Введение
В современном обществе доминирование ситуаций неопределенности требует формирования автономной самостоятельной личности, способной определять стратегию саморазвития на основе образа личного будущего. Актуальность исследования проблемы возрастно-психологических особенностей образа личного будущего обусловлена проблемой определения профессионального будущего в условиях транзитивности и высокой социальной неопределенности, порождающей трудности с целеполаганием, профессиональным и жизненным самоопределением личности. В нашей работе образ личного будущего мы рассматриваем как компонент самосознания личности, связанный с построением личных жизненных планов во временной перспективе на основе рефлексии и переживания событий и своих отношений с социальным окружением в прошлом и настоящем с учетом личностных установок, мотивов, целей, способности к построению жизненных планов. Образ личного будущего учитывает личностные качества субъекта, его собственные желания, представления о ближней и дальней перспективах, его ограничения и возможности [2,11,6]. Психологическое будущее обеспечивает смысловую и временную перспективу личности, определяя вектор ее саморазвития и характеризуясь ценностно-смысловым ядром. Согласно идеям Л.С. Выготского, уже в самом начале развития ребенка будущее через идеальную форму присутствует в настоящем посредством сотрудничества со взрослым в соответствии с особенностями социальной ситуации развития ребенка [8]. Психологическое время личности открывает пространство ориентировки для построения субъективной картины жизненного пути на основе соотнесения себя настоящего с собой в прошлом и будущем [9].
Процесс становления образа личного будущего включает в себя три этапа: понимание протяженности собственного «Я» на основе совокупности знаний о прошлом и настоящем, определяющим проекцию себя в будущем; осознание отличия своего личного образа от интериоризированных родительских образов; принятие самостоятельного решения и осуществление выбора ценностей, целей, профессии и пр. [5,13]. Процесс формирования запускается в тот момент, когда становится актуальной, востребованной и осознаваемой проблема построения представлений о себе. Развивается способность личности строить долгосрочные цели и работать в направлении, способствующем их достижению. Представления человека о себе и о том, каким он может стать в будущем складываются на основе динамичной интеграции множественных «Я»: все имеющиеся «Я» присутствуют одновременно и взаимовлияют друг на друга. Зачастую, если человек может предугадать большую часть обстоятельств, он четче конструирует свой образ личного будущего [1].
Спорт имеет мобилизующие свойства и является идеальным средством превращения возможностей в действительность. Согласно М. Мольцу, границы самореализации устанавливаются с опорой на образ «Я», расширяя границы которого можно значительно увеличить область своих возможностей, преобразовав неудачу в успех [12]. Спорт – это специфический образ жизни, а также одна из сфер самореализации, учитываемая при конструировании жизненных планов и выборе профессии [15].
Раннее включение ребенка в сферу спортивного совершенствования не нарушает нормального хода психического развития, но накладывает на него своеобразный отпечаток [4]. Становятся выраженными самоконтроль и самостоятельность, способствующие активному развитию волевых качеств [5], наблюдается сужение Я-концепции до восприятия себя исключительно как спортсмена [7]. Уже на начальных этапах занятий спортом возрастает ответственность за собственные результаты и способность выстраивать отношения с профессиональным кругом людей (тренерами, судьями) [3]. Для ребенка-спортсмена при безоговорочной значимости семьи, наблюдается увеличение значимости фигуры тренера, осуществляющей постановку ближних целей, диктуемых логикой градации соревнований [13]. Юные спортсмены зачастую способны самостоятельно ставить макроцели, прогнозировать собственное будущее, зацикливаясь зачастую в этом вопросе исключительно на спортивной сфере [10].
Цель исследования
Целью исследования стал сравнительный анализ возрастных особенностей образа личного будущего в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой по сравнению со сверстницами, не вовлеченными в систематические занятия спортом.
Систематические активные занятия спортом, начатые с дошкольного возраста, формируют особую социальную ситуацию развития ребёнка, характеризующуюся целенаправленным планированием спортивного роста через постановку конкретных задач, регулярной оценкой результативности, а также высокой включённостью семьи в спортивную деятельность, что в совокупности способствует становлению представлений юных спортсменов о себе и своём будущем. Анализ особенностей социальной ситуации развития спортсменов позволил нам сформулировать гипотезу исследования - образ личного будущего девушек, активно занимающихся спортом, характеризуется более широким тематическим содержанием, а также конкретностью и определенностью по сравнению со сверстницами, не вовлеченными в спортивную деятельность в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
Образ личного будущего характеризуется степенью отчетливости осознания, когнитивной сложностью и дифференцированностью, субъективной значимостью, согласованностью, устойчивостью (стабильные / изменчивые во времени), адекватностью.
Основная часть
Изучение особенностей представлений о себе в будущем у девушек-спортсменок в сравнении со сверстницами, не вовлеченными в спортивную деятельность, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте осуществлялось с помощью авторской методики «Незаконченные предложения. Образ личного будущего». Методика включает набор из 11 незавершенных предложений/вопросов, всего 4 субшкалы:
-
Ближние и дальние цели (протяжённость временной перспективы)Шкала характеризует умение ребенка взглянуть на себя со стороны, построить планы не только на ближайшие дни, но и на несколько лет вперед. «Я хочу…», «Я мечтаю…», «Есть ли у тебя цель в жизни?», «Кем ты видишь себя через 15-20 лет?», «Какой будет твоя будущая жизнь?»
-
Четкость образа «Я в будущем» (когнитивный компонент): представление о своих ролях, значимой деятельности и достижениях«Чего бы ты хотела добиться?», «Какой ты себя видишь через 15-20 лет?», «Какая у тебя будет семья?», «Где ты будешь жить?», «Какое место спорт будет занимать в твоей будущей жизни?»
-
Эмоциональное отношение к будущему (позитивное/негативное)«Нравится ли тебе твое будущее?», «Оно тебя привлекает или тревожит?»
-
Предпочитаемое время жизни«Если бы можно было выбрать время, в котором жить, ты бы выбрала: прошлое, настоящее или будущее?»
Выборка участников
Выборку участников исследования составили спортсменки (в возрасте от 6;8 до 21;0 года) детско-юношеских спортивных школ Московской области и девушки, не занимающиеся спортом (в возрасте от 7;1 до 21;0 года) образовательных организаций г. Москва. Всего 191 человек. Из них – 114 спортсменок и 77 девушек, не занимающихся спортом.
В ходе контент-анализа ответов девушек по методике «Незаконченные предложения. Образ личного будущего» были выделены следующие структурные компоненты образа личного будущего:
- широта (тематическое содержание образа личного будущего), включающая 7 тематических блоков, определяющих представления о личном будущем:
- спорт (занятия спортом, работа в спортивной сфере, соревнования и т.п.);
- создание собственной семьи;
- желание путешествовать;
- самореализация;
- предпочтительная профессия;
- учеба (окончание школы, получение высшего образования и т.п.);
- материальная обеспеченность, финансовая независимость.
- глубина (детализированность каждой темы), включающая уровни:
- 1 – исключительно общие формулировки, без конкретизации;
- 2 –отдельные конкретные элементы, но в основном общие высказывания;
- 3 – образ личного будущего описан конкретно и детально
- стратегия планирования:
- 1 – полностью отсутствует стратегия: мечтания без упоминания плана реализации задуманного;
- 2 – отсутствует развернутый план, но есть упоминания шагов по направлению к поставленной цели (окончить школу, пройти обучение, поехать на один старт, чтобы отобраться на соревнования более высокого уровня и т.п.);
- 3 – четкое описание плана, последовательности действий.
- согласованность элементов образа личного будущего, включающая уровни:
- 1 – планы и элементы образа личного будущего противоречат друг другу или явно распадаются на несвязанные части;
- 2 – отдельные составляющие упомянуты и не противоречат друг другу, но чётко выраженная внутренняя «сцепка» отсутствует;
- 3 – все упомянутые элементы образа личного будущего взаимосвязаны и образуют целостную картину.
- субъективная значимость образа личного будущего:
- 1 – безразличие или формальные фразы («не знаю», «нормальное»);
- 2 – сдержанные эмоции при упоминании образа личного будущего (позитивные / негативные);
- 3 – интенсивная эмоциональная окраска (позитивная / негативная).
- временная протяженность образа личного будущего:
- краткосрочные цели;
- среднесрочные цели;
- долгосрочные цели;
- неопределенная временная перспектива.
- предпочитаемое время жизни (прошлое/настоящее/будущее).
Рассмотрим возрастную динамику образа личного будущего по каждому из компонентов образа личного будущего.
Широта образа личного будущего (таблица 1).
Таблица 1. Частоты тематического содержания (широты) образа личного будущего (в %)
| Младший школьный возраст (%) | Подростковый возраст (%) | Юношеский возраст (%) | |||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | Тренеры | |
| Спорт | 96,2 | 15,4 | 82,9 | 7,4 | 6,3 | 3,7 | 47,1 |
| Семья | 84,6 | 0 | 78 | 0 | 43,8 | 48,1 | 52,9 |
| Путешествия | 3,8 | 30,8 | 19,5 | 11,1 | 25 | 40,7 | 11,8 |
| Самореализация | 96,2 | 7,7 | 85,4 | 18,5 | 31,3 | 29,6 | 29,4 |
| Профессия | 92,3 | 61,5 | 82,9 | 14,8 | 81,3 | 59,3 | 70,6 |
| Учеба | 11,5 | 15,4 | 34,1 | 11,1 | 12,5 | 22,2 | 5,9 |
| Финансовое благополучие | 11,5 | 69,2 | 17,1 | 11,1 | 18,8 | 44,4 | 23,5 |
В младшем школьном возрасте у девочек, активно занимающихся спортом, тематическое содержание образа личного будущего включает темы: спорт, профессия, создание своей семьи, самореализация. Девочки связывают свою дальнейшую жизнь и самореализацию со спортом. Большинство (66%) юных гимнасток представляют себя в будущем спортсменками, достигшими высоких результатов, или тренерами по художественной гимнастике. Вместе с тем выявлена неустойчивая самоидентификация,в форме переключения с одной профессии на другую. Для спортсменок характерны позитивные представления о своей будущей семье («будет муж и 2 ребенка», «семья будет хорошая», «богатая», «большая», «счастливая», «спортивная»). Для девочек, не вовлеченных в спортивные занятия актуальны темы финансового благополучия («хочу много денег», «хочу хорошую машину», «хочу много зарабатывать»), выбор профессии (врач, учитель космонавт, дрессировщик, музыкант и пр.) и желание путешествовать. На первом плане ярко выраженное стремление к финансовому благополучию, которое, по их мнению, станет ключом к дальнейшей популярности, свободе, успеху и решению многих проблем, а путешествия необходимы для удовлетворения потребности в новых впечатлениях. Тема семьи не затрагивается.
В подростковом возрасте значимой темой становится учеба (рассуждения об окончании школы, получении высшего образования и т.п.). Превалирующее число девочек-гимнасток (82,9%), как и младшие школьницы, представляют своё будущее, связанное со спортом («хочу стать Олимпийской Чемпионкой», «хочу быть Чемпионкой Мира», «буду хорошей гимнасткой», «тренером в будущем», «спортивным врачом», «журналистом, буду сниматься по телевизору»).Для них спорт – это не только дисциплина и постоянный труд, но и важное дело в жизни, которым они хотели бы заниматься на протяжении длительного времени. Гимнастки не только демонстрируют позитивное отношение к созданию семьи в будущем, но и в половине случаев (57%) имеют достаточно четкое представление, как о составе собственной будущей семьи, так и о своих ролевых функциях. Значимость семьи рядоположна значимости спорта. В ряде случаев (17,1%) упоминается важность финансовой независимости. Образ личного будущего у девушек, не занимающихся спортом, практически отсутствует: типичный ответ: «не знаю», «не задумывалась», «даже не хочу думать». Возможно, это связано с нестабильной ситуацией в стране, порождающей трудности планирования будущего в ситуации неопределенности, либо с возрастным кризисом идентичности. Несмотря на выделение некоторыми подростками интересных для них профессий, к единому конкретному варианту они пока не склоняются («не знаю», «буду работать тем, кем захочется»). Создание своей семьи не включено в их образ личного будущего.
В юношеском возрасте у девушек, выбравших в качестве профессии тренерскую деятельность либо иную профессию, круг тем сужается. Это спорт как неотъемлемая часть жизни, создание своей семьи и профессия.. Профессиональный выбор уже осуществлен – быть тренером, имеющим статус в спортивном сообществе, передающим свой многолетний опыт юным спортсменкам и воспитывающим гимнасток высокого уровня («моя мечта: воспитать достойную гимнастку и показать ей спорт высших достижений»). Личностно-значимой темой становится создание семьи, гармоничных отношений с партнером (самая большая мечта: «создать свою семью») При этом половина респонденток (52,9%) направлена на успех и в семейной сфере, и в профессиональной(«создать хорошую семью и достичь успеха в профессиональной деятельности»). В отличие от подросткового возраста, семья приобретает большую эмоциональную окрашенность, а успешность в профессиональной деятельности воспринимается не через свои достижения в спорте, а через достижения учеников. У гимнасток, выбравших профессию, не связанную со спортом (экономист, журналист, психолог, врач и пр.), прослеживается тенденция (81,3%) представлять себя в будущем хорошим специалистом в выбранной сфере. Акцент делается на желании «стать специалистом своего дела… а не просто работником»). Профессия, в будущем будет приносить удовольствие, давать свободу самореализации, позволяя добиваться успехов в соответствующей области. Половина респонденток подчеркивает значимость и желанность создания семьи, а другая половина - личной независимости и хороших взаимоотношений с другими людьми. В целом, девушки стремятся к балансу личной жизни и близких отношений и профессионального развития, («в жизни должна быть «счастливая многодетная семья, достойная работа и светлые люди в окружении» . Спорт сохраняет значимость в их представлениях о личном будущем, но не как карьерная цель, а как хобби, средство поддержания физической формы.
У девушек юношеского возраста, не занимающихся спортом, в образе личного будущего четко выделены приоритеты: профессия, семья, материальная обеспеченность, путешествия. Завершение обучения в университете, устройство на престижную работу, путешествия и, главное, материальная независимость («Моя самая заветная мечта получить высшее образование, устроиться на престижную работу и построить свою семью»; «Отправиться в кругосветное путешествие со своей семьей. Посмотреть самые красивые города мира и достопримечательности»; «на данный момент моя мечта – приобрести собственное имущество: квартиру и машину. Мне не хочется зависеть от собственности родителей или молодого человека, потому что никогда не знаешь, что может произойти в жизни»; «имея собственное имущество, у меня будет уверенность в том, что я смогу завести семью и детей»; «мечтаю заработать много денег»; «мечтаю найти то, чем хочу заниматься по жизни»; «Я должна найти своё призвание, понять, что именно мне по душе»). По сравнению с подростками, девушки более позитивно относятся к созданию своей семьи, считая, что это будет показателем их сепарации от родителей, а также станет новым жизненным этапом.
В таблице 2 представлены характеристики структурных компонентов образа личного будущего - глубины, стратегии планирования, согласованности элементов образа личного будущего, субъективной значимости.
Таблица 2. Распределение частот уровней структурных компонентов образа личного будущего (в %) в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте
| Характеристики структурных компонентов образа личного будущего | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Младший школьный возраст (%) | Подростковый возраст (%) | Юношеский возраст (%) | |||||
| Глубина образа личного будущего | С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | Тренеры |
| 1- только общие идеи без детализации | 16 | 30 | 0 | 87,5 | 43,8 | 22,2 | 47,1 |
| 2 - изредка прослеживается конкретизация образа личного будущего | 80 | 70 | 74,3 | 12,5 | 12,5 | 59,3 | 5,9 |
| 3 - развернутый и конкретизированный образ личного будущего | 4 | 0 | 25,7 | 0 | 43,8 | 18,5 | 47,1 |
| Стратегия планирования | С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | Тренеры |
| 1 - полностью отсутствует стратегия | 37,5 | 70 | 62,9 | 70 | 81,3 | 96,2 | 58,8 |
| 2 - наличие общего понимания шагов | 62,5 | 30 | 20,0 | 30 | 12,5 | 3,8 | 29,4 |
| 3 - понимание плана и последовательности действий | 0 | 0 | 17,1 | 0 | 6,3 | 0 | 11,8 |
| Согласованность образа личного будущего | С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | Тренеры |
| 1 -противоречивость элементов образа личного будущего | 12,5 | 90 | 5,6 | 87,5 | 0 | 0 | 0 |
| 2 - согласованность отдельных элементов образа личного будущего | 70,8 | 10 | 69,4 | 0 | 56,3 | 74,1 | 41,2 |
| 3 - все элементы согласованы и взаимосвязаны | 16,7 | 0 | 25 | 0 | 43,8 | 0 | 58,8 |
| Субъективная значимость | С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | Тренеры |
| 1 - безразличие или формальные фразы | 0 | 90 | 0 | 54,5 | 0 | 7,4 | 0 |
| 2 - сдержанные эмоции | 28 | 10 | 11,5 | 45,5 | 6,2 | 92,6 | 0 |
| 3 - четко выражена позитивная / негативная позиция относительно личного будущего | 72 | 0 | 88,6 | 0 | 93,8 | 0 | 100 |
Глубина, т.е. детализированность образа личного будущего в младшем школьном и подростковом возрасте в большинстве случаев умеренно выражена (отдельные темы имеют эпизодическую конкретизацию), что объясняется недостаточной рефлексией по отношению к собственной жизни, характерной для данного возрастного периода. В подростковом возрасте респондентки, не занимающиеся спортом, чаще демонстрируют низкую степень конкретизации своего будущего. В юношеском возрасте девушки вне зависимости от направления обучения в ВУЗе (спортивного / неспортивного) разделяются на 2 группы: практически половина демонстрирует низкую детализированность образа личного будущего, остальные, наоборот, ее высокий уровень. Вероятно, актуальные вопросы выходят на первый план, продумываются и конкретизируются.
Отметим, что младшие школьники, активно занимающиеся спортом, в отличие от других возрастов, склонны намечать в образе личного будущего стратегию достижения той или иной цели («сначала Московская область, потом попаду в сборную России, а потом буду тренером…»). Возможно, построение логической цепочки событий при планировании будущего для ребенка на данном возрастном этапе осуществляет родитель и тренер, а спортсменка лишь транслирует эту информацию (например, относительно градации соревнований необходимых для выполнения того или иного разряда). В то же время в подростковом и юношеском возрасте спортсменки в большинстве случаев не дают четких формулировок относительно того, как будут достигаться значимые для них результаты, лишь обозначая конечную цель, но не способ ее достижения. Вероятно, они планируют свою дальнейшую жизнь по привычным схемам, используемым в спорте: сначала формулировка цели, а затем разработка плана для реализации задуманного. У респондентов, не занимающихся спортом, во всех возрастах практически полностью отсутствует план и понимание стратегии достижения желаемых целей. Преобладающее желание: чтобы всё само получилось, без дополнительных усилий с их стороны.
В младшем школьном и подростковом возрасте наблюдается лишь частичная согласованность элементов образа личного будущего (элементы упоминаются, но взаимосвязь между ними не отмечается), либо противоречивость элементов. Однако уровень согласованности в группе спортсменок значительно выше. В юношеском возрасте в группе спортсменок практически в половине случаев обнаруживается высокий уровень согласованности между элементами в отличие от группы девушек, не занимающихся спортом.
Девушки-спортсменки вне зависимости от возраста в большинстве имеют четкую позицию относительно привлекательности своего будущего. 90% респонденток в младшем школьном возрасте представляют личное будущее позитивным: «… в нём будет много нового»; «будущая жизнь хорошая, интересная»; «можно будет принимать свои решения, самой думать, делать, что хочешь... любых животных покупать»; «привлекает, не знаю чем». Подростки, по сравнению с младшими школьниками, не только оценивают будущие события как привлекательные, но и могут уже обосновать свою позицию: будущее «привлекает, потому что я хочу поехать потом в Ростов-на-Дону или переехать в Москву», «привлекает, потому что хочу стать тренером»; «мне нравится спорт, поэтому я хотела бы его продолжить». Изредка (15%) встречается в ответах выраженная тревога относительно собственного будущего. Студентки в большинстве демонстрируют позитивное отношение будущему. Эмоциональное отношение к личному будущему у респонденток младшего школьного и подросткового возраста, не занимающихся спортом, в основном выражается формальными фразами: «нормально», «нравится», «не нравится». В обеих возрастных группах девушки разделяются во мнениях относительно привлекательности своего будущего: практически половина боится будущего: «иногда пугает», «тревожит из-за родов», «тревожит быть взрослой». Около 30% опрошенных воспринимают будущее позитивно, но без аргументации: «привлекает», «ну нормальное»; остальные затрудняются в определении модальности («не знаю»). В юношеском возрасте преобладающим становится нейтральное отношение к будущему и установка: «если всё сложится хорошо, тогда будущее мне будет нравиться».
Протяженность временной перспективы определяется выбором долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей (таблица 3).
Таблица 3. Актуальные цели (в %) девочек в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте (вовлеченных и не вовлеченных в активные занятия спортом)
| Актуальные цели спортсменов | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Младший школьный возраст (%) | Подростковый возраст (%) | Юношеский возраст (%) | |||||
| С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | Тренеры | |
| Краткосрочные | 28,1 | 32,5 | 15,5 | 27,8 | 0 | 8,3 | 90,9 |
| Среднесрочные | 8,3 | 25 | 11,2 | 19,4 | 0 | 5,6 | 0 |
| Долгосрочные | 38,5 | 20 | 50,9 | 11,1 | 100 | 50 | 0 |
| Неопределенная перспектива | 10,4 | 15 | 17,2 | 27,8 | 0 | 36,1 | 9,09 |
| Отсутствие целей | 14,6 | 7,5 | 5,2 | 13,9 | 0 | 0 | 0 |
| Спорт | 53,1 | 5 | 54,3 | 5,5 | 0 | 0 | 36,04 |
| Образование-карьера | 5,2 | 20 | 6,9 | 8,3 | 38,9 | 36,1 | 9,09 |
| Семья | 1,1 | 0 | 2,6 | 0 | 33,3 | 19,4 | 36,04 |
| Общие | 38,6 | 67,5 | 31,9 | 58,3 | 28,6 | 41,7 | 18,18 |
| Прагматические | 2,1 | 32,5 | 4,3 | 27,8 | 0 | 2,8 | 0 |
Временная перспектива гимнасток младшего школьного возраста характеризуется постановкой краткосрочных («хочу стоять в первой линии»)и долгосрочных целей («хочу стать Чемпионкой»), связанных со спортом или с позитивными событиями в будущем («все будет хорошо»). Девочки, не занимающиеся спортом, сохраняют приверженность краткосрочным и среднесрочным целям, но они отдают предпочтение целям-желаниям («хочу…») прагматического и досугового свойства. В подростковом возрасте у гимнасток преобладают долгосрочные цели в сфере спорта, а также общие цели неопределенной перспективы («быть без травм», «чтобы в жизни всё получалось»). Их сверстницы, не занимающиеся спортом, по-прежнему предпочитают краткосрочные цели и цели неопределенной временной перспективы прагматического характера. В юношеском возрасте для студенток-тренеров в равной степени становятся важны цели и достижения не только в спортивной сфере, но и в семье («хочу, чтобы гимнастки показывали хорошие результаты», «…хорошую семью, где все поддерживают друг друга»), причем протяженность данных целей локализована в краткосрочной перспективе, в то время как у студенток, выбравших другие профессии, - исключительно долгосрочные цели, которые связанны с самореализацией в профессии, семьей и общим позитивным настроем по отношению к будущим событиям. Для девушек, не занимающихся спортом характерна неопределенная временная перспектива («стать богатой»,«хочу много свободного времени», «быть крутой», «…популярной», «хочу ни с кем не ссориться», «стать идеальной»), что, вероятно, связано с отсутствием четких представлений подростков о личном будущем в целом. В юношеском возрасте, преобладающими становятся не только досуговые цели («провести хорошо время с семьей, с молодым человеком»), но и вопросы относительно «поиска себя» («хочу закончить обучение; я должна найти призвание и понять, что именно мне по душе).
Мы провели сравнительный анализ предпочитаемого времени жизни спортсменками и девушками, не занимающимися спортом (таблица 4).
Таблица 4. Предпочитаемое время жизни спортсменами и неспортсменами (в % от общей выборки)
| Младший школьный возраст (%) | Подростковый возраст (%) | Юношеский возраст (%) | |||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| С* | НС* | С* | НС* | С* | НС* | ||
| Прошлое | 19,2 | 12,2 | 3 | 7,7 | 33,4 | 11,1 | |
| Настоящее | 50 | 61 | 93,9 | 30,8 | 22,2 | 85,2 | |
| Будущее | 30,8 | 26,8 | 3,1 | 61,5 | 44,4 | 3,7 | |
Обнаружено, что для гимнасток всех возрастов предпочитаемым временем является настоящее, они включены в жизнь «здесь и сейчас» с определенной ориентацией на будущее: («Мне не хочется знать, что в будущем. Не хочу знать наперед, вдруг в настоящем времени произойдет что-то интересное, а я это пропущу…»; «В настоящем хочу жить. Потому что там всегда хорошо, ты дольше там тренируешься и развиваешься»; «…Прошлое уже прошло, а настоящее еще можно изменить, сделав своё будущее»; «Мне нравится, какая сейчас жизнь»). Респондентки, не занимающиеся спортом, демонстрируют недостаточную удовлетворённость жизнью в настоящем и убеждены, что в будущем будет больше возможностей во всех планах, в связи с чем именно будущее является наиболее привлекательным временем для жизни: «будущее будет поинтереснее, чем что-то другое»; «в будущем не надо будет учиться, только по странам ездить, муж будет зарабатывать»; «в будущем можно узнать, что будет происходить со мной, когда я вырасту, какой я стану, где и с кем я буду жить». Однако прошлое для многих из них является хорошим воспоминанием, которое хочется вновь обратить в реальность: «выберу прошлое, чтобы переживать самые яркие моменты»; «хочу вернуться в детство» ; «хочу в будущее, чтобы быть взрослой и родители не будут ругать». Только к юношескому возрасту девушки, не занимающиеся спортом, начинают жить полноценно настоящим моментом, ориентируясь на собственные возможности, желания и имеющиеся результаты.
Обсуждение результатов
Образ личного будущего гимнасток младшего школьного возраста позитивный, согласованный, детализированный, в нем преобладают темы спорта, самореализации, профессии (тренера), семьи. Юные спортсменки уже способны ставить не только краткосрочные, но и долгосрочные цели. В силу возрастных особенностей большая часть стратегий жизненного пути продумывается значимыми взрослыми: родителями и тренером и принимаются детьми. По мере взросления тематическая наполненность образа личного будущего расширяется за счет темы «учеба».Сохраняется согласованность элементов образа личного будущего и их конкретизация. Наряду с позитивными представлениями о своем будущем появляются переживания относительно неопределенности предстоящих событий. Цели касательно спорта и абстрактных будущих событий ставятся с ориентацией на долгосрочную перспективу, реже – на неопределенную. Значимых различий между образом личного будущего студенток-тренеров и гимнасток, выбравших другие профессии, не обнаружено. В сравнении с подростками девушки имеют более позитивные и согласованные между собой представления о собственном будущем. При этом карьерно-семейные цели у девушек-тренеров локализованы преимущественно в краткосрочной перспективе, в то время как у группы студенток, выбравших другую профессию – в долгосрочной.
Образ личного будущего девочек младшего школьного возраста, не занимающихся спортом, зачастую несогласованный, мало детализированный, с преобладающими темами: материальная обеспеченность, выбор профессии и путешествия. При этом финансовая независимость становится в большинстве случаев главной мечтой, к которой дети стремятся, т.к. для них деньги – решение всех проблем. Младшие школьницы ставят краткосрочные и среднесрочные цели, не прогнозируя более далекое будущее. По мере взросления временная протяженность целей становится более расплывчатой , подросткам трудно сформулировать линии для рассмотрения своего будущего, в связи с чем тематическое содержание и согласованность элементов их образа личного будущего практически не прослеживается (наиболее распространенный ответ навопросы: «не знаю»). К юношескому возрасту значимыми становятся темы: профессия, материальная обеспеченность, семья и путешествия. Тема семьи впервые появляется только в юношеском возрасте и становится для девушек личностно значимой. Будущее начинает восприниматься студентками в более позитивном ключе а элементы образа личного будущего становятся более согласованными между собой. Цели в юношеском возрасте локализованы в неопределенной перспективе (аналогично подросткам), частично - в долгосрочной.
В таблице 5 представлены значимость различий компонентов образа личного будущего у девушек-спортсменов и не занимающихся спортом.
Таблица 5. Значимость различий компонентов образа личного будущего у девушек, вовлеченных и не вовлеченных в активные занятия спортом, во все возрастные периоды
| Критерий | Образ личного будущего | |||
|---|---|---|---|---|
| Широта | Глубина | Согласованность | Субъективная значимость | |
| U Манна-Уитни | 500,00 | 588,00 | 153,50 | 786,00 |
| Z | -2,848 | -2,255 | -6,064 | -2,210 |
| P асимп.знач. (двухсторонняя) | 0,004 | 0.024 | 0,000 | 0,027 |
Тематическая линия в образе личного будущего у девушек, активно занимающихся спортом: спорт, семья, профессия (данные темы четко очерчены и с возрастом всё больше детализируются). Для большинства девочек спорт представляется сферой для самореализации сначала через свои собственные достижения, затем – через профессиональные достижения воспитанников. При этом тема семьи возникает достаточно рано и начинает выступать целевым ориентиром уже с младшего школьного возраста. В то же время у девушек, не занимающихся спортом, представлена совсем другая тематическая линия: профессия, путешествия, финансовое благополучие (линии представлены не как целевые ориентиры, а как желания: «хочу на Бали, хочу много денег», без дополнительной конкретизации).
Для девушек-спортсменок характерно расширение тематического содержания в подростковом возрасте (рассматривают множество возможностей для своего профессионального, личностного и социального развития) и сужение – в юношеском, поскольку темы спорт и самореализация, профессия и учеба совмещаются. В то время как респонденты, не занимающиеся спортом, в подростковом возрасте демонстрируют отказ от конструирования конкретного образа личного будущего, что, возможно, связано с ярко выраженным кризисом идентичности, реакцией на социальную неопределенность и напряженность. В юношеском же возрасте наблюдается возвращение к образу личного будущего, характерного для младших школьников,с добавлением темы семьи.
В обеих группах (спортсменок и неспортсменок) по мере взросления отмечается также возрастание согласованности элементов образа личного будущего. Однако у девочек, активно занимающихся спортом, в младшем школьном и подростковом возрасте образ личного будущего частично согласован и к юношескому возрасту переходит на более высокий уровень взаимосвязи элементов; в то время как у сверстниц-школьниц вплоть до конца подросткового возраста наблюдается противоречивость элементов образа личного будущего, а в юношеском – согласованность только отдельных элементов, что характерно для спортсменок младших возрастов возрастов.
Девушкам, вовлеченным в активные занятия спортом, будущее представляется в большинстве случаев позитивным и привлекательным как в целом, так и по отдельным сферам и личностно значимым темам (профессия, семья, спортивная деятельность и т.д.). Они зачастую могут аргументировать свою позицию. Респонденты, не занимающиеся спортом, чаще боятся будущего или демонстрируют безразличие по отношение к нему, и только в юношеском возрасте девушки начинают более позитивно относиться к личному будущему и отчасти аргументировать свою позицию. К тому же для девочек, которые занимаются спортом, характерна постановка целей в долгосрочной перспективе, начиная уже с младшего школьного возраста, что противопоставляется картине, наблюдаемой у тех, кто не вовлечен в спортивную сферу (т.к. у них долгосрочные цели появляются только к юношескому возрасту). Это может быть объяснено тем, что долгосрочная ориентация обусловлена стабильными, нормативными и позитивно воспринимающимися условиями окружающей среды (Разработка понятий…, 2021, с. 540), которые зачастую наблюдаются в спорте, где есть четкие правила, требования, критерии оценки, ритм жизни и т.п. Включенность в спортивную деятельность позволяет принимать во внимание отдаленные в пространстве и времени ситуации, а также прогнозировать будущее на основе событий в настоящем.
Таким образом, спортивная сфера создает условия, позволяющие:
- сосредоточиться на настоящем времени, на собственных достижениях;
- придерживаться определенного, достаточно стабильного образа жизни;
- в младшем школьном возрасте начать выделять личностно значимые темы, которые будут оставаться практически неизменными вплоть до юношеского возраста;
- определять, начиная с младшего школьного возраста, наиболее привлекательный вариант профессии, раскрывающей возможности самореализации;
- иметь достаточно детализированные представления об образе личного будущего;
- повысить понимание значимости института семьи, и сформировать уже в младшем школьном возрасте представления о будущей семье;
- осуществлять постановку целей в долгосрочной перспективе, начиная с младшего школьного возраста; Перспективой дальнейшего исследования является изучение роли отношений спортсменок с тренером и сверстниками, занимающимися спортом, как значимого компонента социальной ситуации развития для формирования образа личного будущего.
Выводы
- Структурно функциональная модель образа личного будущего, включает такие компоненты, как широта (тематическая наполненность и содержание), глубина (детализированность каждой темы), способность к целеполаганию (постановка ближних и дальних целей;), протяженность временной перспективы, эмоциональное отношение к будущему, предпочитаемая временная перспектива (как предпочтение актуального времени жизни); а также дополнительные характеристики: согласованность и субъективная значимость компонентов образа личного будущего.
- Сравнительный анализ выявил различия возрастных особенностей образа личного будущего у девушек, занимающихся спортом и их сверстниц, не вовлеченных в спортивные занятия. Образ личного будущего девушек, вовлеченных в активные занятия спортом, значительно отличается на всех возрастных этапах от сверстниц, не занимающихся спортом, по широте, глубине, согласованности, субъективной значимости и временной протяженности. У гимнасток на всех возрастных этапах тематическим содержанием и жизненными целями является спорт, профессия (тренер), семья, в то время, как у девушек-неспортсменок - профессия (четко не определена), и прагматические цели - финансовое благополучие, путешествия. В подростковом возрасте у девушек, не занимающихся спортом, образ личного будущего в большинстве случаев не определен. У спортсменок образ личного будущего более детализирован, характеризуется согласованностью, позитивной значимостью, имеет большую протяженность во времени и ориентирован на долгосрочные цели, начиная уже с младшего школьного возраста.
- Образ личного будущего у спортсменок характеризуется доминирующей темой— спортивной деятельностью во всех возрастных группах и стремлением к профессиональной самореализации в спортивной сфере, чаще всего в роли тренера. На всех возрастных этапах конструируются долгосрочные цели и позитивные, аргументированные представления о будущем. По мере взросления образ личного будущего непрерывно обогащается деталями, достигая максимальной разработанности в юношеском возрасте. Предпочтительная временная перспектива — «здесь и сейчас» как основа для построения конструктивного будущего.Начиная с младшего школьного возраста фиксируется устойчивый позитивный образ семьи, который с возрастом становится более детализированным и эмоционально насыщенным.
- Образ личного будущего у девушек, не занимающихся спортом характеризуются недостаточной детализированностью, широтой и согласованностью. цели носят общее, неопределённое содержание («чтобы всё было хорошо»); план достижения целей, даже при наличии желаемого результата, не выстраивается; настоящее оценивается менее значимым, чем прошлое или будущее. У подростков в большинстве случаев отсутствует образ личного будущего; нет профессиональных предпочтений даже в юношеском возрасте, в условиях обучения по конкретному профессиональному направлению. Тема семьи появляется только в юношеском возрасте - ранее либо игнорируется, либо воспринимается негативно.
