Альманах №55
31.05.2024 Дата публикации статьи: 31.05.2024
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика
Альманах №55 · Дети с кохлеарными имплантами: исследования и практика

Представления логопедов о кохлеарной имплантации и постоперационной реабилитации

Табачкова Е.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург
Красильникова О.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург

Самым эффективным методом помощи при глухоте является кохлеарная имплантация (КИ), дающая возможность неслышащему ребенку обрести полноценное восприятие окружающего мира [3]. Проведение операции КИ позволяет устранить только первичный дефект (нарушение слуха), вторичные и третичные нарушения развития сохраняются [6]. Только при сочетании кохлеарной имплантации с постоперационной психолого-педагогической реабилитацией возможен перевод ребенка на путь развития слухового восприятия, коммуникации и речи, типичный для нормально слышащего ребенка раннего возраста [7]. В отечественной сурдопедагогике разработан эффективный метод «3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ» [6]. Его положения описаны и экспериментально проверены, высокая эффективность доказана. В абсолютном большинстве случаев дети с КИ переходят на путь развития нормально слышащего ребенка. Проблема кохлеарной имплантации и последующей психолого-педагогической реабилитации привела к неизбежному пересечению сурдопедагогики и логопедии - дети с КИ становятся новым субъектом профессиональной деятельности сурдопедагога и логопеда, что требует переосмысления задач и содержания их профессиональной подготовки.

Цель пилотного исследования – выявление представлений студентов- логопедов старших курсов о кохлеарной имплантации и постоперационной психолого-педагогической реабилитации.

Метод исследования – анкетирование, количественный и качественный анализ данных. Анкета была разработана специально для данного исследования.

Состав участников: в исследовании принимали участие 25 логопедов, выпускников РГПУ им. А.И. Герцена 2022 и 2023 года. Результаты исследования.

В первую очередь выяснялось, есть ли у респондента опыт работы с детьми с КИ (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Опыт работы респондентов с детьми с КИ

Абсолютное большинство опрошенных логопедов (96%) не имеют опыта работы с детьми с КИ. Только 1 чел. (4%) имеет практический опыт работы с ребенком с нарушенным слухом, но протезированным слуховыми аппаратами. Таким образом, далее респонденты отвечали на вопросы анкеты исключительно на основании знаний и представлений, сложившихся за время обучения в Университете.

Прежде, чем анализировать представления логопедов о КИ, мы поинтересовались, из какого источника они получили информацию о КИ. Для этого им был задан конкретный вопрос (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Источники информации о КИ для логопедов

Как показал анализ данных, 40% студентов получили информацию о КИ благодаря специальным дисциплинам в университете, 26% - из интернет-источников, 14% - из чтения дополнительной литературы и столько же (14%) благодаря «сарафанному радио». Незначительная группа студентов (2%) узнала о КИ из дополнительных курсов вне университета, участия в конференциях, 2% будущих логопедов никогда не слышали о КИ.

Качественный анализ данных показывает, что большая часть будущих логопедов не смогла получить информацию о КИ в условиях обучения в университете (60%). Важно, что интернет-источники и сарафанное радио превосходят чтение литературы, дополнительные курсы и конференции.

Также уточнялись представления логопедов о современных средствах помощи при глухоте (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Представления об эффективном и современном средстве помощи при глухоте

Будущие логопеды (88%) считают, что самым эффективным и современным средством помощи при глухоте является КИ, что соответствует современным научным представлениям. Оставшиеся 12% опрошенных затруднились ответить.

Далее уточнялись представления логопедов о высокотехнологичной современной операции КИ и показаниях к ее проведению ребенку с нарушенным слухом (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. Показания к проведению КИ, по мнению опрошенных логопедов

Отметим, что 25% затруднились ответить, еще 25% студентов не знают показаний к проведению КИ, в то время как с этими детьми и их родителями им придется сталкиваться в реальной практике. Представления о показаниях в оставшейся группе (75%) существенно расходятся. Одни считают (18%), что это нарушение слуха, другие считают (13%), что это только двухсторонняя сенсоневральная глухота, третьи считают (13%), что это только прогрессирующее снижение слуха, значительная часть считает (27%), что это тугоухость высокой степени. Как мы видим, опрошенные выпускники кафедры логопедии имели не точные представления.

Также выявлялись предоставления начинающих логопедов о противопоказаниях к проведению операции КИ (Диаграмма 5, Диаграмма 6, Диаграмма 7).

Диаграмма 5. Понимание наличия противопоказаний к проведению КИ

На вопрос «Существуют ли противопоказания к КИ?» 88% опрошенных ответили, что да, 12% затруднились ответить. Интересно заметить, что у этих студентов (12%), изучавших в ходе обучения медико-биологические дисциплины, не возникло мысли об обязательном наличии противопоказаний при любом хирургическом вмешательстве.

Диаграмма 6. Представления о противопоказаниях к проведению КИ

Значительная часть опрошенных (40%) затруднились ответить на данный вопрос, 27% считают, что противопоказанием к проведению операции КИ является отсутствие слухового нерва, 18%- частые отиты, 12%- аплазия улитки, 3%- двухсторонняя сенсоневральная глухота. Как мы видим, значительная часть будущих логопедов (61%) не имеет точных научно обоснованных представлений о противопоказаниях к проведению операции.

Диаграмма 7. Профессиональная позиция логопедов во взаимодействии с родителями, готовыми принять рискованное и угрожающее здоровью ребенка в будущем решение о хирургическом вмешательстве

Разъяснили риск принятия такого решения и попытались бы отговорить семью только 8% будущих логопедов! Более половины (57%) затрудняются ответить на данный вопрос, так как не владеют предметом. Поддержали бы решение родителей о проведении операции вопреки медицинским противопоказаниям 21% опрошенных, что недопустимо. Заняли бы нейтральную позицию 14% логопедов, что вызывает недоумение, так как в данном случае разъяснение семье рискованности и даже опасности принятия подобного решения обязательно.

Уточнялись представления о предоперационных обследованиях(Диаграмма 8).

Диаграмма 8. Представления логопедов о предоперационном обследовании

Большая часть (20%) считают, что необходимо проведение психолого-педагогического обследования, чуть меньше (19%) отмечают важность проведения консультации отохирурга, 18%- отоневролога, 14%- невропатолога, 12%- педиатра. Лишь 9% опрошенных считают, что перед проведением операции КИ необходима консультация анестезиолога, 5%- генетика, 3% затруднились ответить.

Все опрошенные логопеды понимают необходимость проведения дополнительных исследований перед проведением операции, отмечают значимость психолого-педагогического обследования, но весьма неточно представляют себе медицинские обследования.

Также мы уточнили представление логопедов о слуховых возможностях глухого ребенка после КИ (Диаграмма 9), а также представление о детях с КИ (Диаграмма 10).

Диаграмма 9. Уровень слухового восприятия после КИ, по мнению респондентов

Почти две трети опрошенных логопедов (68%) затруднились ответить на данный вопрос, т.е. не имеют никаких представлений о КИ, в то время, как дети с КИ, напомним, уже являются субъектом практической профессиональной деятельности логопедов. Примерно четверть студентов (24%) считают, что уровень слухового восприятия после КИ будет близок к норме, 4% логопедов считают, что будет 1 степень тугоухости, также 4% отмечают, что ребенок начнет слышать шепот на расстоянии нескольких метров.

Диаграмма 10. Представления о группе детей с КИ

Почти половина (44%) справедливо считают, что дети с КИ - это первая в истории сурдопедагогики группа детей с меняющимся функциональным статусом, 12% отмечают, что это принципиально новая категория детей, которая не вписывается ни в одну из действующих традиционных классификаций детей с нарушенным слухом. Такой выбор указывает на то, что более половины опрошенных понимают, что дети с КИ- это совершенно новая группа детей с нарушенным слухом, отличающаяся от известных, что соответствует научным представлениям; 24% опрошенных считают, что это дети с меняющимся слуховым статусом, которые в результате операции становятся «легкими» слабослышащими и предлагают исключительно на основании слухового статуса относить их к категории слабослышащих, что не соответствует современным научным представлениям. Затруднились ответить 20% опрошенных.

Далее выявлялись представления логопедов о значении реабилитации ребенка с КИ (Диаграмма 11), и методах психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка с КИ (Диаграмма 12, Диаграмма 13).

Диаграмма 11. Понимание необходимости проведения реабилитации после операции КИ

Абсолютное большинство опрошенных (96%) считают, что после проведения операции необходима реабилитация, только 4% затруднились ответить (1 человек).

Диаграмма 12. Методы психолого-педагогической реабилитации семьи и ребенка с КИ

Согласно полученным данным, 41% опрошенных знаком с методом «слухоречевой реабилитации», 23% - с методом «З-П реабилитации семьи и ребенка с КИ», более трети (36%) затруднились ответить.

Диаграмма 13. Наиболее эффективный метод реабилитации после КИ, по мнению респондентов

Из 25 опрошенных 7 логопедов (28%) считают, что метод «слухоречевой реабилитации» более эффективен после операции КИ, 12% считают, что более эффективен метод «3П реабилитации». Больше половины опрошенных (60%) не задавались таким вопросом и затруднились ответить. Интересно было понять, на каком основании будущие специалисты судят об эффективности метода, ведь в процессе профессиональной подготовки они изучали целый ряд классических и современных методов в логопедии.

Диаграмма 14. Мнение логопедов об эффективности выбранного метода

Пятая часть респондентов (23%) ответили, что метод 3П гарантирует переход ребенка на путь развития слышащего; примерно столько же (21%) считают, что выбранный метод обеспечивает переход ребенка на путь развития слабослышащего (что не соответствует методу 3П), 15% считают, что метод эффективен потому, что родители выступают активными участниками реабилитации, их коммуникация с ребенком перестраивается прямо на занятиях; 13% предполагают, что родители присутствуют на занятиях, наблюдают и выполняют рекомендации дома ( что не соответствует методу 3П), 5% отмечают, что 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ значительно короче по времени реабилитации (6-9 мес.- 1,5-2 г.) в то время как в слухо-речевой реабилитации – 5 лет и вся жизнь; 8% не смущает такая продолжительность слухо-речевой реабилитации; 15% опрошенных затруднились ответить.

Также мы уточнили представления логопедов о других методах реабилитации (Диаграмма 15).

Диаграмма 15. Методы реабилитации семьи и ребенка с КИ

Треть опрошенных логопедов (30%) затруднились ответить на поставленный вопрос, 17% считают, что наиболее эффективным методом реабилитации является метод слухоречевой реабилитации, 15% - 3П реабилитация, технология пошаговой перестройки взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе (3П), 8% - методы развития и коррекции нарушений слухового восприятия и речи, которые традиционно используются со слабослышащими детьми, 12% выбрали предметно-практическое обучение, традиционные методы обучения детей с нарушенным слухом, верботональный метод.

Вопросы анкеты позволяли выявить представления студентов-логопедов об участниках психолого-педагогической реабилитации (Диаграмма 16).

Диаграмма 16. Участники реабилитации, по мнению респондентов

Опрошенные логопеды считают, что участниками реабилитации являются сурдопедагог (13% от общего количества ответов), семья (13%), логопед (12%), 11%- врач отоларинголог, 9%- психолог, по 7% - специалист психолого-педагогического профиля, педиатр, аудиолог, 6%- дошкольный дефектолог, 4%- специалист ранней помощи, и даже олигофренопедагог (1%). Обратим особое внимание на тот факт, что только 10 % будущих специалистов считают ребенка с КИ участником реабилитации.

Нам было важно определить, понимают ли логопеды цель реабилитации (Диаграмма 17), знают ли они, сколько по времени длится реабилитация (Диаграмма 18) и какие педагогические средства и подходы используются в работе с детьми с КИ (Диаграмма 19).

Диаграмма 17. Цель реабилитации

Большая часть логопедов (30%) считают, что целью реабилитации является запуск развития слухового восприятия, коммуникации и речи, типичный для нормально слышащего ребенка, 22% - перестройка поведения и взаимодействия родителя и ребенка, 15%- тренировка коммуникации, 15%- тренировка слуха, 14%- тренировка речи, 4 % затруднились ответить.

Таким образом, только 52% опрошенных логопедов имеют современные представления о реабилитации детей с КИ.

Диаграмма 18. Продолжительность реабилитации семьи и ребенка с КИ

Значительная часть опрошенных специалистов (68%) не знает, сколько по времени длится реабилитация семьи и ребенка с КИ; 12% считают, что реабилитация длится до 2 лет, 4%- до 3 лет,12% считают, что реабилитация продолжается всю жизнь.

Диаграмма 19. В процессе реабилитации проводится/применяется…

Пятая часть опрошенных (22%) считает, что в процессе реабилитации семьи и ребенка с КИ проводятся игры, принятые в сурдопедагогике/логопедии, столько же полагают, что применяются традиционные упражнения на тренировку слуха и речи (22%), 16% указывают на тренинги в области слуха и речи; 20% считают, что проводятся специальные уникальные игры для каждого этапа реабилитации, 8% отмечают применение специфической речи педагога.

Также мы анализировали представления логопедов о необходимости участия родителей в реабилитации детей с КИ (Диаграмма 20).

Диаграмма 20. Участие родителей в реабилитации детей с КИ

Примерно пятая часть студентов считает участие родителей обязательным (22%), столько же признают, что родители являются активными участники реабилитации наравне с ребёнком (23%), есть точка зрения, что родители участвуют в реабилитации, чтобы помогать ребенку психологически (20%), играть с ним в нужные игры, но не упражнять (6%), 22% опрошенных считают, что родители должны проводить упражнения по развитию слуха и речи дома, затрудняются ответить 5% и 2% опрошенных считают, что участие родителей желательно, но не обязательно, они играют роль наблюдателей и присутствуют на занятии.

Диаграмма 21. Важные, по мнению респондентов, результаты реабилитации ребенка с КИ

Треть (29%) опрошенных считают, что ребенок будет говорить и слышать, 21%- сможет общаться со слышащими, 17%- сможет полноценно развиваться как слышащий, 11%- семья ребенка с КИ начнет жить как семья слышащих, 9%- больше выбор профессий в будущем, 4%- ребенок будет слышать, 2% - ребенок будет говорить, 7% затруднились ответить.

Выявлялось, как представляют себе логопеды путь развития, по которому пойдет реабилитированный ребенок с КИ и каким будет его образовательный маршрут (Диаграммы 22, 23, 24, 25).

Диаграмма 22. Пути развития ребенок с КИ, по мнению респондентов

Значительная часть логопедов (44%) считают, что после операции КИ и реабилитации ребенок пойдет по пути развития слабослышащих, 40% затруднились ответить. Только 16% считают, что ребенок будет развиваться как слышащий, что соответствует современным научным представлениям о максимальных потенциальных возможностях реабилитации семьи и ребенка с КИ.

Диаграмма 23. Основные ориентиры для определения образовательного маршрута ребенка с КИ после реабилитации

Большинство студентов считают основными ориентирами для определения образовательного маршрута близость развития ребенка к возрастной норме (31%) и понимание перспектив дальнейшего сближения ребенка с нормой в разных условиях обучения (31%). Возраст ребенка, на момент завершения реабилитации, как основной ориентир, отметили 13% логопедов, остальные затруднились ответить.

Диаграмма 24. Образовательная среда, противопоказанная детям с КИ

Больше половины опрошенных (52%) считают, что детям с КИ противопоказана среда глухих, 12% считают, что ребенок может учиться в любой среде, 8% считают, что противопоказана среда нормально слышащих детей. Значительная часть специалистов (28%) затруднились ответить.

Диаграмма 25. Образовательная среда, необходимая детям с КИ

На вопрос «какая образовательная среда нужна детям с КИ» 44% опрошенных логопедов ответили, что необходима среда нормально слышащих детей, 16% отметили, что дети могут учиться в среде слабослышащих, 8%- в любой среде и затруднились ответить 32%.

Диаграмма 26. Готовность работать с детьми с КИ

Из всех опрошенных логопедов 76% готовы работать с детьми с КИ, но только после получения дополнительных знаний, что демонстрирует адекватность оценки своих знаний; 24% ответили, что не готовы работать с детьми с КИ.

Итак, проведенный анализ данных показал, что уже случившееся на практике пересечение сурдопедагогики и логопедии благодаря детям с КИ не отражается в должной мере в актуальной профессиональной подготовке опрошенных логопедов.

Полученные данные указывают на разрыв между современной практикой кохлеарной имплантации, ростом числа детей, нуждающихся в постоперационной реабилитации, и содержанием профессиональной подготовки логопедов в ВУЗе. Явной является необходимость формирования у современных выпускников логопедов научно обоснованных, гораздо более полных и точных представлений о самом современном методе помощи при глухоте, меняющемся функциональном статусе детей с КИ, различных методах реабилитации и оценке их эффективности, способах оценки развития коммуникации и речи детей с КИ после их перехода к спонтанному освоению речи в естественной коммуникации на слухо-зрительной основе, как это происходит у слышащего ребенка. Необходимо переосмысление содержания профессиональной подготовки логопедов в связи с появлением нового и при этом коллективного субъекта их профессиональной деятельности - семьи и ребенка с КИ. Это актуальная исследовательская задача.

  • 1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации/ Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики [электронная версия]. – 2016. - №24. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/launch-point-of-new-auditory-capabilities-and-spontaneous-development-of-the-childs-speech-after-cochlear-implantation (Дата обращения: 21.04.2024).
  • 2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ?/ Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина// Альманах Института коррекционной педагогики [электронная версия]. – 2017. - №30. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/why-not-dispense-with-psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-the-child-after-the-key (Дата обращения: 25.02.2024)
  • 3. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Дети с кохлеарными имплантами/ Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л.– Москва: Национальное образование, 2017 - 208 с.
  • 4. Кукушкина О.И. Метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ: задачи, логика и содержание обучения сурдопедагогов/ О.И. Кукушкина// Альманах Института коррекционной педагогики [электронная версия]. - 2022. - №49. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-49/the-method-of-3r-rehabilitation-of-a-family-and-a-child-with-ci-tasks,-logic-and-content-of-professional-training-of-students (Дата обращения: 21.04.2024)
  • 5. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации/ Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина// Альманах Института коррекционной педагогики [электронная версия]. – 2015. - №21. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-raznyix-etapax-reabilitaczii (Дата обращения: 25.02.2024)
  • 6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от «слухо-речевой реабилитации»/ Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. // Альманах Института коррекционной педагогики [электронная версия]. - 2017. - №30. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation (Дата обращения: 10.03.2024)
  • 7. Сатаева А.И. Оценка эффективности «3П-реабилитации»/ А.И. Сатаева// Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – С. 91-102.

Библиография


Табачкова Е.А., Красильникова О.А. Представления логопедов о кохлеарной имплантации и постоперационной реабилитации. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №55 2024 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-55/speech-therapists’-ideas-about-cochlear-implantation-and-postoperative-rehabilitation (Дата обращения: 24.06.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности