Введение
Феномен одиночества, известный ещё с античных времён, начал привлекать внимание исследователей различных областей науки сравнительно недавно. В древние времена представления об одиночестве являлись отрывочными в основном в форме частных рассуждений на житейском уровне и фиксировались редкими упоминаниями в теологической и художественной литературе [13]. Осмысление проблемы одиночества было многообразным: и если на Древнем Востоке перед одиночеством люди преклонялись, считая его необходимым для самопознания человека и его творческого развития, то в Древней Греции одиночество определялось как психическое состояние, имеющее исключительно яркую негативную окраску. Так, Аристотель и Платон описывали одиночество как зло, проклятье человечества, избавление от которого возможно лишь в наслаждении благом дружбы и любви [5].
Возрастающий интерес к проблеме одиночества объясняется спецификой развития современного общества. Качественные изменения элементов культуры, протекающие с большой скоростью, высокая степень расслоения общества, урбанизация и разобщенность людей в больших городах, подмена реального общения общением в социальных сетях и вызванная этим недостаточность глубоких эмоциональных контактов становятся причинами широкого распространения и углубления переживания одиночества среди людей всех возрастов. Рассмотрение проблемы одиночества в контексте культуры присутствует в работах Ф.Г. Майленовой [6], Л.Ф. Новицкой [9], В.И. Молчанова [8].
Проблема переживания одиночества не имеет достаточной разработанности в российских психологических исследованиях. Особенности переживания одиночества привлекают внимание исследователей, однако результатом их работы преимущественно является феноменологическое описание переживания одиночества, эмпирических исследований крайне мало, методический инструментарий для изучения данного переживания ограничен. На это указывал И.М. Слободчиков: «Несмотря на то, что на сегодняшний день в рамках научной литературы существует достаточное многообразие представлений об одиночестве и особенностях его проживания в различные возрастные периоды, до сих пор нет единого, целостного представления об этом феномене» [13]. Ввиду этого объектом нашего исследования стало переживание одиночества.
Одиночество является комплексным психологическим феноменом, который отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения. Это отметила С.Г. Корчагина и обозначила в качестве необходимого методологического этапа исследования одиночества рассмотрение его отдельных сторон, например, внешних и внутренних причин возникновения, роли ситуативного фактора в индивидуальном контексте переживания, зависимости от социальных преобразований в обществе и других [5]. Однако мы считаем, что подлинное понимание одиночества может быть достигнуто только в ходе выявления действительной истории развития данного явления.
Мы основываемся на взглядах И.М. Слободчикова, продолжающего идеи Л.С. Выготского и Ф.Е. Василюка, о переживании одиночества [2,3,8,9]. В соответствии с этими взглядами мы считаем, что
переживание одиночества – базовое переживание, которое сопровождает процесс личностного развития человека, а также имеет собственную структуру и закономерности развития.
Данную точку зрения подтверждают многочисленные исследования, которые свидетельствуют о важнейшей роли переживания одиночества в развитии личности: оно вызывает дискомфорт личности, имеет специфическую связь с личностной активностью (стимулируя или блокируя ее), влияет на социализацию и индивидуализацию человека [5,7,9].
Наиболее уязвимым к влиянию одиночества возрастом является подростковый возраст [4]. Для подростков, чьей ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками, в процессе которого они находят своё место в обществе, отчуждение от группы и переживание одиночества может оказаться одной из особо серьезных проблем, оказывающих деструктивное воздействие на формирование личности.
Мы рассматриваем подростковый возраст как этап осознания одиночества и первого подлинного столкновения с ним. Это обусловливается психологическими особенностями данного возраста – активным развитием рефлексии, открытием внутреннего мира, склонностью к самопознанию и сравнительному самоанализу. В связи с этим переживание одиночества в подростковом возрасте представляет для нас особую значимость.
Переживание одиночества подростками не имеет системного изучения, часто психология одиночества взрослых прямо используется для объяснения специфики переживания одиночества в подростковом возрасте. В рамках нашего исследования мы применяем возрастно-психологический подход к изучению переживания одиночества. Опираясь на работы отечественных психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина [3,10,11], мы разрабатываем проблему подросткового одиночества в контексте развития и, в частности, социальной ситуации развития. По нашему мнению, переживание одиночества выступает как механизм реагирования на дефицит значимых в этом возрасте отношений – дружеских и романтических.
Подростки всё больше начинают сближаться со своими сверстниками и отдаляться от родителей. В дружеских отношениях они удовлетворяют эмоциональные потребности и обретают ресурсы для решения задач развития. Поэтому отсутствие друзей или напряженные отношения с ними могут приводить к переживанию одиночества.
В старшем подростковом возрасте также особую значимость начинает играть любовь. Подростки приобретают первый опыт романтических отношений, благодаря которому учатся навыкам общения с представителями противоположного пола. Подростки, не испытавшие взаимной любви, могут чувствовать себя идущими не в ногу со сверстниками и переживать одиночество. Кроме того, разрыв романтических отношений при неустойчивой самооценке подростков может представлять собой угрозу для их психологического благополучия и приводить к переживанию отвержения, изоляции и одиночества.
В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить и изучить связь между переживанием одиночества подростков и наличием/отсутствием у них дружеских и романтических отношений, а также их особенностями.
Целью эмпирического исследования было выявление связи между переживанием одиночества и особенностями дружеских и романтических отношений подростков с помощью качественных и количественных методов исследования.
Гипотезами исследования служили предположения о наличии связи между:
- Переживанием одиночества и отсутствием друзей в подростковом возрасте;
- Переживанием одиночества и характером дружеских отношений в подростковом возрасте, а именно:
- наличие отрицательной связи между уровнем переживания одиночества и уровнем сердечности в дружеских отношениях подростков;
- наличие положительной связи между уровнем переживания одиночества и уровнем конфликтности в дружеских отношениях подростков;
- Переживанием одиночества и отсутствием романтических отношений в старшем подростковом возрасте.
Методы и методики
Для достижения поставленной цели нами была выбрана стратегия смешивания методов, которая включает качественный (анкетирование) и количественный (диагностические методики) этапы.
На качественном этапе исследования мы анализировали ответы подростков на открытые вопросы авторской анкеты. В структуру анкеты включены пять блоков вопросов:
- 1-ый блок (5 вопросов) - направлен на определение степени осведомленности подростка о переживании одиночества;
- 2-ой блок (6 вопросов) - предназначен для изучения представлений подростков об одиночестве;
- 3-ий блок (7 вопросов) - позволяет обратиться к субъективному переживанию одиночества подростков;
- 4-ый и 5-ый блоки (по 6 вопросов) - дублируют друг друга: направлены на определение особенностей дружеских и романтических отношений и их связи с переживанием одиночества.
На количественном этапе в качестве основного метода исследования использовался метод опроса. Нами были собраны данные в соответствии с задачами исследования с помощью привлечения следующих диагностических методик:
-
Измерение переживания одиночества
Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева [6]. Методика представляет собой опросник, содержащий 40 утверждений, с которыми нужно выразить степень своего согласия по 4-балльной шкале (1 = согласен, 2 = скорее не согласен, 3 = скорее согласен, 4 = согласен). Утверждения сгруппированы в 8 субшкал («Изоляция», «Самоощущение», «Отчуждение», «Дисфория», «Одиночество как проблема», «Потребность в компании», «Радость уединения», «Ресурс уединения») и 3 шкалы («Общее переживание одиночества», «Зависимость от общения», «Позитивное одиночество»).
-
Оценка особенностей дружеских отношений в подростковом возрасте
Методика ASRQ (Adult Sibling Relationship Questionnaire) в адаптации О.В. Алмазовой и Г.В. Бурменской [1], модифицированная для оценки дружеских отношений.
Данный опросник состоит из 69 вопросов и направлен на выявление двух факторов – сердечности (8 шкал: «Близость», «Эмоциональная поддержка», «Привязанность», «Практическая поддержка», «Знание», «Похожесть», «Восхищение», «Принятие») и конфликтности (4 шкалы: «Доминирование», «Конкуренция», «Ссоры», «Противоборство») дружеских отношений. Респондентам нужно выразить степень своего согласия по 5-балльной шкале, где «1» – это абсолютное несогласие (совсем не согласен, никогда и т. д.), а «5» – это абсолютное согласие (абсолютно согласен, очень часто, очень много и т. д.).
-
Оценка особенностей романтических отношений в подростковом возрасте
Методика ASRQ (Adult Sibling Relationship Questionnaire) в адаптации О.В. Алмазовой и Г.В. Бурменской [1], модифицированная для оценки романтических отношений. Также включает 69 вопросов и направлена на выявление перечисленных выше двух факторов.
Выборка
В исследовании приняли участие 57 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Большинство респондентов – учащиеся школ города Москвы и Московской области, но также представлены подростки из других регионов России. Ответы респондентов на вопросы анкеты и других диагностических методик собирались с помощью онлайн-форм.
У 52 подростков из выборки (91%) есть друзья, об отсутствии друзей сообщают только 9% респондентов. 16% испытуемых состоят в романтических отношениях. Все находящиеся в романтических отношениях подростки относятся к старшей подростковой группе. Младшие подростки из нашей выборки в романтических отношениях не состоят.
Результаты исследования
Переживание одиночества в подростковом возрасте
Для количественной оценки переживания одиночества в подростковом возрасте мы использовали дифференциальный опросник переживания одиночества Осина, Леонтьева (ДОПО-3) [10].
У подростков, принявших участие в исследовании, были представлены как негативные, так и позитивные формы переживания одиночества, которые соответствуют основным шкалам опросника – «Общее переживание одиночества», «Зависимость от общения», «Позитивное одиночество».
Наиболее низкие показатели получены по шкале «Общее переживание одиночества». У подавляющего большинства респондентов (87%) уровень общего переживания одиночества ниже среднего, и только у 7% испытуемых – выше среднего. Данный результат свидетельствует о том, что большинство подростков из нашей выборки не испытывает болезненного переживания одиночества, связанного с нехваткой близости или общения.
Распределение оценок по шкале «Зависимость от общения» близко к нормальному. Данный результат отражает специфическую для подросткового возраста потребность в общении со сверстниками, а также в принятии и признании с их стороны.
Наиболее высокие показатели получены по шкале «Позитивное одиночество». 48% подростков имеют уровень выраженности позитивного одиночества выше среднего. Полученные показатели отражают наличие у большинства респондентов положительных эмоций в ситуациях уединения, умение ценить их и самостоятельно инициировать.
Количественную оценку переживания одиночества мы дополнили качественным анализом ответов на вопросы анкеты. Он позволил нам раскрыть субъективное содержание переживания одиночества в подростковом возрасте.
Принявшие участие в исследовании подростки сообщают, что они переживают одиночество каждый день (5%), часто (19%), иногда (9%), редко (46%), никогда (21%). Респонденты, ответившие «никогда» и «редко», преимущественно являются юношами, что может отражать наличие у них сложностей в осознании и вербализации своих переживаний. То есть 79% подростков из выборки имеют опыт переживания одиночества, что согласуется с нашими представлениями об одиночестве как о базовом переживании личности.
Меньшая часть респондентов (8%) утверждает, что переживает одиночество постоянно. Они имеют более высокие показатели по шкале «Общее переживание одиночества» ДОПО-3. Исходя из этого, мы сделали вывод, что опросник позволяет выявить только крайние случаи переживания одиночества.
Несмотря на выраженность позитивной формы переживания одиночества у подростков (согласно ДОПО-3), лишь 7% подростков из выборкиp переживали одиночество позитивным образом, которое связано с ощущениями расслабления, легкости и гармонии.
У подавляющего большинства подростков переживание одиночества сопровождается следующими эмоциональными и соматическими проявлениями:
- грусть, обида, опустошение, тоска, печаль;
- тревога;
- отвращение к себе, чувство собственной неполноценности;
- головная боль, боль в животе, тошнота, отсутствие аппетита, слабость.
Таким образом, ДОПО-3 позволил нам выявить декларируемые представления об одиночестве у подростков, а анкета – личный опыт переживания одиночества.
Особенности дружеских и романтических отношений в подростковом возрасте
Нам было важно определить значимость дружеских и романтических отношений для подростков.
Мы попросили подростков перечислить наиболее значимые в их жизни отношения. Чаще всего подростки называют родителей (58%) и друзей (41%). На первом месте оказываются родители, поскольку они, по мнению подростков, никогда не предадут их и всегда будут с ними. Данный результат демонстрирует повышение в подростковом возрасте значимости фигуры сверстника и уменьшение значимости фигуры родителя. Эти отношения не взаимозаменяемы, родитель по-прежнему играет важнейшую роль в жизни подростка. Однако с друзьями подростки могут быть более откровенными, доверять им то, чем не могут поделиться с родителями, и не бояться осуждения. Также, со слов респондентов, друзей от родителей отличает то, что их подросток выбирает самостоятельно и создает с ними сильную эмоциональную связь.
У большинства подростков из выборки (91%) есть друзья, об отсутствии друзей сообщают только 9% респондентов. 7% подростков отмечают, что не считают своих друзей настоящими, 3% – затрудняются ответить, а остальные – считают их настоящими, т. к. им можно доверять, они всегда помогут и поддержат, дружба с ними прошла проверку временем и жизненными трудностями.
Для выявления специфики дружеских отношений мы использовали «Опросник взрослых сиблинговых отношений» (ASRQ) адаптации Г. В. Бурменской и О. В. Алмазовой [1], модифицированный для дружеских отношений – ASRQ-F.
По всем шкалам фактора «Сердечность» получены более высокие показатели, чем по шкалам фактора «Конфликтность». Наиболее высокие средние значения получены по шкалам «Эмоциональная поддержка» и «Принятие». Наиболее низкие – по шкалам «Доминирование», «Конкуренция» и «Противоборство».
Значит, дружеские отношения подростков отличаются безусловным принятием и дают им возможность удовлетворить свои эмоциональные потребности. Подростки общаются с друзьями на равных, они внимательны к желаниям, привычкам и стараниям друг друга.
Только 16% респондентов состоят в романтических отношениях. Все они являются старшими подростками. Среди старших подростков респонденты, находящиеся в романтических отношениях, составляют 37,5%.
В качестве наиболее значимых в своей жизни отношений только одна девушка называет романтические отношения. Их значимость она объясняет тем, что ее парень любит ее и всегда готов поддержать в трудной ситуации.
Чтобы изучить особенности романтических отношений подростков мы использовали «Опросник взрослых сиблинговых отношений» (ASRQ), в адаптации О. В. Алмазовой и Г. В. Бурменской [1], модифицированный для оценки романтических отношений – ASRQ-R. Подростки, не состоящие в романтических отношениях, пропускали данный этап исследования.
По всем шкалам фактора «Сердечность» получены показатели выше среднего. Наибольшую выраженность имеют шкалы «Эмоциональная поддержка», «Знание», «Восхищение». Показатели шкал фактора «Конфликтность» ниже среднего, за исключением шкалы «Ссоры».
Соответственно, романтические отношения подростков отличаются высоким уровнем сердечности. В них так же, как и в дружбе, они могут удовлетворить свои эмоциональные потребности. Любимый человек является предметом восхищения, поэтому он получает со стороны партнера одобрение действий, слов и поступков, что позитивно влияет на становление личности подростка.
Мы сравнили оценки аспектов взаимоотношений с другом и романтическим партнером. Мы воспользовались критерием Вилкоксона для двух зависимых выборок. На Рисунке 1 приведен график сравнения оценок разных аспектов дружеских и романтических отношений, построенный исходя из средних значений.
Рисунок 1. Сравнение оценок аспектов дружеских и романтических отношений подростков (по средним значениям)
Мы получили значимые различия по шкале «Ссоры» (критерий Вилкоксона, p<0,05). Различия по шкалам «Доминирование» и «Противоборство» проявились на уровне тенденции (0,1>p>0,05). Значит, романтические отношения подростков являются более конфликтными, чем дружеские. Это можно обосновать наличием определенных запросов по отношению к партнеру, которым он должен соответствовать, и обязательств подростков друг перед другом. Границы и требования в дружеских отношениях более расплывчатые и гибкие.
Отвечая на вопросы анкеты, подростки сообщают, что романтические отношения отличаются от дружеских – наличием чувства любви. Страсть, тактильные прикосновения и чувство защищенности могут быть только в романтических отношениях.
Таким образом, особую значимость в подростковом возрасте приобретают дружеские отношения со сверстниками. В них подростки удовлетворяют свои эмоциональные потребности. Старшие подростки приобретают первый опыт любви и романтических отношений, однако для большинства подростков эти отношения не являются значимыми.
Связь между переживанием одиночества и особенностями дружеских и романтических отношений в подростковом возрасте
Перейдем к описанию связи между переживанием одиночества и особенностями дружеских и романтических отношений в подростковом возрасте, которая была выявлена нами в ходе исследования.
С помощью критерия Манна-Уитни была проведена оценка различий в уровне переживания одиночества подростков, имеющих друзей, и подростков без друзей, а также состоящих в романтических отношениях подростков и подростков без отношений.
Выявлены значимые различия (p<0,05) в уровне переживания одиночества между подростками, у которых есть друзья и у которых они отсутствуют. Подростки, которые сообщают о наличии друзей, характеризуются более низким уровнем переживания одиночества, чем подростки, у которых нет друзей.
Значимые различия между подростками, состоящими в романтических отношениях, и подростками без отношений отсутствуют. Это может быть вызвано тем, что большинство подростков из нашей выборки не состоит в романтических отношениях. Однако это можно также объяснить тем, что романтические отношения даже в старшем подростковом возрасте не имеют такой значимости, как дружеские. Данный вопрос требует дальнейшего изучения.
Чтобы проверить, как взаимодействие условий наличия/отсутствия друзей и романтических отношений статистически связано с переживанием одиночества подростков, мы разделили подростков на 4 группы: 1) подростки, у которых нет друзей и романтических отношений (9%); 2) подростки, у которых есть друзья, но нет романтических отношений (75%); 3) подростки, у которых нет друзей, но есть романтические отношения (0%); 4) подростки, у которых есть друзья и романтические отношения (16%). В нашей выборке не встретились подростки, относящиеся к третьей группе.
С помощью непараметрического метода сравнения нескольких независимых выборок мы выявили различия в переживании одиночества подростков в выделенных группах. По шкале «Общее переживание одиночества» были выявлены значимые различия (критерий Краскела-Уоллиса, p<0,05). Подростки, не имеющие друзей и отношений, характеризуются наиболее высоким уровнем переживания одиночества.
Также мы сравнили группы попарно с помощью непараметрического метода сравнения двух независимых выборок. Данный анализ позволил сделать следующие выводы:
- подростки, имеющие друзей, вне зависимости от статуса отношений обладают низким уровнем переживания одиночества;
- у подростков, у которых есть друзья, наличие/отсутствие романтических отношений не связано с уровнем переживания одиночества.
На данный момент, согласно полученным данным, мы можем говорить только о важнейшей роли дружбы в переживании одиночества. Чтобы прояснить данную связь и выяснить, какие аспекты дружеских отношений связаны с переживанием одиночества в подростковом возрасте, мы использовали корреляционный анализ. Мы проверили связи между шкалами опросников ДОПО-3 и ASRQ-F. На Рисунке 2 приведена корреляционная плеяда по результатам анализа.
Рисунок 2. Корреляционная плеяда для шкал опросников ДОПО-3 и ASRQ-F
Большинство шкал ДОПО-3 имеет связи со шкалами ASRQ-F, преимущественно со шкалами фактора «Сердечность». Подавляющее большинство этих связей отрицательные. Наибольшее количество значимых связей принадлежит шкалам «Близость», «Знание» и «Восхищение». Наиболее сильные связи наблюдаются со шкалой «Близость».
Соответственно, недостаточная выраженность сердечности дружеских отношений – низкий уровень близости, знания, привязанности, эмоциональной поддержки, восхищения, принятия, похожести и практической поддержки – связана с переживанием одиночества.
Большинство аспектов дружеских отношений отрицательно связано с субшкалами «Изоляция», «Самоощущение», «Отчуждение» и шкалой «Общее переживание одиночества». Недостаток сердечности в дружеских отношениях связан с актуальной выраженностью переживания изоляции, нехваткой эмоциональной близости и осознанием подростком себя как одинокого человека.
Только одна шкала фактора «Конфликтность» имеет значимые связи со шкалами ДОПО-3 – шкала «Доминирование». Шкала «Доминирование» отрицательно связана с позитивным переживанием одиночества.
Подростки, чьи дружеские отношения характеризуются доминированием, склонны избегать ситуаций уединения. В силу того, что они не уверены в своих друзьях, они испытывают страх отдалиться от них на время и в результате потерять вовсе. С другой стороны, подростки, еще не открывшие для себя позитивные аспекты переживания одиночества, не могут оставаться наедине с собой и стараются постоянно находиться в контакте со своим другом, иногда против его желания.
Конфликтные аспекты дружеских отношений не связаны с общим уровнем переживания одиночества. При наличии ссор, конкуренции, доминирования и противоборства в дружбе подросток не чувствует себя более одиноким.
То есть, переживание одиночества в подростковом возрасте связано с недостатком теплоты, близости и сердечности в дружеских отношениях. А конфликтность дружеских отношений связана с невозможностью переживать одиночество позитивным образом.
Кроме того, с помощью вопросов анкеты мы узнали у подростков, какие особенности дружеских отношений и специфические ситуации могут стать для них причиной переживания одиночества. На вопрос «Какие проблемы в отношениях с другом, его поступки могут заставить вас чувствовать себя одиноко?» меньшая часть респондентов (14%) отвечает «никакие». Все они являются юношами. У остальных подростков (86%) переживание одиночества бывает связано с характером дружеских отношений и/или поведением своего друга. Подростки сообщают, что их переживание одиночества может быть обусловлено:
- Фрустрацией эмоциональных потребностей (26%). Переживание одиночества может быть связано с равнодушием друга, невнимательностью к чувствам подростка, непониманием, отсутствием взаимности, эмпатии и поддержки.
- Предательством (25%). В ситуациях, когда друг подростка уделяет больше внимания другим, рассказывает им его секреты, обсуждает его за спиной и лжет, подросток склонен испытывать ревность и переживать одиночество.
- Ссорами, недопониманием, разногласиями (21%). Расхождение точек зрения, конфликт мнений, осуждение другом собственной позиции подростка может приводить к переживанию одиночества.
- Игнорированием, недостатком общения, прекращением общения (19%). В ситуациях, когда дружеское общение обедняется или завершается по инициативе друга подростка без обсуждения причин этого, подросток может чувствовать себя одиноким.
Наиболее важным аспектом дружеских отношений является возможность удовлетворения эмоциональных потребностей. Их фрустрация связана с переживанием одиночества.
Результаты корреляционного исследования показали отсутствие связи между уровнем переживания одиночества и уровнем конфликтности дружеских отношений. Однако подростки отвечают, что ссоры и конфликты с другом, заставляют их чувствовать себя одинокими. Подробный анализ ответов подростков показывает, что за декларируемой конфликтностью дружеских отношений также стоит фрустрация эмоциональных потребностей. Ссоры и разногласия возникают на почве непонимания и невысказанных чувств, что характерно для низкого уровня сердечности дружеских отношений.
Обсуждение результатов
С помощью авторской анкеты и апробированных на российской выборке диагностических методик мы исследовали особенности переживания одиночества в подростковом возрасте и его связь с особенностями дружеских и романтических отношений подростков.
По результатам исследования выявлена специфика переживания одиночества в подростковом возрасте, а также её связь с особенностями социальной ситуации развития.
Мы обнаружили связь между уровнем переживания одиночества и отсутствием/наличием друзей у подростков, а также между уровнем переживания одиночества и характеристиками дружеских отношений в младшем и старшем подростковом возрасте (первая и вторая гипотезы исследования подтвердились). Подростки, которые сообщают о наличии друзей, характеризуются более низким уровнем переживания одиночества, чем подростки, у которых нет друзей. Переживание одиночества в подростковом возрасте связано с недостатком теплоты, близости и сердечности в дружеских отношениях.
Данные результаты согласуются с полученными в более ранних исследованиях [4], где также было обнаружено, что трудности в общении со сверстниками являются точным предиктором переживания одиночества у подростков. Недостаток понимания со стороны ровесников, отсутствие достаточного общения со сверстниками, отсутствие близких друзей или трудности в общении с ними связаны с переживанием одиночества.
Наше исследование расширило имеющиеся представления, продемонстрировав, что конфликтность дружеских отношений не связана с уровнем общего переживания одиночества. Она связана с невозможностью подростков переживать одиночество позитивным образом.
Связь между уровнем переживания одиночества и наличием/отсутствием романтического партнера у старших подростков не обнаружена (третья гипотеза исследования не подтвердилась). Однако исследования зарубежных психологов показывают, что подростки, которые не испытали такое нормативное событие, как взаимная любовь и романтические отношения, к середине 11-го класса (16-17 лет), могут сообщать о переживании одиночества [12]. Данное рассогласование результатов может быть связано с ограничениями выборки, этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Полученные данные демонстрируют важную роль дружеских отношений в переживании одиночества и дают ключ к работе с ним. Для преодоления одиночества в младшем и старшем подростковом возрасте необходимо фокусироваться на конкретных аспектах значимых отношений и оптимизировать данные отношения. Основная работа психологов с одинокими подростками должна быть направлена на гармонизацию их отношений с друзьями, развитие навыков социальной коммуникации, развитие программ социально-психологической и социально-педагогической помощи в переживании одиночества.
Ограничениями нашей работы являются особенности выборки: соотношение юношей и девушек; подростков с друзьями и без друзей; подростков, состоящих в романтических отношениях, и подростков без отношений. Также используемые в данной работе диагностические методики – ASRQ-F и ASRQ-R – не адаптированы для подростковой выборки. Поэтому большое внимание в нашей работе мы уделяли результатам, полученным с помощью авторской анкеты.
Таким образом, данная работа открывает перспективы и направления дальнейшего продвижения научной мысли и разработки программ помощи.
Выводы
- Подавляющее большинство подростков имеет опыт переживания одиночества: только 21% подростков сообщает, что никогда не переживали одиночества, остальные (79%) – переживают одиночества каждый день (5%), часто (19%), иногда (9%), редко (46%).
- Подростки имеют позитивные представления об одиночестве – они осознают возможности, которое оно предоставляет для их личностного развития. Однако личный опыт переживания одиночества подростков связан с негативными эмоциональными и соматическими проявлениями.
- Наиболее значимыми отношениями в жизни подростков являются отношения с родителями (58%). Однако в подростковом возрасте чрезвычайную важность приобретают также дружеские отношения со сверстниками (41%). Друзья для подростка становятся наравне с родителями, их отношения характеризуются высоким уровнем сердечности. В общении со сверстниками подростки удовлетворяют свои эмоциональные потребности и чувствуют понимание, которого не могут получить от родителей.
- Некоторые старшие подростки (16%) вступают в романтические отношения. Однако значимыми эти отношения считает только одна девушка. Романтическим отношениям подростков так же, как и дружеским, свойственен высокий уровень сердечности. При этом романтические отношения отличаются от дружеских более высоким уровнем конфликтности и наличием чувства любви, сопряженным со страстью, тактильными прикосновениями и чувством защищенности.
- Выявлены различия в уровне переживания одиночества между подростками, у которых есть друзья и у которых они отсутствуют. Подростки, которые сообщают о наличии друзей, характеризуются более низким уровнем переживания одиночества, чем подростки, у которых нет друзей.
- Переживание одиночества связано с характеристиками дружеских отношений. Общее переживание одиночества в подростковом возрасте связано с недостатком теплоты, близости и сердечности в дружеских отношениях. А конфликтность дружеских отношений связана с невозможностью переживать одиночество позитивным образом. Конфликтность дружеских отношений с общим уровнем переживания одиночества не связана.
- Различия в уровне переживания одиночества между подростками, состоящими в романтических отношениях, и подростками без отношений не выявлены.
