Альманах №55
31.05.2024 Дата публикации статьи: 31.05.2024
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика

Слуховое поведение детей с кохлеарными имплантами младшего школьного возраста

Мотовилова Ю.В. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 33 Выборгского района, Санкт-Петербург
Актуальность исследования

Операция кохлеарной имплантации дает ребенку с тяжелым нарушением слуха потенциальную возможность освоения речи спонтанно в естественной коммуникации на новой сенсорной основе, как у нормально слышащих детей. Одним из двух главных показателей перехода ребенка с КИ на путь развития слышащего является появление слухового поведения ребенка с КИ, характерного для детей с сохранным слухом.

Поведение, соответствующее смыслу прозвучавшего и услышанного, называют «слуховым поведением» [1]. Следует отметить, что понятие «слуховое поведение» впервые вводится в середине XX века в медицинской зарубежной литературе. Именно в этот временной период происходит интенсивное развитие радиоэлектроники, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать звукоусиливающую аппаратуру [10]. Это приводит к расширению возможностей слухопротезирования. Благодаря высокому уровню достижений в области медицины и техники стало возможным проведение операции кохлеарной имплантации, что вновь расширило потенциальные слуховые возможности детей с тяжелым нарушением слуха, однако исследователи стали замечать диссонанс между данными, полученными при проведении формальных тестов, оценивающих слуховое восприятие, и поведением детей вне ситуации тестирования, что позволило сделать вывод о том, что формальные тесты не дают полной картины развития слуховых возможностей ребенка [14]. Это послужило пониманию необходимости проводить диагностические исследования, сочетая клинические тесты в области слухового восприятия с оценкой слухового и коммуникативного поведения детей, перенесших операцию КИ и прошедших постоперационную психолого-педагогическую реабилитацию.

В настоящее время в России применяются два метода реабилитации детей с КИ – «Слуховой метод» (И.В. Королева) [3,5] и «3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ» (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева) [1,6,10].

В рамках «3П-реабилитации» появление слухового поведения, характерного для слышащего ребенка, является одним из двух главных показателей перехода ребенка с КИ на путь развития, типичный для слышащего и, соответственно, успешности проведенной реабилитации [1,6,8]. В рамках метода «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» дефектологам предлагается контролировать качество настройки КИ и оценивать естественное слуховое поведение ребенка в различных жизненных ситуациях. Ориентируясь на показатели слухового поведения в естественных жизненных ситуациях, предлагается судить о том, в какой мере ребенок пользуется новыми слуховыми возможностями на практике. А.И. Сатаевой были выделены и описаны параметры естественного слухового поведения [1,6,8,7,9,10].

В рамках слухоречевой реабилитации отслеживается динамика развития слуховых навыков, проводится оценка слухового восприятия и в дополнение к нему слухового поведения ребенка с КИ [2,3,4,5].

Как мы видим, несмотря на зафиксированные в литературе системные отличия «Слухового метода» от метода «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ», в обоих случаях появление слухового поведения считается важнейшим показателем, требующим измерения и оценки со стороны специалистов психолого-педагогического профиля.

Таким образом, все специалисты, занятые исследованиями и построением практики реабилитации детей с КИ, признают обязательность оценки именно слухового поведения ребенка. Однако на практике не произошло перехода от оценки слухового восприятия к оценке слухового поведения детей с измененным функциональным статусом. Работая с детьми с КИ, сурдопедагоги продолжают оценивать слуховое восприятие, применять разработанные ранее и для других категорий детей с нарушенным слухом методики диагностики, выявляя: оптимальное расстояние, на котором ребенок может воспринимать речь, уровень восприятия речи на слух, неречевых и речевых звучаний, отработанного речевого материала и др. Одной из причин, тормозящих необходимый научно обоснованный переход от оценки слухового восприятия к оценке естественного слухового поведения детей с КИ, является отсутствие отечественной методики его оценки у детей младшего школьного возраста.

Центральная задача исследования

Разработка методики педагогической оценки слухового поведения детей с КИ младшего школьного возраста.

Разработанная методика направлена на определение сформированности естественного слухового поведения младших школьников с КИ и включает три направления:

  • направленное наблюдение за слуховым поведением ребенка с КИ в естественных и неожиданно возникающих ситуациях;
  • направленное наблюдение за слуховым поведением ребенка с КИ в ситуациях, регулярно возникающих в школьной жизни;
  • направленное педагогическое наблюдение за слуховым поведением ребенка с КИ в специально созданных ситуациях.

Примеры ситуаций для направленного наблюдения за слуховым поведением ребенка с КИ младшего школьного возраста в естественно возникающих ситуациях.

В ходе наблюдения естественным образом может возникнуть ситуация неожиданно раздавшегося за окном сигнала сирены скорой помощи, полиции или пожарной машины, сирены гражданской обороны, сигнала пожарной тревоги в здании. Можно услышать хлопанье дверью в соседних кабинетах, стук сосульки, упавшей на жестяной подоконник, чихание, кашель, громкие крики, стук предмета, упавшего на пол (ёлочный шар, ножницы, открытый пенал, книга, стул и т.п.), стук брошенного другим ребенком предмета, громкую музыку (в соседнем кабинете, в рекреации, из телефона одного из учеников), звук печатающего принтера и многое другое.

Предмет внимания специалиста во всех естественно возникающих в ходе наблюдения ситуациях - поведение ребенка с КИ в ответ на прозвучавшее и услышанное. Так, за окном зазвучала сирена скорой помощи, ребенок отрывается от своего дела и спрашивает: «А это скорая помощь» едет или полиция?». Прерывание деятельности в ответ на услышанное и желание ребенка с КИ уточнить, что именно звучит, является проявлением слухового поведения, которое фиксируется в протоколе наблюдения.

Учитывая, что слуховое поведение является новым для специалистов предметом анализа, продолжим ряд примеров естественно возникающих ситуаций, которые являются предметом направленного наблюдения специалиста.

  • Ребенок с другими детьми рисует мелом на доске. Мел скрежещет по доске, и девочка морщится от неприятного ей звука
    Это пример слухового поведения
  • Ребенок смотрит, как друг играет на смартфоне. Вдруг входит другой ребенок и кидает портфель к стене. Тот с громким стуком падает на пол. Школьник с КИ поднимает голову и смотрит на упавший предмет, оценивая ситуацию.
    Это также пример слухового поведения
  • За окном падает сосулька и стукается о металлический подоконник. Ребенок вздрагивает от неожиданного звука и начинает озираться - искать источник звучания, чтобы понять ситуацию.
    Ещё один пример слухового поведения
  • Мимо школы проезжает пожарная машина. За окном звучит ее характерный громкий сигнал. Мальчик повернул голову, бросил взгляд в сторону окна.
    Изменение позы, взгляд в сторону прозвучавшего объекта – проявления слухового поведения ребенка
  • Воспитатель и дети наряжают елку. Один из ребят, выбирая шар, сваливает на пол остальные (пластмассовые). Девочка удивленно выглядывает из-за елки, спрашивает: «Что случилось?» Ребенок услышал звук упавших елочных шаров, осмыслил услышанное как необычное и неожиданное, задал уточняющий вопрос.
    Пример слухового поведения, включающего и действия, и комментарий ситуации
  • В комнате слышен достаточно громкий звук аудиозаписи из соседнего кабинета. Девочка говорит: «Там тоже слуховой?» Сурдопедагог подтверждает. Ребенок, морщась, добавляет: «Громко очень». Сурдопедагог: «Тебе мешает звук?» Девочка: «Да нет, нормально». Уточнение ребенком причины появления звучания, мимика лица, указывающая на неприятность звука и необходимость потерпеть его, готовность выдержать неприятный звук, коль скоро он раздается из кабинета, где одноклассников учат слушать.
    Это яркие признаки слухового поведения ребенка с КИ
  • В коридоре раздается стук каблуков, когда он начинает затихать, девочка поднимает голову и говорит: «Это Мария Игоревна, наверное, идёт!».
    Ребенок услышал звук, понял, что он означает и сделал правильный вывод на основании предыдущего опыта (действительно, шла учитель-дефектолог). Cлуховое поведение
  • Раздается звук сирены (общегородская проверка систем оповещения). Мальчик с КИ и другие дети отрываются от тетрадей. Мальчик с КИ смотрит в окно и говорит: «Это же сирена! Надо прятаться!» Учитель успокаивает детей и объясняет, что это просто проверка работоспособности системы оповещения.
    Изменение позы, поиск источника звука, понимание его смысла, призыв к адекватному действию в ответ на услышанное свидетельствуют о слуховом поведении ребенка

Примеры ситуаций, регулярно возникающих в школьной жизни детей с КИ младшего школьного возраста и соответствующее им слуховое поведение.

  • В группе продленного дня раздается звук громкой связи, затем называют фамилию ребенка, за которым пришли родители. Девочка услышала, говорит: «Мама пришла. Я иду домой».
    Ребенок услышал и понял, что означает этот звук, и что следует сделать в ответ на услышанное. Это признаки слухового поведения
  • Во время внеклассного занятия объявили по громкой связи, за кем пришли.
    Ребенок прислушался, оторвался от своего занятия, выпрямился и чуть-чуть повернул голову. Это признаки слухового поведения
  • В конце урока звенит звонок, и ребенок незаметно тянется к портфелю.
    Девочка услышала звонок, поняла, что это означает окончание урока, и теперь следует собирать портфель. Поведение ребенка в ответ на услышанное можно назвать слуховым поведением
  • Ребенок на уроке технологии доделывает поделку. Звенит звонок. Учитель предлагает тем, кто не успел, доделать поделку в группе продленного дня. Девочка отвечает: «Да слышала я звонок, ну сейчас».
    Это также пример слухового поведения
  • Дети играют на перемене в подвижную игру. Звенит звонок, девочка с КИ говорит: «Ну вот, опять звонок!». После чего идёт в класс.

    Звенит звонок на перемену. Девочка с КИ между делом, радуясь, говорит: «А вот и звонок! Сейчас есть будем».
    Яркий пример слухового поведения

Как мы видим, теперь мы наблюдаем за ребенком в регулярно повторяющихся ситуациях школьной жизни, но предмет внимания сохраняется – это поведение ребенка с КИ в ответ на услышанное.

Примеры намеренно создаваемых ситуаций в ходе обучения для целенаправленного наблюдения за слуховым поведением ребенка с КИ:

  • Девочка раскрашивает картинку. У взрослого рядом звонит телефон. Девочка поднимает голову и смотрит на него, понимает, что звучание адресовано не ей, и спокойно возвращается к рисованию.
  • У исследователя звонит телефон (будильник, который установлен заранее на определенное время). Девочка с КИ кидает взгляд в сторону стола, на котором лежит телефон. Педагог подходит, выключает телефон. Ребенок, улыбаясь, комментирует: «Красивая у Вас музыка».
  • Раздается стук в дверь. Девочка оборачивается к двери, смотрит, кто пришел, тихо говорит: «Здравствуйте».
  • Дети, включая трех детей с КИ, оживленно общаются, смеются, шалят. Раздается звон настольного звонка. Двое из детей оборачиваются, третий не реагирует.
  • Два ребенка активно общаются, рассматривая на экране компьютера задание. Исследователь звонит в настольный звонок, которого они не видят. Девочка с КИ поднимает голову и поворачивается в сторону учителя.

Фиксация результатов наблюдения: слуховое поведение и его проявления

В ходе исследования были разработаны форматы протоколов для фиксации поведения ребенка в ответ на естественно возникшее или специально организованное звучание.

Важными признаками адекватного слухового поведения ребенка с КИ могут служить:

  • изменение позы,
  • выразительная мимика и жесты,
  • действия, адекватные услышанному,
  • эмоционально-смысловой комментарий по поводу услышанного.

Не исключены и другие проявления слухового поведения, которые можно зафиксировать в протоколах наблюдения.

Примеры проявлений адекватного слухового поведения в ответ на естественно и неожиданно возникшее звучание:

  • Сигнал машины скорой помощи за окном: ребенок поворачивает голову в сторону окна / пристально смотрит в окно; подходит к окну, смотрит; смысловой комментарий - «Там «Скорая» едет. / А это «Скорая помощь» или полиция едет?; эмоционально-смысловой комментарий ситуации: «Что-то случилось» и т.п.
  • Громкий хлопок дверью в соседнем кабинете: ребенок оборачивается к двери посмотреть, что случилось; вздрагивает и / или пугается; дает эмоционально-смысловой комментарий услышанного: «Зачем так хлопать?! / Кто там хлопает? / Что там у них случилось? / Почему стучат дверью?» и т.п.
  • Скрип стула: ребенок оборачивается посмотреть, кто скрипит; комментирует: «Скажите, чтобы не скрипел! / Не скрипи! / Не качайся на стуле! / Вася, мешаешь!» и т.п.
  • Скрежет мела по доске: ребенок морщится; закрывает уши; эмоционально-смысловой комментарий: «Что это?! / Фу! / Неприятно!» и т.п.
  • Громкая музыка из соседнего кабинета: ребенок прислушивается / смотрит на дверь; эмоционально-смысловой комментарий: «Там музыка? / Почему так громко? / Зачем музыка? / Красиво!» и т.п.
  • Чихание: ребенок смотрит на чихнувшего; эмоционально-смысловой комментарий: «Будь здоров(а)! / Не болей! / Ты заболел(а)?»
  • Звук печатающего принтера: ребенок вздрагивает / смотрит в сторону принтера; дает эмоционально-смысловой комментарий: «Что это? / Опять работает! / Почему так громко работает?»
  • Падает предмет (книга, ножницы, клей, открытый пенал и т.п.): ребенок вздрагивает и / или пугается; смотрит в сторону упавшего предмета; поднимает упавший предмет; дает эмоционально-смысловой комментарий: «Ножницы / учебник / клей и т.п. упал! / Я помогу! / Аккуратно! / Осторожно надо!»
  • Ребенок смотрит в сторону балующихся и шумящих детей в комнате; неодобрительно качает головой; выражая отношение к шуму и дает эмоционально-смысловой комментарий: «Опять балуются! / Зачем? / Не могут тихо играть! / Почему шумят? / Мешаете! / Потише!»

Примеры проявлений адекватного слухового поведения детей с КИ в ответ на звучания, регулярно возникающие в школьной жизни:

  • Школьный звонок на урок: ребенок с Ки прекращает игру, идёт в класс; если бегает, останавливается или бежит к классу; говорит товарищу/ взрослому: «Звонок! / Уже звонок! / Пора в класс. / Жалко, не успели доиграть!» и т.п.
  • Школьный звонок с урока: ребенок начинает ёрзать на стуле; может начинать собирать потихоньку вещи: ручки и карандаши в пенал, закрывать тетрадь и учебник; комментировать: «Уже звонок! / Урок закончился. / А сейчас уже обед? » и т.п.
  • Сигнал устройства внутришкольной системы оповещения поста охраны: прислушивается; отрывается от занятия и слушает; комментирует: «Это за мной! / Мама пришла. / Вася, это за тобой. / Я не понял, за кем пришли? / А меня сегодня позже заберут» и т.п.
  • Звонок телефона самого ребенка: достаёт телефон, отвечает; достаёт телефон, смотрит на экран; комментирует: «Это мой телефон звонит» и т.п.

Примеры проявлений слухового поведения ребенка с КИ в специально созданных ситуациях:

  • Телефон у другого человека: смотрит, у кого телефон звонит; сообщает о звонке: «У тебя телефон звонит. / Это у кого? / Вася, это твой телефон?» и т.п.
  • Настольный звонок: смотрит на стол, где стоит звонок; прекращает выполнять задание; перестаёт отвлекаться и шуметь / баловаться и т.п.
  • Стук в дверь: смотрит на дверь; здоровается с вошедшим / встает вместе с классом и здоровается с вошедшим; может комментировать: «Там стучат / Кто-то стучит» и т.п.

Итак, важнейшим индикатором перехода ребенка с КИ на путь развития слышащего является слуховое поведение, предполагающее смысловую интерпретацию услышанного и соответствующее ей поведение: изменение позы, выразительную мимику и жесты, действия, эмоционально-смысловой комментарий.

В ходе направленного наблюдения за слуховым поведением ребенка с КИ в различных ситуациях фиксируются все возможные его проявления - изменение позы, смена направления взгляда, выразительная мимика и жесты, действия, эмоционально-смысловой комментарий и др.

Слуховое поведение ребенка с КИ мы предлагаем считать сформированным, если в 100 процентах случаев ребенок демонстрирует характерное для слышащего поведение в ответ на прозвучавшее.

Нас интересует не только услышал ли ребенок звучание, главное – его способность дать смысловую интерпретацию прозвучавшего и соответственно повести себя. Разработанная методика нацелена на понимание перехода ребенка с Ки от поведения глухого к поведению слышащего в обыденной и школьной жизни.

Разработанная методика педагогической оценки слухового поведения детей с КИ младшего школьного возраста была экспериментально проверена. Результаты исследования и их интерпретация будут представлены в следующем выпуске Альманаха, посвященном детям с КИ.

  • 1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации». // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation
  • 2. Королева И.В. Психофизиологический подход к развитию речевых навыков у глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королева // Вестник психофизиологии, 2020 - №3. С.168-171.
  • 3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых [Текст]: Электродное протезирование слуха / И.В.Королева. — СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.
  • 4. Королева И.В. Оценка эффективности слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха / И.В. Королева // Вестник психофизиологии, 2022 - № 1 – Т.2. С. 91-97.
  • 5. Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации [Текст] / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2015. – 872 с. – (Специальная педагогика).
  • 6. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации [Текст]: Реализация новых возможностей ребенка. Монография / под ред. Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, О.С. Никольской. – М.: Полиграф-сервис, 2014. – 192 с.
  • 7. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкльниками после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева // Дефектология – 2012 - №2. С. 50-62
  • 8. Сатаева А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарной имплантацией [Текст] / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 21-29.
  • 9. Сатаева А.И. Работа сурдопедагога после КИ. перестройка эмоционального взаимодействия с ребенком на обретенной им полноценной сенсорной основе - условие запуска процесса естественного развития слухового восприятия и речи / Сатаева А.И. // Альманах Института коррекционной педагогики [Электронный ресурс]. – 2016. – № 26. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-26/rabota-surdopedagoga-posle-ki-perestrojka-emoczionalnogo-vzaimodejstviya-s-rebenkom-na-obretennoj-im-polnoczennoj-sensornoj-osnove-uslovie-zapuska-proczessa-estestvennogo-razvitiya-sluxovogo-vospriyatiya-i-rechi
  • 10. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / А.И. Сатаева; ФГБНУ «ИКП РАО» – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», 2016. – 24 с.
  • 11. Anderson K. (1989). Screening Instrument for Targeting Educational Risk (SIFTER). Austin, TX: Pro-Ed. Anderson K., Smaldino J. (1999). Listening Inventories for Education: A classroom measurement tool. Hearing Journal, 52, 74-76.
  • 12. Kessler A.R., Giolas T.G., Maxon A.B. (1990). The Hearing Performance Inventory for Children (HPIC): Reliability and Validity. Poster presented at American Speech-Language-Hearing Assotiation Convention, November, Seattle, WA1
  • 13. Vidas S., Hassan R. and Parnes L.S. (1992). Real-life performance considerations of four pediatric multi-channel cochlear implant recipients. Journalof Otolaryngology, 21, 387-393.

Библиография


Мотовилова Ю.В. Слуховое поведение детей с кохлеарными имплантами младшего школьного возраста. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №55 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-55/hearing-behavior-of-children-with-cochlear-implants-of-primary-school-age (Дата обращения: 24.06.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности