Альманах №31
29.12.2017 Дата публикации статьи: 29.12.2017
Альманах №31 · Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре
Альманах №31 · Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре

Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля

Бирюкова Е.Г. Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
Герасимова А.М. Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
Павлова Н.Н. Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
Свиридова Т.В. Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва

В педиатрии медицинская сестра проводит с пациентами большую часть времени. Качество коммуникации с ней влияет на психологическое состояние больного, его отношение к процедурам и режиму лечения 1. Поэтому на факультетах высшего сестринского образования слушатели получают подготовку по общим вопросам деонтологии и психологии. Психологические знания должны способствовать решению многих практических вопросов, которые возникают в ходе профессиональной деятельности: прием пациентов в отделении, осуществление ухода и контроль состояния больного, выполнение врачебных назначений, подготовка и помощь в проведении инструментальных методов исследования, осуществление рутинных и сложных медицинских манипуляций. Разнообразие ситуаций и форм взаимодействия медицинской сестры и ребенка определяет необходимость наличия значительно большего объема психологических знаний, чем тот, что предоставляется в рамках учебного процесса.

Недостаточность психологической подготовки и отсутствие умений применять на практике полученную в процессе обучения информацию подтверждаются результатами анкетирования, проведенного среди 157 медицинских сестер с опытом работы более 10 лет в профильных отделениях ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» МЗ РФ в 2014-2017 гг. Все респонденты указали 2-3 ситуации, в ходе которых у них возникают трудности выполнения своих функциональных обязанностей в силу нехватки психологических знаний:

  • установление эффективной коммуникации с ребенком и родителями – 71,2 %;
  • оказание эмоциональной поддержки ребенку и родителям в стрессовой ситуации – 65,4 %;
  • создание для пациентов комфортных условий в процессе проведения врачебных манипуляций и пребывания в отделении – 38,1 %;
  • обучение родителей и детей самостоятельному выполнению рутинных процедур – 27,5 %;
  • профилактика собственного эмоционального выгорания – 69,2 %.

Эти данные стали основанием для организации и проведения курса занятий с целью повышения компетентности среднего медицинского персонала учреждения в области общей и детской психологи. Данный курс включал в себя различные формы обучения и взаимодействия специалистов медицинского и психологического профиля:

  • непосредственное сотрудничество в процессе оказания медицинской помощи;
  • обсуждение и поиск подходящих способов общения с пациентом;
  • психолого-педагогическое просвещение (лекции, семинары, тренинги);
  • экспертная помощь специалистов психолого-педагогического профиля;
  • проведение сеансов психологической разгрузки для профилактики эмоционального выгорания.

Для большинства медицинских сестер наиболее частой проблемой является установление контакта с ребенком и его родителями. Это связано с тем, что в учреждениях педиатрии ребенок не единственный субъект процесса общения. Конструктивное взаимодействие следует установить с каждым участником лечебного процесса. Этот момент можно считать наиболее важным, т.к. не редко, он определяет отношение ребенка и родителей к конкретному медицинскому учреждению и к лечению в целом.

Когда дети находятся в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а специалистам требуется в короткие сроки установить контакт с ребенком (в ходе профилактического осмотра или при выполнении рутинных процедур (забор крови, измерение пульса/давления), правила взаимодействия определяются его возрастными особенностями. Поэтому несколько лекционных часов посвящено основам психологии развития и практическими приемами работы с детьми различного возраста.

Обсуждая прикладные вопросы психологии развития, важно обратить внимание медсестер на то, что дети раннего возраста плохо понимают смысл и назначение посещения поликлиники, не в полном объеме воспринимают обращенную речь, быстро устают, не умеют самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, привязаны к маме, настороженно относятся ко всему новому. При работе с маленькими пациентами необходимо выстраивать общение с ребенком через маму, так как она знает психологические особенности ребенка и умеет управлять его поведением. Специалист кратко и спокойно в доступной форме должен предоставить родителям необходимую информацию о том, что и как он будет делать. Полученные от медсестры сведения должны быть достаточными для сохранения родителями самообладания и стабильного эмоционального состояниея поняли ситуацию и предприняли необходимые действия для того, чтобы процесс медицинского осмотра прошел максимально продуктивно. Осуществлять осмотр лучше в первой половине дня, действовать уверенно и быстро, избегая длительных уговоров 2.

Во время контакта с ребенком дошкольного возраста медсестрам следует учитывать возросшие психические возможности детей (в частности, способность хорошо понимать речь). Необходимо обучить медсестру приемам общения с дошкольниками: спокойная, простая и уверенная речь, умение четко и кратко разъяснять суть медицинской манипуляции. Важно также научить специалиста приемам игрового взаимодействия, что позволит превратить обычную медицинскую процедуру в сюжетную или ролевую игру. Создание в процессе медицинского осмотра игровых ситуаций (например, при измерении температуры, прослушивании легких фонендоскопом, осмотре ротовой полости, ингаляции) позволит заинтересовать и тем самым успокоить ребенка.

При сборе анамнестических данных, жалоб и непосредственном визуальном осмотре подростков медсестрам следует учитывать их повышенное внимание, нередко стеснение своего тела. Взаимодействие с детьми этого возраста требует особой чуткости, соблюдения интимности. Со старшими школьниками лучше выстраивать партнерское общение, предоставлять школьнику основную информацию о состоянии его здоровья, а также в виде обучающего диалога разъяснять смысл медицинских процедур, правила и порядок осмотра, обучать навыкам ухода и выполнения врачебных рекомендаций.

Наладить контакт с родителями детей медсестрам поможет соблюдение общих правил краткосрочной коммуникации:

  • спокойный дружелюбный тон общения; формулирование точных и кратких высказываний в утвердительной форме;
  • избегание приказов, нравоучений, критики;
  • использование приемов активного слушания и умение мысленно дистанцироваться от собеседника в ситуации конфликта.

Особого внимания заслуживают случаи отказов ребенка или родителей от контакта с медперсоналом, а также следующие особенности поведения ребенка/мамы на первичном осмотре, требующие незамедлительного информирования лечащего врача и рекомендации направления к психологу:

  • повышенная раздражительность, тревожность или, наоборот, излишняя замкнутость и скованность;
  • нарушение норм и правил социального поведения, конфликтность;
  • наличие на теле ребенка ран, следов побоев;
  • выраженное напряжение в общении ребенка и родителей;
  • пренебрежительное отношение взрослых к выполнению рекомендаций врача (несоблюдение врачебных рекомендаций, графика вакцинаций).

Ситуация ухудшения состояния здоровья или обострения хронического заболевания ребенка в сочетании с нестабильным психологическим состоянием ребенка и родителей (в рамках диспансерного наблюдения или госпитализации в круглосуточный стационар) предполагает индивидуальный подход и более длительный контакт с семьей, который требует больших эмоциональных затрат. В связи с этим медсестры педиатрической клиники нуждаются в дополнительной подготовке в области психологии кризисных ситуаций. Целесообразно этому аспекту работы уделить несколько лекционных и практических занятий.

Снижению эмоционального напряжения у родителей и постепенному включению их в целенаправленную активность по уходу за больным ребенком способствует реализация основных правил общения медперсонала в кризисных ситуациях: краткие безоценочные формулировки ответов на вопросы родителей, четкие и понятные рекомендации с пошаговым планом конкретных действий 3.

Доверительное общение с ребенком и родителями, профессиональная включенность и внимательное отношение, создание эмоционально комфортных условий в процессе проведения медицинских процедур, являются залогом полноценного осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий, а также позитивного восприятия медицинского учреждения маленькими пациентами и родителями.

Еще одним условием результативной профессиональной коммуникации является правильная организация рабочего пространства 4. Консультирование по вопросам оснащения и создания сенсорной среды в медицинском кабинете – это еще одно направление междисциплинарного взаимодействия. В кабинетах для детей раннего и дошкольного возрастов психологи помогают подобрать необходимый игровой инструментарий. В частности, детям раннего возраста подойдут крупные, яркие, хорошо моющиеся игрушки, с подвижными, светящимися или звучащими деталями, сюрпризным элементом. Дошкольникам подойдут игрушки и предметы для организации сюжетной игры, персонажи популярных детских мультфильмов, а также дидактические пособия для конструирования.

Полезным элементом организации пространства кабинета для школьников является оформление стен при помощи ярких, наглядных постеров, просто и доступно демонстрирующих процесс проведения непривычных, и потому кажущихся опасными детям и родителям, манипуляций. Они дадут им возможность получить нужную информацию и успокоиться, пока медицинская сестра заполняет необходимую документацию. Особого внимания заслуживает специальное оборудование или технические средства (сенсорные или водные настенные панели), которое можно эффективно использовать для гармонизации эмоционального состояния мамы и ребенка. Применение успокаивающего видеоряда, расслабляющей музыки для мамы или короткого мультфильма/музыкального клипа для ребенка позволят значительно облегчить проведение болезненных или сложных, длительных медицинских манипуляций.

В ситуации, когда, несмотря ни на какие ухищрения взрослых, ребенок отказывается от лечения, плачет, психологи рекомендуют медсестрам (если процедура не требует безотлагательного выполнения по состоянию здоровья ребенка) договориться с мамой о переносе посещения на другой день. Предоставляется возможность ребенку поиграть в кабинете, успокоиться, а по возможности, посетить консультацию детского психолога, в ходе которой могут быть уточнены причины происходящего и найдены пути предупреждения возникновения аналогичных проблем. Это важно для того, чтобы у семьи не сохранялся негативный опыт посещения медицинского кабинета и/или конкретного специалиста.

Вопрос организации сенсорного пространства не менее важен для помещений педиатрического стационара. Правильная организация детского досуга позволит уменьшить число проблем с нарушением лечебного режима детьми и недовольства со стороны родителей. Психолог помогает распределению пациентов по палатам с учетом их индивидуальных личностных характеристик, возрастных и психологических особенностей, создает условия для удовлетворения потребности в деятельности и общении, содействует включению пациентов в различные посильные виды активности (например, конструирование, настольные игры, творчество). Психологи принимают участие в обучении детей соблюдению графика медицинских назначении, а также знакомят медицинских сестер с техниками обучения родителей выполнению различных медицинских процедур. Использование психологических приемов в своей профессиональной деятельности (например, поэтапная демонстрация медицинской процедуры, фиксация внимания на позитивных/негативных изменениях в состоянии ребенка) позволяет предупредить возникновение у родителей ошибок при выполнении врачебных рекомендаций, сформировать навыки ухода, а значит, повысить приверженность лечению.

Большой поток пациентов, высокая степень ответственности за их жизнь и здоровье, частая смена видов деятельности, интенсивность труда приводят к значительным психологическим затратам, поэтому еще одним направлением психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности медработников является профилактика их эмоционального выгорания и повышение стрессоустойчивости. С этой целью психологами проводятся регулярные тренинги личностного роста и сеансы релаксации в сенсорных комнатах, где специально организованные условия среды (зрительные, тактильные, звуковые стимулы) способствуют психологической разгрузке 5. В кризисных ситуациях медсестрам оказывается краткосрочная психологическая помощь.

Как показал многолетний опыт нашей работы, междисциплинарное сотрудничество медсестры со специалистами психолого-педагогического профиля позволяет ей более качественно выполнить свои профессиональные обязанности и сохранить свои личностные ресурсы. Психолого-педагогическое сопровождение медицинского персонала способствует реализации комплексного личностно-ориентированного подхода к лечению ребенка и повышению качества социальной среды, в которой реализуется восстановление его здоровья.

  • 1. Профилактическая педиатрия / ред. А.А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2012. - 484 с.
  • 2. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. – М.: ЛОГОМАГ, 2014. – 266 с.
  • 3. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам: учебное пособие. Дубна: Гос. Ун-т «Дубна», 2016. -144 с.
  • 4. Афонина М.С. Особенности организации взаимодействия медицинской сестры с детьми раннего и дошкольного возраста в процессе их лечения // Главная медицинская сестра. 2015. 7.C. 8-15.
  • 5. Спивак И.М., Бирюкова И.М., Артамонова И.Л. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему (саногенному) аоведению // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XLIII междунар. Науч.-практ. Конф. №8(43).- Новосиб

Библиография


Бирюкова Е.Г., Герасимова А.М., Павлова Н.Н., Свиридова Т.В. Направления междисциплинарного взаимодействия среднего медицинского персонала педиатрического учреждения и специалистов психолого-педагогического профиля. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №31 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/the-direction-of-interdisciplinary-cooperation-of-nursing-staff-of-pediatric-institutions-and-specialists-of-psychological-and-pedagogical-profile (Дата обращения: 28.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности