Альманах №50
21.12.2022 Дата публикации статьи: 21.12.2022
Альманах №50 · Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет
Альманах №50 · Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет

Восприятие студентами – будущими дефектологами социальной субъектности людей с инвалидностью

Дарган А.А. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь
Прядко Н.А. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь

В последние десятилетия социальная политика в России в отношении людей с инвалидностью претерпевает существенные изменения, что обусловлено ориентацией государства на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в разные сферы общественной жизни. Получают развитие идеи инклюзии в образовании и обществе. Как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова, социальная инклюзия – процесс, который требует определенных усилий для достижения равных возможностей всех, чтобы обеспечить им полноценное и активное участие во всех сферах жизни, участие в процессе принятия решений [8].

Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году, инвалидность рассматривается не как болезнь, проблема, а как «компонент человеческого многообразия», как индивидуальность человека, и в основе данного понимания инвалидности лежит концепция самостоятельного и независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями [4]. «Не рассматривайте мою инвалидность как проблему», «Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения», «Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность», - эти и другие тезисы Декларации независимости инвалидов, в соответствии с которыми построена концепция, ориентируют общество на то, чтобы рассматривать человека с инвалидностью не как объект помощи, а как субъект общественных отношений, как личность, которая способна к самостоятельному выбору, планированию и реализации своей жизненной стратегии, независимо от наличия тех или иных ограничений жизнедеятельности [9].

Согласно данной концепции, усилия общества должны быть направлены на то, чтобы помочь человеку с инвалидностью стать максимально самостоятельным и независимым, а сам человек с ограничениями по здоровью мог занимать активную и ответственную жизненную позицию, выступая в качестве равноправного члена общества. Он может и должен осуществлять самостоятельный выбор, моделировать собственную жизненную траекторию, архитектуру взаимоотношений между людьми, выступая в качестве субъекта жизнетворчества, участвовать в производственных и общественных отношениях [7].

Таким образом, поднимается вопрос о создании таких условий, которые бы способствовали присвоению и проявлению людьми с инвалидностью социальной субъектности, способствующей их самоосознанию себя как независимого, самостоятельного субъекта в социуме. Как отмечает Григорьев С.И., социальная субъектность представляет собой способность индивида к решению общественно значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию в своих целях социально-организационных мер, общественных институтов. Социальная субъектность – показатель степени социализации человека, уровня освоения им социальных ролей, социального потенциала и социальной активности [3]. В отношении человека с инвалидностью социальная субъектность может быть интерпретирована как обладание «совокупностью социально-психологических характеристик, определяющих его способность осуществить сознательный, самостоятельный выбор в поле социальных отношений и выстраивать ценностное отношение к важнейшим сторонам общественной жизни и планировать свою жизненную траекторию» [2]. Она определяет направленность и степень социальной активности человека с инвалидностью в социальной жизни, его способность к постановке и достижению социально значимых целей, повышению уровня интегрированности в обществе, с учетом требований ситуации, ценностей и норм, а также имеющихся возможностей к социальной деятельности и ее самостоятельному осуществлению.

Социальная субъектность присваивается в процессе первичной социализации, и одну из ключевых ролей в ее формировании берут на себя специалисты в области коррекционной психологии и педагогики. Абилитация и реабилитация людей с инвалидностью направлены на полноценную адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья, помощь в организации самостоятельной независимой жизни в обществе, достижение личного и профессионального благополучия [16. Инклюзивное образование также ориентировано на развитие субъектной позиции нетипичного ребенка ].

Это предполагает, что наиболее результативной данная деятельность будет в том случае, если сами специалисты в области специального (дефектологического) образования в социальном и профессиональном взаимодействии с людьми с инвалидностью воспринимают людей с инвалидностью не только как объект помощи, но и как субъект общественных отношений, как самостоятельную личность, имеющую такие же права и обязанности, как и другие члены общества. Соответствующая компетентность приобретается специалистами в области коррекционной психологии и педагогики в процессе освоения образовательной программы в университете.

С целью изучения отношения студентов – будущих дефектологов к социальной субъектности людей с инвалидностью нами было проведено эмпирическое исследование. Был проведен анкетный опрос с использованием полустандартизированной анкеты, включающей открытые и закрытые вопросы. Объект исследования: студенты бакалавриата и магистратуры, обучающиеся в вузах Ставропольского края по направлению Специальное (дефектологическое) образование. В опросе приняли участие 107 человек. 76,3% - студенты бакалавриата, 23,7% - студенты магистратуры.

Анкета включала два блока вопросов. Первый блок вопросов раскрывал отношение студентов – будущих дефектологов к правосубъектности людей с инвалидностью, понимание ими правового статуса людей с инвалидностью, их способности принимать осознанные решения. Второй блок вопросов был направлен на то, чтобы охарактеризовать психологические установки студентов по отношению к людям с ограничениями по здоровью, их отношение к человеку с инвалидностью как к субъекту или объекту помощи.

Правосубъектность обозначает способность человека быть носителем юридических прав и обязанностей, и, как отмечает В. Луков, может быть рассмотрена как аналог социальной субъектности, в поле правовых отношений [5]. Дееспособность рассматривается как одна из составляющих правосубъектности. Согласно ст.21 Гражданского кодекса РФ, дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Согласно федеральному законодательству, недееспособным может быть признан судом человек с ментальными нарушениями, в том случае, если он не может понимать значения своих действий или руководить ими, а ограниченно дееспособным в том случае, если он может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. Люди с нарушением слуха, зрения, НОДА и другими ограничениями по здоровью, не влияющими на их способность понимать значение своих действий, не имеют ментальных нарушений и по достижении ими 18-летия являются дееспособными.

Между тем, как показало проведенное нами исследование, большинство студентов воспринимают людей с физическими ограничениями по здоровью ограниченно дееспособными, и лишь один из пяти (20%) будущих дефектологов заявил, что люди с инвалидностью по слуху, зрению, НОДА является дееспособным.

Студенты чаще готовы воспринимать как дееспособных членов общества людей с инвалидностью по слуху, по сравнению, с людьми с инвалидностью по зрению или с нарушением опорно-двигательного аппарата (Рис. 1). Согласно данным анкетирования, 28,9% участников опроса считают людей с нарушением слуха дееспособными, 65,8% полагают, что неслышащие люди являются ограниченно дееспособными, 1,3% - недееспособными.

Людей, передвигающихся на инвалидных колясках, считают дееспособными 15% студентов, а 75% воспринимают их как ограниченно дееспособных граждан, 2,6% - недееспособными. В отношении незрячих ситуация несколько иная. Практически каждый седьмой студент (13,2% опрошенных) полагает, что слепота является основанием для признания человека недееспособным, и это в 5 раз больше, чем в отношении людей в инвалидных колясках, и почти в 10 раз больше, чем в отношении людей с инвалидностью по слуху.

Только каждый седьмой студент (13,2%) полагает, что незрячие люди являются дееспособными, 63,2% респондентов считают незрячих ограниченно дееспособными.

По мнению 61,8% студентов – будущих дефектологов, у людей с полной потерей слуха или зрения должен быть опекун, и лишь 38,2% студентов ответили, что при наличии инвалидности по слуху или зрению человек не нуждается в опекуне.

Рис. 1. Восприятие студентами направления специальное (дефектологическое) образование дееспособности людей с разными формами инвалидности

Наиболее сложным является восприятие студентами социальной субъектности людей с ментальной инвалидностью, для которой характерно наличие психических нарушений. 59,2% студентов уверены, что наличие справки об инвалидности у человека с психическим заболеванием является основанием для того, чтобы считать его недееспособным. Только 40,8% опрошенных заявили, что лишить человека дееспособности можно только через суд.

При этом будущие специалисты в области специального (дефектологического) образования, в большинстве своем осознают право людей с инвалидностью на создание семьи, независимо от того, имеется у него инвалидность или нет. На вопрос «По вашему мнению, может ли жениться человек с нарушением интеллекта?», утвердительно ответили 63,2% студентов-дефектологов, а 28,9% респондентов полагают, что возможность вступить в брак зависит от того, признан ли человек судом дееспособным (Рис. 2).

На вопрос «Как вы считаете, может ли вступить в брак человек, передвигающийся в инвалидной коляске и нуждающийся в постоянном постороннем уходе» утвердительно ответили 89,5% студентов, 7,9% респондентов считают, что это возможно лишь с согласия родственников, и 2,6% полагают, что человек, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, не может жениться. Большинство будущих дефектологов также позитивно воспринимают перспективы вступления в брак людей с другими ограничениями по здоровью.

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «По вашему мнению, может ли жениться человек с нарушением интеллекта?»

При этом право человека получить высшее образование при наличии у него тяжелого ограничения по здоровью (например, ДЦП и сопутствующего ему нарушения речи) считают неоспоримым 32,9% респондентов. По мнению 63,2% опрошенных, абитуриент с тяжелой формой ДЦП и сопутствующим ему нарушением речи может поступить в вуз, но лишь при наличии в университете для него специальных условий.

Проведенное исследование продемонстрировало, что среди студентов, намеревающихся в будущем работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, преобладают патерналистские установки в отношении взрослых людей с инвалидностью, им сложно воспринимать человека с тяжелым нарушением здоровья как независимую, самостоятельную личность, имеющую право на выбор, даже если этот выбор, по мнению окружающих, является ошибочным. Между тем, право на ошибку, на самостоятельное принятие решений, определяющих жизненную траекторию, является важным элементом осознания самостоятельности, субъектности личности.

Согласно нашему исследованию, только каждый третий (35,5%) студент признал право будущего абитуриента с инвалидностью на самостоятельный выбор специальности в том случае, если этот выбор им было сделан «неправильно», и выбранная специальность не подходит человеку с инвалидностью по физическим или интеллектуальным возможностям. 38,2% студентов-дефектологов полагают, что если абитуриент с инвалидностью готов сделать «неправильный» выбор, то учителю нужно поговорить с выпускником и его родителями, показать ему другие возможности при выборе профессии. 18,4% опрошенных полагают, что учителю нужно привлечь школьного психолога, чтобы он помог выпускнику осознать свои реальные возможности, а 6,6% уверены, что долг учителя состоит в том, чтобы помочь выпускнику осознать, что его выбор неправильный, проявив при этом тактичность.

Еще меньшее число студентов, обучающихся по направлениям подготовки в области специального (дефектологического) образования, готовы воспринять отказ взрослого человека с инвалидностью от помощи, если они уверены, что он действительно нуждается в помощи и поддержке.

Только 22,4% респондентов полагают, что если они считают, что человеку с инвалидностью нужна помощь, но на их предложение помочь он ответил отказом, нужно принять отказ и не навязывать помощь. 60,5% признались, что, получив отказ, они не будут настаивать, но на всякий случай останутся рядом, пока ситуация не разрешится.

13,2% опрошенных заявили, что после отказа от помощи человека с инвалидностью они вновь повторят свое предложение, постаравшись убедить человека с инвалидностью, что им не сложно помочь. 3,9% студентов признались, что помогут человеку, несмотря на его отказ.

Наличие патерналистских установок проявляется также при выборе стратегий взаимодействия с людьми с инвалидностью. Преобладающее число студентов-дефектологов предпочитают выбирать стратегии приспособления, ухода от конфликта при взаимодействии с людьми с ограничениями по здоровью, даже в том случае, если это приведет к ущемлению их прав и не будет способствовать конструктивному разрешению сложного вопроса.

Студентам было предложено решить, как лучше всего поступить в конфликтной ситуации с человеком с инвалидностью в том случае, если они точно знают, что оппонент (человек с инвалидностью) не прав. Более половины опрошенных (55,3%) предпочитают отступить в конфликтной ситуации из-за инвалидности оппонента: 48,7% заявили, что пойдут на компромисс, чтобы не огорчать человека с инвалидностью, а 6,6% признались, что уступят, чтобы не чувствовать себя обидчиком более слабого соперника (Рис. 3).

Рис.3. Выбор стратегии поведения студентами-дефектологами в конфликтной ситуации с человеком с инвалидностью

Свою готовность воспринимать на равных человека с инвалидностью в конфликтной ситуации продемонстрировали 44,7% студентов-дефектологов. Так, 34,2% опрошенных заявили, что будут действовать по ситуации, не принимая во внимание инвалидность оппонента. О своем намерении отстаивать свое мнение, невзирая на инвалидность оппонента, заявили 10,5% опрошенных.

На вопрос о том «Как вы относитесь к тому, что люди с инвалидностью в СМИ часто предстают в роли героев?», более половины (53,9%) студентов направления подготовки специальное (дефектологическое) образование заявили, что считают это правильным, так как «то, то человек не унывает в тяжелой жизненной ситуации, достойно восхищения» (Рис.4). При этом 44,7% студентов продемонстрировали более объективный взгляд на ситуацию, заявив, что все зависит от того, действительно ли поступок, о котором идет речь, может считаться геройским. Только 1,3% опрошенных считают, что «нельзя восхищаться человеком за то, что он просто живет».

Рис. 4. Ответы студентов на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что люди с инвалидностью в СМИ часто предстают в роли героев?»

На основе проведенного исследования нами были определены следующие типы восприятия социальной субъектности людей с инвалидностью студентами – дефектологами:

Тип А: восприятие человека с инвалидностью как самостоятельную личность, субъекта общественных отношений, имеющего право на самостоятельный выбор, даже неправильный. Студенты направления подготовки специальное (дефектологическое) образование, для которых характерен данный тип восприятия людей с инвалидностью, выбирают конструктивные стратегии взаимодействия с людьми с инвалидностью, уход от восприятия их как героев или объект жалости, они готовы при необходимости отстоять свои интересы, уважительно относясь при этом к индивидуальным особенностям людей с инвалидностью.

Тип В: для студентов, демонстрирующих этот тип восприятия социальной субъектности людей с инвалидностью, характерно стремление воспринимать человека с инвалидностью как равноправного члена общественных отношений, однако у них сохраняются патерналистские установки по отношению к людям с ограничениями по здоровью. Они проявляются при прямом взаимодействии с человеком с инвалидностью в стремлении уберечь его от ошибок, в сложности отстаивания своих интересов при взаимодействии с человеком с инвалидностью.

Тип С: восприятие человека с инвалидностью как объект заботы, при котором характерно отношение с позиции «опекун – опекаемый», демонстрация готовности пойти на уступки человеку с инвалидностью даже в том случае, если это является неконструктивным и ущемляет права самого студента. Характерные паттерны по отношению к человеку с инвалидностью: жалость, стремление уберечь от ошибок, неловкость, неготовность воспринимать человека с ОВЗ в качестве дееспособного члена общества, наделенного как правами, так и обязанностями.

Таким образом, проведенный анализ показал, что понимание социальной субъектности человека с инвалидностью, его самостоятельности и независимости, является необходимым качеством для студентов направления специальное (дефектологическое) образование. Студенты, получающие дефектологическое образование в университете, в целом ориентированы на восприятие людей с инвалидностью как полноправных членов общества. Однако в связи со спецификой своей будущей профессиональной деятельности, предполагающей помощь, поддержку, а при необходимости, и использование методов коррекционного воздействия в отношении детей с инвалидностью, в их восприятии социальной субъектности взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья отмечается демонстрация патерналистских установок. Это требует глубокого анализа и совершенствования научно-методического обеспечения формирования и развития знаний, навыков и умений, ориентирующих студентов в области коррекционной психологии и педагогики на восприятие взрослого человека с инвалидностью как независимого, самостоятельного субъекта в социуме.

  • 1. Аксенова, Л.И. Абилитационная педагогика : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л.И. Аксенова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 377 с.
  • 2. Дарган, А.А. Социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью // Знание. Понимание. Умение. – 2020. – №2. – С.84-96.
  • 3. Григорьев, С.И. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма? / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина. – Барнаул: изд-во АГУ, 2000
  • 4. Конвенции о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. – Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  • 5. Луков, Вал. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. / Вал.А. Луков. – М. : Изд/во Московского гуманитарного унтверситета. Т. 1. – 608 с.
  • 6. Мельник, Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах запада (Канада, США, Великобритания) и России: дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю.В. Мельник; Пятигор. гос. лингвист. ун-т. – Ставрополь, 2012. – 238 с.
  • 7. Соловьева, О.В. Основы инклюзивной культуры и профессиональной этики в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие (практикум) / О.В. Соловьева. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. – 148 с.
  • 8. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов / В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. –№ 12. – 2015. – С.133-140.
  • 9. Ярская-Смирнова, Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. – 316 с.

Библиография


Дарган А.А., Прядко Н.А. Восприятие студентами – будущими дефектологами социальной субъектности людей с инвалидностью. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №50 2022 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-50/perception-of-social-subjectivity-of-people-with-disabilities-by-students-who-are-future-defectologists (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности