Альманах №59
17.06.2025 Дата публикации статьи: 17.06.2025
Альманах №59 ·
Альманах №59 ·

Инклюзивная грамотность как проблема экспертного обеспечения чемпионатов «Абилимпикс»

Кантор В.З. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Кобрина Л.М. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Антропов А.П. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Войлокова Е.Ф. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Введение

Масштабным социально-педагогическим явлением в сфере защиты прав и интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние десятилетия стало движение «Абилимпикс», объединяющее органы власти различных уровней, общественные организации инвалидов и некоммерческие организации, бизнес-структуры и работодателей в целях развития социальной инклюзии на базе расширения перечня новых профессий для этих лиц, обеспечения их эффективной профориентации и мотивации к получению профессионального образования, а также содействия трудоустройству и занятости лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Данные целевые установки реализуются через проведение среди таких лиц чемпионатов «Абилимпикс» – чемпионатов по профессиональному мастерству [7,15], которые и служат для инвалидов и людей с ОВЗ эффективным механизмом профориентации [9,10] и трудоустройства [1,2,8], фактором их профессионального становления [3] и самоопределения [12].

Между тем в контексте инклюзивной общей направленности движения «Абилимпикс» принципиальное значение приобретает то, чтобы все специалисты, вовлеченные в организацию и проведение чемпионатов, обладали соответствующими профессионально-личностными качествами, и базовым среди таких качеств выступает инклюзивная грамотность.

Инклюзивная грамотность воплощает собой более конкретный концепт, нежели инклюзивная компетентность, и обозначает функциональную сторону жизни человека в условиях инклюзии; она, тем самым, предстает как «один из новых видов функциональной грамотности, является базовой составляющей инклюзивной культуры личности, определяющей ее когнитивную сторону и способность человека корректно действовать в ситуациях личного общения и социального взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность или ограниченные возможности жизнедеятельности» [5]. Закономерно поэтому, что уровень инклюзивной грамотности становится предметом эмпирического изучения применительно к будущим педагогам [6] и специалистам так называемых помогающих профессий [14], а также к действующим учителям [21] и преподавателям системы высшего педагогического образования [22].

Применительно же к чемпионатам «Абилимпикс» основополагающее значение приобретает фактор инклюзивной грамотности той категории специалистов, которые играют одну из ключевых ролей в проведении этих чемпионатов, а именно экспертов различного статуса, отвечающих за обеспечение работы конкурсных площадок, подготовку оборудования и материалов для выполнения конкурсных заданий, обучение участников по вопросам техники безопасности и охраны труда, а также за контроль времени, фото- и видеофиксацию хода состязаний и др. [16].

Однако, хотя функционал экспертов, таким образом, предполагает возможность, а в ряде случаев прямую необходимость непосредственного взаимодействия с участниками из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ, попытки специального диагностического изучения уровня их инклюзивной грамотности до настоящего времени не предпринимались. В результате отсутствуют представления о степени зрелости профессионально-личностной позиции экспертов чемпионатов «Абилимпикс» как субъектов реализации инклюзивной направленности этих чемпионатов.

На восполнение данного пробела и было нацелено осуществленное исследование.

Дизайн исследования

В рамках предпринятого исследования инклюзивная грамотность экспертов чемпионатов «Абилимпикс» рассматривалась применительно к инвалидам тех нозологических групп, представители которых потенциально могут участвовать в этих чемпионатах в категории «студенты», причем в виду имелись студенты вузов.

Выбор такого исследовательского ракурса определялся тем, что студенты учреждений профессионального образования, в том числе высшего [4,18], являются одной из основных категорий участников чемпионатов «Абилимпикс», причем именно применительно к ним максимально отчетливо обнаруживается инклюзивная социально-педагогическая сущность данных чемпионатов: с одной стороны, они изменяют общественное мнение относительно потенциала лиц с ОВЗ, формируя в социуме уверенность в их способностях, за счет чего расширяются возможности последующего трудоустройства таких студентов [20]; с другой стороны, чемпионаты «Абилимпикс» не только содействуют первичной профессионализации и приобретению первичного профессионального опыта студентами с ОВЗ и инвалидностью, но и, что принципиально важно, оказывают влияние на саму систему профессионального образования, продвигая ее в направлении имплементации инклюзии [11,13,19]. Более того, инклюзивный подход является одним из основополагающих в самой подготовке студентов с инвалидностью и ОВЗ к участию в чемпионатах «Абилипикс» [17].

В результате с учетом ориентации исследования на студентов вузов как участников чемпионатов «Абилимпикс» инклюзивная грамотность экспертов этих чемпионатов изучалась применительно к инвалидам нозологических групп, представленных в вузовской практике – инвалидам по зрению, инвалидам по слуху, инвалидам вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) и лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Данная логика и нашла свое отражение в специально разработанном опроснике для экспертов, положенном в основу исследования и использовавшемся в виде онлайн-формы (Online Test Pad).

В структурно-содержательном плане опросник был построен исходя из представлений о том, что в качестве критериев сформированности инклюзивной грамотности выступают знание специфических особенностей лиц с ОВЗ различных нозологических групп и способность правильно разрешать те или иные ситуации, возникающие при взаимодействии и общении с ними [5].

Соответственно этому, наряду с вводным разделом, посвященным социально-демографическим и социально-профессиональным характеристикам респондентов, опросник в качестве основных включал в себя два раздела: первый состоял из 20 вопросов закрытого типа, выявлявших знания респондента о сущностных характеристиках лиц с нарушениями зрения, слуха, ОДА и лиц с РАС, причем на каждый из вопросов предлагались 4 варианта ответа, из которых респонденту следовало выбрать верный; второй основной раздел опросника выступал как ситуационный тест, объединяющий 36 ситуационных задач, отражающих прожективные ситуации взаимодействия эксперта с инвалидами этих же нозологических групп в ходе чемпионата «Абилимпикс», и от респондента также требовалось выбрать правильный вариант решения подобной задачи из предложенных четырех.

Исследованием в качестве респондентов на основе добровольного информированного согласия были охвачены 703 национальных и региональных эксперта чемпионата «Абилимпикс» из 63 регионов, представляющих все 8 федеральных округов Российский Федерации. В выборку при этом вошли эксперты разного пола, возраста, образовательного и научного статуса, представляющие различные типы образовательных учреждений и предметные области и дифференцирующиеся по педагогическому стажу и стажу экспертной деятельности в рамках чемпионата «Абилимпикс» (см. табл. 1).

Таблица 1. Структура выборки экспертов чемпионата «Абилимпикс».

Характеристика Численность Доля в выборке
Пол мужской 92 25.5%
женский 611 74.5%
Возраст до 25 33 4.69%
26-45 282 40.11%
старше 60 64 9.10%
Образование среднее профессиональное 107 15.22%
высшее 596 84.78%
Ученая степень без ученой степени 678 96,44%
кандидат наук 25 3.56%
доктор наук 0 0.00%
Стаж преподавательской деятельности (полных лет) 0-3 года 65 9.25%
4-10 лет 131 18.63%
11-15 лет 93 13.23%
более 15 лет 414 58.59%
Тип образовательной организации колледж 656 93,31%
вуз 47/td> 6,69%
Профиль образовательной организации гуманитарно-педагогический, в том числе: 233 33.14%
педагогический 185 26.32%
культура и искусство 23 3.27%
физическая культура и спорт 6 0.85%
социогуманитарный 19 2.70%
естественно-научный и технический, в том числе: 258 36.71%
технический 186 26.46%
медицинский 47 6,69%
сельскохозяйственный 25 3.56%
другое 212 30.15%
Уровень чемпионата до настоящего времени еще не принимал участие 32 4,55%
региональный 581 82.65%
Национальный 90 12.80%
Стаж экспертной деятельности в чемпионате «Абилимпикс» до 1 года 84 11.95%
1 – 3 года 295 41.96%
4-5 лет 159 22.62%/td>
6-10 лет 165 23.47%
Структура выборки экспертов чемпионата «Абилимпикс»

Математико-статистическая обработка результатов опроса осуществлялась с использованием критерия φ* – углового преобразования Фишера и – на основе программы Jamovi – критерия Т Вилкоксона.

Оценочным признаком при определении уровня инклюзивной грамотности респондентов выступала выраженная в процентах доля верных ответов на вопросы, выявлявшие знания о сущностных характеристиках лиц с ОВЗ, и правильных решений ситуационных задач. В зависимости от этой доли респондент мог быть отнесен к категории экспертов с высоким, средним, низким или крайне низким уровнем инклюзивной грамотности (см. табл. 2).

Таблица 2. Критериальная характеристика уровней инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс».

Уровень инклюзивной грамотности Доля правильных ответов/решений ситуационных задач
Высокий Средний Низкий Крайне низкий
более 75% более 50%, но менее 75% более 25%, но менее 50% менее 30%
Критериальная характеристика уровней инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс»

Результаты и обсуждение

Полученные результаты свидетельствуют о неоптимальности статуса экспертов чемпионата «Абилимпикс» в аспекте их инклюзивной грамотности. Прежде всего, высокий уровень инклюзивной грамотности не был, по итогам опроса, продемонстрирован респондентами вовсе. Средний же уровень инклюзивной грамотности зафиксирован лишь у 9,39% экспертов чемпионата «Абилимпикс», участвовавших в исследовании, тогда как основная их масса – 76,67% – характеризуется низким, а еще 13,94% – крайне низким ее уровнем (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс».

При этом численное доминирование экспертов чемпионата «Аблимпикс» с редуцированным уровнем инклюзивной грамотности носит всеобщий характер, имея место во всех их типологических группах, дифференцируемых по социально-профессиональным признакам.

Так, преимущественно низкий уровень инклюзивной грамотности фиксируется у экспертов чемпионата «Абилимпикс» вне зависимости от того, дисциплины каких предметных циклов они в качестве преподавателей реализуют в образовательных учреждениях, где работают (см. диаграмму 2): среди экспертов, преподающих дисциплины гуманитарно-педагогического цикла, доля респондентов с таким уровнем инклюзивной грамотности составила 67,86%, а применительно к специалистам, ведущим учебные дисциплины технической направленности и иного профиля – соответственно 78,23% и 81,85%. При этом в группе экспертов, чья сфера преподавательской деятельности связана с дисциплинами гуманитарно-педагогического плана, в отличие от других практически в равной степени представлены те, кто характеризуется средним и, напротив, крайне низким уровнем инклюзивной грамотности (15,81% и 16,33% соответственно).

Диаграмма 2.Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс», преподающих дисциплины различных предметных циклов.

Более того, существенное и притом фактически в одинаковой степени выраженное превалирование респондентов с редуцированным уровнем инклюзивной грамотности наблюдается и в разрезе профиля представляемой ими образовательной организации в целом: низкий уровень инклюзивной грамотности отмечается в группах экспертов, работающих как в образовательных организациях гуманитарно-педагогического и технического профиля (соответственно 74,68% и 76,36%), так и в образовательных организациях иного профиля (79,25%); при этом соответственно еще у 16,31%, 13,18% и 12,26% респондентов из данных групп имеет место и вовсе крайне низкий уровень инклюзивной грамотности (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» – сотрудников образовательных организаций различного профиля.

В свою очередь, весьма значительным численное доминирование респондентов с низким уровнем инклюзивной грамотности является и среди экспертов с разными стажевыми характеристиками, будь то педагогический стаж или стаж экспертной деятельности в рамках чемпионатов «Абилипикс».

Что касается педагогического стажа, то подобное доминирование респондентов с низким уровнем инклюзивной грамотности отчетливо обнаруживается как в группе респондентов со стажем педагогической деятельности до 3 лет (78,00%), так и в группах респондентов с соответствующим стажем от 4 до 10 лет (71,00%), от 11 до 15 лет (77,00%) и свыше 16 лет (78,02%). При этом на фоне меньшего в сравнении с остальными группами удельного веса респондентов с низким уровнем инклюзивной грамотности, зафиксированного среди экспертов с педагогическим стажем от 4 до 10 лет, именно в данной стажевой группе, напротив, выделяется максимальное количество экспертов с крайне низким уровнем инклюзивной грамотности – 19,08% (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с разным стажем педагогической деятельности.

Что же касается стажа экспертной деятельности в рамках чемпионатов «Абилимпикс» (см. диаграмму 5), то хотя средний уровень инклюзивной грамотности отмечается у 21,83% респондентов с экспертным стажем 4-5 лет и только у 14,15% респондентов со стажем от 1 до 3 лет, и данное различие статистически значимо (φ = 2,76, р < 0,002), это отнюдь не меняет общую картину, ибо низкий уровень инклюзивной грамотности по результатам исследования обнаруживается у 80,00% респондентов, имеющих стаж такой деятельности до 1 года, у 76,95% респондентов с экспертным стажем от 1 до 3 лет, у 72,96% респондентов, чей соответствующий стаж составляет 4-5 лет, и, наконец, у 77,51% респондентов, стаж которых как экспертов чемпионата «Абилимпикс» исчисляется 6-10 годами.

Диаграмма 5. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с различным стажем экспертной деятельности.

Как преобладающая доля респондентов с недостаточным уровнем инклюзивной грамотности предстает, по результатам опроса, и среди экспертов, осуществляющих свою деятельность на чемпионатах «Абилимпикс» разного статуса – региональных или национальных. Так, среди региональных экспертов низкий уровень инклюзивной грамотности обнаружили 77,28%, среди национальных – 71,00%. При этом еще у 14,63% региональных экспертов и у 11,00% национальных экспертов имеет место крайне низкий уровень инклюзивной грамотности (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» национального и регионального статуса.

Наконец, преимущественно низкий уровень инклюзивной грамотности эксперты чемпионата «Абилимпикс» демонстрируют и вне зависимости от своего собственного образовательного статуса (см. диаграмму 7): именно в качестве такового он предстает у 76,01% респондентов с высшим образованием и 80,37% респондентов со средним профессиональным образованием. Более того, еще у 13,25% и 17,76% опрошенных экспертов с высшим и средним профессиональным образованием соответственно имеет место и вовсе крайне низкий уровень инклюзивной грамотности. При этом, хотя средний уровень инклюзивной грамотности фиксируется у 10,74% респондентов с высшим образованием, а у респондентов со средним профессиональным образованием – лишь у 1,87%, подобные различия не меняют общую картину редуцированности уровня инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс».

Диаграмма 7. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с различным образовательным статусом.

Между тем недостаточность уровня инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» проявляет себя как некая универсальная характеристика неоптимальности их профессионально-личностного статуса и при рассмотрении ее в нозологическом разрезе: речь идет о том, что, по результатам опроса, не обнаруживаются сколько-нибудь существенные различия в уровне инклюзивной грамотности экспертов применительно к лицам с инвалидностью разных категорий.

Так, доля правильных ответов/решений ситуационных задач, касающихся инвалидов по зрению, составила 34,98%, а касающихся инвалидов по слуху, инвалидов с нарушением ОДА и лиц с РАС – соответственно 38,53%, 36,87% и 38,83%. Более того, с инвалидами каждой из этих нозологических групп оказался связан специфический аспект выраженной дефицитарности инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс». В части инвалидов по зрению подобный дефицит проявляется в неумении правильно ознакомлять слепого человека с содержанием документа, напечатанного обычным шрифтом: верный способ действий здесь выбрали лишь 13,37% респондентов. Применительно к инвалидам по слуху недостаточность инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» наиболее отчетливо обнаруживается в коммуникативной плоскости, ибо реализовать адекватную позицию при общении с неслышащим готовы только 7,68% опрошенных, а применительно к лицам с ОДА – в плоскости обеспечения доступности предметно-пространственной среды при проведении мероприятий с участием людей, пользующихся инвалидными колясками: способность выполнить соответствующие требования продемонстрировали всего 8,96% опрошенных экспертов. Наконец, в том, что касается лиц с РАС, дефицитарность инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» выразилась прежде всего в трудностях выстраивания правильной тактики взаимодействия с такими лицами – подобного рода трудности, по результатам опроса, не характерны лишь для 5,26% респондентов.

Вместе с тем, при рассмотрении результатов опроса в разрезе отдельных компонентов инклюзивной грамотности обнаруживается принципиально важное обстоятельство: своего рода опережающее развитие деятельностного компонента по отношению к знаниевому.

Так, если отвечая на вопросы, выявлявшие знания о сущностных характеристиках лиц с нарушениями зрения, слуха, ОДА и лиц с РАС, крайне низкий уровень инклюзивной грамотности в соответствующем ее измерении продемонстрировали 36,27% экспертов чемпионата «Абилимпикс», то применительно к ситуационному тесту доля таковых составила лишь 14,08%, и данное различие статистически достоверно (φ=9,75, p≤0,001). При этом, – и здесь различие тоже статистически значимо (φ=6,45, p≤0,001), – в знаниевой плоскости средний уровень инклюзивной грамотности обнаружили только 5,41% опрошенных экспертов, тогда как в деятельностной – 16,79% (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс»: знаниевый компонент.

Диаграмма 9. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс»: деятельностный компонент.

Более того, именно в аспекте знаний вскрывается самый существенный дефицит в плане инклюзивной грамотности экспертов чемпионатов «Абилимпикс», и он касается адекватности их представлений о сущности инклюзии в образовании лиц с инвалидностью: на посвященный этому вопрос верные ответы были даны лишь в 3,84% случаев.

В целом же средние значения показателей, отражающих долю правильных ответов на вопросы знаниевого характера и верных решений ситуационных задач, соотносятся как 32,40% к 39,40% соответственно, и данные различия согласно расчетам критерия Т Вилкоксона статистически достоверны (Т=56590, p≤0,001).

Это обстоятельство делает актуальной гипотезу о том, что в отличие от знаниевого компонента инклюзивной грамотности, формирование которого со всей очевидностью требует осуществления целенаправленной образовательной поддержки экспертов или их систематического самообразования в области коррекционной педагогики и психологии, деятельностный компонент в какой-то мере может постепенно формироваться за счет накопления экспертом в рамках чемпионатов практического опыта взаимодействия с лицами с ОВЗ, позволяющего либо на интуитивной основе, либо методом проб и ошибок находить адекватные модусы поведения.

Правомерность подобного предположения подтверждается двумя фактами.

Во-первых, именно при решении ситуационных задач, когда возможной становится не только опора на знания, но и востребование опыта взаимодействия с инвалидами тех или иных нозологических групп, были зафиксированы пиковые – в масштабах всего опроса в целом – значения показателей, отражающих долю правильных ответов – от 69,42% до 75,82%. Так, 69,42% респондентов выбрали верную в морально-этическом плане позицию применительно к поведенческим особенностям лиц с РАС и реакции на них. 71,41% опрошенных экспертов продемонстрировали правильный подход в ситуации, которая либо требует донесения до неслышащего информации, включающей в себя технические реквизиты или термины, либо предполагает те или иные действия в случае атипичного поведения инвалида по слуху. В свою очередь, 73,54% респондентов принимают верные решения в части взаимодействия с человеком, использующим для передвижения инвалидную коляску, а 75,82% – применительно к деловому общению с незрячим, пришедшим с собакой-поводырем.

Во-вторых же, – и это еще более важно, – сравнение медианных значений соответствующих процентных долей свидетельствует о нарастании дивергенции знаниевого и деятельностного компонентов инклюзивной грамотности с увеличением стажа работы в качестве эксперта в рамках чемпионатов «Абилимпикс», причем увеличение разрыва между искомыми показателями происходит за счет деградации и последующей стагнации знаниевого компонента инклюзивной грамотности на фоне позитивной динамики деятельностного. Так (см. график 1), если у респондентов со стажем экспертной работы до 1 года медиана по знаниевому показателю составляет 35,00%, а по деятельностному – 36,00%, то у респондентов со стажем 1–3 года, как и со стажем 4–5 лет – соответственно 30,00% и 39,00%, а у респондентов со стажем 6–10 лет – соответственно 30,00% и 42,00%.

График 1. Медианные значения процентных долей правильных ответов в разрезе знаниевого и деятельностного компонентов инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с различным стажем.

Более того, как свидетельствуют расчеты критерия Т Вилкоксона, статистическая значимость различий, обнаруживающихся начиная с группы респондентов с 1-3-летним стажем и имеющих место далее в группах респондентов с 4-5-летним и, наконец, с 6-10-летним стажем, достоверно возрастает (Т=9745, p≤0,001, Т=3035, p≤0,001 и Т=3031, p≤0,001 соответственно).

Следовательно, основным внутренним ресурсом инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» в текущем ее состоянии выступает деятельностный компонент, обнаруживающий определенную способность к развитию в процессе естественного накопления опыта взаимодействия с лицами с инвалидностью разных нозологических групп, тогда как знаниевый компонент подобным потенциалом некоего самопроизвольного развития не обладает.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в аспекте инклюзивной грамотности статус экспертов чемпионата «Абилимпикс» не оптимален. В связи с этим необходима разработка и реализация на систематической основе специальных программ образовательной поддержки и консалтинга данных экспертов, учитывающих дефициты их инклюзивной грамотности. Тем самым был бы актуализирован важный резерв дальнейшего повышения социально-педагогической эффективности чемпионатов «Абилимпикс» в инклюзивном ее аспекте.

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 56-ВГ)

  • 1. Бархатова Т.С., Григорьева В.З. Движение «Абилимпикс» как инструмент содействия трудоустройству инвалидов в Амурской области // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. 2023. №101. С. 213-216.
  • 2. Бикбулатова А.А., Починок Н.Б. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как механизм профориентации и содействия трудоустройству людей с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 81–87. DOI: 10.17759/pse.2017220110.
  • 3. Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Картошкин С.А., Морозова И.Г. Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» как механизм профессионального становления обучающихся с инвалидностью // Гуманитарные науки. 2018. №2 (42). С. 104-112.
  • 4. Галиева Г.М., Нурмиева И.Р. Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в колледже малого бизнеса и предпринимательства // Инклюзия в образовании. Том 4, № 1 (13), 2019. С. 74–85.
  • 5. Горюнова Л.В., Тимченко Е.С., Тимченко И.В. Формирование инклюзивной грамотности студентов в вузе: анализ эффективности организационных моделей учебного процесса // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. №6. С. 828-834. https://doi.org/10.30853/ped200162.
  • 6. Горюнова Л.В., Тимченко Е.С., Тимченко И.В. Особенности формирования инклюзивной грамотности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки в вузе // Доказательная педагогика, психология. 2022. №4. C. 9-16. doi: 10.18323/2221-5662-2022-4-9-16.
  • 7. Грибанов И.Н. Концептуальные подходы развития в Российской Федерации движения «Абилимпикс» как компонента системы инклюзивного образования // Наука и реальность/Science & Reality, 2021. №S2-1 (6). С. 9-14.
  • 8. Ёлгина Л.С., Очиров И.М., Кондрашова Н.В. Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №5-4 (107). С. 85-89.
  • 9. Зайцева Т.М., Кадышева О.С. Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» как форма профориентационной работы // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. №4 (20). С. 72–76.
  • 10. Романовский С.А. Абилимпикс как механизм профориентации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. №2 (34). 137-143.
  • 11. Романовский С.А. Формирование инклюзии в системе СПО через конкурс «Абилимпикс» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. №4 (74). С. 83-94.
  • 12. Сидоров В.В., Куницына О.С. Движение «Абилимпикс» как один из способов повышения мотивации к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №1 (09). С. 75-77.
  • 13. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Абилимпикс как ресурс в развитии инклюзивного профессионального образования // Инвалиды – инвалидность – инвалидизация: материалы международной научно-практической конференции / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. С. 408-411.
  • 14. Тимченко И.В. Исследование состояния инклюзивной грамотности будущих специалистов помогающих профессий // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2. С. 266-269.
  • 15. Тютюева И.А., Филютина Т.Н. Уровневая классификация задач движения «Абилимпикс» и подготовка студентов-инвалидов и с ОВЗ к участию в чемпионатах // Современное педагогическое образование. 2019. №9. С. 118–121.
  • 16. Тютюева И.А., Филютина Т.Н., Юдина В.А., Скоробогатова Н.В. Основные функции экспертов чемпионата «Абилимпикс» и содержание конкурсного задания по направлению «Психология» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №12. С. 111-116.
  • 17. Тютюева И.А., Филютина Т.Н., Костылева А.С. Реализация методологических подходов при подготовке студентов с ОВЗ к профессиональным конкурсам // Педагогическое образование в России. 2020. №5. С. 162-169. DOI: 10.26170/po20-05-19.
  • 18. Щетинина С. Ю. Участие обучающихся вуза с инвалидностью в чемпионате «Абилимпикс»-2020 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №5-1. С. 249-252. doi:10.24412/2500-1000-2021-5-1-249-252.
  • 19. Fomina, E., Gefele, O. (2023). The Influence of the «Abilympics» Championship on the System of Higher and Secondary Professional Education. In: Hu, Z., Ye, Z., He, M. (eds) Advances in Artificial Systems for Medicine and Education VI. AIMEE 2022. Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies, vol 159. pp 341–350. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-24468-1_30.
  • 20. Khairuddin, M.H., Yusof, Z.S.M., and Zaki, S.M. (2020). Role of «Abilympics» among Malaysian Polytechnics and College Community disabled students, In Bakar, A.Y.A., Tahar, M.M., and Yasin, M.H.M. (eds) Develop Inclusive Teaching and Learning in School Environment. Jakarta: Redwhite Press, pp. 445 - 450. doi:10.32698/GCS-04323
  • 21. Koutsiouri, S., & Sarakinioti, A. (2024). Working with constructs of inclusion for understanding teachers’ literacy practices and their impact on student learning. International Studies in Sociology of Education, 1–23. https://doi.org/10.1080/09620214.2024.2370474.
  • 22. Mohsin, M. and Zakaria, A. (2017) Inclusive Pedagogy Literacy among Academic Community at Institute of Teacher Education, Kuala Lumpur. Open Journal of Social Sciences, 5, 114-122. doi: 10.4236/jss.2017.52011.

Библиография


Кантор В.З., Кобрина Л.М., Антропов А.П., Войлокова Е.Ф. Инклюзивная грамотность как проблема экспертного обеспечения чемпионатов «Абилимпикс». // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №59 2025 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-59/inclusive-literacy-as-a-problem-of-expert-support-of-the-abilimpix-championships (Дата обращения: 11.07.2025)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности