Альманах № 46

От редакции

2022 год отмечен для всего отечественного педагогического сообщества знаменательным событием – 225-летием Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – старейшего педагогического вуза нашей страны.

Признанный в России и за рубежом как один из лидеров педагогического образования в целом, Герценовский университет представляет собой один из крупнейших научно-образовательных центров и в области коррекционной педагогики и психологии.

Эти традиции восходят к 1806 г., когда в структуре основанного в 1797 г. Петербургского Воспитательного дома, правопреемником которого является современный Герценовский университет, было открыто первое в стране специализированное учебное заведение – училище для глухонемых детей, что ознаменовало собой зарождение не только отечественной сурдопедагогики, не только отечественной практики систематического обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и российской дефектологии как уникальной науки.

Санкт-Петербургское училище глухонемых. Вид со стороны Гороховой. Фотограф Я.В.Штейнберг. 1900-е гг.
Санкт-Петербургское училище глухонемых. Вид со стороны Гороховой. Фотограф Я.В.Штейнберг. 1900-е гг.

Санкт-Петербургское училище глухонемых. Обучение разговорной речи в младшем классе. 20 мая 1907. Фотограф Я.В.Штейнберг
Санкт-Петербургское училище глухонемых. Обучение разговорной речи в младшем классе. 20 мая 1907. Фотограф Я.В.Штейнберг

Организационное же оформление Герценовской дефектологической школы началось в 1918 г. с основанием в Петроградском институте дошкольного воспитания, который впоследствии вошел в состав Герценовского института, факультета детской дефективности. И на протяжении уже более чем века именно это учебно-научное структурное подразделение, именовавшееся в разные годы дефектологическим факультетом, факультетом коррекционной педагогики, а ныне имеющее статус института дефектологического образования и реабилитации, определяет флагманские позиции РГПУ им. А.И. Герцена в дефектологическом научном сообществе, внося значительный вклад в теорию и практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

В стенах Герценовского университета в разные годы работали выдающиеся ученые, чьи труды по праву стали классикой отечественной дефектологии. В настоящем же выпуске журнала публикуются материалы исследований, осуществленных современными ведущими учеными-дефектологами РГПУ им. А.И. Герцена совместно с их учениками – магистрантами и аспирантами, что отражает преемственность традиций Герценовской дефектологической школы. Проблемное поле этих практико-ориентированных исследований охватывает актуальные вопросы коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с различными категориями лиц с нарушениями сенсорной, речевой и интеллектуальной сферы.



Статьи выпуска:

    Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей

    Кантор В.З. , Проект Ю.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей

    инклюзивное образование
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    инклюзивные профессиональные компетенции педагога
    индикатор компетенции
    предметное содержание деятельности учителя
    Аннотация

    Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей

    В статье представлены материалы исследования, направленного на изучение специфики оценки различными категориями учителей, работающих в общеобразовательных школах, значимости инклюзивных профессиональных компетенций педагога.

    По результатам качественного и количественного анализа результатов опроса 416 учителей начальных классов, учителей основной и старшей школы разного профиля констатируется, что в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога для достижения учеником с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов разного типа имеют место достоверные различия по фактору предметного содержания деятельности учителя. Также зафиксировано значимое опосредующее действие данного фактора на оценку обобщенных параметров компетенций педагога инклюзивного образования. Факторы же, связанные со стажем работы, опытом работы в условиях инклюзии, не оказывают значимого влияния на соответствующие параметры ни самостоятельно, ни в совместном действии.

    Полученные материалы свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода как к определению спектра профессиональных компетенций педагога инклюзивного образования, так и к их формированию в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов инклюзивных образовательных организаций.

    Изучение взаимодействия семьи и ребенка с нарушением слуха в условиях службы ранней помощи

    Колоярцева Л.А. , Красильникова О.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Изучение взаимодействия семьи и ребенка с нарушением слуха в условиях службы ранней помощи

    Сурдопедагогика
    дети раннего возраста
    психолого-педагогическое сопровождение
    нарушение слуха
    обучение родителей
    Аннотация

    Изучение взаимодействия семьи и ребенка с нарушением слуха в условиях службы ранней помощи

    В статье приведены результаты пилотного изучения взаимодействия между участниками (специалист, ребенок, родитель) коррекционно-развивающих занятий в условиях службы ранней помощи. Выявлены причины, оказывающие низкое влияние на установление контактов родителей с детьми, имеющими нарушения слуха. Описан один из вариантов деятельности специалиста ранней помощи, помогающий налаживанию развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком.

    Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

    Петрова А.В. , Калягин В.А. , Кондратьева С.Ю.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

    дошкольники с тяжелыми нарушениями речи
    временные представления
    вербальная дискалькулия
    дислексическая дискалькулия
    математические представления
    профилактика
    специфические нарушения
    Аннотация

    Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

    Предметом исследования выступили специфические особенности и нарушения временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в контексте их влияния на предрасположенность этих детей к дискалькулии.

    Представлены и проанализированы результаты сравнительного поисково-констатирующего эксперимента, предполагавшего выполнение детьми заданий диагностической методики, направленной на выявление у дошкольников с нарушениями речи специфических особенностей временных представлений, касающихся отдельных временных интервалов и отражения общепринятых эталонов времени в речи. Констатируется, что дети с ТНР старшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе формирования у них временных представлений, с трудом овладевают умением координировать и подчинять свои движения речевой, ритмической и зрительной инструкции, испытывают значительные затруднения при выявлении причинно-следственных и временных связей в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

    Эти негативные особенности являются одним из существенных факторов, обусловливающих предрасположенность к дискалькулии, с учетом чего подчеркивается необходимость поиска и реализации таких форм работы по профилактике данного нарушения, которые должны соотноситься с психологической структурой процесса овладения математикой и видом дизонтогенеза обучающихся.

    Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе

    Фомичева А.Г. , Никулина Г.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе

    дети с нарушением зрения; слепые
    слабовидящие
    дети с функциональным нарушением зрения; социальное взаимодействие
    готовность к социальному взаимодействию; компоненты социального взаимодействия
    социально-перцептивная готовность
    готовность к общению и реализации совместной деятельности в процессе социального взаимодействия
    Аннотация

    Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе

    В статье рассматривается проблема своеобразия социального взаимодействия детей с нарушением зрения со сверстниками на момент их поступления в школу. Доказывается актуальность, значимость данной проблемы и недостаточная её разработанность в тифлопедагогике. Представлена феноменологическая характеристика социального взаимодействия и определена необходимость изучения состояния его структурных компонентов. Отражены основные результаты сравнительного анализа уровня готовности к социальному взаимодействию детей с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками. Доказано наличие статистически значительного отставания уровня развития готовности к социальному взаимодействию со сверстниками у первоклассников с нарушениями зрения; определено дифференцированное влияние аномального фактора на уровень развития данного феномена у детей, имеющих разную степень и характер зрительных нарушений; выявлено своеобразие его компонентов у детей, находящихся в условиях зрительной депривации. Доказана необходимость тифлопедагогического сопровождения развития готовности детей с нарушениями зрения к социальному взаимодействию со сверстниками в дошкольном возрасте.

    Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью

    Колоколова А.С. , Матасов Ю.Т. , Медникова Л.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью

    учебная деятельность
    учебная мотивация
    мотивы учебной деятельности
    дети с интеллектуальной недостаточностью
    первоклассники
    Аннотация

    Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью

    В статье представлены результаты экспериментального изучения учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью, обсуждаются возрастные особенности отношения к школе и учению, определяются доминирующие мотивы учения, специфика отношения к содержанию учения, участникам учебного процесса (педагогам, родителям и одноклассникам), подчеркиваются различия мотивационной готовности к обучению детей с ЗПР и умственной отсталостью в сравнении со слабо успевающими нормально развивающимися первоклассниками. Полученные результаты исследования говорят о положительном отношении к школе большинства первоклассников и о существенных различиях в мотивации учения у испытуемых всех групп, о доминировании игровых мотивов учения. Для учебной мотивации нормально развивающихся детей характерна более осознанная мотивация, понимание своих трудностей в учебной деятельности. За положительным отношением к школе первоклассников с интеллектуальной недостаточностью часто скрывается недостаточное понимание сути учебной деятельности, привлекательными в школе для них оказываются перемены, каникулы, игры с одноклассниками. Игровые мотивы учебной деятельности остаются ведущими для детей с интеллектуальной недостаточностью и за пределами дошкольного возраста, что важно учитывать в работе с ними в ходе проведения учебных мероприятий.

    Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики

    Прищепова П.А. , Калягин В.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики

    единство текста
    рема
    семантика
    связность
    смысл
    текст
    текстовая компе-тенция
    цельность
    Аннотация

    Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики

    В статье рассматриваются результаты изучения речевой и языковой состав-ляющих текстовой компетенции при написании сочинения обучающимися с дисграфией. Анализ и обобщение данных исследования позволили выявить у них недостатки текстовой компетенции, обусловленные трудностью порож-дения связного письменного высказывания. Оценивались составляющие по-рождения связного текста: изложение содержания в соответствии с замыслом, построение последовательности микротем, членение текста на абзацы, выра-жение текстового субъекта и текстового предиката, включение самостоятель-ных, несамостоятельных, необходимых и не необходимых предложений, от-бор лексических средств, оперирование грамматическими формами, синтак-сическими конструкциями и другие компоненты в ходе создания текстов со-чинений. У обучающихся с разными видами дисграфии был выявлен каче-ственно и количественно неоднородный характер составляющих текстовой компетенции.

    Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью

    Василевская У.В. , Матасов Ю.Т. , Медникова Л.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью

    понимание
    мышление
    аналитико-синтетическая деятельность
    отношение
    самооценка
    уровень тревожности
    подростки с умственной отсталостью
    Аннотация

    Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью

    Статья посвящена проблеме понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций: анализируются теоретические аспекты проблемы, приводятся и обсуждаются полученные экспериментальные данные. Понимание рассматривается как сложный аналитико-синтетический процесс, который в ходе своего развития претерпевает качественные изменения, все больше усложняется с возрастом, позволяя все глубже проникать в сущность изучаемого объекта, раскрывать существенные стороны, связи и взаимоотношения данного объекта с окружающим. Экспериментальное изучение понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций предполагало выявление как специфики понимания, так и возможности опоры на жизненный опыт при восприятии, понимании и осмыслении проблемных жизненных ситуаций, отношения к проблемной ситуации, а также влияния личностных особенностей подростков на отношение к проблеме, понимание и выбор стратегии ее решения. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о существенных недостатках понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций, связанных с фрагментарностью и неполнотой восприятия картинного и вербального материала, нарушением аналитико-синтетической деятельности, доминированием отрицательного опыта в преодолении трудностей. Дополнительными факторами, осложняющими процесс понимания, могут считаться негативные эмоциональные реакции подростков на трудности, низкая самооценка и повышенный уровень тревожности.

    Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией

    Казанкина Е.Н. , Волкова И.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией

    инвалиды по зрению
    интернальность
    личностные ресурсы
    локус контроля
    ослепшие
    реабилитационный потенциал
    слепорожденные
    социальная реабилитация
    экстернальность
    Аннотация

    Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией

    Статья посвящена сравнительному изучению психологических характеристик, определяющих направленность личности лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией во взаимосвязи с показателями их социальной реабилитированности. Представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие различия личностных установок в общении и локуса контроля слепорожденных и ослепших, мужчин и женщин с глубокой зрительной патологией. Выявлены основные характеристики смысложизненных ориентаций и локуса контроля, опосредующие уровень социальной реабилитировнности инвалидов по зрению, и выступающие в качестве личностных ресурсов повышения их реабилитационного потенциала. Показано, что личностными барьерами социальной реабилитации слепорожденных и ослепших являются авторитарная направленность личности и стремление к доминированию в общении, снижающие возможности их социального взаимодействия и эмоциональную устойчивость.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности