В педиатрии медицинская сестра проводит с пациентами большую часть времени. Качество коммуникации с ней влияет на психологическое состояние больного, его отношение к процедурам и режиму лечения 1. Поэтому на факультетах высшего сестринского образования слушатели получают подготовку по общим вопросам деонтологии и психологии. Психологические знания должны способствовать решению многих практических вопросов, которые возникают в ходе профессиональной деятельности: прием пациентов в отделении, осуществление ухода и контроль состояния больного, выполнение врачебных назначений, подготовка и помощь в проведении инструментальных методов исследования, осуществление рутинных и сложных медицинских манипуляций. Разнообразие ситуаций и форм взаимодействия медицинской сестры и ребенка определяет необходимость наличия значительно большего объема психологических знаний, чем тот, что предоставляется в рамках учебного процесса.
Недостаточность психологической подготовки и отсутствие умений применять на практике полученную в процессе обучения информацию подтверждаются результатами анкетирования, проведенного среди 157 медицинских сестер с опытом работы более 10 лет в профильных отделениях ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» МЗ РФ в 2014-2017 гг. Все респонденты указали 2-3 ситуации, в ходе которых у них возникают трудности выполнения своих функциональных обязанностей в силу нехватки психологических знаний:
- установление эффективной коммуникации с ребенком и родителями – 71,2 %;
- оказание эмоциональной поддержки ребенку и родителям в стрессовой ситуации – 65,4 %;
- создание для пациентов комфортных условий в процессе проведения врачебных манипуляций и пребывания в отделении – 38,1 %;
- обучение родителей и детей самостоятельному выполнению рутинных процедур – 27,5 %;
- профилактика собственного эмоционального выгорания – 69,2 %.
Эти данные стали основанием для организации и проведения курса занятий с целью повышения компетентности среднего медицинского персонала учреждения в области общей и детской психологи. Данный курс включал в себя различные формы обучения и взаимодействия специалистов медицинского и психологического профиля:
- непосредственное сотрудничество в процессе оказания медицинской помощи;
- обсуждение и поиск подходящих способов общения с пациентом;
- психолого-педагогическое просвещение (лекции, семинары, тренинги);
- экспертная помощь специалистов психолого-педагогического профиля;
- проведение сеансов психологической разгрузки для профилактики эмоционального выгорания.
Для большинства медицинских сестер наиболее частой проблемой является установление контакта с ребенком и его родителями. Это связано с тем, что в учреждениях педиатрии ребенок не единственный субъект процесса общения. Конструктивное взаимодействие следует установить с каждым участником лечебного процесса. Этот момент можно считать наиболее важным, т.к. не редко, он определяет отношение ребенка и родителей к конкретному медицинскому учреждению и к лечению в целом.
Когда дети находятся в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а специалистам требуется в короткие сроки установить контакт с ребенком (в ходе профилактического осмотра или при выполнении рутинных процедур (забор крови, измерение пульса/давления), правила взаимодействия определяются его возрастными особенностями. Поэтому несколько лекционных часов посвящено основам психологии развития и практическими приемами работы с детьми различного возраста.
Обсуждая прикладные вопросы психологии развития, важно обратить внимание медсестер на то, что дети раннего возраста плохо понимают смысл и назначение посещения поликлиники, не в полном объеме воспринимают обращенную речь, быстро устают, не умеют самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, привязаны к маме, настороженно относятся ко всему новому. При работе с маленькими пациентами необходимо выстраивать общение с ребенком через маму, так как она знает психологические особенности ребенка и умеет управлять его поведением. Специалист кратко и спокойно в доступной форме должен предоставить родителям необходимую информацию о том, что и как он будет делать. Полученные от медсестры сведения должны быть достаточными для сохранения родителями самообладания и стабильного эмоционального состояниея поняли ситуацию и предприняли необходимые действия для того, чтобы процесс медицинского осмотра прошел максимально продуктивно. Осуществлять осмотр лучше в первой половине дня, действовать уверенно и быстро, избегая длительных уговоров 2.
Во время контакта с ребенком дошкольного возраста медсестрам следует учитывать возросшие психические возможности детей (в частности, способность хорошо понимать речь). Необходимо обучить медсестру приемам общения с дошкольниками: спокойная, простая и уверенная речь, умение четко и кратко разъяснять суть медицинской манипуляции. Важно также научить специалиста приемам игрового взаимодействия, что позволит превратить обычную медицинскую процедуру в сюжетную или ролевую игру. Создание в процессе медицинского осмотра игровых ситуаций (например, при измерении температуры, прослушивании легких фонендоскопом, осмотре ротовой полости, ингаляции) позволит заинтересовать и тем самым успокоить ребенка.
При сборе анамнестических данных, жалоб и непосредственном визуальном осмотре подростков медсестрам следует учитывать их повышенное внимание, нередко стеснение своего тела. Взаимодействие с детьми этого возраста требует особой чуткости, соблюдения интимности. Со старшими школьниками лучше выстраивать партнерское общение, предоставлять школьнику основную информацию о состоянии его здоровья, а также в виде обучающего диалога разъяснять смысл медицинских процедур, правила и порядок осмотра, обучать навыкам ухода и выполнения врачебных рекомендаций.
Наладить контакт с родителями детей медсестрам поможет соблюдение общих правил краткосрочной коммуникации:
- спокойный дружелюбный тон общения; формулирование точных и кратких высказываний в утвердительной форме;
- избегание приказов, нравоучений, критики;
- использование приемов активного слушания и умение мысленно дистанцироваться от собеседника в ситуации конфликта.
Особого внимания заслуживают случаи отказов ребенка или родителей от контакта с медперсоналом, а также следующие особенности поведения ребенка/мамы на первичном осмотре, требующие незамедлительного информирования лечащего врача и рекомендации направления к психологу:
- повышенная раздражительность, тревожность или, наоборот, излишняя замкнутость и скованность;
- нарушение норм и правил социального поведения, конфликтность;
- наличие на теле ребенка ран, следов побоев;
- выраженное напряжение в общении ребенка и родителей;
- пренебрежительное отношение взрослых к выполнению рекомендаций врача (несоблюдение врачебных рекомендаций, графика вакцинаций).
Ситуация ухудшения состояния здоровья или обострения хронического заболевания ребенка в сочетании с нестабильным психологическим состоянием ребенка и родителей (в рамках диспансерного наблюдения или госпитализации в круглосуточный стационар) предполагает индивидуальный подход и более длительный контакт с семьей, который требует больших эмоциональных затрат. В связи с этим медсестры педиатрической клиники нуждаются в дополнительной подготовке в области психологии кризисных ситуаций. Целесообразно этому аспекту работы уделить несколько лекционных и практических занятий.
Снижению эмоционального напряжения у родителей и постепенному включению их в целенаправленную активность по уходу за больным ребенком способствует реализация основных правил общения медперсонала в кризисных ситуациях: краткие безоценочные формулировки ответов на вопросы родителей, четкие и понятные рекомендации с пошаговым планом конкретных действий 3.
Доверительное общение с ребенком и родителями, профессиональная включенность и внимательное отношение, создание эмоционально комфортных условий в процессе проведения медицинских процедур, являются залогом полноценного осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий, а также позитивного восприятия медицинского учреждения маленькими пациентами и родителями.
Еще одним условием результативной профессиональной коммуникации является правильная организация рабочего пространства 4. Консультирование по вопросам оснащения и создания сенсорной среды в медицинском кабинете – это еще одно направление междисциплинарного взаимодействия. В кабинетах для детей раннего и дошкольного возрастов психологи помогают подобрать необходимый игровой инструментарий. В частности, детям раннего возраста подойдут крупные, яркие, хорошо моющиеся игрушки, с подвижными, светящимися или звучащими деталями, сюрпризным элементом. Дошкольникам подойдут игрушки и предметы для организации сюжетной игры, персонажи популярных детских мультфильмов, а также дидактические пособия для конструирования.
Полезным элементом организации пространства кабинета для школьников является оформление стен при помощи ярких, наглядных постеров, просто и доступно демонстрирующих процесс проведения непривычных, и потому кажущихся опасными детям и родителям, манипуляций. Они дадут им возможность получить нужную информацию и успокоиться, пока медицинская сестра заполняет необходимую документацию. Особого внимания заслуживает специальное оборудование или технические средства (сенсорные или водные настенные панели), которое можно эффективно использовать для гармонизации эмоционального состояния мамы и ребенка. Применение успокаивающего видеоряда, расслабляющей музыки для мамы или короткого мультфильма/музыкального клипа для ребенка позволят значительно облегчить проведение болезненных или сложных, длительных медицинских манипуляций.
В ситуации, когда, несмотря ни на какие ухищрения взрослых, ребенок отказывается от лечения, плачет, психологи рекомендуют медсестрам (если процедура не требует безотлагательного выполнения по состоянию здоровья ребенка) договориться с мамой о переносе посещения на другой день. Предоставляется возможность ребенку поиграть в кабинете, успокоиться, а по возможности, посетить консультацию детского психолога, в ходе которой могут быть уточнены причины происходящего и найдены пути предупреждения возникновения аналогичных проблем. Это важно для того, чтобы у семьи не сохранялся негативный опыт посещения медицинского кабинета и/или конкретного специалиста.
Вопрос организации сенсорного пространства не менее важен для помещений педиатрического стационара. Правильная организация детского досуга позволит уменьшить число проблем с нарушением лечебного режима детьми и недовольства со стороны родителей. Психолог помогает распределению пациентов по палатам с учетом их индивидуальных личностных характеристик, возрастных и психологических особенностей, создает условия для удовлетворения потребности в деятельности и общении, содействует включению пациентов в различные посильные виды активности (например, конструирование, настольные игры, творчество). Психологи принимают участие в обучении детей соблюдению графика медицинских назначении, а также знакомят медицинских сестер с техниками обучения родителей выполнению различных медицинских процедур. Использование психологических приемов в своей профессиональной деятельности (например, поэтапная демонстрация медицинской процедуры, фиксация внимания на позитивных/негативных изменениях в состоянии ребенка) позволяет предупредить возникновение у родителей ошибок при выполнении врачебных рекомендаций, сформировать навыки ухода, а значит, повысить приверженность лечению.
Большой поток пациентов, высокая степень ответственности за их жизнь и здоровье, частая смена видов деятельности, интенсивность труда приводят к значительным психологическим затратам, поэтому еще одним направлением психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности медработников является профилактика их эмоционального выгорания и повышение стрессоустойчивости. С этой целью психологами проводятся регулярные тренинги личностного роста и сеансы релаксации в сенсорных комнатах, где специально организованные условия среды (зрительные, тактильные, звуковые стимулы) способствуют психологической разгрузке 5. В кризисных ситуациях медсестрам оказывается краткосрочная психологическая помощь.
Как показал многолетний опыт нашей работы, междисциплинарное сотрудничество медсестры со специалистами психолого-педагогического профиля позволяет ей более качественно выполнить свои профессиональные обязанности и сохранить свои личностные ресурсы. Психолого-педагогическое сопровождение медицинского персонала способствует реализации комплексного личностно-ориентированного подхода к лечению ребенка и повышению качества социальной среды, в которой реализуется восстановление его здоровья.