Актуальность исследования
В исследованиях ведущих отечественных ученых-сурдопедагогов доказано, что важнейшим показателем перехода кохлеарно имплантированного ребенка на путь развития слышащего является появление у ребенка слухового поведения, характерного для нормально слышащего [1,4,6,7,8]. При разработке системы работы сурдопедагога по методу «3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ» было необходимо описать ориентиры для оценки изменения слухового поведения ребенка в ходе реабилитации, в связи с чем были выделены соответствующие показатели и описаны в научных работах А.И. Сатаевой [1,4,6,7,8]. Это был пионерский шаг отечественной сурдопедагогики в разработке проблемы анализа сурдопедагогом и оценки слухового поведения детей с КИ. Был предложен и обоснован переход от традиционной для сурдопедагогов оценки слухового восприятия к оценке слухового поведения [1,4,6,7,8].
Слуховое поведение – это смысловая интерпретация звучания и соответствующее ей поведение ребенка: изменение позы, выразительная мимика и жесты, действия, эмоционально-смысловой комментарий и др. [3].
Многоаспектный анализ существующих в настоящее время западных инструментов оценивания слухового поведения, в том числе имеющих русскоязычную версию, показал, что в большинстве случаев объективно не оценивается адекватность непосредственных поведенческих откликов ребенка на услышанное [2,5,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21]. Данные инструменты, как правило, представляют собой опросники и ориентированы на их заполнение родителями, при этом возраст детей ограничен дошкольным.
Проведенный анализ литературы показал, что отечественные методики оценки слухового поведения у детей младшего школьного возраста с КИ до настоящего времени не были разработаны.
Для выявления умения имплантированных младших школьников осмысливать услышанное и вести себя в соответствии с услышанным, нами была разработана и экспериментально проверена методика педагогической оценки слухового поведения детей с КИ младшего школьного возраста [3], что представляет собой вклад в инструментальное обеспечение проблемы оценки сурдопедагогами слухового поведения ребенка с КИ.
Цель исследования
Изучение слухового поведения детей с кохлеарными имплантами младшего школьного возраста в условиях слухоречевой реабилитации и обучения в среде слабослышащих детей.
Состав участников исследования
Дети с КИ младшего школьного возраста – 41 ребенок в возрасте от 7 до 11 лет. Всем участникам исследования операция кохлеарной имплантации была проведена в Санкт-Петербурге (ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России; ФГБУЗ «Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России»). Все дети проходили слухоречевую реабилитацию, которая проводилась в различных учреждениях и была различной по длительности: реабилитационные курсы в медицинских учреждениях, занятия в сурдоцентре, занятия с частными сурдопедагогами и в коммерческих центрах. Дошкольную подготовку дети проходили в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха, речи, а также в общеразвивающих детских садах. На момент исследования все участвующие в исследовании младшие школьники с КИ обучались в среде слабослышащих детей.
Экспериментальная база исследования
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа – интернат №33 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Методы и организация исследования
Педагогическая оценка сформированности слухового поведения младших школьников с КИ осуществлялась методами направленного наблюдения в различных ситуациях:
- в естественных, в том числе и неожиданно возникающих ситуациях;
- в ситуациях, регулярно возникающих в школе;
- в ситуациях, специально созданных для оценки слухового поведения ребенка с КИ.
Слуховое поведение считалось сформированным, если младшие школьники были способны услышать возникающие звучания, адекватно интерпретировали их смысл и давали соответствующий поведенческий отклик в 100% ситуаций.
Слуховое поведение считалось сформированным недостаточно, если дети с КИ были способны услышать возникающие звучания, адекватно интерпретировали их смысл и давали соответствующий поведенческий отклик в 75% ситуаций, т.е. в большинстве случаев, но не всегда.
Слуховое поведение считалось сформированным частично, если младшие школьники с КИ были способны распознать звучание и дать адекватный поведенческий отклик, но в 50% ситуаций или чуть более.
Слуховое поведение считалось не сформированным, если дети с КИ младшего школьного возраста адекватно откликались на возникающие звучания окружающего мира (бытовые звуки, звуки транспорта и т.д.) менее, чем в 50% ситуаций.
Наблюдение проводилось в условиях разных форм организации деятельности младших школьников с КИ на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, фронтальных уроках, во внеклассное время, на внеклассных занятиях, в ходе свободной деятельности, на переменах.
Длительность наблюдения за одним ребенком варьировалась от 10 минут (на переменах), 20 минут (на индивидуальных занятиях) до 40 минут (на фронтальных уроках, занятиях внеурочной деятельностью, внеклассных занятиях, в ходе посещения групп продленного дня, во время свободной деятельности обучающихся).
Для фиксации результатов наблюдений был разработан специальный протокол. Объем наблюдений, зафиксированных в протоках, был весьма значительным – более 100 (от 116 до 130) примеров поведения в ответ на прозвучавшее по каждому детскому случаю. При этом, в естественно и неожиданно возникающих ситуациях 16 – 30 примеров; в регулярно возникающих ситуациях в школе – 40 примеров; в специально созданных ситуациях – 60 примеров. Всего в процессе исследования в протоколах участников экспериментального исследования нами было зафиксировано 5008 примеров поведения детей с КИ в ответ на различные звучания.
Результаты исследования
В рамках направленного наблюдения за слуховым поведением ребенка с КИ в естественно и неожиданно возникающих ситуациях были получены результаты, представленные на диаграмме 1.
Полностью сформировано у 10 детей из 41; недостаточно сформировано – у 10; частично сформировано – у 12; не сформировано – у 9 школьников. Как мы видим, адекватное и полностью сформированное слуховое поведение в естественно и неожиданно возникающих ситуациях было отмечено только у 24,4% кохлеарно имплантированных детей, находящихся в условиях слухоречевой реабилитации и обучающихся в среде слабослышащих сверстников.
В ходе направленного наблюдения за слуховым поведением ребенка с КИ в ситуациях, регулярно возникающих в школе выявлялись поведенческие отклики на звучание школьного звонка, сигнал внутришкольной системы оповещения поста охраны и др. Эти звучания означают, что требуется совершить определенные действия, спокойно собрать вещи и выйти из класса, если прозвенел звонок, либо оперативно покинуть помещение в связи с обозначенным сигналом угрозой и т.д.
Результаты, полученные в процессе наблюдения за поведенческими откликами в ответ на звучание школьного звонка, представлены на диаграмме 2.
Соответствующее слуховое поведение в ответ на звучание школьного звонка наблюдалось в 100% случаев у 19 детей из 41; в 75% случаев у 12 учеников; в 50% случаев – у 8; в единичных случаях – у 2 школьников.
Поведенческие отклики на звучание внутришкольной системы оповещения поста охраны представлены на диаграмме 3.
Анализ полученных данных позволяет отметить, что соответствующие ситуации поведенческие отклики на прозвучавшее во всех случаях наблюдались у 12 детей из 41; часто, но не всегда на них реагировали 12 детей из 41; в половине случаев – 7 из 41; в единичных случаях – 10 школьников с КИ.
Таким образом, только у 29,3% кохлеарно имплантированных учеников начальных классов, находящихся в условиях слухоречевой реабилитации и обучающихся в среде слабослышащих наблюдалось адекватное естественное слуховое поведение в ответ на знакомые и регулярно раздающиеся в школе звучания.
В рамках педагогического наблюдения за слуховым поведением ребенка с КИ в специально созданных ситуациях (неожиданное звучание мобильного телефона, настольного звонка, стука в дверь и др.).
Соответствующие ситуации поведенческие отклики в ответ на стук в дверь представлены на диаграмме 4.
Адекватные поведенческие отклики в ответ на стук в дверь наблюдалось всегда у 10 детей из 41; часто – у 7; иногда – у 11; редко – у 13 школьников.
Естественное слуховое поведение в ответ на звучание мобильного телефона представлено на диаграмме 5.
Соответствующие ситуации поведенческие отклики наблюдались всегда у 13 детей из 41; часто – у 8; иногда – у 10; редко – у 10 учеников.
Слуховое поведение обследованных детей с КИ в ответ на звучание настольного звонка иллюстрирует диаграмма 6.
Всегда давали естественный поведенческий отклик на звучание настольного звонка 10 детей из 41; часто – 9; иногда – 5; в единичных случаях – 17 школьников.
Таким образом, только у 24,4% кохлеарно имплантированных учеников начальных классов, находящихся в условиях слухоречевой реабилитации и обучающихся в среде слабослышащих детей наблюдалось сформированное слуховое поведение в описанных ситуациях.
Анализ результатов позволил распределить младших школьников с КИ по группам в зависимости от освоения слухового поведения.
Первая группа – слуховое поведение сформировано – 24,4% младших школьников с КИ.
Вторая группа – слуховое поведение сформировано недостаточно – 26,8% младших школьников с КИ.
Третья группа – слуховое поведение сформировано частично – 24,4% младших школьников с КИ.
Четвёртая группа – слуховое поведение не сформировано – 24,4% младших школьников с КИ.
Таковы результаты первого экспериментального исследования, основанного на применении разработанной методики оценки слухового поведения детей с КИ младшего школьного возраста. Данные результаты требуют осмысления и выявления причин далеко не благополучной картины, прежде всего анализа созданных условий реабилитации и обучения. Почему дети, способные слышать даже шепот на расстоянии нескольких метров и потенциально способные к освоению слухового поведения, характерного для слышащего ребенка, не освоили его за столь длительный срок, прошедший со времени практически полного возвращения слуха путем кохлеарной имплантации?