Альманах № 47

От редакции

Этот выпуск Альманаха будет интересен всем, кого волнует современность и ее осмысление специальными психологами и дефектологами разных регионов мира. В статьях настоящего выпуска представлены исследования ведущих специальных психологов и дефектологов Республики Беларусь.

Номер открывается статьей, представляющей взгляд белорусских коллег на вызовы времени, во многом определяющие центральные вопросы современной коррекционной педагогики. Важно, что автор (Хитрюк В.В) не ограничивается анализом проблем, описывая продуктивные и представляющиеся наиболее оправданными решения. Становится возможным сопоставление представлений белорусских и российских специалистов о развитии в ближайшее десятилетие коррекционной педагогики и практики образования детей с особыми образовательными потребностями.

Начатый разговор о нынешнем состоянии и путях развития коррекционной педагогики продолжает статья об эволюции терминологии, отражающей суть изменений отношения общества к особым детям и требуемой им образовательной системе. Ставится вопрос о необходимости объединения специалистов разных стран для регулярного проведения сравнительных исследований с целью ревизии терминологического аппарата, выявления сходств и различий в определении содержания одних и тех же профессиональных терминов, используемых как в научном, так и административном контекстах в разных регионах мира. Анализируется потребность в создании современных международных словарей и опыт разработки такого словаря в 2021 году (Малофеев Н.Н., Хитрюк В.В.).

Авторитетные психологи, последовательно и плодотворно развивающие научную школу специальной психологии на протяжении последних десятилетий (Слепович Е.С., Поляков А.М.) представляют свой взгляд на актуальное состояние этой области научного знания. Программной и заслуживающей самого пристального внимания является их статья «Суеверия и идеалы современной специальной психологии». Речь идет о кризисе этой области научного знания и его возможных последствиях.

Закономерным продолжением являются статьи тех же авторов, возвращающие читателя к пониманию научной школой центральных понятий – предмета специальной психологии и «психологического диагноза», на котором базируется практика диагностики развития и его нарушений у детей. Традиционные для специальной психологии исследования в области предупреждения развития вторичных нарушений развития у детей являются предметом еще одной психологической статьи выпуска, где показано решение этой проблемы в отношении детей с ЗПР (Поляков А.М).

Во всём мире дефектологов волнует проблема помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями, число которых, к сожалению, возрастает. Специальная статья номера посвящена современным решениям проблемы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь (Лемех Е.А.).

Заключает номер статья, посвященная традиционным для коррекционной педагогики исследованиям в области формирования общетрудовых умений детей с умственной отсталостью (Шинкаренко В.А.). Становится возможным сопоставление выработанных на предшествующем этапе и современных представлений олигофренопедагогики о трудовой подготовке школьников с нарушениями интеллекта.

Статьи выпуска:

    Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы

    Хитрюк В.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы

    специальное образование
    инклюзивное образование
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    дети с особенностями психофизического развития
    потенциалы личности
    функциональные возможности
    особые образовательные потребности
    образовательная среда
    цифровые инструменты
    Аннотация

    Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы

    Объектом анализа выбраны основные вызовы времени, оказывающие влияние на процессы модернизации и трансформации специального образования. Подчеркивается, что особую значимость приобретает понятие особых образовательных потребностей как отправная точка в понимании затруднений, которые испытывает ребенок, и определении качества необходимой поддержки. Показана необходимость разработки типологии особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в логике возвращения ребенка на путь нормального развития.

    Суеверия и идеалы современной специальной психологии

    Поляков А.М. , Слепович Е.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Суеверия и идеалы современной специальной психологии

    специальная психология
    культурно-историческая психология
    психическое развитие
    дети с отклонениями в развитии
    высшие психологические функции
    экспериментально-генетический метод
    аномальное психическое развитие
    Аннотация

    Суеверия и идеалы современной специальной психологии

    В статье представлен анализ современных тенденций изменения специальной психологии как научного знания и практикоориентированной отрасли по отношению к исходным ее установкам, заданным культурно-исторической психологией. Текст основан на сопоставлении современных представлений об идеалах изучения детей с отклонениями в развитии и психологической помощи им, с одной стороны, и оригинальной позиции специальной психологии – с другой. Анализ затрагивает основные категории научно-исследовательской и практической деятельности психолога, оказывающего помощь детям с отклонениями в развитии: предмет, используемые методы, понятие психического развития, понимание дихотомии «нормальное – отклоняющееся развитие», психологическая практика. Авторы высказывают озабоченность усиливающейся тенденцией редуцировать картину нормального и аномального психического развития ребенка как сложного и многоуровнего процесса качественного преобразования функциональных органов (систем) социального происхождения к их внешним проявлениям (поведению) или физиологической активности организма (головного мозга).

    Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021

    Хитрюк В.В. , Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021

    словарь терминов
    специальное образование
    инклюзивное образование
    дети с особыми образовательными потребностями
    дефектология
    коррекционная педагогика
    Аннотация

    Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021

    Статья раскрывает методологию анализа эволюции терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики, подход к разработке международного словаря базовых профессиональных терминов 2021 года. Актуальность работы обусловлена необходимостью пересмотра существующих в научном поле дефектологии понятий, а также формальной и семантической систематизации вновь появившихся терминологических единиц. Создание номинируемого словаря является результатом значимого научно-практического проекта учреждений высшего образования и научных организаций стран СНГ. В фокусе исследования – система терминов, понятий, отражающих происходящие измиенения в обществе, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Подготовленный словарь является первой попыткой стран постсоветского пространства представить новую для национальных систем образования этих государств терминологию, рассмотреть иные акценты закрепившихся и традиционно используемых понятий.

    О предмете специальной психологии

    Поляков А.М. , Слепович Е.С.

    Читать

    Ключевые слова

    О предмете специальной психологии

    специальная психология
    культурно-историческая теория
    дети с отклонениями в развитии
    экспериментально-генетический метод
    аномальное психическое развитие
    психологическая практика
    Аннотация

    О предмете специальной психологии

    В статье рассматривается проблема предмета специальной психологии. Актуализируется недостаточность собирательных определений ее предмета посредством перечисления категорий изучаемых лиц или типов отклоняющегося развития. Отмечается необходимость обращения к теоретическому фундаменту специальной психологии – культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Специальная психология понимается как отрасль, изучающая законы, закономерности и динамику аномального психического развития, а также условий его исправления. Указывается наличие собственного метода – экспериментально-генетического, который является одновременно исследовательским и практическим. Обосновывается понимание специальной психологии как психологической практики.

    Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития

    Поляков А.М. , Слепович Е.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития

    психологический диагноз
    культурно-историческая теория
    экспериментально-генетический метод
    аномальное психическое развитие
    психологическая структура дефекта
    психологическая помощь
    Аннотация

    Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития

    Статья посвящена проблемам психологической диагностики отклонений в развитии у детей. Подчеркивается, что главная задача психологической диагностики – разработка системы практической помощи конкретному ребенку с учетом уникальной картины его развития. С позиций культурно-исторического подхода анализируется понятие и уровни психологического диагноза – симптоматический, функциональный и системный. Отмечается важность опоры в процессе психологической диагностики аномального развития на представления о возрастных нормах и психологической структуре дефекта. Анализируются подходы к дихотомии «нормальное – аномальное развитие». Определяется понятие возрастной нормы как социокультурного эталона. Раскрывается понятие «психологическая структура дефекта». Описаны этапы психологической диагностики аномального развития и применение помощи в процессе ее проведения.

    Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь

    Лемех Е.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь

    воспитанники с тяжелыми множественными нарушениями
    дошкольный возраст
    программно-методическое обеспечение
    учебный план
    центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
    Аннотация

    Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь

    В статье в историческом аспекте рассматривается становление оказания помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Республике Беларусь. Анализируются нормативные документы, отражающие содержание работы по данному направлению начиная с 1999 года. Приводится обоснование учебного плана и учебных программ для данного типа учреждений образования по образовательным областям «Самообслуживание», «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Я и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Игра». Как одно из перспективных направлений определяется создание системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

    Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации

    Поляков А.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации

    школьники
    субъект-субъектное взаимодействие
    субъект-субъектные отношения
    социаль-ная дезадаптация
    задержка психического развития
    символ
    символическая функция
    созна-ние
    психологическая коррекция
    Аннотация

    Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации

    В статье обсуждаются типичные для школьников с задержкой психического развития проблемы социальной адаптации. Их возникновение связывается с нарушениями построе-ния субъект субъектных отношений и взаимодействия с другими людьми. В качестве ос-новной культурной формы, опосредствующей развитие субъект субъектных отношений и взаимодействия, рассматривается символ. Освоение школьниками с задержкой психическо-го символических форм медиации и развитие символической функции сознания способ-ствует становлению психологических механизмов преодоления проблем субъект-субъектного взаимодействия и предупреждения различных типов социальной дезадаптации. В статье описана программа психологической коррекции развития символической функции созна-ния у школьников с задержкой психического развития и показана ее эффективность для преодоления трудностей субъект-субъектного взаимодействия. Коррекционная программа включает в себя принципы, цель, возрастно-ориентированные задачи, формы и способы помощи. Приводятся результаты формирующего эксперимента (n=24), доказывающего эффективность коррекционной программы.

    Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью

    Шинкаренко В.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью

    легкая умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)
    учащиеся
    общетрудовые умения
    трудовое обучение
    Аннотация

    Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью

    В статье рассматриваются научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по формированию у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общетрудовых умений. В этой связи прослеживается эволюция взглядов на коррекционную направленность трудового обучения данной категории учащихся, раскрывается взаимосвязь развития общетрудовых умений с коррекцией развития познавательной деятельности. В статье также характеризуется методика формирования общетрудовых умений, применение которой обеспечивает целенаправленность и повышение самостоятельности учебно-трудовой деятельности учащихся за счет формирования ее интеллектуальных компонентов. Дальнейшая разработка вопросов этой методики определяется как перспективное направление научных исследований в области олигофренопедагогики.

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности