.garant.ru/71684480/#ixzz5dASorZUo
  • 5. В Минобрнауки России обсудили реализацию пилотного проекта по школьной медицине. // URL https://news.myseldon.com/ru/news/index/179992078
  • 6. Здравоохранение в России-2017: стат.сб. / Росстат. – М., 2017. – 170 с.
  • 7. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Состояние медицинского обеспечения детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – № 2. – С. 37–45.
  • 8. Лопатина А.Р., Снегирева Т.Г. Роль медицинских сестер с высшим образованием в помощи педагогам в инклюзивном образовании / А.Р. Лопатина, Т.Г. Снегирева // Медицинская сестра. 2020. - № 7 – С. 50-52.
  • 9. Свиридова Т.В., Павлова Н.Н., Герасимова А.М., Бирюкова Е.Г. / Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля. //Альманах института коррекционной пе
  • 10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования». / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – 368 с.
  • 11. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. – № 8. – С. 16–18.

Библиография


Снегирева Т.Г. Актуальные вопросы подготовки медицинских сестер для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 44 2021 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/topical-issues-of-training-nurses-to-work-with-disabled-children-and-children-with-disabilities-in-educational-institutions (Дата обращения: 20.04.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности