Альманах №55
31.05.2024 Дата публикации статьи: 31.05.2024
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика

Психологическое благополучие и профессиональное выгорание в контексте специфики профессиональной деятельности педагога

Реан А.А. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ), Москва
Ставцев А.А. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ), Москва
Кузьмин Р.Г. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ), Москва

Введение

Как в научном, так и в обыденном представлении широко распространено обоснованное мнение, что сфера профессиональной деятельности накладывает отпечаток на личность человека [2,5,7,8 и др.]. Данной теме посвящены тысячи научных работ как отечественных [6,14 и др.], так и зарубежных исследователей [20,21,32 и др.], а в бытовых разговорах нередко можно услышать «… не обижайтесь, это у меня профессиональное». И, конечно, не удивительно, что в связи с огромной распространенностью и особой значимостью профессии педагога, значительная часть научных работ посвящена педагогу, его личности и влиянию педагогической деятельности на нее [4,15,23 и др.]. Более того, все люди, прошедшие через систему общего среднего образования РФ, в той или иной степени знакомы с «народными архетипами» отечественных педагогов, такими как «строгий учитель математики», «ранимый и мыслящий художественными образами учитель русского языка и литературы», «физрук – юморист» и, конечно, многими другими. Изучение личностных характеристик педагогов, а особенно показателей психологического благополучия и сильных сторон личности, в зависимости от преподавания в образовательных учреждениях разных предметов, представляется актуальной социально-психологической задачей, поскольку исследования в этом ключе не только обогащают теоретический ландшафт российской психолого-педагогической науки, но и призваны найти значимые различия, которые позволят выявить личностные характеристики, могут стать научно-методическим подспорьем при профориентационной работе с выпускниками школ, при подготовке педагогических кадров в высших учебных заведениях, при формировании программ повышения квалификации, тренингов и иных учебных занятий для действующих учителей, а также для определения их дефицитов и точек роста.

В наших более ранних работах мы рассмотрели общий уровень психологического благополучия и профессионального выгорания педагогов РФ, адаптировали и валидизировали психометрический инструмент для исследования модели 24 качеств личности [17], разработали предиктивную модель психологического благополучия в профессиональной деятельности педагогов, выявили сильные стороны личности, препятствующие профессиональному выгоранию педагогов [13] а также, используя предиктивную модель психологического благополучия в профессиональной деятельности педагогов, сравнили личностный профиль педагогов начальной и средней школы [12].

Исходя из материалов, изложенных в вышеупомянутых научных работах, можно сделать обоснованный вывод об уместности и эффективности использования позитивно-психологического подхода в целом и модели «24 сильных сторон личности». В частности, полученные данные могут быть использованы для описания, изучения и сравнения личностных профилей представителей различных профессий, более того – различных подгрупп внутри профессии, таких, например, как педагоги-предметники РФ. В то же время тема личностных качеств педагога и их влияние на эффективность профессиональной деятельности, профессиональное выгорание и профессиональное благополучие широко раскрыта и за рамками позитивно-психологического подхода в других исследованиях [1,9,16,22,28,30 и др.]. Важно отметить согласованность результатов наших исследований в позитивно-психологическом ключе и исследований в классических подходах, а также согласованность результатов наших исследований с результатами зарубежных работ в области позитивной психологии [25,26,27]. При этом методологический подход позитивной психологии при изучении личности имеет ряд особенностей в виде структурного и целостного подхода к описанию ресурсного базиса личности, ее психологической жизнестойкости и психологического благополучия, что позволяет взглянуть на личность педагога с точки зрения факторов, стимулирующих благополучие [19,29,31]. Согласно двухфакторной теории благополучия [13,24], стимулирование качеств личности, образующих психологическое благополучие индивида, не менее значимо, чем редуцирование негативных факторов, которые его снижают.

Целью нашего исследования является сравнительный анализ личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений, преподающих разные предметы, в контексте показателей удовлетворенности жизнью, самооценки, самоэффективности, уровня профессионального выгорания и позитивно-психологической модели «24 сильных сторон личности».

Материалы и методы

Методики. Для измерения интегрального показателя психологического благополучия использовались следующие методики:

  • Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), русскоязычная адаптация Д.А. Леонтьева [10];
  • Шкала самооценки (М. Розенберг), русскоязычная адаптация А.А. Бодалева, В.В. Столина [11];
  • Шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем), русскоязычная адаптация В.Г. Ромека [18];
  • Методика VIA – 24 сильные стороны личности (К. Питерсон, М. Селигман), русскоязычная адаптация А.А. Реана, А.А. Ставцева и Р.Г. Кузьмина [17];
  • Шкала профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон), русскоязычная адаптация Н.Е. Водопьяновой [3].

Анкета была дополнена рядом вопросов социально-демографического и профессионального характера, включая область преподавания педагогов.

Обработка данных произведена с помощью аналитического программного обеспечения SPSS v. 23, дополненного расширением AMOS v. 23.

Выборку исследования составили 7946 респондентов, являющихся педагогами из разных регионов России и репрезентирующих имеющуюся профессиональную гендерную диспропорцию (94% респондентов являются женщинами). Средний возраст респондентов составляет 45,5 лет (SD = 11,48); на текущем месте работы меньше 1 года работают 7%, более 5 лет – 73%; 34% имеют I квалификационную категорию, 39% – высшую; порядка 26% имеют административную нагрузку, а 66% – классное руководство; 60% считают общую атмосферу в образовательном учреждении благоприятной.

Процедура исследования. Исследование проводилось в форме online-анкетирования на добровольной и безвозмездной основе с обеспечением анонимности респондентов.

Основываясь на вышеизложенном, мы сформировали следующие гипотезы нашего исследования: 1) Педагоги-предметники различных направлений имеют значимые различия в уровне психологического благополучия и в уровне профессионального выгорания; 2) Личностный профиль по 24 сильным сторонам личности у педагогов-предметников различных направлений имеет существенные различия.

Результаты

Первым шагом исследования стало разделение выборки на подгруппы по преподаваемым предметам. В социально-демографическом блоке анкеты, заполняемой респондентами, присутствовал вопрос: «Какие предметы Вы преподаете?» с множественным вариантом ответа, а также с возможностью ответа в свободной форме, в случае если предмета нет в предложенном списке: Биология; География; Иностранный язык; Информатика; История; Литература; Математика; Обществознание; Русский язык; Физика; Физкультура; Химия; Я учитель начальных классов (различные предметы); Я педагог-психолог; Я социальный педагог; Другое (напишите). Руководствуясь эксплораторным факторным анализом, а также логикой категоризации системы знаний, на основе полученных данных мы выделили 8 подгрупп педагогов-предметников (табл. 1).

Таблица 1. Распределение педагогов по группам преподаваемых предметов

Номер группы Название группы N
1 Педагоги социально-гуманитарного направления знаний (литература, русский язык, история, обществознание) 1319
2 Педагоги естественно-научных знаний (биология, география, химия) 598
3 Педагоги математически обусловленных знаний (информатика, математика, физика) 1189
4 Педагоги начальных классов 2286
5 Педагоги иностранных языков 818
6 Педагоги-психологи и социальные работники 348
7 Педагоги физической культуры 417
8 Педагоги дополнительного образования (ИЗО, ОБЖ, МХК, технология (труд), экономика, астрономия, право, музыка, логопед, воспитательная работа и др.) 971
Распределение педагогов по группам преподаваемых предметов

Второй шаг заключался в выявлении значимых различий средних показателей по удовлетворенности жизнью, самооценке, самоэффективности, профессиональному выгоранию и 24 шкалам сильных сторон личности между представленными 8 группами. Поскольку мы имеем больше двух сравниваемых подгрупп, для решения задачи выявления значимых различий в средних показателях внутри групп мы использовали метод расчета критерия H Краскела-Уоллиса. Были получены следующие результаты: все исследуемые показатели имеют значимые различия между подгруппами. Подавляющее большинство показателей имеют статистическую значимость p<0,01, в то же время такие показатели как самооценка (0,031) и ряд шкал из 24 сильных сторон личности – мудрость (0,011); критическое мышление (0,003); настойчивость (0,001); лидерство (0,005); прощение (0,003) – имеют статистическую значимость p<0,05. Таким образом, мы можем утверждать, что у выделенных нами восьми групп педагогов существуют значимые различие в средних показателях по всем исследуемым аспектам.

Третий шаг – сравнение групп по средним показателям удовлетворенности жизнью (УЖ), самооценки (СО), самоэффективности (СЭ) и профессиональному выгоранию (ПВ) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Средние значения показателей УЖ, СО, СЭ и ПВ у педагогов разных групп: УЖ – удовлетворенность жизнью; СО – самооценка; СЭ – общая самоэффективность; ПВ – профессиональное выгорание

Можно утверждать, что наиболее значимые различия в абсолютном отношении между группами наблюдаются в средних показателях уровня профессионального выгорания, а именно:

  • группы № 1 (Педагоги социально-гуманитарного направления знаний (литература, русский язык, история, обществознание)), № 3 (Педагоги математически обусловленных знаний (информатика, математика, физика)) и № 5 (Педагоги иностранных языков) – имеют наиболее высокие показатели профессионального выгорания;
  • группы № 2 (Педагоги естественно-научных знаний (биология, география, химия)), № 4 (Педагоги начальных классов) и № 6 (Педагоги-психологи и социальные работники) – менее «выгоревшие», чем первая тройка;
  • группы № 7 (Педагоги физической культуры) и № 8 (Педагоги дополнительного образования) – имеют наименьшие средние показатели профессионального выгорания.
  • В то же время самые высокие средние показатели самоэффективности у педагогов групп № 6 (Педагоги-психологи и социальные работники) и № 7 (Педагоги физической культуры), далее идут группы № 2, 3, 4, 8 и наименьшая средняя самоэффективность – у педагогов-предметников групп № 1 (Педагоги социально-гуманитарного направления знаний) и № 5 (Педагоги иностранных языков).
  • Средние показатели самооценки самые высокие у группы № 6 (Педагоги-психологи и социальные работники), чуть менее высокие у групп № 2, 3, 4, 5, 7, 8 и наиболее низкие у группы № 1 (Педагоги социально-гуманитарного направления знаний).
  • Удовлетворенность жизнью по средним показателям сохраняет общую тенденцию: наиболее высокие показатели у группы № 6 (Педагоги-психологи и социальные работники), в середине группы № 2, 4, 7, 8 и наиболее низкие показатели у групп № 1 (Педагоги социально-гуманитарного направления знаний), № 3 (Педагоги математически обусловленных знаний) и № 5 (Педагоги иностранных языков).

Также интересен тот факт, что, при сопоставлении частот в описательной статистике, профессиональное выгорание групп № 2 (Педагоги естественно-научных знаний), № 6 (Педагоги-психологи и социальные работники) и № 7 (Педагоги физической культуры) – распределено менее нормально, т. е. именно в этих подгруппах много «полярных представителей» – тех, кто очень сильно «выгорел» и тех, кто прекрасно чувствует себя на рабочем месте.

Четвертый шаг – сравнение групп по средним показателям шкал 24 сильных сторон личности. В результате сравнения мы сформировали ранговый порядок групп педагогов-предметников по абсолютной выраженности средних показателей по каждой из 24 сильных сторон личности от большего к меньшему (таблица 2).

Таблица 2. Ранговый порядок групп педагогов по выраженности средних показателей по сильным сторонам личности

Сильная сторона личности Ранговый порядок групп
Креативность 8, 1, 6, 5, 7, 4, 2, 3
Любовь к учению 1, 2, 5, 6, 8, 4, 3, 7
Любопытство 6, 7, 8, 2, 5, 4, 1, 3
Мудрость 6, 5, 2, 8, 1, 4, 7, 3
Критическое мышление 1, 5, 2, 3, 4, 6, 8, 7
Храбрость 7, 1, 2, 6, 8, 5, 3, 4
Настойчивость 7, 4, 2, 8, 1, 5, 6, 3
Целостность 4, 5, 1, 6, 2, 8, 7, 3
Энергичность 7, 6, 8, 4, 2, 1, 5, 3
Любовь 6, 5, 4, 8, 1, 2, 7, 3
Доброта 4, 6, 2, 1, 8, 5, 7, 3
Социальный интеллект 6, 5, 1, 2, 7, 4, 8, 3
Просоциальная активность 4, 7, 2, 8, 1, 6, 3, 5
Беспристрастность 4, 2, 1, 6, 7, 5, 8, 3
Лидерство 7, 2, 4, 1, 5, 6, 8, 3
Прощение 4, 1, 8, 7, 3, 2, 5, 6
Смирение 4, 8, 2, 3, 5, 7, 1, 6
Благоразумие 4, 5, 8, 7, 6, 2, 1, 3
Самоконтроль 7, 2, 8, 5, 6, 4, 3, 1
Умение ценить красоту 1, 4, 5, 8, 2, 6, 7, 3
Благодарность 6, 4, 8, 1, 2, 5, 7, 3
Оптимизм 6, 7, 8, 4, 5, 2, 1, 3
Юмор 7, 5, 6, 8, 1, 4, 2, 3
Духовность 8, 6, 4, 1, 2, 5, 7, 3
Ранговый порядок групп педагогов по выраженности средних показателей по сильным сторонам личности

Следует отметить, что представленные ранги отражают лишь общие тренды. В каждой группе педагогов-предметников, конечно, есть представители с различным паттерном и уровнем выраженности тех или иных качеств, однако, в среднем:

  • Педагоги дополнительного образования (группа № 8) имеют самые высокие показатели в шкалах: креативность и духовность.
  • Педагоги физической культуры (группа № 7) имеют наиболее высокие средние показатели в шкалах: храбрость, настойчивость, энергичность, лидерство, самоконтроль и юмор. В то же время они имеют наиболее низкие показатели по шкалам: любовь к учению и критическое мышление.
  • Педагоги-психологи и социальные работники (группа № 6) демонстрируют высокие показатели по шкалам: любопытство, мудрость, любовь, социальный интеллект, благодарность и оптимизм. А наиболее низкие – по шкалам: прощение и смирение.
  • Педагоги иностранных языков (группа № 5) в подавляющем большинстве шкал демонстрируют серединные значения, однако находятся на последнем месте в шкале «просоциальная активность».
  • Педагоги начальных классов (группа № 4) обладают высокими средними значениями в шкалах: целостность, доброта, просоциальная активность, беспристрастность, прощение, смирение, благоразумие. И наиболее низкими показателями в шкале храбрость.
  • Педагоги математически обусловленных знаний (группа № 3) показывают серединные показатели в шкалах: критическое мышление, прощение и смирение. В то же время в 21 из 24 шкал выраженности сильных сторон личности педагоги этой группы демонстрируют либо самые низкие показатели, либо предпоследний результат, что не может не настораживать.
  • Педагоги естественно-научных знаний (группа № 2) демонстрируют серединные значения по каждой из 24 шкал с более выраженной тенденцией нахождения в первой тройке групп с наиболее высоким средним значением. Педагоги социально-гуманитарного направления знаний (группа № 1) имеют наивысшие показатели в шкалах: любовь к учению, критическое мышление, умение ценить красоту, и наиболее низкие – в шкале самоконтроль.

Обсуждение результатов

Как оказалось, многие из «народных архетипов» педагогов могут быть эмпирически подтверждены. Однако если анализировать данные по порядку, то в первую очередь, безусловно, настораживают значимые различия в уровне профессионального выгорания педагогов различных направлений. Отметим, что в триаде наиболее «выгоревших» педагогов-предметников находятся педагоги русского языка, математики и иностранного языка – трех предметов в разные годы базовых экзаменов ЕГЭ. Возможно, это связано с наиболее высокой нагрузкой на педагогов данных направлений, с повышенным грузом ответственности в подготовке учеников к сдаче единого государственного экзамена. В любом случае педагоги данных групп требуют более пристального внимания для изучения причин повышенного риска профессионального выгорания. К решению этой проблемы также возможно подходить на этапе непосредственной подготовки педагогических кадров, обучая будущих учителей способам противодействия профессиональному выгоранию, эффективным копинг-стратегиям и т. д. В представленной логике рассуждений также хорошо объясняется наименьший средний уровень выгорания у педагогов физической культуры и дополнительного образования. Менее директивно контролируемый результат учебной деятельности в виде сдачи формализованного экзамена дает больший простор в ходе образовательной деятельности, а также в целом снижает общий рабочий стресс. Возможно, с этими же обстоятельствами связано и наличие сравнительного преимущества педагогов дополнительного образования в показателях креативности. В сравнении среднего уровня развитости шкал 24 сильных сторон личности мы получили достаточно интересные результаты, которые в целом очень неплохо согласуются с «народными архетипами» педагогов, обыденным стереотипным представлением. Педагоги физической культуры в среднем более энергичны, настойчивы, склонны к юмору; педагоги начальной школы – социально-ориентированы, добры, беспристрастны, с высоко развитым уровнем таких качеств, как прощение и смирение; педагоги социально-гуманитарного направления знаний демонстрируют наибольшие средние значения в любви к учению, критическом мышлении и умении ценить красоту. В этом анализе также наиболее низкие средние показатели (либо самые низкие, либо предпоследний результат) по 21 из 24 шкал выраженности сильных сторон личности проявили педагоги математически обусловленных знаний. Более того, по многим из этих качеств (диаграмма 1) средние показатели педагогов математически обусловленных знаний значительно отдалены в сторону уменьшения от рангового расположения средних показателей других групп по шкалам. Данная группа педагогов имеет самые низкие сравнительные показатели по квартету психологической жизнестойкости (любознательность, энергичность, благодарность, оптимизм) [13], что также ухудшает прогнозы при и так высоких показателях уровня профессионального выгорания, связанного в том числе с рабочим стрессом.

Заключение

Результаты исследования подтверждают выдвинутые нами гипотезы, а также позволяют сформулировать ряд выводов:

  • Педагоги, представляющие ядро обязательных образовательных дисциплин средней школы – Педагоги социального направления знаний (литература, русский язык, история, обществознание); Педагоги математически обусловленных знаний (информатика, математика, физика); Педагоги иностранных языков – имеют самые высокие показатели профессионального выгорания относительно других групп педагогов предметников.
  • Педагоги математически обусловленных знаний оказались наиболее уязвимыми в области развитости сильных сторон личности, стимулирующих психологическую жизнестойкость и противодействующих профессиональному выгоранию.
  • Общий высокий уровень профессионального выгорания педагогов и частная неравномерность распределения уровня профессионального выгорания внутри групп педагогов-предметников говорит о необходимости как общих мер по стимулированию психологического благополучия педагогов и обучению способам противодействия профессиональному выгоранию, так и перераспределению дополнительной нагрузки и дополнительных зон ответственности с целью гомогенизации уровня профессионального выгорания.
  • Модель 24 сильных сторон личности демонстрирует высокие показатели точности и эффективности в описании личностных особенностей индивидов различных профессиональных групп и, более того, различных подгрупп внутри одной профессиональной группы.

Используемые нами методы анализа позволяют выявить и оценить общие закономерности и тенденции, связанные с особенностью педагогической деятельности учителей различных направлений.

Полученные результаты могут найти применение в практической работе образовательных учреждений – при выборе выпускниками школ дальнейших образовательных траекторий с опорой на свои сильные стороны личности, в процессе персонифицированного обучения будущих учителей в высших образовательных учреждениях, в работе учреждений дополнительного образования. Культивирование компонентов психологического благополучия педагогов может и должно стать неотъемлемой частью индивидуальных программ их профессионального развития, а раскрытие сильных сторон личности – необходимым атрибутом реализации личностного потенциала и элементом педагогической деятельности, которые, возможно, потребуют последующей ревизии подходов к обучению и воспитанию и требований к качеству благоприятной социально-психологической среды в образовательном учреждении.

Основываясь на данном подходе, помимо описанных выше выводов, мы выявили «точки интереса» для дальнейшего исследования, в частности – какова структура психологического благополучия и профессионального выгорания у педагогов математически обусловленных знаний, какую роль сильные стороны личности играют в этом взаимодействии; как распределяется административная нагрузка и классное руководство среди педагогов-предметников; какие различия в паттерне 24 сильных сторон личности и чем они обусловлены у самых благополучных и самых неблагополучных педагогов в каждой из групп. Все это определяет перспективы исследований по рассматриваемой в данной статье проблематике. При этом методология таких исследований на сегодняшний день уже достаточно хорошо разработана и апробирована.

  • 1. Баранов, А. А. Состояние психического выгорания и личность педагога / А.А. Баранов // Психология психических состояний. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – С. 322–324.
  • 2. Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 3(55). – С. 167–171.
  • 3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М.: Юрайт, 2019. – 299 с.
  • 4. Горбунова, Н. В. Личность учителя через призму тысячелетий / Н.В. Горбунова, Н.Ю. Фоминых // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 48, Ч. 1. – С. 90–100.
  • 5. Донцов, А. И. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека / А.И. Донцов, Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Образовательные технологии. – 2011. – № 4. – С. 93–103.
  • 6. Ермолаева, Е. П. Личность профессионала в современном мире / Е.П. Ермолаева // Современная личность: психологические исследования. – М.: Изд-во ИП РАН, 2012. – С. 181–199.
  • 7. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.
  • 8. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. – М.: Изд-во Московского университета, 1995. – 224 с.
  • 9. Мерзлякова, Д. Р. Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса / Д.Р. Мерзлякова // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 48–63. doi:10.17759/psyedu.2022140204
  • 10. Осин, Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – C. 117–142. doi:10.14515/monitoring.2020.1.06
  • 11. Психологическая диагностика / А.А. Бодалев [и др.]. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. – 304 с.
  • 12. Реан, А. А. Сильные стороны личности педагога как предиктор благополучия на разных ступенях преподавания / А.А. Реан, А.Л. Линьков, А.А. Ставцев // Мир психологии. – 2023. – Т. 1, № 112. – С. 75–86. doi:10.51944/20738528_2023_1_75
  • 13. Реан, А. А. Позитивная психология и педагогика [Текст]: монография / А.А. Реан, А.А. Ставцев, Р.Г. Кузьмин. – М.: МПГУ, 2023. – 411 с.
  • 14. Регуш, Н. Л. Психологические проблемы освоения педагогической деятельности педагога / Н.Л. Регуш, Л.А. Регуш // Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2010. – С. 368–385.
  • 15. Рогов, Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дисс. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Рогов Евгений Иванович. – Ростов н/Д, 1999. – 354 с.
  • 16. Силакова, К. В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов / К.В. Силакова, Ю.Е. Щурова // Материалы международной научно-практической конференции «Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы» (г. Орел, 25 февраля 2022 г.). – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2022. – С. 681–685.
  • 17. Ставцев, А. А. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA-IS120) / А.А. Ставцев, А.А. Реан, Р.Г. Кузьмин // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 4. – С. 681–699. doi:10.15507/1991-9468.105.025.202104.681-699
  • 18. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. –1996. – № 7. – С. 71–76.
  • 19. Carr, A., Cullen, K., Keeney, C., Canning, C., Mooney, O., Chinseallaigh, E., O’Dowd, A. Effectiveness of positive psychology interventions: a systematic review and meta-analysis // The Journal of Positive Psychology. – 2021. – Vol. 16. Issue 6. –P. 749–769. doi:10.1080/17439760.2020.1818807
  • 20. Cornelissen, J. J., Van Wyk, A. S. Professional socialisation: An influence on professional development and role definition // South African Journal of Higher Education. – 2007. – Vol. 21. Issue 7. – P. 826–841. doi:10.4314/sajhe.v21i7.25745
  • 21. Gander, F., Wagner, L., Amann, L., Ruch, W. What are character strengths good for? A daily diary study on character strengths enactment // The Journal of Positive Psychology. – 2021. – Vol. 17. Issue 5. – P. 718–728. doi:10.1080/17439760.2021.1926532
  • 22. Grist, C. L., Caudle, L. A. An examination of the relationships between adverse childhood experiences, personality traits, and job-related burnout in early childhood educators // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 105. – P. 103426. doi:10.1016/J.TATE.2021.103426
  • 23. Haslip, M. J., Donaldson, L. What character strengths do early childhood educators use to address workplace challenges? Positive psychology in teacher professional development // International Journal of Early Years Education. – 2021. –Vol. 29. Issue 3. – P. 250–267. doi:10.1080/09669760.2021.1893666
  • 24. Keyes, C. The Mental Health Continuum: From Languishing to Flourishing // Journal of Health and Social Research. – 2002. – Vol. 43. Issue 2. – P. 207–222. doi:10.2307/3090197
  • 25. Lianov, L. S., Fredrickson, B. L., Barron, C., Krishnaswami, J., Wallace, A. Positive psychology in lifestyle medicine and health care: strategies for implementation // American journal of lifestyle medicine. – 2019. – Vol. 13. Issue 5. – P. 480–486. doi:10.1177/1559827619838992
  • 26. Littman-Ovadia, H., Dubreuil, P., Meyers, M. C., Freidlin, P. VIA character strengths: Theory, research and practice // Frontiers in psychology. – 2021. – Vol. 12. – P. 653941. doi:10.3389/fpsyg.2021.653941
  • 27. Lomas, T., Waters, L., Williams, P., Oades, L. G., Kern, M. L. Third wave positive psychology: Broadening towards complexity // The Journal of Positive Psychology. – 2021. – Vol. 16. Issue 5. – P. 660–674. doi:10.1080/17439760.2020.1805501
  • 28. Shakeel, S., Khan, M. M., Khan, R. A. A., Mujtaba, B. G. Linking personality traits, self-efficacy and burnout of teachers in public schools: Does school climate play a moderating role? // Public Organization Review. – 2022. – Vol. 22. Issue 1. – P. 19–39. doi:10.1007/s11115-021-00514-8
  • 29. Sheldon, K. M., Lyubomirsky S. Revisiting the sustainable happiness model and pie chart: Can happiness be successfully pursued? // The journal of positive psychology. – 2021. – Vol. 16. Issue 2. – P. 145–154. doi:10.1080/17439760.2019.1689421
  • 30. Tasic, R., et al. Nursery teachers in preschool institutions facing burnout: Are personality traits attributing to its development? // PLoS One. – 2020. – Vol. 15. Issue 11. doi:10.1371/journal.pone.0242562
  • 31. Wilson, J. M., Weiss, A., Shook, N. J. Mindfulness, self-compassion, and savoring: Factors that explain the relation between perceived social support and well-being // Personality and Individual Differences. – 2020. – Vol. 152. – P. 109568. doi:10.1016/j.paid.2019.109568
  • 32. Woods, S. A., Wille, B., Wu, C. H., Lievens, F., De Fruyt, F. The influence of work on personality trait development: The demands-affordances TrAnsactional (DATA) model, an integrative review, and research agenda // Journal of Vocational Behavior. – 2019. – Vol. 110. – P. 258–271. doi:10.1016/j.jvb.2018.11.010

Библиография


Реан А.А., Ставцев А.А., Кузьмин Р.Г. Психологическое благополучие и профессиональное выгорание в контексте специфики профессиональной деятельности педагога. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №55 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-55/psychological-well-being-and-professional-burnout-in-the-context-of-the-specifics-of-a-teacher’s-professional-activity (Дата обращения: 24.06.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности