Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы
специальное образованиеинклюзивное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья
дети с особенностями психофизического развития
потенциалы личности
функциональные возможности
особые образовательные потребности
образовательная среда
цифровые инструменты
Аннотация
Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы
Объектом анализа выбраны основные вызовы времени, оказывающие влияние на процессы модернизации и трансформации специального образования. Подчеркивается, что особую значимость приобретает понятие особых образовательных потребностей как отправная точка в понимании затруднений, которые испытывает ребенок, и определении качества необходимой поддержки. Показана необходимость разработки типологии особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в логике возвращения ребенка на путь нормального развития.
Суеверия и идеалы современной специальной психологии
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Суеверия и идеалы современной специальной психологии
специальная психологиякультурно-историческая психология
психическое развитие
дети с отклонениями в развитии
высшие психологические функции
экспериментально-генетический метод
аномальное психическое развитие
Аннотация
Суеверия и идеалы современной специальной психологии
В статье представлен анализ современных тенденций изменения специальной психологии как научного знания и практикоориентированной отрасли по отношению к исходным ее установкам, заданным культурно-исторической психологией. Текст основан на сопоставлении современных представлений об идеалах изучения детей с отклонениями в развитии и психологической помощи им, с одной стороны, и оригинальной позиции специальной психологии – с другой. Анализ затрагивает основные категории научно-исследовательской и практической деятельности психолога, оказывающего помощь детям с отклонениями в развитии: предмет, используемые методы, понятие психического развития, понимание дихотомии «нормальное – отклоняющееся развитие», психологическая практика. Авторы высказывают озабоченность усиливающейся тенденцией редуцировать картину нормального и аномального психического развития ребенка как сложного и многоуровнего процесса качественного преобразования функциональных органов (систем) социального происхождения к их внешним проявлениям (поведению) или физиологической активности организма (головного мозга).
Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021
словарь терминовспециальное образование
инклюзивное образование
дети с особыми образовательными потребностями
дефектология
коррекционная педагогика
Аннотация
Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021
Статья раскрывает методологию анализа эволюции терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики, подход к разработке международного словаря базовых профессиональных терминов 2021 года. Актуальность работы обусловлена необходимостью пересмотра существующих в научном поле дефектологии понятий, а также формальной и семантической систематизации вновь появившихся терминологических единиц. Создание номинируемого словаря является результатом значимого научно-практического проекта учреждений высшего образования и научных организаций стран СНГ. В фокусе исследования – система терминов, понятий, отражающих происходящие измиенения в обществе, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Подготовленный словарь является первой попыткой стран постсоветского пространства представить новую для национальных систем образования этих государств терминологию, рассмотреть иные акценты закрепившихся и традиционно используемых понятий.
О предмете специальной психологии
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
О предмете специальной психологии
специальная психологиякультурно-историческая теория
дети с отклонениями в развитии
экспериментально-генетический метод
аномальное психическое развитие
психологическая практика
Аннотация
О предмете специальной психологии
В статье рассматривается проблема предмета специальной психологии. Актуализируется недостаточность собирательных определений ее предмета посредством перечисления категорий изучаемых лиц или типов отклоняющегося развития. Отмечается необходимость обращения к теоретическому фундаменту специальной психологии – культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Специальная психология понимается как отрасль, изучающая законы, закономерности и динамику аномального психического развития, а также условий его исправления. Указывается наличие собственного метода – экспериментально-генетического, который является одновременно исследовательским и практическим. Обосновывается понимание специальной психологии как психологической практики.
Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития
психологический диагнозкультурно-историческая теория
экспериментально-генетический метод
аномальное психическое развитие
психологическая структура дефекта
психологическая помощь
Аннотация
Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития
Статья посвящена проблемам психологической диагностики отклонений в развитии у детей. Подчеркивается, что главная задача психологической диагностики – разработка системы практической помощи конкретному ребенку с учетом уникальной картины его развития. С позиций культурно-исторического подхода анализируется понятие и уровни психологического диагноза – симптоматический, функциональный и системный. Отмечается важность опоры в процессе психологической диагностики аномального развития на представления о возрастных нормах и психологической структуре дефекта. Анализируются подходы к дихотомии «нормальное – аномальное развитие». Определяется понятие возрастной нормы как социокультурного эталона. Раскрывается понятие «психологическая структура дефекта». Описаны этапы психологической диагностики аномального развития и применение помощи в процессе ее проведения.
Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь
воспитанники с тяжелыми множественными нарушениямидошкольный возраст
программно-методическое обеспечение
учебный план
центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Аннотация
Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь
В статье в историческом аспекте рассматривается становление оказания помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Республике Беларусь. Анализируются нормативные документы, отражающие содержание работы по данному направлению начиная с 1999 года. Приводится обоснование учебного плана и учебных программ для данного типа учреждений образования по образовательным областям «Самообслуживание», «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Я и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Игра». Как одно из перспективных направлений определяется создание системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации
школьникисубъект-субъектное взаимодействие
субъект-субъектные отношения
социаль-ная дезадаптация
задержка психического развития
символ
символическая функция
созна-ние
психологическая коррекция
Аннотация
Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации
В статье обсуждаются типичные для школьников с задержкой психического развития проблемы социальной адаптации. Их возникновение связывается с нарушениями построе-ния субъект субъектных отношений и взаимодействия с другими людьми. В качестве ос-новной культурной формы, опосредствующей развитие субъект субъектных отношений и взаимодействия, рассматривается символ. Освоение школьниками с задержкой психическо-го символических форм медиации и развитие символической функции сознания способ-ствует становлению психологических механизмов преодоления проблем субъект-субъектного взаимодействия и предупреждения различных типов социальной дезадаптации. В статье описана программа психологической коррекции развития символической функции созна-ния у школьников с задержкой психического развития и показана ее эффективность для преодоления трудностей субъект-субъектного взаимодействия. Коррекционная программа включает в себя принципы, цель, возрастно-ориентированные задачи, формы и способы помощи. Приводятся результаты формирующего эксперимента (n=24), доказывающего эффективность коррекционной программы.
Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Читать Аннотация Ключевые слова
Ключевые слова
Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью
легкая умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)учащиеся
общетрудовые умения
трудовое обучение
Аннотация
Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью
В статье рассматриваются научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по формированию у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общетрудовых умений. В этой связи прослеживается эволюция взглядов на коррекционную направленность трудового обучения данной категории учащихся, раскрывается взаимосвязь развития общетрудовых умений с коррекцией развития познавательной деятельности. В статье также характеризуется методика формирования общетрудовых умений, применение которой обеспечивает целенаправленность и повышение самостоятельности учебно-трудовой деятельности учащихся за счет формирования ее интеллектуальных компонентов. Дальнейшая разработка вопросов этой методики определяется как перспективное направление научных исследований в области олигофренопедагогики.