Альманах №60
23.10.2025 Дата публикации статьи: 23.10.2025
Альманах №60 · Экспериментальные исследования. Московский государственный университет
Альманах №60 · Экспериментальные исследования. Московский государственный университет

Представления о будущем у подростков из детских домов и у подростков, воспитывающихся в семьях

Демина М.А. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

Введение

Построение представления о будущем — важный аспект подросткового самоопределения и интеграции в общество. Это процесс формирования личного вектора развития, от которого зависят принятие решений и реализация жизненных целей [13]. В подростковом возрасте происходит переориентация мотивации на формирование жизненных планов, включая выбор профессии и самоопределение [6]. У детей-сирот этот процесс осложнён отсутствием поддержки со стороны семьи, что лишает их чувства устойчивости и «тыловой опоры» [11]. Они часто испытывают неуверенность, не имеют ясных целей и не представляют, кем хотят стать. Отсутствие образа будущего может приводить к отказу от стремлений и пассивному поведению. Исследования показывают, что наличие ясного и реалистичного представления о будущем способствует лучшей адаптации сирот, помогает им ставить цели, развивать способности и снижает риск деструктивного поведения (например, [1]).

К. Левин считал, что временная перспектива объединяет представления о прошлом, настоящем и будущем в единую структуру жизненного замысла [9]. Ж. Нюттен уточнил это понятие, разделив временную перспективу, ориентацию и установку, описывая её как насыщенную и структурированную систему образов [20]. Ф. Зимбардо также подчёркивает значимость временной перспективы как механизма, организующего жизненные события, где ориентация на будущее способствует эффективности и личностному росту [10].

Е.И. Головаха и А.А. Кроник разработали причинно-целевую концепцию времени, согласно которой личность воспринимает события жизни не только через причинные связи с прошлым, но и через цели, направленные в будущее. Именно эта целевая детерминация позволяет формировать психологическое время как систему смысловых ориентиров [8]. К.А. Абульханова-Славская дополняет, что представления о будущем могут быть различны: кто-то связывает их с карьерой, другие — с личностными притязаниями или потребностями [2]. Существующие концепции не противоречат друг другу, скорее дополняя друг друга или делая акцент на разных аспектах временной перспективы и представления о будущем. Все из приведенных нами авторов, так или иначе, говоря про временную перспективу или жизненный путь, упоминают важность будущего и представлений, размышлений о нем, его образов.

Центральную роль в формировании представления о будущем играют смысложизненные ориентации по Д.А. Леонтьеву. Они представляют собой систему ценностей, целей и смыслов, сквозь которую человек конструирует своё бытие [16]. Смысложизненные ориентации направляют личность к поиску и реализации жизненного смысла [3], определяя вектор движения и содержательно наполняя образ будущего [25]. Эти ориентиры обеспечивают целостность и устойчивость представления о будущем, особенно в подростковом возрасте, когда оно только начинает складываться и нуждается в поддержке как со стороны общества, так и со стороны ближайшего окружения.

Подростковый возраст — ключевой этап формирования представлений о будущем. Л.И. Божович указывает, что в этот период происходит смещение мотивации на жизненные планы и самоопределение [6], что связано с возросшей независимостью и возможностью принятия решений [18]. Формируется система ценностей, расширяется социоролевой выбор, растёт интерес к планированию [5]. Исследование Д.А. Леонтьева и Е.В. Шелобановой показало, что осмысление жизненного пути способствует успешному профессиональному самоопределению [15]. По данным Л.А. Фотеевой и И.Б. Дермановой, подростки с долгосрочной временной перспективой проявляют более высокую удовлетворенность жизнью и личностную зрелость [27]. Связь между чёткостью образа будущего и успешной сдачей ЕГЭ также установлена в исследованиях [28]. При этом социальные сети снижают оптимизм и усиливают чувство неопределённости [26]. Современные подростки всё чаще сталкиваются с размытыми маркерами взросления, что затрудняет формирование устойчивых планов [19]. Отсутствие жизненных целей также коррелирует с девиантным поведением [29]. В подростковом возрасте закладывается основа личностной зрелости через осмысленное построение образа будущего.

По данным Т.И. Шульги и Д.Д. Татаренко, воспитанники детских домов подвержены тревожности, раздражительности, неуверенности и трудностям в общении, при этом мальчики демонстрируют защитную завышенную самооценку, а девочки — повышенную тревожность [31]. С.А. Станибула подчёркивает, что нарушение привязанности у сирот приводит к агрессии, депрессии и социальной дезадаптации, особенно в условиях нестабильной среды и отсутствия постоянных значимых взрослых [24]. Исследование А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых показывает, что подростки из интернатов дают менее развернутые самоописания, реже выражают интересы и личные достижения, и чаще характеризуются заниженной самооценкой, отражающей мнения окружающих. Также их исследование показало, что подростки из интернатов чаще ориентированы на ближайшие цели и повседневные задачи, тогда как их сверстники из семей планируют своё будущее более целостно, включая представления о профессии и личном счастье [21]. Отсутствие ролевых моделей и опыта ролевых игр в детстве затрудняет формирование идентичности и может приводить к искажённой гендерной самоидентификации, выражающейся в гиперсексуализированном поведении [6,21].

У воспитанников интернатов представления о будущем нередко ограничены и тревожны, что может быть связано с размытым образом прошлого и отсутствием семейного опыта [4,14]. Временная перспектива таких подростков часто сужена, как у лиц с деструктивным поведением. Исследования подтверждают, что подростки из приютов испытывают трудности в осмыслении будущего, считают настоящее тяжёлым и непредсказуемым, а планы на жизнь — неопределёнными [1,7]. При этом часть детей сохраняет оптимизм, пусть и в форме нереалистичных ожиданий [23]. Профессиональные предпочтения у воспитанников интернатов формируются прагматично — они выбирают доступные рабочие специальности, в отличие от школьников, чьи мечты с возрастом трансформируются в более осознанный выбор [4]. Ценностная сфера детей-сирот характеризуется ориентацией на материальные ценности и низкой рефлексией по поводу личной ответственности, что особенно выражено в старшем подростковом возрасте [30]. В совокупности, искажённые временные перспективы, слабая мотивация и утрата доверия к миру делают построение образа будущего у детей-сирот затруднённым и тревожным.

Основываясь на проведенном анализе научной литературы, можно говорить о том, что представление о будущем у воспитанников детских домов связано с тревожностью, низким уровнем оптимизма, направленностью на материальные блага. Данные факты подтверждены исследованиями, приведенными выше. Тем не менее, исследований, которые бы проводили сравнение представлений о будущем у подростков-воспитанников детских домов и подростков из семей, не так много. В данном исследовании ставится цель не только изучить представления о будущем, но и смысложизненных ориентаций подростков из детских домов и из семей как основы для формирования образа будущего. К тому же основные исследования на заданные темы были проведены пять и более лет назад, что дает нам возможность рассмотреть возможные изменения, произошедшие за последние годы.

Методики и выборка

Методики

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [17]: этот тест предназначен для оценки того, насколько человек осознаёт цели, ценности и смысл своей жизни. В ходе прохождения методики участнику предлагается 20 пар противоположных суждений. Из каждой пары необходимо выбрать то, которое больше всего отражает собственное восприятие респондента. Затем он оценивает степень согласия с выбранным утверждением по шкале от 1 до 3 баллов, где 1 — наименьшее согласие, а 3 — наибольшее согласие. Методика содержит 6 субшкал: Цели в жизни, Процесс жизни, Результат жизни, Локус контроля-Я, Локус контроля-Жизнь.

Неоконченные предложения из экспресс-диагностики отношения к прошлому, настоящему и будущему А.М. Прихожан [22]: разработанная методика направлена на изучение уровня тревожности и характера представлений школьников о своём прошлом и будущем. В ней предлагаются к заполнению незавершённые предложения, которые участник должен дополнить, что позволяет раскрыть его внутренние желания, переживания и самоощущение. Всего испытуемому предлагается завершить 16 фраз. Эти фразы условно разделены на два блока: один отражает отношение испытуемого к будущему, второй — к прошлому.

Выборка

Выборка воспитанников детских домов 28 человек (13 юношей и 15 девушек), находящихся на воспитании в детских домах квартирного типа на протяжении разного времени (от недели до 39 месяцев (среднее время нахождения — 14,9 месяца), возрастом от 13 до 17 лет (средний возраст — 15 лет). У некоторых респондентов был опыт пребывания в приемной семье, но все были возвращены по разным причинам в детский дом. У 15 человек причиной попадания в детский дом стала смерть одного или обоих родителей.

Выборка подростков, воспитывающихся в семьях: 27 человек (13 юношей и 14 девушек), возрастом от 14 до 17 лет (средний возраст — 16.1 года). Все респонденты проживают с родителями или с родителем (матерью), учатся в общеобразовательных школах (8-11 класс).

Процедура исследования

Испытуемым предлагалось заполнить опросники в формате бланков в присутствии исследователя. Выделение категорий в ответах подростков по экспресс-диагностике прошлого и будущего было сделано двумя экспертами-психологами. После этого экспертами независимо была проведена категоризация всех ответов и далее проведено согласование результатов.

Статистический анализ

Статический анализ проводился в Jamovi 2.3. При помощи критерия Шапиро-Уилка было установлено, что распределение практически по всем переменным значимо отличается от нормального в связи с чем были использованы непараметрические критерии. Значимость различий в оценках подростков из детских домов и воспитывающихся в семьях была проверена при помощи критерия Манна-Уитни.

Результаты

смысложизненные ориентации подростков

Для всех участников исследования сырые баллы по методике «Тест смысложизненных ориентаций личности» были переведены в стены. Проведено сравнение стенов, полученных подростками из детских домов и из семей, по смысложизненным ориентациям (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение оценок методики «Тест смысложизненных ориентаций личности» у подростков, воспитываемых в семьях и подростков, воспитываемых в детском доме

  Статистика P
Цель Манна-Уитни U 158 ˂0.001
Процесс Манна-Уитни U 276 0.081
Результат Манна-Уитни U 158 0.035
Локус контроля Я Манна-Уитни U 104 ˂0.001
Локус контроля Жизнь Манна-Уитни U 214 0.005
Общий балл Манна-Уитни U 135 ˂0.001
Описательные статистики группы
Группа N Среднее
Цель Подростки из детских домов 28 5.11
Подростки из семей 27 2.78
Процесс Подростки из детских домов 28 3.50
Подростки из семей 27 2.70
Результат Подростки из детских домов 28 5.14
Подростки из семей 27 3.81
Локус контроля Я Подростки из детских домов 28 5.18
Подростки из семей 27 2.78
Локус контроля Жизнь Подростки из детских домов 28 4.39
Подростки из семей 27 2.89
Общий балл Подростки из детских домов 28 4.57
Подростки из семей 27 2.44
Выделены значимые различия

Значимые различия получены по всем шкалам опросника, кроме шкалы «Процесс». По остальным шкалам результаты у воспитанников детских домов значимо выше, чем у подростков, воспитываемых в семьях, но они все еще довольно низкие.

Экспресс-диагностика отношений к прошлому и будущему подростков из детских домов и воспитывающихся в семьях

При анализе неоконченных предложений мы использовали как количественные, так и качественные методы. Был проведен подсчет как общего балла для всех предложений, так и отдельно для предложений, описывающих будущее и предложений, описывающих прошлое. Для качественного анализа мы выделили категории, традиционно выделяемые в возрастной психологии, как значимые для подросткового возраста (учеба, профессия, отношения со сверстниками, семья), также добавили те категории, которые часто встречались в ответах подростков (деньги, подарки, успех и признание).Результаты количественной обработки методики приведен в таблице 2.

Таблица 2. Сравнение оценок методики «Неоконченные предложения», у подростков, воспитываемых в семьях, и подростков, воспитываемых в детском доме

  Статистика P
Прошлое Манна-Уитни U 224 0.009
Будущее Манна-Уитни U 343 0.554
Описательные статистики группы
Группа N Среднее
Прошлое Подростки из детских домов 28 3.25
Подростки из семей 27 5.70
Будущее Подростки из детских домов 28 11.79
Подростки из семей 27 11.11
Выделены значимые различия

Значимые различия получились в оценке предложений, описывающих прошлое. Воспитанники детского дома описывают свое прошлое значимо более негативно, чем подростки, воспитываемые в семьях. Тем не менее, оценка прошлого обеими группами крайне низкая (макс. балл — 16). Описание же будущего у обеих групп подростков скорее оптимистичное (макс. балл также 16).

В таблице 3 приведены категории, упоминаемые подростками в неоконченных предложениях о прошлом, и количество упоминаний

Таблица 3. Категории и количество их упоминаний в ответах на неоконченные предложения про прошлое у подростков из детских домов и подростков, воспитывающихся в семьях

Прошлое Подростки из детских домов Подростки из семей
Деньги 0 2
Профессия 6 12
Семья 15 11
Смерть близких 6 1
Учеба 9 14
Покупки/подарки 8 0
Друзья 2 7
Родители 14 14
Отношения (влюбленность) 1 8
Выделены более высокие результаты

В описании своего прошлого подростки, воспитывающиеся в детском доме, чаще упоминают семью (15 упоминаний), покупки или подарки (8 упоминаний) и смерть близких (6 упоминаний), чем подростки, воспитывающиеся в семье.

Подростки из семей при описании прошлого чаще, чем подростки из детских домов, упоминали названия профессий (12 упоминаний), учебу (14 упоминаний), отношения/влюбленность (8 упоминаний) и друзей (7 упоминаний).

В таблице 4 приведены категории, упоминаемые подростками в неоконченных предложениях о будущем, и количество упоминаний

Таблица 4. Категории и количество их упоминаний в ответах на неоконченные предложения про будущее у подростков из детских домов и подростков, воспитывающихся в семьях

Прошлое Подростки из детских домов Подростки из семей
Деньги 13 13
Высшее образование (название профессии или поступление в вуз) 0 10
Профессия 13 5
Семья 12 9
ОГЭ 3 0
Успех, признание 8 8
Работа как деятельность 6 8
Учеба 4 4
Покупки/подарки 7 2
Друзья 2 4
Родители 6 4
Отношения (влюбленность) 1 4
Выделены более высокие результаты

Подростки, воспитывающиеся в детском доме, чаще упоминали при описании будущего профессии (13 упоминаний), семью (12 упоминаний) и родителей (6 упоминаний), чем подростки, которые воспитываются в семьях. Подростки, воспитывающиеся в семьях, чаще, чем подростки из детских домов, упоминают высшее образование (10 упоминаний), работу (8 упоминаний), друзей (4 упоминания) и отношения (4 упоминания).

Одинаково часто подростки упоминали деньги (13 упоминаний и у тех, и у других) и успех и признание (8 упоминаний и у тех, и у других), причем обе категории являются достаточно часто упоминаемыми, из чего мы делаем вывод, что эти категории для подростков являются достаточно важными.

Обсуждение результатов

Целью исследования выступило сравнение представлений о будущем, включающем смысложизненные ориентации у подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах.

Для обеих групп подростков процесс жизни представляется неудовлетворительным. Процесс жизни для подростков не интересен и в нем они не находят причин для положительных эмоций. Возможно, это связано с большим количеством стрессовых и тревожных событий в жизни, которые делают ее течение скорее неприятным: выбор будущей профессии, у кого-то — предстоящие экзамены, личные обстоятельства. В текущей жизни подростков зачастую мало событий, приносящих удовлетворение от жизни, скорее все силы брошены на достижение достаточно отсроченных целей.

Для подростков из детских домов существуют более значимые и понятные цели, они более довольны результатами уже прожитой жизни. При этом они считают себя более сильными как личности, их жизнь кажется им более подвластной и управляемой. Но все равно их цели, если они и есть, кажутся им не всегда такими уж важными, ради которых стоит что-то делать. Подводя итоги текущей жизни, они не всегда довольны пройденным путем и тем, что происходило с ними в прошлом. Для воспитанников детских домов результаты жизни кажутся более удовлетворительными, чем для подростков, воспитываемых в семьях. (и это весьма логично — прошлое у сирот редко связано с большим количеством положительных событий, и даже если они были, они омрачены попаданием в детский дом). И в своих собственных силах и качествах подростки не всегда уверены, как и в управляемости жизни. Мы предполагаем, что такая разница в сформированности смысложизненных ориентаций может быть связана с несколькими причинами. Во-первых, у воспитанников детского дома в жизни есть некоторая доля определенности: они знают, куда будут поступать (или уже поступили), в большинстве случаев они обеспечены жильем, есть понимание, как будет устроена их жизнь в ближайшем будущем. Во-вторых, у воспитанников детских домов ниже уровень амбиций. С одной стороны, это про более достижимые цели, которые влекут за собой большую уверенность в их выполнимости, но с другой – это про отсутствие значимых и важных целей, которые могли бы давать смысл жить и к чему-то стремиться и развиваться, поэтому и уровень смысложизненных ориентаций у воспитанников детских домов хоть и выше, но все равно не слишком высокий.

В исследовании А.В. Карелиной и В.Н. Ослон у подростков из семей осмысленность жизни, наоборот, выше, чем у воспитанников детских домов [12]. В данном случае мы можем связывать отличия результатов с тем, что в выборке подростков из семей в нашем исследовании преобладают подростки из профильных классов, находящиеся в 10 классе, то есть в периоде, близком по времени к поступлению в вуз, что может влиять на уровень тревоги и соответственно менять отношение к результатам жизни, ее процессу и поставленным целям.

Для получения картины представления подростками о будущем мы считаем крайне важным подсветить их отношение к своему прошлому. Оценка прошлого обеими группами (и подростками из семей, и из детских домов) крайне низкая. Скорее всего, у подростков-сирот это связано с большим количеством резко негативных событий, которые они упоминают в неоконченных предложениях (отказ родителей, попадание в детский дом, смерть близких). Такая низкая оценка прошлого может быть связана не только с количеством неприятных событий в прошлом, но и с ощущением упущенных возможностей или даже ушедшего детского счастья, которого не хватает в настоящем.

Говоря о семье, воспитанники детского дома вспоминают в том числе и хорошие события (когда я был маленьким… мы с семьей ходили в аквапарк; в прошлом я всегда радовался… младшему брату; встречам с двоюродной сестрой). Подросткам без родителей хочется думать о том хорошем, что с ними происходило, а не заново прокручивать негатив. Тем не менее, подростки из детского дома значительно больше говорят о смерти или потере близких (когда я был маленьким… мои родители погибли и я жила с ужасной бабушкой). Конечно, положительные события упоминаются в предложениях у данной группы респондентов, но негативные события, упоминаемые ими, имеют сильное влияние на их жизнь и омрачают представление о прошлом, что влияет на оценку этого временного отрезка в целом.

Подростки из детских домов гораздо чаще упоминают подарки и покупки, причем упоминается сам факт подарка или покупки, а не то, кто это делал (в прошлом я всегда радовался… подаркам; цветам; шоколадке). Мы могли бы предположить, что дарили и покупали что-либо родители или родственники, но мы не можем это подтвердить. Возможно, такое отношение к подаркам связано с тем, что покупка или дарение — один из немногих доступных способов выразить или увидеть любовь и привязанность, так как в их жизни другие способы выражения этих чувств были компрометированы, а то, что ты подарил или тебе подарили не сможет пропасть или исчезнуть. Об ориентации на материальные ценности также говорится в других исследованиях (например, [30]). Мы можем увидеть, что для воспитанников детских домов прошлое скорее связано с семьей, потерей близких и материальными ценностями.

Подростки из семей часто говорили о тех профессиях, о которых они мечтали в детстве (когда я был маленьким… я мечтал стать машинистом; то, о чем я мечтал в прошлом… стать психологом). Скорее всего это связано с тем, что в данный момент подростки из этой группы находятся на этапе своего собственного самоопределения, из-за чего они также смотрят на свое прошлое, рефлексируя о том, как выглядела работа их мечты в детстве. В том числе подростки говорят о разных сторонах обучения в школе: кто-то пишет о том, что раньше больше старался учиться (раньше я старался… хорошо учиться; получать исключительно отличные оценки), что может говорить или о том, что сейчас учиться гораздо сложнее, чем раньше, или же о том, что сейчас учеба не вызывает такой же интерес и стремление к высоким оценкам.

Подростки из семей часто говорят об опыте своей влюбленности (помню тот день, когда… я впервые влюбился; то, о чем я мечтал в прошлом… о девушке), что характерно для их возраста: именно сейчас они начинают свои первые отношения, начинают взаимодействовать с противоположным полом. Подростки из детских домов гораздо меньше говорят об отношениях, что связано, скорее всего, с тем, что они по-другому относятся к отношениям с другими людьми: для них важно построение семьи, но они как будто пропускают первый этап ее построения — влюбленность в другого человека. Это более «механическое», рациональное отношение к отношениям может идти в том числе от того, что они не наблюдали за тем, как строятся романтические, теплые отношения между родителями. Подростки из семей также чаще говорят о своих друзьях (помню тот день, когда… лазил с друзьями по заброшкам; мое самое приятное воспоминание… прогулка с подругой). Дружба тоже лежит в плоскости человеческих отношений, и подросткам из семей должно быть проще выстраивать доверительный контакт с другими людьми, так как они не сталкивались с тем отвержением, с которым сталкивались воспитанники детских домов. Мы можем прийти к выводу, что для подростков, воспитывающихся в семьях, прошлое больше связано с самоопределением, воспоминаниями о друзьях, отношениях, школе и времени, проведенном с семьей и родителями.

При описании своего будущего, говоря о семье, воспитанники детских домов в первую очередь говорят о замужестве (в будущем я мечтаю… выйти замуж), рождении детей (в будущем я мечтаю… завести детей), построении собственной семьи (когда я буду взрослым… я заведу семью и не повторю ошибок своих родителей / я хочу завести семью, работать и сидеть со своими детками). Подростки часто говорят и о приемной семье, что является важным для них сейчас и относится к более близкому будущему (я буду рад, если… попаду в семью; я очень хочу… в приемную семью). И мы не можем говорить о строго негативном отношении к родительской семье (надеюсь на то, что… вернусь в свою семью), для некоторых сирот остается важным то, чтобы у родных все было хорошо (я очень хочу… иметь хорошие отношения с родными; я буду рад, если… у моих родных все будет хорошо). В контексте будущего родители упоминаются как в положительном ключе (когда я буду взрослым… я буду помогать своим родителям), так и в негативном (когда я буду взрослым… я не буду похожей на своего отца).

Когда подростки упоминают профессии, они говорят о тех, которые не требуют поступления в вуз. Один респондент хочет стать ветеринаром, еще один – юристом, но данным профессиям учат и в колледжах, так что мы не можем однозначно говорить о намерении поступать в вуз. Воспитанники детских домов действительно не рассматривают высшее образование как один из этапов своей жизни, и мы можем связывать это с несколькими причинами: во-первых, поступление в вуз требует сильной включенности и большого количества дополнительных занятий с репетиторами, которое детский дом обеспечить не может (как и поступление на не бюджетные места); во-вторых, получение профессии, требующей поступление в вуз, занимает гораздо больше времени, чем обучение в колледже; в-третьих, скорее всего, у воспитанников детского дома довольно низкий уровень притязаний и стремлений, для них получение высшего образования может выглядеть не как этап профессионального становления, а скорее как прихоть или, наоборот, недостижимый уровень. Свою роль также может играть тот факт, что с поступлением в колледж подросткам помогают сами детские дома. Такое прагматичное отношение к выбору профессии подчеркивается также и в других исследованиях [4].

Как мы уже заметили, перед воспитанниками детских домов вопрос получения высшего образования чаще всего даже не стоит, в то время как поступление для подростков из семей на данный момент является одним из важнейших аспектов их жизни. Говоря о работе, подростки дают ей эмоциональную окраску, высказывая свое желание работать на любимой, приятной им должности (в будущем я мечтаю… иметь интересную, полезную работу; когда я буду взрослым… я найду хорошую работу; я очень хочу… найти свое дело). То есть для подростков в работе важна не только зарплата или положение в обществе, но и интерес к тому, чем предстоит заниматься. При этом, подростки чаще говорят о том, что они будут работать, а не о том, какой будет их профессия. Также подростки, воспитываемые в семьях, размышляя о своем будущем, говорят и о развитии дружеских (я буду рад, если… мы с моей подругой будем чаще встречаться) и романтических отношений (в будущем я мечтаю… о счастливых здоровых отношениях с человеком который мне нравится), в том числе про построение собственной семьи (в будущем я мечтаю… стать мамой; когда я буду взрослым… будет семья; когда-нибудь я… женюсь). Отношения с людьми являются важным аспектом в жизни подростков и говоря о будущем, они говорят в том числе о людях, которые будут его частью.

Для обеих групп подростков важными оказались темы богатства, успеха и признания в обществе. С одной стороны, чаще всего эти понятия связаны между собой: если ты богат, то вследствие определенных заслуг и достижений в жизни, что в том влечет за собой признание. С другой стороны, деньги помогают закрывать практически любые потребности в жизни, и даже если мы говорим о каких-то духовных ценностях (семья, дружба) все равно их реализация может зависеть от того, какие у тебя есть финансовые возможности: семью нужно обеспечивать, должно быть, где жить, для встреч с друзьями часто тоже нужно иметь деньги, часто есть потребность делать близким людям подарки, радовать их.

Таким образом, подростки из семей и детских домов по-разному воспринимают прошлое и будущее. Воспитанники интернатов чаще фокусируются на положительных воспоминаниях о семье и подарках, компенсируя травмирующий опыт, при этом нередко упоминают утраты, что делает их образ прошлого противоречивым. Подростки из семей, напротив, связывают прошлое с учебой, дружбой, мечтами и самоопределением. Оценка будущего в обеих группах в целом оптимистична, но воспитанники детских домов чаще говорят о семье и профессиях, не связанных с высшим образованием, тогда как подростки из семей ориентированы на вуз, интересную работу, отношения и друзей. Также подростки из семей чаще верят в удачу.

Ограничения исследования

Первым ограничением является размер выборки (55 человек), что не позволяет расширить результаты исследования на других представителей данных групп. Также ограничением является разница в возрастном составе каждой из выборок (воспитанники детских домов: ср. возраст — 15.0, ст. откл. — 1.15; подростки из семей: ср. возраст —16.1, ст. откл. — 0.83). Несмотря на то, что разница всего лишь один год, подростки учатся в разных классах (9 и 10), что влияет на отношение к будущему: 16-летние подростки более направлены на сдачу ЕГЭ в скором времени, в то время как более младшие подростки находятся на большем временном расстоянии от этого события. К тому же подростки из детских домов во многом не идут в 10 класс, а уходят в колледжи. В нашем исследовании участвовали воспитанники детских домов квартирного типа, что предполагает проживание небольшими группами детей разного возраста с закрепленными за этими группами воспитателями (обычно, их не больше двух), что не позволяет переносить результаты нашего исследования на воспитанников детских домов других типов. Также в представленных методиках нет шкал, которые бы учитывали ложь или социальную желательность респондентов, из-за чего мы не можем учитывать данные факторы при обработке результатов.

Выводы

В ходе проведённой работы были выявлены существенные различия в смысложизненных ориентациях и восприятии временных аспектов жизни между подростками, воспитывающимися в детских домах, и подростками, воспитываемыми в семьях. Подростки из детских домов демонстрируют более высокие, но всё же умеренные показатели по большинству шкал теста смысложизненных ориентаций, что, по-видимому, обусловлено определённой стабильностью и предсказуемостью ближайшего будущего, а также сниженным уровнем притязаний. Однако общий уровень удовлетворённости жизненным процессом остаётся низким в обеих группах, что может быть связано с высокой нагрузкой, тревожностью и отсутствием эмоционально насыщенных событий в настоящем.

Оценка прошлого в обеих группах достаточно низка, однако у воспитанников детских домов она значительно хуже, что связано с высоким уровнем травматического опыта. При этом в их воспоминаниях нередко встречаются положительные эпизоды, связанные с семьёй и подарками, что может рассматриваться как попытка компенсировать негативный опыт. Подростки из семей, напротив, описывают прошлое преимущественно через призму дружбы, учёбы, влюблённостей и мечтаний, что отражает более благополучный жизненный контекст.

Образ будущего в обеих группах преимущественно оптимистичен, однако содержательно различен. Воспитанники детских домов ориентированы на создание семьи и овладение профессиями, не требующими высшего образования, что может свидетельствовать как о заниженных притязаниях, так и об ограниченности доступных ресурсов. Подростки из семей чаще связывают будущее с поступлением в вуз, интересной работой, отношениями и дружбой, что указывает на более широкие перспективы и большую уверенность в себе. Обе группы придают высокую значимость таким категориям, как финансовое благополучие и признание, что подчёркивает общие возрастные установки на достижение успеха и самостоятельности. Таким образом, различия в восприятии себя и своего жизненного пути тесно связаны с условиями социализации и эмоционального опыта, что подчёркивает необходимость дифференцированной поддержки обеих групп подростков.

  • 1. Абрамова С. Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи //Logos et Praxis. – 2017. – Т. 16. – №. 3. – С. 97-106.
  • 2. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская. В сборнике: Психология личности и образ жизни. – 1987. – С. 137-145
  • 3. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. / В.Г. Асеев. – М.: ИПРАН,1993. 224 с.
  • 4. Байбородова Л. В. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учебно-метод. пособие // Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, А. П. Чернявская; под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Изд. 2 перераб. и доп. - М.: Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 247 с.
  • 5. Белинская Е. П. Представления подростков о своем социальном будущем / Е. П. Белинская, И. В. Куликова // Мир психологии. - 2000. - №2 4. -С. 135-147.
  • 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967. 399 c.
  • 7. Бочарова Е. Е., Белопольская Н. Л. Особенности представлений о своем будущем у подростков, переживающих жизненный кризис //Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – №. 3. – С. 58-70.
  • 8. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. — Киев: Наукова думка, 1984. 207 c.
  • 9. Зейгарник Б.Ф. Теория поля Курта Левина // Б.Ф. Зейгарник. – М., 1981
  • 10. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб. : Речь. – 2010. 118 c.
  • 11. Казакова Н. А. Социально-психологические факторы, влияющие на адаптацию подростков-сирот //Вестник КРСУ. – 2010. – Т. 10. – №. 11. – С. 13-15.
  • 12. Карелина А. В., Ослон В. Н. Ценностные и смысложизненные ориентации у подростков-сирот в различных условиях воспитания //В64 VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти ЛФ Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов кон. – 2019. – С. 169.
  • 13. Королева Н. Н., Богдановская И. М., Углова А. Б. Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста //Интеграция образования. – 2022. – Т. 26. – №. 1 (106). – С. 163-179.
  • 14. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Авиценум, 1984
  • 15. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии. – 2001. – №. 1. – С. 57-65.
  • 16. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. /Д.А. Леонтьев. – М.: Мысль, 2005. 318 с.
  • 17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  • 18. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии //Вопросы психологии. – 1985. – Т. 1. – С. 103-109.
  • 19. Лукина, А.К., Волкова М.А., Богомаз С.Л., Каратерзи В.А. Особенности образа будущего современных подростков // Право. Экономика. Психология. - 2023. - Nº 1(29). - C. 77-82.
  • 20. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего //М.: Смысл. – 2004. 608 с.
  • 21. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: 2005. 400 с.
  • 22. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Психология подросткового возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – Юрайт, 2015. 406 с.
  • 23. Солдатов Д.В., Жильцова О. Н. Оптимизм и пессимизм в образе будущего подростков //Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. – 2010. – Т. 1. – №. 2. – С. 22-28
  • 24. Станибула С.А. Роль нарушений привязанности в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – №. 5. – С. 76-80.
  • 25. Тукальская Н. И. Смысложизненные ориентации: понятие, сущность, психологическая характеристика // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы. – 2022. – С. 93-100.
  • 26. Тучина О. Р., Бафанова В. Е., Чемулова А. В. Социально-психологические предикторы формирования образа будущего у представителей поколения Z (на материале исследования подростков Кубани) //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2022. – Т. 10. – №. 2 (37). – С. 167-178.
  • 27. Фотеева Л. А., Дерманова И. Б. Временная перспектива в связи с удовлетворенностью жизнью и личностными особенностями подростков //Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2016. – Т. 4. – С. 226-231.
  • 28. Шилова Н. П. Взаимосвязь представлений о будущем и образовательных результатов в юношеском возрасте //Российский психологический журнал. – 2022. – Т. 19. – №. 1. – С. 76-88.
  • 29. Шульга Т. И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения //Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2021. – №. 3. – С. 64-75.
  • 30. Шульга Т. И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений //Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2010. – №. 1. – С. 5-11.
  • 31. Шульга Т. И., Татаренко Д. Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье //Психолого-педагогические исследования. – 2013. – Т. 5. – №. 2. – С. 203-213.

Библиография


Демина М.А. Представления о будущем у подростков из детских домов и у подростков, воспитывающихся в семьях. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №60 2025 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-60/ideas-about-the-future-in-adolescents-from-orphanages-and-in-adolescents-brought-up-in-families (Дата обращения: 13.11.2025)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности