Введение
Масштабным социально-педагогическим явлением в сфере защиты прав и интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние десятилетия стало движение «Абилимпикс», объединяющее органы власти различных уровней, общественные организации инвалидов и некоммерческие организации, бизнес-структуры и работодателей в целях развития социальной инклюзии на базе расширения перечня новых профессий для этих лиц, обеспечения их эффективной профориентации и мотивации к получению профессионального образования, а также содействия трудоустройству и занятости лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Данные целевые установки реализуются через проведение среди таких лиц чемпионатов «Абилимпикс» – чемпионатов по профессиональному мастерству [7,15], которые и служат для инвалидов и людей с ОВЗ эффективным механизмом профориентации [9,10] и трудоустройства [1,2,8], фактором их профессионального становления [3] и самоопределения [12].
Между тем в контексте инклюзивной общей направленности движения «Абилимпикс» принципиальное значение приобретает то, чтобы все специалисты, вовлеченные в организацию и проведение чемпионатов, обладали соответствующими профессионально-личностными качествами, и базовым среди таких качеств выступает инклюзивная грамотность.
Инклюзивная грамотность воплощает собой более конкретный концепт, нежели инклюзивная компетентность, и обозначает функциональную сторону жизни человека в условиях инклюзии; она, тем самым, предстает как «один из новых видов функциональной грамотности, является базовой составляющей инклюзивной культуры личности, определяющей ее когнитивную сторону и способность человека корректно действовать в ситуациях личного общения и социального взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность или ограниченные возможности жизнедеятельности» [5]. Закономерно поэтому, что уровень инклюзивной грамотности становится предметом эмпирического изучения применительно к будущим педагогам [6] и специалистам так называемых помогающих профессий [14], а также к действующим учителям [21] и преподавателям системы высшего педагогического образования [22].
Применительно же к чемпионатам «Абилимпикс» основополагающее значение приобретает фактор инклюзивной грамотности той категории специалистов, которые играют одну из ключевых ролей в проведении этих чемпионатов, а именно экспертов различного статуса, отвечающих за обеспечение работы конкурсных площадок, подготовку оборудования и материалов для выполнения конкурсных заданий, обучение участников по вопросам техники безопасности и охраны труда, а также за контроль времени, фото- и видеофиксацию хода состязаний и др. [16].
Однако, хотя функционал экспертов, таким образом, предполагает возможность, а в ряде случаев прямую необходимость непосредственного взаимодействия с участниками из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ, попытки специального диагностического изучения уровня их инклюзивной грамотности до настоящего времени не предпринимались. В результате отсутствуют представления о степени зрелости профессионально-личностной позиции экспертов чемпионатов «Абилимпикс» как субъектов реализации инклюзивной направленности этих чемпионатов.
На восполнение данного пробела и было нацелено осуществленное исследование.
Дизайн исследования
В рамках предпринятого исследования инклюзивная грамотность экспертов чемпионатов «Абилимпикс» рассматривалась применительно к инвалидам тех нозологических групп, представители которых потенциально могут участвовать в этих чемпионатах в категории «студенты», причем в виду имелись студенты вузов.
Выбор такого исследовательского ракурса определялся тем, что студенты учреждений профессионального образования, в том числе высшего [4,18], являются одной из основных категорий участников чемпионатов «Абилимпикс», причем именно применительно к ним максимально отчетливо обнаруживается инклюзивная социально-педагогическая сущность данных чемпионатов: с одной стороны, они изменяют общественное мнение относительно потенциала лиц с ОВЗ, формируя в социуме уверенность в их способностях, за счет чего расширяются возможности последующего трудоустройства таких студентов [20]; с другой стороны, чемпионаты «Абилимпикс» не только содействуют первичной профессионализации и приобретению первичного профессионального опыта студентами с ОВЗ и инвалидностью, но и, что принципиально важно, оказывают влияние на саму систему профессионального образования, продвигая ее в направлении имплементации инклюзии [11,13,19]. Более того, инклюзивный подход является одним из основополагающих в самой подготовке студентов с инвалидностью и ОВЗ к участию в чемпионатах «Абилипикс» [17].
В результате с учетом ориентации исследования на студентов вузов как участников чемпионатов «Абилимпикс» инклюзивная грамотность экспертов этих чемпионатов изучалась применительно к инвалидам нозологических групп, представленных в вузовской практике – инвалидам по зрению, инвалидам по слуху, инвалидам вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) и лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Данная логика и нашла свое отражение в специально разработанном опроснике для экспертов, положенном в основу исследования и использовавшемся в виде онлайн-формы (Online Test Pad).
В структурно-содержательном плане опросник был построен исходя из представлений о том, что в качестве критериев сформированности инклюзивной грамотности выступают знание специфических особенностей лиц с ОВЗ различных нозологических групп и способность правильно разрешать те или иные ситуации, возникающие при взаимодействии и общении с ними [5].
Соответственно этому, наряду с вводным разделом, посвященным социально-демографическим и социально-профессиональным характеристикам респондентов, опросник в качестве основных включал в себя два раздела: первый состоял из 20 вопросов закрытого типа, выявлявших знания респондента о сущностных характеристиках лиц с нарушениями зрения, слуха, ОДА и лиц с РАС, причем на каждый из вопросов предлагались 4 варианта ответа, из которых респонденту следовало выбрать верный; второй основной раздел опросника выступал как ситуационный тест, объединяющий 36 ситуационных задач, отражающих прожективные ситуации взаимодействия эксперта с инвалидами этих же нозологических групп в ходе чемпионата «Абилимпикс», и от респондента также требовалось выбрать правильный вариант решения подобной задачи из предложенных четырех.
Исследованием в качестве респондентов на основе добровольного информированного согласия были охвачены 703 национальных и региональных эксперта чемпионата «Абилимпикс» из 63 регионов, представляющих все 8 федеральных округов Российский Федерации. В выборку при этом вошли эксперты разного пола, возраста, образовательного и научного статуса, представляющие различные типы образовательных учреждений и предметные области и дифференцирующиеся по педагогическому стажу и стажу экспертной деятельности в рамках чемпионата «Абилимпикс» (см. табл. 1).
Таблица 1. Структура выборки экспертов чемпионата «Абилимпикс».
Характеристика | Численность | Доля в выборке | |
---|---|---|---|
Пол | мужской | 92 | 25.5% |
женский | 611 | 74.5% | |
Возраст | до 25 | 33 | 4.69% |
26-45 | 282 | 40.11% | |
старше 60 | 64 | 9.10% | |
Образование | среднее профессиональное | 107 | 15.22% |
высшее | 596 | 84.78% | |
Ученая степень | без ученой степени | 678 | 96,44% |
кандидат наук | 25 | 3.56% | |
доктор наук | 0 | 0.00% | |
Стаж преподавательской деятельности (полных лет) | 0-3 года | 65 | 9.25% |
4-10 лет | 131 | 18.63% | |
11-15 лет | 93 | 13.23% | |
более 15 лет | 414 | 58.59% | |
Тип образовательной организации | колледж | 656 | 93,31% |
вуз | 47/td> | 6,69% | |
Профиль образовательной организации | гуманитарно-педагогический, в том числе: | 233 | 33.14% |
педагогический | 185 | 26.32% | |
культура и искусство | 23 | 3.27% | |
физическая культура и спорт | 6 | 0.85% | |
социогуманитарный | 19 | 2.70% | |
естественно-научный и технический, в том числе: | 258 | 36.71% | |
технический | 186 | 26.46% | |
медицинский | 47 | 6,69% | |
сельскохозяйственный | 25 | 3.56% | |
другое | 212 | 30.15% | |
Уровень чемпионата | до настоящего времени еще не принимал участие | 32 | 4,55% |
региональный | 581 | 82.65% | |
Национальный | 90 | 12.80% | |
Стаж экспертной деятельности в чемпионате «Абилимпикс» | до 1 года | 84 | 11.95% |
1 – 3 года | 295 | 41.96% | |
4-5 лет | 159 | 22.62%/td> | |
6-10 лет | 165 | 23.47% |
Математико-статистическая обработка результатов опроса осуществлялась с использованием критерия φ* – углового преобразования Фишера и – на основе программы Jamovi – критерия Т Вилкоксона.
Оценочным признаком при определении уровня инклюзивной грамотности респондентов выступала выраженная в процентах доля верных ответов на вопросы, выявлявшие знания о сущностных характеристиках лиц с ОВЗ, и правильных решений ситуационных задач. В зависимости от этой доли респондент мог быть отнесен к категории экспертов с высоким, средним, низким или крайне низким уровнем инклюзивной грамотности (см. табл. 2).
Таблица 2. Критериальная характеристика уровней инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс».
Уровень инклюзивной грамотности | Доля правильных ответов/решений ситуационных задач | ||
---|---|---|---|
Высокий | Средний | Низкий | Крайне низкий |
более 75% | более 50%, но менее 75% | более 25%, но менее 50% | менее 30% |
Результаты и обсуждение
Полученные результаты свидетельствуют о неоптимальности статуса экспертов чемпионата «Абилимпикс» в аспекте их инклюзивной грамотности. Прежде всего, высокий уровень инклюзивной грамотности не был, по итогам опроса, продемонстрирован респондентами вовсе. Средний же уровень инклюзивной грамотности зафиксирован лишь у 9,39% экспертов чемпионата «Абилимпикс», участвовавших в исследовании, тогда как основная их масса – 76,67% – характеризуется низким, а еще 13,94% – крайне низким ее уровнем (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс».
При этом численное доминирование экспертов чемпионата «Аблимпикс» с редуцированным уровнем инклюзивной грамотности носит всеобщий характер, имея место во всех их типологических группах, дифференцируемых по социально-профессиональным признакам.
Так, преимущественно низкий уровень инклюзивной грамотности фиксируется у экспертов чемпионата «Абилимпикс» вне зависимости от того, дисциплины каких предметных циклов они в качестве преподавателей реализуют в образовательных учреждениях, где работают (см. диаграмму 2): среди экспертов, преподающих дисциплины гуманитарно-педагогического цикла, доля респондентов с таким уровнем инклюзивной грамотности составила 67,86%, а применительно к специалистам, ведущим учебные дисциплины технической направленности и иного профиля – соответственно 78,23% и 81,85%. При этом в группе экспертов, чья сфера преподавательской деятельности связана с дисциплинами гуманитарно-педагогического плана, в отличие от других практически в равной степени представлены те, кто характеризуется средним и, напротив, крайне низким уровнем инклюзивной грамотности (15,81% и 16,33% соответственно).
Диаграмма 2.Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс», преподающих дисциплины различных предметных циклов.
Более того, существенное и притом фактически в одинаковой степени выраженное превалирование респондентов с редуцированным уровнем инклюзивной грамотности наблюдается и в разрезе профиля представляемой ими образовательной организации в целом: низкий уровень инклюзивной грамотности отмечается в группах экспертов, работающих как в образовательных организациях гуманитарно-педагогического и технического профиля (соответственно 74,68% и 76,36%), так и в образовательных организациях иного профиля (79,25%); при этом соответственно еще у 16,31%, 13,18% и 12,26% респондентов из данных групп имеет место и вовсе крайне низкий уровень инклюзивной грамотности (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» – сотрудников образовательных организаций различного профиля.
В свою очередь, весьма значительным численное доминирование респондентов с низким уровнем инклюзивной грамотности является и среди экспертов с разными стажевыми характеристиками, будь то педагогический стаж или стаж экспертной деятельности в рамках чемпионатов «Абилипикс».
Что касается педагогического стажа, то подобное доминирование респондентов с низким уровнем инклюзивной грамотности отчетливо обнаруживается как в группе респондентов со стажем педагогической деятельности до 3 лет (78,00%), так и в группах респондентов с соответствующим стажем от 4 до 10 лет (71,00%), от 11 до 15 лет (77,00%) и свыше 16 лет (78,02%). При этом на фоне меньшего в сравнении с остальными группами удельного веса респондентов с низким уровнем инклюзивной грамотности, зафиксированного среди экспертов с педагогическим стажем от 4 до 10 лет, именно в данной стажевой группе, напротив, выделяется максимальное количество экспертов с крайне низким уровнем инклюзивной грамотности – 19,08% (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с разным стажем педагогической деятельности.
Что же касается стажа экспертной деятельности в рамках чемпионатов «Абилимпикс» (см. диаграмму 5), то хотя средний уровень инклюзивной грамотности отмечается у 21,83% респондентов с экспертным стажем 4-5 лет и только у 14,15% респондентов со стажем от 1 до 3 лет, и данное различие статистически значимо (φ = 2,76, р < 0,002), это отнюдь не меняет общую картину, ибо низкий уровень инклюзивной грамотности по результатам исследования обнаруживается у 80,00% респондентов, имеющих стаж такой деятельности до 1 года, у 76,95% респондентов с экспертным стажем от 1 до 3 лет, у 72,96% респондентов, чей соответствующий стаж составляет 4-5 лет, и, наконец, у 77,51% респондентов, стаж которых как экспертов чемпионата «Абилимпикс» исчисляется 6-10 годами.
Диаграмма 5. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с различным стажем экспертной деятельности.
Как преобладающая доля респондентов с недостаточным уровнем инклюзивной грамотности предстает, по результатам опроса, и среди экспертов, осуществляющих свою деятельность на чемпионатах «Абилимпикс» разного статуса – региональных или национальных. Так, среди региональных экспертов низкий уровень инклюзивной грамотности обнаружили 77,28%, среди национальных – 71,00%. При этом еще у 14,63% региональных экспертов и у 11,00% национальных экспертов имеет место крайне низкий уровень инклюзивной грамотности (см. диаграмму 6).
Диаграмма 6. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» национального и регионального статуса.
Наконец, преимущественно низкий уровень инклюзивной грамотности эксперты чемпионата «Абилимпикс» демонстрируют и вне зависимости от своего собственного образовательного статуса (см. диаграмму 7): именно в качестве такового он предстает у 76,01% респондентов с высшим образованием и 80,37% респондентов со средним профессиональным образованием. Более того, еще у 13,25% и 17,76% опрошенных экспертов с высшим и средним профессиональным образованием соответственно имеет место и вовсе крайне низкий уровень инклюзивной грамотности. При этом, хотя средний уровень инклюзивной грамотности фиксируется у 10,74% респондентов с высшим образованием, а у респондентов со средним профессиональным образованием – лишь у 1,87%, подобные различия не меняют общую картину редуцированности уровня инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс».
Диаграмма 7. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с различным образовательным статусом.
Между тем недостаточность уровня инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» проявляет себя как некая универсальная характеристика неоптимальности их профессионально-личностного статуса и при рассмотрении ее в нозологическом разрезе: речь идет о том, что, по результатам опроса, не обнаруживаются сколько-нибудь существенные различия в уровне инклюзивной грамотности экспертов применительно к лицам с инвалидностью разных категорий.
Так, доля правильных ответов/решений ситуационных задач, касающихся инвалидов по зрению, составила 34,98%, а касающихся инвалидов по слуху, инвалидов с нарушением ОДА и лиц с РАС – соответственно 38,53%, 36,87% и 38,83%. Более того, с инвалидами каждой из этих нозологических групп оказался связан специфический аспект выраженной дефицитарности инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс». В части инвалидов по зрению подобный дефицит проявляется в неумении правильно ознакомлять слепого человека с содержанием документа, напечатанного обычным шрифтом: верный способ действий здесь выбрали лишь 13,37% респондентов. Применительно к инвалидам по слуху недостаточность инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» наиболее отчетливо обнаруживается в коммуникативной плоскости, ибо реализовать адекватную позицию при общении с неслышащим готовы только 7,68% опрошенных, а применительно к лицам с ОДА – в плоскости обеспечения доступности предметно-пространственной среды при проведении мероприятий с участием людей, пользующихся инвалидными колясками: способность выполнить соответствующие требования продемонстрировали всего 8,96% опрошенных экспертов. Наконец, в том, что касается лиц с РАС, дефицитарность инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» выразилась прежде всего в трудностях выстраивания правильной тактики взаимодействия с такими лицами – подобного рода трудности, по результатам опроса, не характерны лишь для 5,26% респондентов.
Вместе с тем, при рассмотрении результатов опроса в разрезе отдельных компонентов инклюзивной грамотности обнаруживается принципиально важное обстоятельство: своего рода опережающее развитие деятельностного компонента по отношению к знаниевому.
Так, если отвечая на вопросы, выявлявшие знания о сущностных характеристиках лиц с нарушениями зрения, слуха, ОДА и лиц с РАС, крайне низкий уровень инклюзивной грамотности в соответствующем ее измерении продемонстрировали 36,27% экспертов чемпионата «Абилимпикс», то применительно к ситуационному тесту доля таковых составила лишь 14,08%, и данное различие статистически достоверно (φ=9,75, p≤0,001). При этом, – и здесь различие тоже статистически значимо (φ=6,45, p≤0,001), – в знаниевой плоскости средний уровень инклюзивной грамотности обнаружили только 5,41% опрошенных экспертов, тогда как в деятельностной – 16,79% (см. диаграмму 8).
Диаграмма 8. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс»: знаниевый компонент.
Диаграмма 9. Уровень инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс»: деятельностный компонент.
Более того, именно в аспекте знаний вскрывается самый существенный дефицит в плане инклюзивной грамотности экспертов чемпионатов «Абилимпикс», и он касается адекватности их представлений о сущности инклюзии в образовании лиц с инвалидностью: на посвященный этому вопрос верные ответы были даны лишь в 3,84% случаев.
В целом же средние значения показателей, отражающих долю правильных ответов на вопросы знаниевого характера и верных решений ситуационных задач, соотносятся как 32,40% к 39,40% соответственно, и данные различия согласно расчетам критерия Т Вилкоксона статистически достоверны (Т=56590, p≤0,001).
Это обстоятельство делает актуальной гипотезу о том, что в отличие от знаниевого компонента инклюзивной грамотности, формирование которого со всей очевидностью требует осуществления целенаправленной образовательной поддержки экспертов или их систематического самообразования в области коррекционной педагогики и психологии, деятельностный компонент в какой-то мере может постепенно формироваться за счет накопления экспертом в рамках чемпионатов практического опыта взаимодействия с лицами с ОВЗ, позволяющего либо на интуитивной основе, либо методом проб и ошибок находить адекватные модусы поведения.
Правомерность подобного предположения подтверждается двумя фактами.
Во-первых, именно при решении ситуационных задач, когда возможной становится не только опора на знания, но и востребование опыта взаимодействия с инвалидами тех или иных нозологических групп, были зафиксированы пиковые – в масштабах всего опроса в целом – значения показателей, отражающих долю правильных ответов – от 69,42% до 75,82%. Так, 69,42% респондентов выбрали верную в морально-этическом плане позицию применительно к поведенческим особенностям лиц с РАС и реакции на них. 71,41% опрошенных экспертов продемонстрировали правильный подход в ситуации, которая либо требует донесения до неслышащего информации, включающей в себя технические реквизиты или термины, либо предполагает те или иные действия в случае атипичного поведения инвалида по слуху. В свою очередь, 73,54% респондентов принимают верные решения в части взаимодействия с человеком, использующим для передвижения инвалидную коляску, а 75,82% – применительно к деловому общению с незрячим, пришедшим с собакой-поводырем.
Во-вторых же, – и это еще более важно, – сравнение медианных значений соответствующих процентных долей свидетельствует о нарастании дивергенции знаниевого и деятельностного компонентов инклюзивной грамотности с увеличением стажа работы в качестве эксперта в рамках чемпионатов «Абилимпикс», причем увеличение разрыва между искомыми показателями происходит за счет деградации и последующей стагнации знаниевого компонента инклюзивной грамотности на фоне позитивной динамики деятельностного. Так (см. график 1), если у респондентов со стажем экспертной работы до 1 года медиана по знаниевому показателю составляет 35,00%, а по деятельностному – 36,00%, то у респондентов со стажем 1–3 года, как и со стажем 4–5 лет – соответственно 30,00% и 39,00%, а у респондентов со стажем 6–10 лет – соответственно 30,00% и 42,00%.
График 1. Медианные значения процентных долей правильных ответов в разрезе знаниевого и деятельностного компонентов инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» с различным стажем.
Более того, как свидетельствуют расчеты критерия Т Вилкоксона, статистическая значимость различий, обнаруживающихся начиная с группы респондентов с 1-3-летним стажем и имеющих место далее в группах респондентов с 4-5-летним и, наконец, с 6-10-летним стажем, достоверно возрастает (Т=9745, p≤0,001, Т=3035, p≤0,001 и Т=3031, p≤0,001 соответственно).
Следовательно, основным внутренним ресурсом инклюзивной грамотности экспертов чемпионата «Абилимпикс» в текущем ее состоянии выступает деятельностный компонент, обнаруживающий определенную способность к развитию в процессе естественного накопления опыта взаимодействия с лицами с инвалидностью разных нозологических групп, тогда как знаниевый компонент подобным потенциалом некоего самопроизвольного развития не обладает.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в аспекте инклюзивной грамотности статус экспертов чемпионата «Абилимпикс» не оптимален. В связи с этим необходима разработка и реализация на систематической основе специальных программ образовательной поддержки и консалтинга данных экспертов, учитывающих дефициты их инклюзивной грамотности. Тем самым был бы актуализирован важный резерв дальнейшего повышения социально-педагогической эффективности чемпионатов «Абилимпикс» в инклюзивном ее аспекте.
Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 56-ВГ)