Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Австралии / Альманах № 38 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 38 "Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования"

Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Австралии

И.Е. Федосова АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва
Т.В. Сергеева АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва

Согласно отчету ЮНИСЕФ 2017 года 1, в котором проанализирована устойчивость детского развития в 41 экономически развитой стране Европейского союза и странах ОЭСР, Австралия занимает высокую позицию по показателю «Отсутствие загрязнений воздуха в местах проживания детей от 0 до 19 лет» (3-е место). По остальным показателям Австралия не входит в топ-10 среди 41 страны. Так по показателю «Отсутствие бедности среди детей до 15 лет» Австралия занимает 12-е место. По показателю «Сокращение гендерного неравенства среди детей до 15 лет» — 17-е место. По показателям «Осведомленность 15-летних детей об ответственном потреблении и производстве» и «Уровень детской смертности, буллинга и насилия по отношению к детям до 19 лет» — 18-е место. По показателям «Здоровье и психологическое благополучие среди детей до 19 лет» и «Достойная работа и экономический рост в семьях с детьми» — 23-е место. По показателям «Отсутствие голодающих среди детей до 15 лет» и «Качество образования детей до 15 лет» — 28-е и 39-е места соответственно.

Дошкольное образование в Австралии не является обязательным и предоставляется в разных форматах. Большинство дошкольных образовательных организаций являются государственными. Частные организации дошкольного образования, несмотря на свой статус, получают субсидии от государства или от правительства штатов. Дошкольные образовательные организации делятся на две группы: 1) центры дневного ухода с группами полного и кратковременного пребывания (Centre-based service / Long day care); 2) центры дошкольной подготовки (название организации зависит от штата, встречаются preschools / kindergartens / pre-primary programs).

Все дети Австралии имеют право на дошкольное образование как минимум в течение 15 часов в неделю, 40 недель в году. В 2014 году для 27 % детей посещение дошкольных организаций было бесплатным, для 60 % детей были установлены низкие тарифы: менее 3 USD 2 в час, родители остальных детей сделали добровольный родительский взнос. По состоянию на 2015 год для семей с совокупным доходом менее 34 904 USD выплачивалось пособие по уходу за ребенком, которое полностью покрывало расходы на дошкольное образование. В некоторых штатах государство выдает субсидии на дошкольное образование семьям, находящимся в трудных жизненных условиях.

Благодаря государственной политике в сфере дошкольного образования, произошло резкое увеличение финансирования и числа вакантных мест для детей. Так, в 2012 году 76 % детей в возрасте четырех лет посещали дошкольные организации, в то время как в 2005 году среди четырехлетних детей образовательные организации посещали только 53 %. Годовые расходы на одного дошкольника в 2013 году составили 10 734 USD, тогда как в 2010 году расходы составляли 8 493 USD 3.

Период дошкольного обучения детей в Австралии

Центры дневного ухода рассчитаны на детей в возрасте от 6 недель до 5 лет. Для данной возрастной группы разработана рамочная программа развития и обучения 4, которую реализуют в центрах дневного ухода. Для детей от 6 до 8 лет разработана отдельная рамочная программа обучения и развития 5.

Организационные особенности системы дошкольного образования Австралии

Сфера дошкольного образования в Австралии регулируется на государственном уровне. Официально власть парламентов штатов 6 и территорий 7 в области дошкольного образования была закреплена в 1972 году в результате принятия закона об уходе за ребенком (Child Care Act 8). Данный закон стал фундаментом для создания и функционирования центров по уходу за детьми. Необходимость таких центров была связана с ростом числа работающих женщин. В 1990-е годы правительство совершило переход от концепции «заботы» к концепции «образования», который зафиксирован в двух документах:

  • Economic Planning Advisory Commission. Final Report — Future Childcare Provision in Australia: Recommendations for Systemic Reform (1996);
  • Senate Employment, Education and Training Reference Committee. Childhood Matters: The Report on the Inquiry into Early Childhood Education (1996).

В июле 2009 года правительство Австралии в лице Совета правительства (Council of Australian Governments, COAG) совместно с правительствами штатов и территорий представили Национальную стратегию развития дошкольного образования (National Early Childhood Development Strategy 9). Главная цель данной стратегии — к 2020 году обеспечить каждому ребенку наилучший старт в жизни, который станет фундаментом для благополучного будущего ребенка и страны. Совет правительства Австралии постановил, что к 2020 году должны быть достигнуты следующие результаты:

  • дети рождаются и остаются здоровыми 10;
  • среда, в которой воспитываются дети, является развивающей, безопасной и соответствует культурным ценностям;
  • у детей накоплены знания и сформированы навыки, необходимые для жизни и обучения;
  • все дети интегрированы в сообщество, в особенности дети коренного населения;
  • дети вовлечены в образовательный процесс и пользуются образовательными возможностями;
  • члены семей чувствуют себя компетентными в том, чтобы поддерживать развитие детей;
  • качественное дошкольное образование поддерживает родителей и позволяет им работать.

Стратегия развития дошкольного образования построена на следующих принципах:

  • целостное восприятие ребенка, развитие которого происходит в когнитивной, социальной, эмоциональной и физической сферах;
  • учет всего периода раннего развития ребенка от рождения до 8 лет;
  • учет всех детей, в особенности тех, кто сталкивается с последствиями социального неравенства;
  • направленность на увеличение числа факторов, которые положительно влияют на развитие детей, и на уменьшение факторов риска;
  • учет всей системы дошкольного образования, включая как государственные организации, предоставляющие услуги в области дошкольного развития, так и негосударственные;
  • уважение разнообразия и формирование позитивного восприятия разнообразия.

Для достижения целей, поставленных Советом правительства, в декабре 2009 года Совет правительства Австралии и правительства всех штатов заключили соглашение о партнерстве для создания Национальной системы качества (National Quality Framework 11), которая бы позволила контролировать и повышать качество дошкольного образования. Для надзора за реализацией программы было создано Управление Австралии по образованию и уходу за детьми (Australian Children’s Education and Care Quality Authority, ACECQA 12).

Национальная система качества дошкольного образования распространяется на все виды дошкольных образовательных организаций Австралии. Благодаря этому, переход на такую систему, который произошел в феврале 2012 года, позволил отказаться от лицензирования дошкольных организаций на уровне штатов и обеспечил соблюдение для всех образовательных организаций единых стандартов качества.

Основные государственные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций в сфере дошкольного образования Австралии

Деятельность образовательных организаций регулируется сводом законов об услугах образования и ухода за детьми (Education and Care Service National Law Act 2010). Каждый штат и территория вносит небольшое число собственных поправок, поэтому свод законов индивидуален в каждом штате и на каждой территории, в частности:

  • Виктория: Национальный закон об услугах образования и ухода за детьми, акт №. 69 от 2010 года (Education and Care Services National Law Act 2010 No. 69 of 2010 13);
  • Новый Южный Уэльс: Национальный закон об услугах образования и ухода за детьми, акт №. 104 от 2010 года (Education and Care Services National Law Application Act 2010 No 104 14);
  • Австралийская столичная территория: Национальный закон об услугах образования и ухода за детьми, акт от 2011 года (Education and Care Services National Law (ACT) Act 2011 15);
  • Северная территория: Услуги в сфере образования и ухода (национальное единое законодательство), акт от 2011 года (Education And Care Services (National Uniform Legislation) Act 2011 16);
  • Южная Австралия: Услуги в сфере образования и ухода (регистрация и стандарты), акт от 2011 года (Education and Early Childhood Services (Registration and Standards) Act 2011 17);
  • Тасмания: Национальный закон об услугах образования и ухода за детьми (Приложение), акт от 2011 года (Education and Care Services National Law (Application) Act 2011 18);
  • Квинсленд: Национальный закон об услугах образования и ухода за детьми (Квинсленд), акт от 2011 года (Education and Care Services National Law (Queensland) Act 2011 19);
  • Западная Австралия: Национальный закон об услугах образования и ухода за детьми (ЗА), акт от 2012 года (Education and Care Services National Law (WA) Act 2012 20).

Постановления правительства в сфере образования и ухода за детьми (Education and Care Services National Regulations 21) поддерживают свод законов об услугах и образовании, а также предоставляют расширенное описание эксплуатационных и юридических требований к службе образования и ухода.

картинка

Рисунок 1. Основные компоненты национальной системы оценки качества

На рисунке 1 схематично представлены компоненты национальной системы оценки качества. На основании национального законодательства и постановлений правительства были сформированы Национальные стандарты качества дошкольного образования (National Quality Standard 22) и система оценивания качества дошкольного образования (National Quality Standard Assessment and Rating Instrument 23). На основе Стандартов качества и способов их оценивания была разработана рамочная программа развития и обучения дошкольников от рождения до пяти лет 24 и рамочная программа для дошкольников старшей возрастной группы 25.

Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Австралии

В Австралии государственная оценка работы дошкольных образовательных организаций происходит по следующим направлениям:

  • качество образовательной программы,
  • качество образовательного процесса,
  • качество образовательных условий,
  • качество присмотра и ухода,
  • качество взаимоотношений между детьми и воспитателями,
  • качество взаимоотношений между родителями и воспитателями,
  • качество управленческой деятельности,
  • соотношение персонала и детей.

Качество образовательных результатов детей не оценивается.

Все направления оценки регулируются Национальными стандартами качества. Национальные стандарты качества являются ключевым компонентом системы мониторинга национального качества дошкольного образования. Они позволяют дифференцировать образовательные организации в зависимости от того, в какой степени они соответствуют данным стандартам. Свод Стандартов качества позволяет службам и родителям понять, как выглядят образовательные услуги высокого уровня. Благодаря этому, родители могут принимать обоснованные решения относительно образовательных практик и образовательных организаций.

В основе Стандартов лежат следующие принципы:

  • права и интересы ребенка имеют первостепенное значение;
  • дети — успешные, компетентные и способные учащиеся/обучающиеся;
  • равенство, инклюзия и принятие разнообразия являются основополагающими ценностями системы;
  • культура австралийских аборигенов и жителей островов Торресова пролива обладает высокой ценностью;
  • роль родителей и других представителей ребенка ценится и поддерживается;
  • в дошкольных образовательных организациях применяются только наилучшие практики.

Национальные стандарты качества охватывают семь сфер, важных для образовательных результатов детей. К таким сферам относятся:

  1. образовательная программа и образовательные практики,
  2. здоровье и безопасность детей,
  3. предметная среда,
  4. персонал,
  5. взаимоотношения с детьми,
  6. взаимодействие с родителями и сообществом,
  7. управление и лидерство.

Каждая сфера представлена 2-3 стандартами. Каждый стандарт описывается через результаты, которые должны быть достигнуты, чтобы образовательная организация получила максимальные баллы за соответствие стандартам. Каждый стандарт представлен рядом показателей. Суммарно действуют 15 стандартов и 40 показателей (таблица 6).

Таблица 1. Содержание Национальных стандартов качества

Концепция Описание концепции
QA1 Образовательная программа и деятельность, связанная с ее реализацией
1.1 Программа Образовательная программа способствует обучению и развитию каждого ребенка
1.1.1 Утвержденная структура образовательного процесса Принятие решений в рамках образовательной программы способствует улучшению результатов, достигаемых каждым ребенком в ходе обучения и развития, в отношении их личности, взаимоотношений с сообществом, их благополучия, уверенности в себе как учащихся и эффективности как активных участников процесса коммуникации
1.1.2 Ориентированность на ребенка (ребенок — в центре образовательного процесса) В основу программы положены текущие знания, сильные стороны, идеи, культурные ценности, способности и интересы каждого ребенка
1.1.3 Возможности для обучения, предоставляемые программой Все аспекты программы, включая режимные моменты, организованы таким образом, чтобы максимизировать возможности для обучения каждого ребенка
1.2 Практика (педагогическая деятельность) Педагоги расширяют возможности для обучения и развития каждого ребенка и способствуют их реализации
1.2.1 Целенаправленное (преднамеренное) преподавание (обучение) Действия и решения педагогов являются взвешенными, целенаправленными и продуманными
1.2.2 Отзывчивое обучение и поддержка ребенка — так называемые строительные леса Педагоги реагируют на идеи и игры детей и расширяют возможности для обучения детей, задавая им открытые вопросы, взаимодействуя с ними и обеспечивая им обратную связь
1.2.3 Обучение, направленное на ребенка Учитываются права и интересы каждого ребенка, что позволяет им принимать собственные решения и влиять на события в окружающем их мире
1.3 Оценка и планирование Педагоги и координаторы используют плановый и рефлексивный подходы к реализации программы в отношении каждого ребенка
1.3.1 Цикл оценки и планирования Обучение и развитие каждого ребенка оцениваются или анализируются как часть непрерывного цикла наблюдения: оценивания обучения, документирования, планирования, внедрения и размышления
1.3.2 Критическое размышление Критическое размышление о процессах обучения и развития детей, как по отдельности, так и в группах, лежит в основе планирования и реализации программы
1.3.3 Информация для семей Семьи информируют об образовательной программе и успехах ребенка
QA2 Здоровье и безопасность детей
2.1 Здоровье Здоровье и физическая активность каждого ребенка поддерживаются
2.1.1 Благополучие и комфорт Обеспечивается благополучие и комфорт каждого ребенка, включая предоставление соответствующих возможностей для удовлетворения потребностей каждого ребенка во сне, отдыхе и комфорте
2.1.2 Санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия Содействие эффективному лечению болезней и предотвращению травм, а также продвижение и реализация санитарно-гигиенических мероприятий
2.1.3 Здоровый образ жизни Здоровое питание и физическая активность активно поддерживаются и соответствуют потребностям каждого ребенка
2.2 Безопасность Обеспечивается защита каждого ребенка
2.2.1 Присмотр Разумные меры предосторожности и адекватный присмотр за детьми в любое время дня гарантируют их защиту от потенциального и явного вреда и опасностей
2.2.2 Контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями Планы по эффективному контролю за несчастными случаями и чрезвычайными ситуациями разрабатываются в ходе консультаций с соответствующими органами управления, тестируются на практике и внедряются в программу
2.2.3 Защита детей Администрация, педагоги и персонал осведомлены о своей роли и обязанностях по выявлению детей, за которыми осуществляется ненадлежащий уход или которые подвергаются насилию. Все они должны реагировать на потребности таких детей
QA3 Физическая (материально-техническая) среда
3.1 Проектирование Проект материально-технической базы соответствует деятельности, реализуемой в рамках организации (здесь и далее — службы, организующей присмотр и уход за детьми раннего возраста)
3.1.1 Соответствие цели Внешние и внутренние пространства, здания, приспособления и оборудование используются по назначению, активно поддерживают доступность помещения для каждого ребенка
3.1.2 Ремонт и уход Помещения, мебель и оборудование безопасные, чистые и поддерживаются в хорошем состоянии
3.2 Использование Среда организации является инклюзивной, способствует развитию компетентности и поддерживает исследования и обучение в ходе игры
3.2.1 Инклюзивная среда Внешние и внутренние пространства организованы и адаптированы с целью поддержания каждого ребенка, способствуют вовлечению каждого из них в образовательный процесс и накоплению у них качественного опыта как в естественной, так и в искусственно созданной среде
3.2.2 Имеющиеся ресурсы поддерживают обучение в ходе игры Ресурсы, материалы и оборудование можно использовать в течение продолжительного времени, они имеются в достаточном количестве и дают каждому ребенку возможность учиться в ходе игры
3.2.3 Ответственность за экологичность Организация заботится об окружающей среде и помогает детям стать более ответственными в отношении окружающего их мира
QA4 Штатное расписание
4.1 Штатное расписание (распределение ролей сотрудников) Штатное расписание способствует обучению и развитию детей
4.1.1 Организация деятельности педагогов Организация деятельности педагогов в рамках организации поддерживает обучение и развитие детей
4.1.2 Преемственность работы персонала Все усилия направлены на то, чтобы дети испытывали преемственность работы персонала организации
4.2. Профессионализм Администрация, педагоги и персонал работают сообща, уважают друг друга и проявляют морально-нравственные качества (этичны по отношению к друг другу)
4.2.1 Профессиональное сотрудничество Администрация, педагоги и персонал работают сообща и со взаимным уважением, бросают вызов друг другу и учатся друг у друга, признавая сильные стороны и навыки других людей
4.2.2 Профессиональные стандарты Профессиональные стандарты лежат в основе педагогической деятельности, отношений и взаимодействий
QA5 Отношения с детьми
5.1 Отношения между педагогами и детьми Уважительные и справедливые отношения поддерживаются с каждым ребенком
5.1.1 Позитивные взаимодействия педагога с ребенком Отзывчивое и значимое взаимодействие создает доверительные отношения, которые привлекают детей и помогают каждому из них чувствовать себя защищенным, уверенным в себе и нужным
5.1.2 Достоинство и права ребенка Защищаются права и достоинство каждого ребенка
5.2 Отношения между детьми Каждому ребенку предоставляется поддержка для построения и поддержания эмоциональных и отзывчивых отношений
5.2.1 Совместное обучение Детям помогают учиться работать сообща, учиться друг у друга и поддерживать друг друга
5.2.2 Саморегуляция Каждый ребенок получает поддержку для регулирования своего собственного поведения, формирования надлежащей реакции на поведение других и эффективного общения для разрешения конфликтов
QA6 Совместное партнерство с семьями и сообществом
6.1 Благоприятные отношения с семьями Уважительные отношения с семьями развиваются и поддерживаются
6.1.1 Взаимодействие с организацией Семьи получают поддержку с момента включения ребенка в программу, чтобы они могли участвовать в работе организации и влиять на принимаемые в ходе ее работы решения
6.1.2. Уважение к взглядам и мнениям родителей Опыт, культурные традиции, ценности и убеждения семей уважаются, а сами семьи участвуют в принятии решений об обучении и благополучии своего ребенка
6.1.3 Поддержка семей Семьям доступна текущая информация об организации и соответствующих услугах и ресурсах сообщества для поддержки воспитания детей и семейного благополучия
6.2 Совместные партнерства Совместные партнерства способствуют инклюзии детей, их обучению и благополучию
6.2.1 Переходы Непрерывность обучения и переходы на следующий уровень для каждого ребенка поддерживаются путем обмена информацией и точного распределения обязанностей
6.2.2 Доступность и участие Эффективные партнерства поддерживают доступность, инклюзию программы для детей, а также способствуют их участию в ней
6.2.3 Взаимодействие с сообществом Организация строит отношения с местным сообществом и вовлекает его в свою работу
QA7 Управление и лидерство
7.1 Управление Управление поддерживает качественную работу организации
7.1.1 Философия и цель организации Четко определенная философия направляет все аспекты работы организации
7.1.2 Системы управления Существуют системы для управления рисками и обеспечения эффективного управления и качественной работы организации
7.1.3 Роли и обязанности Роли и обязанности четко определены и понятны, они поддерживают эффективное принятие решений и работу организации
7.2 Лидерство Эффективное лидерство формирует и продвигает позитивную организационную культуру и профессиональное учебное сообщество
7.2.1 Непрерывное улучшение Существует эффективный процесс самооценки и улучшения качества
7.2.2 Образовательное лидерство Осуществляется поддержка лидера в области образования, который руководит разработкой и реализацией образовательной программы и цикла оценки и планирования
7.2.3 Профессиональное развитие Работу педагогов, координаторов и сотрудников регулярно оценивают. Существуют индивидуальные планы по поддержке процессов их обучения и развития

Для каждого из 40 показателей существует ряд индикаторов, которые специалист по оценке качества может увидеть в процессе наблюдения, услышать во время обсуждений с представителями дошкольной организации и прочитать во время изучения документации. Все возможные индикаторы показателей представлены в Национальных стандартах качества или в руководстве к Национальной системы качества дошкольного образования.

На примере показателя 1.1.1 (Утвержденная структура образовательного процесса) рассмотрим, какие индикаторы рассматриваются для выставления оценки. Для того чтобы оценить соответствие ДОО Стандарту 1.1.1, специалист по диагностике во время наблюдения за деятельностью ребенка должен отметить наличие следующих индикаторов.

Наблюдаемое поведение детей соответствует поведению, которое описано в утвержденной концепции обучения и развития, например:

  • у ребенка есть возможность изучать аспекты своей личности через ролевую игру;
  • ребенок выражает свое мнение по вопросам, которые затрагивают его интересы;
  • ребенок работает совместно с другими детьми;
  • во время обучения ребенок увлечен и любопытен;
  • играя, ребенок развивает мышление и воображение.

Воспитатели создают среду, в которой ребенок активно поощряется за выдвижение и развитие собственных идей, за инициирование проектов, а также за рассуждения и постановку гипотез, например:

  • во время работы с текстами (например, чтение сказок) воспитатель обращает внимание детей на такие фонологические понятия, как рифмы, буквы и звуки;
  • воспитатели организуют дискуссии о символьных системах, таких как буквы, цифры, время, деньги и ноты, и вовлекают в них детей;
  • воспитатели помогают детям овладеть культурой ведения дискуссий на темы науки и математики.

Воспитатели помогают детям укреплять дружеские связи и расширять круг общения.

Воспитатели поддерживают развитие навыков общения у детей (умения говорить, слушать, отвечать). Воспитатели поощряют детей инициировать разговоры как на английском языке, так и на родном языке (если ребенок им владеет).

Воспитатели создают среду, позволяющую детям увеличивать собственный словарный запас как за счет английского языка, так и за счет родных языков учащихся.

Во время обсуждения специалист по оценке качества может задавать представителям ДОО следующие вопросы:

  • как воспитатели принимают решения, касающиеся учебной программы;
  • как представители ДОО предоставляют родителям обратную связь о результатах обучения их детей.

Во время процедуры оценивания специалист может ознакомиться со следующей документацией:

  • образовательные результаты каждого ребенка;
  • образовательные цели и задачи, прописанные для каждого ребенка;
  • стратегии обучения для каждого ребенка.

Основные механизмы, процедуры и инструментарий, используемые для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Австралии

За процесс мониторинга дошкольных образовательных организаций и выставление финальных оценок несут ответственность регулирующие органы штатов и территорий. Процесс оценивания качества состоит из нескольких этапов и подразумевает определенную последовательность действий.

На первом этапе ДОО должна оценить качество образования в организации самостоятельно, с помощью руководства «План повышения качества» (Quality Improvement Plan, QIP) 26. Цель самооценивания — помогать дошкольным образовательным организациям самостоятельно оценивать свою деятельность по предоставлению качественного образования и ухода за детьми и планировать дальнейшие улучшения. Регулирующие органы рассматривают QIP ДОО как часть процесса оценки качества и определения его рейтинга по определенной шкале. QIP включает в себя три компонента:

  1. оценку качества предоставления услуг в соответствии с Национальными стандартами и законами об услугах образования и ухода за детьми;
  2. выявленные области, нуждающиеся в улучшении;
  3. изложение философских принципов центра.

На рисунке 2 представлен цикл плана повышения качества.

картинка

Рисунок 2. Цикл плана повышения качества на основе самооценивания

На втором этапе регулирующие органы должны уведомить представителей ДОО о начале процесса мониторинга и оценки. План повышения качества должен быть передан регулирующим органам до начала проведения мониторинга.

На третьем этапе специалистом, направленным от регулирующего органа, проводится оценка качества образовательных услуг в ДОО. Для проведения оценки качества услуг существует ряд сопроводительных документов. Во-первых, специалист по оценке должен иметь руководство к Национальной системе качества, пособия по Национальным стандартам качества и системе оценивания дошкольных организаций. Во-вторых, специалист получает бланки для протоколирования результатов 27. На рисунке 3 представлена типичная страница из бланков для протоколирования.

Во время проведения мониторинга в дошкольной организации специалист по оценке качества собирает данные следующим образом:

  • наблюдение за деятельностью детей, семей, воспитателей и другого персонала ДОО;
  • обсуждение с руководством образовательной организации, а также с воспитателями, координаторами и другим персоналом используемых практик: какие практики выбираются и почему;
  • изучение документации, предоставляемой образовательной организацией, с целью установления фактов, подтверждающих использование определенных практик. К документации относятся записи о посещаемости, отчеты о применяемых практиках, протоколы собраний, анонсы мероприятий, фотографии, детские поделки и рисунки, отчеты по детям и т. д.
картинка

Рисунок 3. Бланк для протоколирования результатов мониторинга

После того как специалист зафиксировал факты, имеющие отношение к стандарту, он переходит к агрегированию собранных данных. На этом этапе специалисты используют бланки для финальных оценок, приложенных к пособию по проведению мониторинга. Пример типичной страницы представлен на рисунке 4.

картинка

Рисунок 4. Бланк для выставления итоговых оценок в сфере образовательных программ и практик

Для каждой сферы качества дошкольного образования выставляется рейтинг из 5 возможных уровней:

  • превосходно,
  • выше Национальных стандартов,
  • соответствует Национальным стандартам,
  • стремится к достижению уровня Национальных стандартов,
  • требуются значительные улучшения.

На основе оценок каждой из областей высчитывается уровень всей образовательной организации.

Достижение первого уровня означает, что ДОО требуются значительные улучшения, так как качество услуг не соответствует стандартам в одной или более областях и существует значительный риск для безопасности, здоровья и благополучия детей.

Второй уровень означает, что ДОО работает над тем, чтобы соответствовать Национальным стандартам. На втором уровне ДОО предоставляет безопасную среду, но в одной или более областей требуются улучшения.

Третий уровень свидетельствует о том, что ДОО соответствует Национальным стандартам качества и обеспечивает качественное образование и уход во всех областях.

На четвертом уровне качество образовательных услуг ДОО превышает стандартные требования как минимум в четырех областях.

На пятом уровне находятся ДОО с наивысшим уровнем качества. На данном уровне ДОО способствует исключительно высокому уровню образованию детей, занимает лидирующие позиции в области дошкольного образования и стремится к постоянному совершенствованию. Этот уровень может быть присвоен ДОО только правительственной организацией по контролю качества дошкольного образования (ACECQA).

На четвертом этапе регулирующий орган должен подготовить черновой вариант отчета, составленного по итогам мониторинга, и предоставить его представителям ДОО. На пятом этапе представители ДОО должны ознакомиться с черновым вариантом отчета и внести правки в том случае, если были допущены фактические неточности или ошибки. На шестом этапе после полученной от ДОО обратной связи формируется итоговая версия отчета. На седьмом этапе присвоенный ДОО уровень качества публикуется в национальных регистрах на веб-сайте правительственной организации по контролю качества дошкольного образования 28.

Основные направления использования результатов оценки/мониторинга качества системы дошкольного образования Австралии

В первую очередь результаты оценки качества системы образования используются для построения устойчивой системы дошкольного образования. Данные мониторинга используются для оценки эффективности решений, принятых в сфере дошкольного образования.

Другое направление по использованию результатов мониторинга — лицензирование ДОО. Практика использования единой системы оценки качества на территории всех штатов позволяет применять единые стандарты для всех ДОО. Централизация процесса лицензирования позволяет уменьшить негативные последствия бюрократизации.

Результаты каждого ДОО находятся в открытом доступе 29. Это стимулирует ДОО непрерывно повышать качество образовательных услуг. А также позволяет им понять, в каких областях они добились высоких результатов, а каким областям следует уделить пристальное внимание.

Так, например, по данным от 31 марта 2019 года, среди всех дошкольных образовательных организаций в Австралии доля ДОО с уровнем качества «требует значительного улучшения» составляет 0.07 % от общего числа. Процент ДОО с уровнем качества «стремится к достижению уровня национальных стандартов» равен 20.95 %, ДОО с уровнем «соответствует национальным стандартам» — 47.32 %, ДОО с уровнем «выше национальных стандартов» — 31.35 %, ДОО с уровнем «превосходно» — 0.32 % 30.

Открытый доступ к информации об уровне образовательных услуг позволяет родителям сделать осознанный выбор дошкольной образовательной организации.

Следующее направление связано с разработкой и совершенствованием IT системы, созданной в рамках реализации Национальной системы качества. IT система предлагает безопасный и прямой способ взаимодействия ДОО с регулирующими органами, сокращая количество документов и дублирований. Зарегистрированные пользователи могут просматривать и обновлять информацию о поставщиках услуг, подавать заявки, оплачивать счета.

* Статья подготовлена в рамках Государственного контракта № Ф-13-кс-2019 от 17.07.2019 года

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Федосова И.Е., Сергеева Т.В. Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Австралии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 38 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/the-system-of-assessing-and-monitoring-the-quality-of-preschool-education-in-australia (Дата обращения: 23.01.2020)
Список литературы
  1. Acecqa. National registers. — Текст : электронный. — URL: https://www.acecqa.gov.au/resources/national-registers (дата обращения: 31.07.2019).
  2. Acecqa. Promote your rating : [сайт]. — URL: https://www.acecqa.gov.au/assessment/promote-your-rating (дата обращения: 31.07.2019).
  3. Australian Children's Education and Care Quality Authority : [сайт]. — URL: https://www.acecqa.gov.au/ (дата обращения: 31.07.2019).
  4. Belonging, Being and Becoming: The Early Years Learning Framework for Australia. — Текст : электронный. — Commonwealth of Australia, 2009. — URL: https://www.acecqa.gov.au/sites/default/files/2018-02/belonging_being_and_becoming_the_early_years_learning_framework_for_australia.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  5. Building the Future : Children and the Sustainable Development Goals in Rich Countries. — Текст : электронный // UNICEF Office of Research-Innocenti : [сайт]. — Innocenti, 2017. — URL: https://www.unicef-irc.org/publications/890-building-the-future-children-and-the-sustainable-development-goals-in-rich-countries.html (дата обращения: 31.07.2019).
  6. Commonwealth of Australia. Child Care. Act 1972. — Текст : электронный. — Canberra: Commonwealth of Australia. — URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2012C00930 (дата обращения: 31.07.2019).
  7. Council of Australian Governments. Investing in the early years — a national early childhood development strategy. — Текст : электронный. — Canberra: Commonwealth of Australia, 2009. — URL: https://www.coag.gov.au/sites/default/files/national_ ECD_strategy.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  8. Education and Care Services (National Uniform Legislation). Act 2011. — Текст : электронный. — URL: https://legislation.nt.gov.au/Legislation/EDUCATION-AND-CARE-SERVICES-NATIONAL-UNIFORM-LEGISLATION-ACT-2011 (дата обращения: 31.07.2019).
  9. Education and Care Services National Law (Application). Act 2011. — Текст : электронный. — URL: https://www.legislation.tas.gov.au/view/html/inforce/current/act-2011-048 (дата обращения: 31.07.2019).
  10. Education and Care Services National Law (Queensland). Act 2011. — Текст : электронный. — URL: https://www.legislation.qld.gov.au/view/html/inforce/current/act-2011-038 (дата обращения: 31.07.2019).
  11. Education and Care Services National Law (WA). Act 2012. — Текст : электронный. — URL: https://www.legislation.wa.gov.au/legislation/statutes.nsf/law_a146885.html (дата обращения: 31.07.2019).
  12. Education and Care Services National Law. Act 2010. No. 69. — Текст : электронный. — URL: http://www.legislation.vic.gov.au/domino/Web_Notes/LDMS/LTObject_Store/ltobjst10.nsf/DDE300B846EED9C7CA257616000A3571/D38DBD79C4A26CCECA2582270002C054/$FILE/10-69aa012%20authorised.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  13. Education and Care Services National Law. Act 2011. — Текст : электронный. — URL: https://www.legislation.act.gov.au/a/2011-42/default.asp (дата обращения: 31.07.2019).
  14. Education and Care Services National Law Application. Act 2010. No 104. — Текст : электронный. — URL: https://www.legislation.nsw.gov.au/acts/2010-104.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  15. Education and Care Services National Regulations/ — Текст : электронный. — URL: https://www.acecqa.gov.au/nqf/national-law-regulations/national-regulations (дата обращения: 31.07.2019).
  16. Education and Early Childhood Services (Registration and Standards). Act 2011. — Текст : электронный. — URL: https://www.legislation.sa.gov.au/LZ/C/A/EDUCATION%20AND%20EARLY%20CHILDHOOD%20SERVICES%20(REGISTRATION%20AND%20STANDARDS)%20ACT%202011.aspx (дата обращения: 31.07.2019).
  17. My Time, Our Place: Framework for School Age Care in Australia. — Текст : электронный. — Commonwealth of Australia, 2011.— URL: https://www.ecrh.edu.au/approved-learning-frameworks/my-time-our-place (дата обращения: 31.07.2019).
  18. NQF Snapshot. Overall ratings : [сайт]. — URL: http://snapshots.acecqa.gov.au/Snapshot/overallratings.html (дата обращения: 31.07.2019).
  19. National Quality Standard. Assessment and Rating Report template. — Текст : электронный. — URL: https://www.acecqa.gov.au/sites/default/files/2019-06/NQSAssessmentandRatingTemplate.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  20. National Quality Standard. — Текст : электронный. — URL: https://www.acecqa.gov.au/sites/default/files/2018-01/NQS_AssessmentAndRatingInstrument.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  21. Raban B., Kilderry A. Early childhood education policies in Australia. — Текст : электронный // Li H., Park E. and Chen J. J. (eds.). Early childhood education policies in Asia Pacific: advances in theory and practice. — Berlin, Germany: Springer. — P. 1–30. — Doi: 10.1007/978-981-10-1528-1_1. — URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-981-10-1528-1_1 (дата обращения: 31.07.2019).
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: