Альманах № 45

От редакции

Выпуск Альманаха открывает обзор материалов представленного в 2021 году Всемирного доклада по проблемам слуха и рекомендаций Всемирной ассамблеи здравоохранения с определением приоритетов оказания помощи пациентам с тугоухостью и глухотой.

Вторая статья выпуска подготовлена международным авторским коллективом медиков и посвящена разработке апробации и внедрению новых методов оценки изменений в слуховом восприятии речевых и неречевых звучаний пациентов с КИ, ранее страдающих двусторонней сенсоневральной глухотой. В центре внимания - разборчивость речи в шумной обстановке и речевая аудиометрия в свободном звуковом поле с применением международного фразового RUMatrix-теста.

30-летний опыт КИ в России позволяет утверждать, что для надежного прогноза успешности и длительности реабилитации ребенка с КИ требуется проведение генетических тестов. Об этом третья статья выпуска.

Впервые журнал обращается к анализу этических аспектов высокотехнологичной помощи людям с нарушенным слухом, что также связано с накопленным тридцатилетним опытом проведения операций КИ и постоперационных реабилитаций. Этой важнейшей для цифрового мира проблеме посвящены четвертая и пятая статьи выпуска.

Мы продолжаем разговор о междисциплинарном взаимодействии врачей и сурдопедагогов. В центре внимания этого выпуска заболевания спектра аудиторных нейропатий у детей, рассмотрение клинико-аудиологических особенностей и роли сурдопедагогического обследования. 30 летний опыт успешных КИ в России привел к расширению сферы применения данного метода. Представлены актуальные вопросы кохлеарной имплантации теперь уже не только глухих, но и детей с бисенсорными нарушениями, показаны возможности, риски, ограничения, перспективы. Рассмотрен подробно один из клинических случаев.

Статьи выпуска:

    Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения

    Таварткиладзе Г.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения

    всемирный доклад по проблемам слуха
    резолюция по слуху
    всемирная организация здравоохранения
    сурдология
    сурдопедагогика
    кохлеарная имплантация
    Аннотация

    Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения

    Цель: обзор материалов Всемирного доклада по проблемам слуха и рекомендаций Резолюции по профилактике нарушений слуха и глухоты Всемирной ассамблеи здравоохранения с определением приоритетов оказания помощи пациентам с тугоухостью и глухотой. Результаты и обсуждение: приводятся данные по распространенности нарушений слуха и прогнозы на ближайшую перспективу. В соответствии с рекомендациями ВОЗ подчеркивается, что все люди с нарушениями слуха должны иметь возможность доступной и эффективной реабилитации в течение всей жизни. Предлагаемые подходы включают скрининг слуха и раннее вмешательство, профилактику и лечение заболеваний уха, доступ к современным технологиям, развитие сети реабилитационных центров, улучшение коммуникации, снижение уровней шума и более активное участие общества. Заключение: определяются целевые показатели и рекомендации как для профессионального сообщества, так и для национальных систем здравоохранения.

    Речевая аудиометрия в шуме в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации

    Таварткиладзе Г.А. , Кольмейер Б. , Важыбок А. , Бахшинян В.В. , Гойхбург М.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Речевая аудиометрия в шуме в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации

    кохлеарная имплантация
    слухоречевая реабилитация
    разборчивость речи
    речевая аудиометрия в свободном звуковом поле в шуме и в тишине
    RUMatrix-тест.
    Аннотация

    Речевая аудиометрия в шуме в свободном звуковом поле у пациентов после кохлеарной имплантации

    Одним из наиболее эффективных методов реабилитации и абилитации пациентов, страдающих двусторонней сенсоневральной потерей слуха высокой степени, является кохлеарная имплантация (КИ). В настоящее время в РФ количество пациентов, использующих системы КИ в качестве метода (ре-) абилитации, значительно возросло, в связи с чем, актуальность проведения оценки результатов слухоречевой реабилитации пациентов данной категории является чрезвычайно актуальной. Несмотря на прогресс технического обеспечения КИ, наиболее активной жалобой у пациентов, страдающих двусторонней сенсоневральной глухотой, после КИ является плохая разборчивость речи в шумной обстановке. Одним из эффективных методов для оценки разборчивости речи в шуме является речевая аудиометрия в свободном звуковом поле с применением международного фразового RUMatrix-теста.

    Значение генетических анализов в прогнозе реабилитации ребенка

    Таварткиладзе Г.А. , Цыганкова Е.Р. , Чибисова С.С. , Алексеева Н.Н. , Маркова Т.Г.

    Читать

    Ключевые слова

    Значение генетических анализов в прогнозе реабилитации ребенка

    Несиндромальная наследственная тугоухость
    аутосомно-рецессивный
    ген GJB2
    ген STRC
    ген USH2A.
    Аннотация

    Значение генетических анализов в прогнозе реабилитации ребенка

    В последнее, время благодаря исследованиям в области генетики слуха, знания о генах, влияющих на процессы восприятия звуков, значительно расширились. Подтверждение наследственной причины тугоухости у ребёнка, в семье которого нет родственников с нарушением слуха, возможно только благодаря молекулярным методам диагностики [1,2,3]. Знание наследственных причин становится очень важным не только для выявления, но и для реабилитации детей с нарушением слуха. Цель данной статьи - познакомить сурдопедагогов с распространенными формами наследственной тугоухости, с особенностями их выявления и вариантами течения c различной степенью тяжести. Ключевые слова: несиндромальная наследственная тугоухость, аутосомно-рецессивный, ген GJB2, ген STRC, ген USH2A.

    Этический анализ профессиональной деятельности сурдологов и сурдопедагогов

    Таварткиладзе Г.А. , Цыганкова Е.Р. , Чибисова С.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Этический анализ профессиональной деятельности сурдологов и сурдопедагогов

    Сурдология
    сурдопедагогика
    этика труда
    профессиональный стресс
    анкетирование
    Аннотация

    Этический анализ профессиональной деятельности сурдологов и сурдопедагогов

    Выявление и разрешение этических дилемм в работе специалистов, оказывающих помощь детям с нарушением слуха, может послужить основой профилактики профессионального стресса и выгорания, а также повышения эффективности сурдологической помощи. Цель исследования: этический анализ профессиональной деятельности специалистов сурдологов и сурдопедагогов. Материалы и методы: интернет-анкетирование 139 специалистов (98 сурдологов и 41 сурдопедагог) на основе модели «усилие-вознаграждение». Результаты и обсуждение: средний показатель по шкале «Усилие» в группе сурдологов составил 5,5±1,8 баллов, в группе сурдопедагогов - 5,9±1,5 баллов. Средний показатель по шкале «Вознаграждение» в группе сурдологов составил 7,2±1,9 баллов, в группе сурдопедагогов - 7,4±2,8 баллов. Оплату труда считают неадекватной 58% сурдологов и 22% сурдопедагогов, задумываются о смене работы 59% сурдологов и 25% сурдопедагогов. Выявленная напряженность компенсируется достаточно высоким уважением среди пациентов, руководства и коллег. При этом уровень профессиональной коллегиальности выше у сурдологов, чем у сурдопедагогов. Заключение: проведенный анализ позволил выявить этические дилеммы в профессиональной деятельности врачей-сурдологов и сурдопедагогов.

    Анализ этических подходов к кохлеарной имплантации

    Таварткиладзе Г.А. , Бахшинян В.В. , Чибисова С.С. , Цыганкова Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Анализ этических подходов к кохлеарной имплантации

    Сурдология
    сурдопедагогика
    кохлеарная имплантация
    отбор кандидатов
    эффективность реабилитации
    Аннотация

    Анализ этических подходов к кохлеарной имплантации

    Выявление и разрешение этических дилемм в реализации такого вида высокотехнологичной помощи, как кохлеарная имплантация, на разных этапах возникновения и развития представляет практический интерес для пациентов и их родственников, для специалистов врачей и педагогов, для формирования эффективных моделей поведения. Цель исследования: этический анализ аспектов кохлеарной имплантации по нормативным документам. Результаты и обсуждение: в разных условиях и временных отрезках отношение к кохлеарной имплантации подвергалось определенным изменениям и требовало формирования отношения разных сторон. Заключение: проведенный анализ позволил оценить динамику развития этического сопровождения кохлеарной имплантации за 30-летний период становления и развития программы в России.

    Заболевания спектра аудиторных нейропатий у детей: клинико-аудиологические особенности и роль сурдопедагогического обследования

    Лалаянц М.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Заболевания спектра аудиторных нейропатий у детей: клинико-аудиологические особенности и роль сурдопедагогического обследования

    Реабилитация
    метод регистрации слуховых вызванных потенциалов
    сурдопедагог
    сурдопедагогическое обследование
    Аннотация

    Заболевания спектра аудиторных нейропатий у детей: клинико-аудиологические особенности и роль сурдопедагогического обследования

    Термин заболевание спектра аудиторных нейропатий отражает состояние слуховой системы, при котором у пациента регистрируются отоакустическая эмиссия и/или микрофонный потенциал улитки, при этом коротколатентные слуховые вызванные потенциалы отсутствуют или значительно изменены. Данная аудиологическая картина может указывать на наличие патологии различной этиологии в любом отделе на протяжении от внутренних волосковых клеток до ствола мозга и, как следствие, характеризуется разнообразными вариантами клинико-аудиологической картины. Особая сложность реабилитации данной группы состоит в невозможности предсказать пороги слуха в рамках стандартных методов регистрации слуховых вызванных потенциалов. В связи с чем, важнейшую роль в выборе оптимального маршрута реабилитации ребенка с заболеванием спектра аудиторных нейропатий играет сурдопедагогическое тестирование на всех этапах ведения ребенка с данным заболеванием.

    Актуальные вопросы кохлеарной имплантации детей с бисенсорными нарушениями

    Кукушкина О.И. , Гончарова Е.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Актуальные вопросы кохлеарной имплантации детей с бисенсорными нарушениями

    КИ
    бионический глаз
    дети с множественными нарушениями
    реабилитация
    запуск речевого развития
    компетенции сурдопедагога
    Аннотация

    Актуальные вопросы кохлеарной имплантации детей с бисенсорными нарушениями

    Показана необходимость выявления противопоказаний к КИ у детей с нарушенным слухом и зрением, обязательность проведения постоперационной психолого-педагогической реабилитации и участие в ней родителей, обоснована возможность и целесообразность применения метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ, подчеркивается новизна требуемых для этого профессиональных компетенций.

    Реабилитация ребенка с КИ при CHARGE синдроме (клинический случай)

    Федосеев В.И. , Бахшинян В.В. , Милешина Н.А. , Маркова Т.Г. , Курбатова Е.В. , Куликова Т.В. , Круглов А.В. , Поталова Л.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Реабилитация ребенка с КИ при CHARGE синдроме (клинический случай)

    CHARGE синдром
    кохлеарная имплантация
    реабилитация
    сурдопедагогика
    навигация
    лицевой нерв
    Аннотация

    Реабилитация ребенка с КИ при CHARGE синдроме (клинический случай)

    Цель - описание медико-педагогической реабилитации глухого, , пациента после кохлеарной имплантации, страдающего CHARGE синдромом – редким генетическим заболеванием с многочисленными врожденными пороками развития, вызываемыми у большинства больных мутациями в гене CHD7. На примере сложного детского случая показано, что Пациентка, наблюдаемая в ФГБУ РНКЦ А и С ФМБА России с диагнозом двусторонняя глухота, была прооперирована слева имплантом Nucleus CI 512 (Cochlear, Австралия) в возрасте 1 год 4 мес. Трудности хирургического этапа были обусловлены множественными аномалиями развития среднего и внутреннего уха, дистопией лицевого нерва. Были применены система навигации и мониторинга лицевого нерва. Трудности послеоперационной реабилитации были связаны с проявлениями синдрома, задержкой интеллектуального и физического развития. Программирование речевого процессора проводилось совместно с сурдопедагогом на основании данных объективного тестирования и субъективных реакций ребенка. Занятия с сурдопедагогом были систематические и индивидуальные. Через 3 года 4 мес. после операции наблюдаются реакции ребенка на неречевые, речевые стимулы и шепот на расстоянии – 6 м, звукоподражания, отдельные слова, короткая фраза и понимание простых вопросов и поручений. Пациенты с CHARGE синдромом могут быть эффективно реабилитированы методом кохлеарной имплантации с учетом всех рисков оперативного вмешательства и прогнозируемого результата.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности