Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Канаде / Альманах № 38 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 38 "Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования"

Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Канаде

И.Е. Федосова АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва

Основная цель системы дошкольного обучения в Канаде — обеспечение плавного перехода детей на этап школьного образования, по качеству которого страна на протяжении многих лет занимает высокие позиции в мировых рейтингах 1. В 2015 году, по оценкам Programme for International Student Assessment (PISA), она заняла 7-ю позицию.

Канада имеет федеративное государственное устройство, и система дошкольного образования Канады не является унифицированной, а выстраивается на уровне каждой отдельной провинции. На федеральном уровне работает Совет министров образования Канады (Council of Ministers of Education, Canada), который занимается разработкой общих рамок для развития образовательной политики по всей стране. Тем не менее каждая провинция имеет свои собственные законодательные акты, контролирующие дошкольное образование на ее территории. В связи с этим контроль качества осуществляется в первую очередь министерствами образования каждой провинции.

В провинции Онтарио орган, регулирующий дошкольное образование, — Министерство образования и Коллегия педагогов раннего образования 2.

В провинции Квебек — Министерство образования и высшего образования Квебека 3.

В провинции Британская Колумбия — Министерство детей и семейного развития 4.

В законодательстве и программах провинций учитываются географические, демографические, культурные и социальные особенности территории. Таким образом, на общегосударственном уровне устанавливаются лишь некоторые основы, которые впоследствии адаптируются под каждую из провинций.

На всей территории государства функционируют центры дневного ухода, центры раннего ухода, агентства по уходу за детьми на дому и дошкольные учреждения первых наций (коренных народов); кроме того, в отдельных провинциях действует множество различных типов дошкольных образовательных учреждений со своими территориальными особенностями.

Дошкольное образование в Канаде является платным для родителей. Оплата осуществляется поденно или помесячно в зависимости от провинции. Чем старше ребенок, тем меньше оплата. На уровне провинций семьям могут предоставляться субсидии, частично или полностью покрывающие расходы за место ребенка в дошкольном учреждении.

В Канаде каждый педагог дошкольного образования должен иметь лицензию, подтверждающую его квалификацию (early childhood educator certificate / teaching licence). Каждая провинция имеет свою организацию, контролирующую и выдающую лицензию дошкольного педагога, действительную на территории провинции.

В провинции Онтарио — это Коллегия педагогов раннего образования (College of Early Childhood Educators) 5.

В провинции Квебек — Министерство образования, отдыха и спорта (Ministry of education, sport and recreation) 6.

В провинции Британская Колумбия — Регистр учителей раннего образования (Early childhood educator registry) 7.

В провинции Квебек действует правило, согласно которому педагог, если он получал образование и ранее работал за пределами провинции, должен зарегистрироваться в электронной базе профессиональных педагогов и получить лицензию на преподавание в Квебеке 8.

Согласно отчету ЮНИСЕФ 2017 года, в котором проанализирована устойчивость детского развития в 41-й экономически развитой стране Европейского союза и странах ОЭСР, Канада занимает высокие позиции по таким показателям, как «Осведомленность 15-летних детей об ответственном потреблении и производстве» (6-е место) и «Качество образования детей до 15 лет» (8-е место). Средние позиции страна имеет по показателям «Сокращение гендерного неравенства среди детей до 15 лет» (14-ое место), «Отсутствие загрязнений воздуха в местах проживания детей от 0 до 19 лет» (19-ое место), «Здоровье и психологическое благополучие среди детей до 19 лет» (29-ое место). Низкие позиции страна занимает по показателям «Отсутствие бедности среди детей до 15 лет» (32-ое место) и «Уровень детской смертности, буллинга и насилия по отношению к детям до 19 лет» (37-ое место).

Период дошкольного обучения детей в Канаде

Возрастные рамки дошкольного образования в Канаде устанавливаются каждой провинцией самостоятельно. Обычно определяются с рождения и до начального школьного возраста, установленного провинцией. Например, в Квебеке возраст дошкольного образования от 0 до 6 лет 9; в Онтарио — от 0 до 7 лет 10; в Британской Колумбии — от 0 до 8 лет 11.

Организационные особенности системы дошкольного образования Канады

Существуют общеканадские виды дошкольных учреждений и учреждения, характерные для отдельных провинций. По всей стране функционируют центры дневного ухода (daycare centres), центры раннего ухода за детьми (early child care centres), агентства по уходу за детьми на дому (home child сare agencies), детские сады (kindergarten), а также программы и центры по уходу за детьми первых наций (коренных народов) (first nations child care). В некоторых провинциях в качестве отдельного вида выделяются предшкольные учреждения (preschools), где детей старшего дошкольного возраста непосредственно готовят к поступлению в первый класс школы и не оказывают комбинированных услуг по уходу за ребенком и его образованию.

У разных провинций существуют некоторые особенные виды дошкольных учреждений. В Онтарио есть детские и семейные центры (EarlyON Child and Family Centres), которые предлагают бесплатные образовательные программы для родителей и детей от рождения до шести лет; в Британской Колумбии периодический уход за детьми старше 18 месяцев могут осуществлять в курортных местах провинции (ski hill or resort care).

В дошкольном образовании Канады не существует строго определенных ступеней дошкольного образования. С рождения детей принимают в центры раннего ухода за детьми, центры дневного ухода и программы по уходу на дому. С возраста 4–5 лет и до школьного возраста дети обучаются в детских садах или дошкольных учреждениях. До школьного возраста уход за детьми может быть осуществлен как в детских садах и дошкольных учреждениях, так и в центрах по уходу.

В фокус контроля дошкольного образования не входит учет количества государственных и частных садов. Тем не менее в провинциальном отчете Онтарио контролируется динамика количества агентств, центров, лицензированных домов и пространство по уходу за детьми (таблицы 1, 2, 3) 12.

Таблица 1. Лицензированные центры по уходу за детьми и помещения в лицензированных центрах по уходу за детьми по типу организации (провинция Онтарио)

тип организации годы
2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
кол-во центров 4708 4803 4796 4922 5050 5069 5144 5276 5351 5437
некоммерческие 3627 3663 3643 3733 3859 3847 3942 4007 4053 4128
коммерческие 1081 1140 1153 1189 1191 1222 1202 1269 1298 1309
кол-во помещений 246 642 257 457 264 201 275 873 294 490 317 868 350 801 389 286 406 395 427 032
некоммерческие 186 078 192 256 196 708 205 777 222 851 240 881 272 899 305 317 319 608 337 318
коммерческие 60 564 65 201 67 493 70 096 71 639 76 987 77 902 83 969 86 787 89 714

Из таблицы 1 следует, что в провинции Онтарио с 2008 года установилась устойчивая динамика роста количества лицензированных центров по уходу за детьми: в 2008 году — 4708, в 2018 — 5437. Также мы можем отметить устойчивый и высокий прирост количества помещений: в 2008 году — 246 642, а в 2018 — 427 032. В секторе некоммерческих лицензированных центров быстрее растет количество учреждений и выше показатель прироста помещений, у коммерческих лицензированных центров данные показатели значительно ниже. Из этого следует, что по крайней мере в некоторых провинциях Канады некоммерческий сектор ДОУ развивается динамичнее.

Таблица 2. Лицензированные агентства по уходу за детьми и утвержденные дома по типу организации (провинция Онтарио)

тип организации годы
2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
кол-во агенств 139 140 135 132 127 126 124 122 124 122
некоммерческие 124 125 121 118 116 113 111 108 109 105
коммерческие 15 15 14 14 11 13 13 14 15 17
кол-во утвержденных домов 7906 7071 6832 6142 5960 5765 6962 7504 7579 7783
некоммерческие 7446 6624 6398 5812 5640 5403 6500 6992 7017 7114
коммерческие 460 447 434 330 320 362 462 512 562 669

Общее число лицензированных агентств в Онтарио сократилось с 139 в 2008 году до 122 в 2018 году (таблица 2). Сокращение произошло в основном за счет некоммерческих агентств, количество коммерческих незначительно выросло. Количество некоммерческих утвержденных домов сократилось с 7446 в 2018 году до 7114 в 2018 году, а вот количество коммерческих утвержденных домов выросло на треть и составило 669 в 2018 году.

Таблица 3. Лицензированные центры по уходу за детьми и помещения в лицензированных центрах по уходу за детьми первых наций по возрастным группам (провинция Онтарио)

тип организации годы
2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
кол-во центорв 75 77 78 76 76 74 75 76 76 76
младенец 210 221 227 223 232 254 270 296 290 290
ребенок, начинающий ходить 614 652 662 682 692 702 727 727 727 731
кол-во дошкольных учр-й 1550 1581 1613 1602 1624 1620 1568 1541 1553 1551
дет. сад 315 345 279 197 205 172 177 192 192 227
шк. возраст 391 401 391 439 458 443 398 413 413 416

Из таблицы 3 следует, что в провинции Онтарио сохраняется количество центров по уходу за детьми первых наций, но при этом становится больше групп для младенцев и детей, начинающих ходить. Становится меньше детских садов и больше групп для детей школьного возраста.

В Онтарио по отчету за 2018 год средние ежедневные сборы лицензированных центров по уходу за детьми по возрастным группам составили (CAD): младенцы — 66 $; дети, начинающие ходить, — 55 $; предшкольный возраст — 47 $, детский сад — 41 $. Для агентств по уходу за детьми на дому сборы составили (CAD): дети младше 2 лет — 45 $, дети от 2 до 3 лет — 44 $, дети от 4 до 5 лет — 29 $ 13.

Для Британской Колумбии по статистике за 2006 год средняя (медианная) месячная оплата по возрастным группам составила (CAD): дети до 18 месяцев — 750 $, дети от 18 месяцев до 3 лет — 680 $, дети от 3 лет до 5 лет — 550 $, детский сад — 435 $, до и после школы — 265 $, дошкольная программа (до 3 раз в неделю) — 120 $ 14.

Доступность дошкольного образования по всей стране отслеживает регулярный «Опрос о раннем образовании и обязательной заботе о детях» 15. Доля детей до 5 лет, принимающих участие в программах по уходу, отражена в таблице 4 (по данным за 2019 год) 16.

Таблица 4. Доступность дошкольного образования по всей стране

провинции и территории Канады доля детей до 5 лет, принимающих участие в программах по уходу, %
Канада в целом 59,9
Ньюфаундленд и Лабрадор 57,8
Остров Принца Эдуарда 65,6
Новая Шотландия 61,0
Нью-Брансуик 60,9
Квебек 78,2
Онтарио 53,6
Манитоба 50,5
Саскачеван 53,0
Альберта 54,1
Британская Колумбия 57,6
Юкон 59,0
Северо-Западные территории 56,2
Нунавут 36,7

Основные государственные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций в сфере дошкольного образования Канады

Дошкольное образование в Канаде регулируется министерствами образования соответствующих провинций. Существует Совет министров образования Канады (Council of Ministers of Education, Canada), который занимается разработкой общих рамок для развития образовательной политики по всей стране.

В Онтарио контроль качества образования регулируют следующие законодательные акты: Закон об уходе за детьми и о ранних годах, 2014 г. (Child Care and Early Years Act 2014) 17, Регламент 137/15 к Закону об уходе за детьми и о ранних годах, 2014 г. (Child Care and Early Years Act, 2014 ONTARIO REGULATION 137/15) 18, Закон о воспитателях дошкольного образования, 2007 г. (Early Childhood Educators Act, 2007) 19.

В Квебеке дошкольное образование регулируют: Закон об образовании (LOI SUR L’INSTRUCTION PUBLIQUE) 20, Педагогические правила для дошкольного, начального и среднего образования (Régime pédagogique de l’éducation préscolaire, de l’enseignement primaire et de l’enseignement secondaire) 21, Закон об образовательных услугах по уходу за детьми (LOI SUR LES SERVICES DE GARDE ÉDUCATIFS À L’ENFANCE) 22.

В Британской Колумбии дошкольное образование регулируют: Закон об общественном уходе и поддержке (Community Care and Assisted Living Act) 23, Регламент о лицензировании ухода за детьми к Закону об общественном уходе и поддержке (Community Care and Assisted Living Act: CHILD CARE LICENSING REGULATION) 24, Закон о субсидиях по уходу за ребенком (Child care subsidy act) 25.

Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Канады

На общеканадском уровне проводятся срезовые и лонгитюдные исследования, направленные на контроль качества дошкольного образования. Исследование «Опрос о раннем образовании и обязательной заботе о детях» является частью инвестиций правительства Канады в раннее обучение и заботу о детях. Полученная информация отражает картину о текущей ситуации относительно использования центров по уходу за детьми и существующих барьеров, ограничивающих доступ к ним. Результаты опроса могут быть использованы для дальнейших исследований, политических программ по улучшению доступности высококачественного раннего образования в Канаде. Органы государственной статистики Канады собирают информацию не только у семей, которые пользуются услугами центров по уходу за детьми, но также и у тех, кто ими не пользуется. Исследование сфокусировано на канадских центрах по уходу за детьми младше шести лет. Семьи опрашивают о разных типах раннего образования и центрах заботы о детях, услугами которых они пользуются, о трудностях, с которыми некоторые семьи могут сталкиваться при поиске центра, а также о причинах их использования 26.

В процессе составления электронной анкеты в качестве консультантов привлекались сторонние эксперты по предмету. Опросник прошел когнитивное тестирование в форме глубинного интервью на обоих официальных языках Канады. Исследование было проведено в ресурсном центре создания опросов статистики Канады. Данные собирались напрямую от респондентов или посредством электронной анкеты, а также с помощью телефонного опроса.

Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи (National Longitudinal Survey of Children and Youth) (далее — NLSCY) проводилось в Канаде каждые 2 года в период с 1994 до 2009 г. Организатор — Статистическое управление Канады. NLSCY — это исследование, которое изучает развитие и благосостояние канадских детей от рождения до взрослой жизни. Исследование построено на сборе информации о факторах, влияющих на эмоциональное, социальное и поведенческое развитие детей, а также мониторинга того, какой вклад вносят эти факторы с течением времени. Исследование охватывает внушительный ряд тем, включая здоровье детей, информацию об их физическом развитии, обучении и поведении, а также данные об их социальном окружении (семья, друзья, школа и сообщества). Информация из NLSCY использовалась для разных целей на всех уровнях правительства, в университетах, а также в политических организациях 27.

Предметом исследования были:

  1. развитие детей и их поведение;
  2. дети и молодежь;
  3. образование;
  4. образование, тренировка и обучение;
  5. здоровье и благополучие (молодежь).

Выборка исследования — дети от 0 до 11 лет (на момент отбора) в 10 провинциях Канады. Исследование не включало детей, живущих на территориях индейских резерваций или федеральных землях короны, детей военнослужащих Вооруженных сил Канады и некоторые другие категории населения. Все вопросы были разработаны в координации с Департаментом по человеческим ресурсам и навыкам развития (Human Resources and Skills Development Canada (HRSDC)) и экспертно-консультативной группой. Все инструменты были протестированы фокус-группами и пилотными исследованиями.

Сбор данных: добровольное участие; данные собирались напрямую от респондентов; большинство вопросов задавалось интервьюером, использующим персональное интервью с использованием компьютера (CAPI).

Выборка включала несколько компонентов:

  1. детский компонент (для детей от 0 до 7 лет и 14–17-летних): респондент — человек, наиболее осведомленный о ребенке;
  2. взрослый компонент (для детей от 0 до 7 лет и 14–17-летних): респондент — человек, наиболее осведомленный, и, если возможно, его/ее супруг;
  3. молодежный компонент (16 лет и старше): респондент — сам молодой человек.

Дети 4–5 лет проходят пересмотренный тест Пибоди, тест «Кто я?» и тест на знание чисел.

Лицензирование. В разных провинциях существуют разные формы контроля. В каждой из провинций лицензиат детского дошкольного учреждения по закону обязуется соблюдать все предписанные учреждению требования. С определенной периодичностью в несколько лет необходимо обновлять лицензию.

Инспекции. Еще одна распространенная форма контроля — это назначение от Министерства образования провинции инспектора. Инспектор без предупреждения посещает любое учреждение дошкольного образования и по результатам проверки предоставляет министерству и директору учреждения отчет о соблюдении или несоблюдении предписанных норм. Если в результате инспекции были обнаружены нарушения, работа учреждения может быть временно прекращена.

Основные механизмы, процедуры и инструментарий, используемые для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Канады

Единственный закрепленный на законодательном уровне способ оценки дошкольного образовательного учреждения — это назначение инспекции из Министерства образования провинции. Формат проведения инспекции, процедура назначения инспектора, полномочия инспектора подробно прописаны в соответствующих частях законодательных актов 28, 29, 30. Инспектор составляет отчет о соблюдении нормативов, предписанных законом (помещение, оборудование, питание, требования к персоналу, надлежащее обращение с детьми).

В провинции Онтарио: министр назначает работников правительства Онтарио инспекторами для реализации целей настоящего закона и выдает каждому инспектору справку о назначении, которую инспектор выдает по запросу при исполнении своих обязанностей. Инспектор должен проводить инспекции с целью обеспечения соблюдения Закона об уходе за детьми и о ранних годах, 2014 г. (Онтарио) (Child Care and Early Years Act, 2014) 31.

Из закона следует, что инспектор без справки о назначении также имеет определенные полномочия. Он может в любое разумное время осмотреть:

  1. центр по уходу за детьми;
  2. помещения, где предоставляются услуги на дому;
  3. помещение, где предоставляется уход за ребенком;
  4. помещение, где находится агентство по уходу за детьми;
  5. помещение, в котором, по подозрению инспектора, не соблюдается данный закон;
  6. помещение, в котором, по подозрению инспектора, предоставляется уход за ребенком.

В законе отмечено, что инспектор не может войти и осмотреть частные помещения без ордера на вход или без согласия жильца помещения.

По закону инспектор имеет следующие полномочия на осмотр:

  1. изучить записи или другие вещи, которые имеют отношение к инспекции;
  2. требовать предоставления документов для проверки или других вещей, которые имеют отношение к проверке;
  3. при выдаче письменного документа или другой вещи, имеющей отношение к проверке, изъять предмет для рассмотрения, а также копирования;
  4. для создания записи в удобочитаемой форме использовать устройства или системы хранения, обработки или поиска информации, которые обычно используются для ведения бизнеса в помещениях;
  5. делать фотографии, видеозаписи, другие визуальные или аудиозаписи, имеющие отношение к инспекции, включая фотографии или записи детей или других лиц в помещении;
  6. опросить людей по вопросам, имеющим отношение к инспекции.

После завершения проверки инспектор готовит отчет об инспекции, копию отчета предоставляет директору учреждения, а также:

  1. если отчет касается центра по уходу за детьми — лицензиату или работнику лицензиата, который отвечает за центр по уходу за детьми;
  2. если отчет касается ухода на дому — в соответствующее агентство по уходу за детьми;
  3. в любом другом случае — лицу, которое оказывает уход за детьми в инспектируемом месте 32. Также инспектор имеет право сделать запрос в полицию для проверки отсутствия преступлений в прошлом, в противном случае заниматься воспитательной деятельностью запрещено 33.

В провинции Онтарио проводятся нерегулярные инспекции дошкольных образовательных учреждений. Во время инспекций фиксируется только соблюдение предписанных законом положений (о допуске сотрудника к образовательной деятельности; наличии лицензии на ведение дошкольной образовательной деятельности; соответствии помещения, питания; об обращении с персональными данными; о соответствии квалификации и т. п.). Если в дошкольном учреждении инспекцией зафиксировано нарушение норм каким-либо лицом, инспектор может: а) указать этому лицу на необходимость соблюдения закона; б) обязать это лицо исполнить или воздержаться от исполнения тех или иных действий, как это определено в законе; в) указать срок, в течение которого указанное лицо обязано исполнить или воздержаться от исполнения указанных действий. Также замечание инспектора может содержать: а) требование о том, чтобы лицо представило директору план действий, которые он предпримет для обеспечения соответствия и поддержания соответствия; б) требование, чтобы это лицо или любой сотрудник этого лица прошел определенные учебные курсы или курсы повышения квалификации 34.

Нарушение некоторых пунктов считается преступлением, за совершение которого следует наказание в виде штрафа в 250 000 долларов, тюремный срок до 1 года или и то и другое 35.

В провинции Квебек министр образования может назначить какое-либо лицо специально для выяснения того, соблюдаются ли положения Закона об образовании 36 и нормативных актов дошкольным учреждением. Указанное лицо может:

  1. входить в любое разумное время в помещение или другое недвижимое имущество школьного совета, включая помещения или другое недвижимое имущество, которые находятся в распоряжении учебных заведений школьного совета или Комитета по управлению школьным налогом (Comité de gestion de la taxe scolaire de l’île de Montréal);
  2. изучить и сделать копии любого реестра или документа, относящегося к деятельности школьного совета или любого из учебных заведений школьного совета или Комитета по управлению школьным налогом;
  3. входить (в разумное время) в любое место, если у инспектора есть основания полагать, что дети, посещающие данное образовательное учреждение, получают обучение или инструкции, не регулируемые Законом об образовании или Законом о частном образовании (глава E-9.1), и потребовать предоставления имен и контактную информацию сотрудников, а также имен и контактную информацию детей и их родителей;
  4. делать фотографии или делать записи;
  5. требовать любую информацию или документ, относящиеся к применению этого закона.

Несмотря на действие п. 3, для входа в жилой дом назначенное лицо должно получить разрешение жильца или, в случае его отсутствия, ордер на обыск в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (глава C-25.1). Владелец или лицо, ответственное за проверяемое место, и любое другое присутствующее лицо должны помочь инспектору в выполнении его функций.

В запросе, направленном заказным письмом или личной службой, инспектор может потребовать, чтобы владелец или лицо, ответственное за проверяемое место, предоставили информацию или документ, относящийся к применению настоящего Закона, зарегистрированной почтой или личным сообщением в течение указанного разумного времени.

Министр может назначить ответственное лицо для расследования любого вопроса, касающегося качества образовательных услуг или управления, организации или деятельности любого школьного совета, или любого из учебных заведений школьного совета, или Комитета по управлению школьным налогом. Министр может также назначить человека для расследования любого поведения, которое может представлять угрозу для физической или психологической безопасности учащихся.

Во время или после проверки или расследования министр может рекомендовать или подписать распоряжение, чтобы учебный совет или Комитет по налогам и сборам в Монреале соблюдали меры по надзору или мониторингу или применяли корректирующие меры, указанные министром 37.

Подводя итоги, отметим, что в Квебеке инспекции проводятся только тогда, когда появляются жалобы или возникают сомнения относительно качества учреждения. Проверку в первую очередь интересует соблюдение предписанных законом требований (о помещении, питании, квалификации персонала, наличии лицензии у учреждения и т. п.). Не производится оценка качества образовательной программы или образовательных результатов; образовательный процесс рассматривается только с точки зрения соблюдения безопасности и прав ребенка.

В провинции Квебек на каждого воспитанника дошкольного учреждения заводится табель успеваемости, который передается родителям в конце каждого из трех семестров.

Табель успеваемости дошкольного образования (таблица 5) должен содержать всю информацию, указанную в разделах 1 и 2. Последний табель успеваемости в учебном году должен содержать всю информацию, указанную в разделе 4.

Результаты, фиксируемые в разделе 2 табеля успеваемости, должны указывать степень развития компетенций, определенных в программе дошкольного образования, если компетенции были оценены, или, при заполнении последнего табеля успеваемости в учебном году, отчет об уровне развития, достигнутом ребенком по каждой компетенции в программе дошкольного образования.

Статус развития компетенций и отчет об уровне развития компетенций основаны на структуре оценки обучения по программе дошкольного образования, утвержденной министром 38.

Таблица 5. Табель успеваемости для дошкольного образования

  1. Общая информация
  2. наименование учреждения:
    код учреждения:
    директор:
    подпись:
    учитель:
    адрес:
    номер телефона:
    факс:
    имя ученика:
    постоянный код:
    дата рождения:
    возраст на момент 30 сентября:
    получатель табеля успеваемости (отметить):
    мама / папа / законный опекун / другое
    имя:
    адрес:
    номер личного телефона:
    номер телефона для работы:
    другой номер:
    период отчета:
    начало:
    конец:
    посещаемость
    сем. стр 1 2 3
    пропущено дней
    всего учебных дней
  3. Результаты
  4. 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр
    введите компетенцию дошкольного образования
    повторите предыдущую строку необходимое количество раз
    комментарии:
    напишите комментарии про успехи, трудности и сильные стороны ребенка.
    оценка ключ
    1-й и 2-й семестры 3-й семестр
    A ученик делает очень хорошие успехи ученик превосходит результаты программы
    B ученик имеет удовлетворительный прогресс ученик соответствует результатам программы
    C у ученика есть прогресс, но достигается он с некоторыми трудностями ученик частично соответствует результатам программы
    D ученик испытывает серьезные трудности ученик не соответствует результатам программы
  5. Другие комментарии (заполняется при необходимости)
  6. различные комментарии
    различные комментарии (например, относительно другого обучения, которое имело место во время учебы или учебных проектов)
  7. Академическая успеваемость ученика (заполняется только для последнего табеля успеваемости в учебном году)
  8. перевод в начальную школу
    (отметить нужное)
    Ученик продолжит обучение в дошкольном образовании, так как он/она не достигнет шести лет до первого октября.
    Ученик продолжит обучение в дошкольном образовании согласно индивидуальному образовательному плану.
    Ученик продолжит обучение в начальной школе.
    (подпись директора) (дата)

Лицензированием дошкольных образовательных учреждений в Британской Колумбии занимаются местные здравоохранительные органы. Для получения лицензии нужно подать заявку, после этого на осмотр учреждения придет назначенный сотрудник здравоохранения. Во время лицензирования осуществляется проверка следующих критериев: соблюдение требований к объекту, соответствие квалификации персонала, план обеспечения здоровья, другие критерии, описанные в Регламенте лицензированного ухода за детьми (Community Care and Assisted Living Act: Child Care licensing regulation). Лицензирование является обязательной процедурой для всех дошкольных учреждений 39. Может быть осуществлена внеплановая проверка учреждения при поступлении на него жалоб или при наличии оснований полагать, что заведение функционирует без лицензии 40.

В Законе об учреждениях общественного ухода и поддержки (Британская Колумбия) (Часть II раздел 9) 41 прописаны полномочия медицинского работника, который может проводить инспекцию с целью выдачи лицензии:

  1. в соответствии с настоящим Законом и правилами медицинский работник может выдать заявителю лицензию на управление учреждением общественного ухода и указать в лицензии виды медицинского обслуживания, которые могут быть оказаны в учреждении общественного здравоохранения;
  2. при выдаче лицензии в соответствии с п. 1 медицинский работник здравоохранения может приложить условия и лицензии к лицензии в соответствии с настоящим Законом и правилами, которые медицинский сотрудник здравоохранения считает необходимыми или целесообразными для здоровья и безопасности лица под опекой;
  3. при рассмотрении вопроса о том, следует ли устанавливать условия в соответствии с п. 2, медицинский работник должен учитывать стандарты практики, установленные директором по лицензированию;
  4. лицензия, выданная в соответствии с п. 1, аннулируется, если ее владелец переуступает или иным образом передает ее другому лицу.

Медицинский работник может приостановить действие или аннулировать лицензию, приложить к ней условия или изменить существующие условия лицензии, если, по мнению медицинского работника, лицензиат:

  1. более не соответствует настоящему Закону или правилам;
  2. нарушил соответствующий закон Британской Колумбии или Канады;
  3. нарушил условия лицензии.

В течение установленного периода времени после завершения расследования или проверки лицензированного учреждения общественного здравоохранения медицинский работник должен опубликовать на официальном веб-сайте отчет, в котором указаны:

  1. результаты расследования или проверки;
  2. действия, если таковые были предприняты или должны быть предприняты в ответ на замечания медицинского работника 42.

Также сотрудник здравоохранения должен рассматривать каждую заявку на получение лицензии, рассматривать каждую жалобу на работу нелицензированного центра по уходу или жалобу на несоответствие центром предписанных норм.

Во время инспекций часто используются рейтинговые шкалы для комплексной оценки качества образования детей ясельного возраста в дошкольных образовательных организациях (Infant/Toddler Environment Rating Scale), шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (Early Childhood Environment Rating Scale), система оценивания деятельности в классе (Classroom Assessment Scoring System), система оценки улучшения качества (Quality Improvement Rating System). Рейтинговые шкалы отражают разные аспекты качества, включая стандарты и/или нормативно-правовые акты, а также качество персонала и обслуживания.

В Онтарио информация о детском здоровье и благополучии по всей провинции оценивается с помощью Инструмента раннего развития (Early Development Instrument, EDI). Индекс оценивает развитие, благополучие и здоровье детей до 1-го класса. Учителя заполняют анкету про каждого из воспитанников детского сада. Оценка дается по пяти критериям: физическое здоровье и благополучие, социальная компетентность, эмоциональная зрелость, языковое и когнитивное развитие, способности к коммуникации и общие знания.

Базовая анкета (EDI) состоит из блоков A, B, C, D, E. Блок A включает вопросы, посвященных физическому благополучию, воспитатель отмечает то, как часто ребенок отсутствовал и насколько у ребенка сформированы физические функции (координация, мелкая моторика, умение держать руки и кисти, способность двигаться по лестнице, обращаться с мелкими предметами и т. д.). Блок B посвящен языковым и когнитивным навыкам, в нем фиксируются языковые знания ребенка; способность к общению, донесению своих потребностей, пониманию речи других; умение принимать участие в коллективных играх; интерес к книгам, навыки чтения, навыки письма, интерес к математике и т. д. В блоке C акцент сделан на социальном и эмоциональном развитии: оцениваются умения ребенка ладить со сверстниками, уважение/неуважение собственности других, самоконтроль, ответственность за свои действия, умение слушать и воспринимать указания, заканчивать работу в срок, умение сосредоточивать внимание, эмоциональные состояния (раздражительность, агрессия, радость, страх) и т. д. Блок D посвящен особым проблемам, наличие которых может помешать ребенку получать уход / проходить обучение в обычном классе. Блок E состоит из нескольких вопросов о том, какого рода уход получал ребенок до поступления в дошкольное учреждение.

В ежегодных отчетах провинций замеряются: средний размер группы детского сада, заработная плата сотрудников дошкольных учреждений, стоимость оказания услуг, количество лицензированных учреждений, количество мест для детей, количество воспитателей на детей и другие характеристики, определяемые провинциями.

Основные направления использования результатов оценки/мониторинга качества системы дошкольного образования Канады

Некоторые провинции пишут годовой отчет о дошкольном образовании, чтобы ознакомить родителей и управляющих с ситуацией в дошкольных образовательных учреждениях.

* Статья подготовлена в рамках Государственного контракта № Ф-13-кс-2019 от 17.07.2019 года

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Федосова И.Е. Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Канаде // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 38 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/the-system-of-assessing-and-monitoring-the-quality-of-preschool-education-in-canada (Дата обращения: 23.01.2020)
Список литературы
  1. Основные результаты международного исследования PISA-2015. — Текст : электронный // Портал общероссийской системы оценки качества образования : [сайт]. — URL: http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf (дата обращения: 15.07.2019).
  2. Apply for an Early Childhood Educator or Assistant Certificate. — Текст : электронный // British Columbia : [сайт]. — URL: https://www2.gov.bc.ca/gov/content/education-training/early-learning/teach/training-and-professional-development/become-an-early-childhood-educator/apply-for-ece-ecea-certificate (дата обращения: 12.07.2019).
  3. Basic School Regulation for Preschool, Elementary and Secondary Education. Education Act. — Текст : электронный // Legis Quebec : Official Source : [сайт]. — 2019. — URL: http://www.legisquebec.gouv.qc.ca/en/ShowDoc/cr/I-13.3,%20r.%208 (дата обращения: 02.07.2019).
  4. British Columbia Provincial Context. — Текст : электронный // Child care Canada : Childcare Resource and Research Unit : [сайт]. — URL: https://www.childcarecanada.org/sites/default/files/British%20Columbia.pdf (дата обращения: 15.07.2019).
  5. Child Care Subsidy Act [RSBC 1996] Chapter 26. — Текст : электронный // British Columbia : [сайт]. — 2019. — URL: http://www.bclaws.ca/civix/document/id/complete/statreg/96026_01#section4 (дата обращения: 05.07.2019).
  6. Child Care and Early Years Act, 2014, S.O. 2014, c. 11, Sched. 1. — Текст : электронный // Government of Ontario : [официальный сайт]. — 2014. — с. 11. — Sched. 1. —URL: https://www.ontario.ca/laws/statute/14c11?search=Child+Care+and+Early+Years+Act%2C+20 14 (дата обращения: 10.07.2019).
  7. Child Care and Early Years Act, Ontario Regulation 137/15. — Текст : электронный // Government of Ontario : [официальный сайт]. — 2014. — URL: https://www.ontario.ca/laws/regulation/150137#BK68 (дата обращения: 12.07.2019).
  8. Child and Family Service Legislation and Regulations. — Текст : электронный // British Columbia : [сайт]. — URL: https://www2.gov.bc.ca/gov/content/family-social-supports/data-monitoring-quality-assurance/reporting-monitoring/accountability/legislation-and-regulations (дата обращения: 12.07.2019).
  9. Community Care and Assisted Living Act : Child Care Licensing Regulation. B.C. Reg. 332/2007. O.C. Reg. 728/2007. — Текст : электронный // British Columbia : [сайт]. — 2018. — Division 3. — URL: http://www.bclaws.ca/civix/document/id/complete/statreg/332_2007#division_d2e2515 (дата обращения: 12.07.2019).
  10. Community Care and Assisted Living Act [SBC 2002] Chapter 75. — Текст : электронный // British Columbia : [сайт]. — 2019. — URL: http://www.bclaws.ca/EPLibraries/bclaws_new/document/ID/freeside/00_02075_01 (дата обращения: 05.07.2019).
  11. Early Childhood Educators Act, 2007, S.O. 2007, c. 7, Sched. 8. — Текст : электронный // Government of Ontario : [официальный сайт]. — 2007. — с. 7. — Sched. 8. — URL: https://www.ontario.ca/laws/statute/07e07 (дата обращения: 02.07.2019).
  12. Education Act. Chapter I–13.3. — Текст : электронный // Legis Quebec : Official Source : [сайт]. — 2019. — URL: http://legisquebec.gouv.qc.ca/en/showDoc/cs/I-13.3?&digest= (дата обращения: 12.07.2019).
  13. Educational Childcare Act. — Текст : электронный // Legis Quebec : Official Source : [сайт]. — 2019. — URL: http://www.legisquebec.gouv.qc.ca/fr/showDoc/cs/S-4.1.1 (дата обращения: 04.07.2019).
  14. National Longitudinal Survey of Children and Youth (NLSCY). — Текст : электронный. // Statistics Canada : [сайт]. — 2010. — URL: http://www23.statcan.gc.ca/imdb/p2SV.pl?Function=getSurvey&SDDS=4450 (дата обращения: 04.07.2019).
  15. Ontario's Early Years and Child Care Annual Report 2018. — Текст : электронный // Ontario Ministry of Education : [сайт]. — Ontario, 2018. — URL: http://www.edu.gov.on.ca/childcare/annual-report-2018.html (дата обращения: 15.07.2019).
  16. Proportion of children aged 0 to 5 participating in child care, provinces and territories. — Текст : электронный // Statistics Canada : [сайт]. — 2019. — URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/190410/cg-a001-eng.htm (дата обращения: 15.07.2019).
  17. Survey on Early Learning and Child Care Arrangements (SELCCA). — Текст : электронный // Statistics Canada : [сайт]. — 2018. — URL: http://www23.statcan.gc.ca/imdb/p2SV.pl?Function=getSurvey&Id=1204606 (дата обращения: 15.07.2019).
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: