Альманах № 38
25.12.2019 Дата публикации статьи: 25.12.2019
Альманах № 38 · Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования
Альманах № 38 · Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования

Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Финляндской Республике

Федосова И.Е. АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва

Система дошкольного образования и ухода за детьми (Varhaiskasvatus / Early Childhood Education and Care, далее — ECEC) в Финляндской Республике (далее — Финляндия) включает в себя воспитание, обучение и уход за детьми дошкольного возраста, осуществляемые на базе центров, детских садов, семейных детских садов и открытых мероприятий. Местные органы власти каждого муниципалитета на основе принятых законов о дошкольном образовании несут ответственность за осуществление образовательных программ в соответствии с потребностями детей и их семей. Система дошкольного образования и ухода во многом учитывает интересы самих детей и дает свободу в выборе образовательных программ и методик преподавания учителям и воспитателям, которые отбираются в соответствии с высокими требованиями к квалификации в данной области. Национальная основная учебная программа по дошкольному образованию и уходу за детьми только направляет учебный процесс; для каждого ребенка, находящегося в центрах раннего образования и детских садах, составляется индивидуальный план дошкольного образования. Ключевой задачей системы дошкольного образования и ухода за детьми является поддержка полноценного развития, благополучия и здоровья ребенка. Основные принципы и общие цели образования и ухода за детьми раннего возраста изложены в законодательстве.

Период дошкольного обучения детей в Финляндской Республике

Правом на получение дошкольного образования обладают все дети младше школьного возраста, т. е. до шести лет включительно. Согласно законодательству Финляндии обязательное дошкольное образование (подготовительный год) организуется за год до получения базового образования. Обычно дети занимаются подготовительным обучением в возрасте шести лет, а в среднюю школу идут в семь лет.

Организационные особенности системы дошкольного образования Финляндской Республики

Все дети до семи лет имеют право на дошкольное образование и уход с согласия их родителей или опекунов. В Финляндии национальным органом, который отвечает за образование и уход за детьми дошкольного возраста, является Министерство образования и культуры. Однако в то же время обязанности по мониторингу и контролю были децентрализованы и переданы муниципалитетам. Установление стандартов, финансирование и разработка учебных программ ЕСЕС происходит также на разных уровнях управления 1.

Местные власти обладают полномочиями в формировании собственных образовательных программ, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к развитию детей. «В августе 2015 года вступил в силу новый закон, в соответствии с которым ответственность за разработку учебного плана ЕСЕС возложена на Национальный совет по образованию (Opetushallitus). Лицензирование, утверждение и мониторинг услуг ECEC и дошкольного образования осуществляется местными (муниципальными) властями» 2.

Финское национальное агентство по образованию утвердило национальный базовый учебный план для детей дошкольного возраста (Varhaiskasvatussuunnitelman perusteet 2018 / National core curriculum for early childhood education and care 2018). Он используется в качестве основы для подготовки местных учебных программ по дошкольному образованию и уходу. Муниципалитет, объединенный муниципальный орган или другой поставщик услуг дошкольного образования должны подготовить и принять местную учебную программу, соответствующую базовому учебному плану 3. Данный учебный план находится в открытом доступе для всех желающих на сайте Национального управления образования Финляндии на финском и шведском языках.

Для каждого ребенка в централизованном дошкольном образовании (centre-based early education) или дневном уходе на семейной основе (family-based daycare arranged in family daycare premises) должен быть подготовлен личный план воспитания и ухода за детьми в раннем возрасте для осуществления воспитания, обучения и ухода за ребенком. План воспитания и ухода за каждым ребенком составляется совместно сотрудниками и родителями ребенка или другим лицом, которое осуществляет опеку над ребенком 4. Персонал может свободно выбирать методы обучения и учебно-методические материалы, если они соответствуют принципам, определенным в национальном основном учебном плане.

Система дошкольного образования в Финляндии состоит из программы дневного ухода (для младенцев и детей ясельного возраста) и предшкольной программы (или детский сад для шестилетних детей) 5.

Для граждан Финляндии муниципальные органы власти дают возможность подать заявление на получение места в детском саду или центре раннего образования; групповом семейном детском саду (ryhmäperhepäivähoito) или семейном детском саду (perhepäivähoito). «В детском саду размер группы больше, чем в групповом семейном детском саду. В семейном детском саду воспитатель смотрит за детьми у себя дома. Некоторые воспитатели семейного дневного ухода смотрят за детьми на дому у самих детей» 6. В дополнение к этому муниципалитеты проводят различные открытые образовательные мероприятия для детей младшего возраста.

В Финляндии также существуют частные учреждения дошкольного воспитания. К ним относятся частные детские сады или групповые семейные детские сады; семейные детские сады; клубы, управляемые местными приходами и неправительственными организациями. Родители (опекуны) имеют возможность нанять частного семейного воспитателя, который смотрит за детьми у себя дома, или нанять воспитателя на дом. Муниципалитет также ведет контроль за частными учреждениями дошкольного воспитания 7.

Наиболее часто используемой формой дошкольного образования является дневной уход либо в детских садах (около 68 % детей), либо в муниципальном учреждении по уходу за детьми (уход на дому) (8,4 %) (Finnish Education Evaluation Centre (FINEEC) 2017), либо в других формах дошкольного образования (7,2 %). В общей сложности 83,7 % детей посещают муниципальные детские сады (FINEEC 2017) 8. Доля детей в частном секторе дошкольного образования (16,2 %) несколько увеличилась за последние два года (FINEEC 2017; Säkkinen, Kuoppala 2016: 1), и в 57 % муниципалитетов Финляндии предоставляются частные услуги дошкольного образования (FINEEC 2017). До 2015 года дошкольное образование было добровольным, хотя в него уже было вовлечено около 98 % детей соответствующей возрастной группы. Согласно статистике Финляндии за 2017 год около 83 % дошкольников участвовали в дошкольном образовании. Большинство детей, вовлеченных в дошкольное образование, также участвуют в раннем дошкольном образовании (например, 97 % в Хельсинки и 72 % в Оулу).

Существуют значительные различия в уровне охвата дошкольным образованием детей разного возраста. За детьми в возрасте до одного года обычно ухаживают дома. Только 0,8 % детей в возрастной категории до года вовлечены в раннее дошкольное образование, тогда как соответствующие показатели для однолетних и двухлетних детей составляют 29 % и 52 % соответственно 9.

Финансирование базовых услуг, к которым относится и дошкольное образование, распределяется между государством и муниципалитетами в соотношении 75 % и 25 %. Муниципалитеты получают часть средств от государства, но самым крупным источником доходов являются налоговые поступления, поскольку муниципалитеты имеют право взимать налоги. В среднем на образовательные услуги и культуру тратится 35 % всех муниципальных расходов.

Услуги дошкольного образования и ухода финансируются государством, муниципалитетами и оплачиваются семьями. В среднем по стране доли источников финансирования распределяются следующим образом: государственные переводы на муниципальные базовые услуги — 30 %, муниципальное финансирование — 56 %, и сборы, взимаемые с семей, — 14 %. Различные факторы могут влиять на долю государственного финансирования муниципалитетов. Точная сумма средств государственного бюджета, выделяемых для каждого муниципалитета, определяется в соответствии с долей жителей в возрасте от 0 до 6 лет.

В отличие от среднего и высшего образования, в частном секторе которого размер финансирования, а также пособий для студентов определяются по тем же критериям, что и в государственном образовании, в дошкольном образовании и уходе частные поставщики услуг сами определяют клиентские сборы.

В целом государственные учреждения в дошкольном образовании значительно преобладают по сравнению с частными, вторые встречаются в Финляндии довольно редко. В 2017 году менее 3 % базовых школ были частными 10.

Согласно данным Европейской комиссии, тарифы для семей определяются в зависимости от их дохода и размера, а также количества часов, в течение которых ребенок находится в дошкольном учреждении. Максимальная плата за место на постоянной основе в муниципальном детском саду в 2019 году составляет 289 евро в месяц. В стоимость также входит питание. Муниципалитет может принять решение о снижении или освобождении от оплаты обучения для семей с низким доходом и с двумя и более детьми, посещающими детский сад 11.

Минимальная плата составляет 27 евро. «Если в семье несколько детей посещают дошкольное образовательное учреждение, то плата за младшего ребенка семьи составляет не более 50 % от стоимости за старшего ребенка семьи, т. е. не более 145 евро. Плата за следующих детей семьи составляет 20 % от суммы, уплачиваемой за младшего ребенка. Если ребенок получает дошкольное образование не больше 20 часов в неделю, ежемесячная плата составляет не более 60 % от полной стоимости. Если ребенок занимается в среднем не менее 35 часов в неделю, может взиматься плата за полный рабочий день. Когда ребенок обеспечен услугами дошкольного образования и ухода более 20, но менее 35 часов в неделю, муниципалитет взимает плату, пропорциональную времени, которое ребенок проводит в обучении и уходе дошкольного возраста» 12.

Основные государственные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций в сфере дошкольного образования Финляндской Республики

Система дошкольного образования и ухода Финляндии основывается на новом Законе о дошкольном образовании и уходе (540/2018, Varhaiskasvatuslaki / Act on Early Childhood Education and Care) 13, который вступил в силу 1 сентября 2018 года, и частично на Законе о базовом образовании (628/1998, Perusopetuslaki / Basic Education Act) 14. Также на официальном сайте Министерства образования и культуры Финляндии размещены отдельные положения и постановления о пошлинах, финансовой помощи и услугах. Например, закон, касающийся системы оплаты дошкольного образования (1503/2016, Act on Customer Fees for Early Childhood Education / The law of early childhood education customer payments) 15.

Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Финляндской Республики

В Финляндии не существует единой национальной системы мониторинга качества образовательных программ. Ответственность за процесс контроля и оценивания, а также разработку собственной системы мониторинга лежит на самих муниципалитетах. Тем не менее Финляндия признает важность национальной системы мониторинга, и новый Закон об образовании в раннем детстве (Varhaiskasvatuslaki), который вступил в силу в августе 2015 года, говорит о том, что все параметры дошкольного образования должны подвергаться внутренней и внешней оценке на муниципальном и местном уровне. Внешний мониторинг качества осуществляется сторонним агентством, оценщиком или офисом, который не контролируется государственной системой дошкольного образования страны. Инспекции проводятся, когда поступила жалоба или была выявлена проблема в системе дошкольного образования и ухода. Практика внутреннего мониторинга проводится людьми, являющимися частью государственной системы дошкольного образования, которая подвергается проверке. Внутренний мониторинг может включать в себя самооценку персонала (учителей, управляющих, родителей и опекунов и т. д.) или процедуру проставления экспертных оценок, которая проводится внутренним персоналом, т. е. среди коллег в той же обстановке 16.

Кроме того, в Законе о дошкольном образовании и уходе сказано, что осуществление плана воспитания и ухода за каждым ребенком, потребность ребенка в поддержке, а также адекватность и целесообразность поддержки должны быть оценены, и на основе этой оценки план должен быть пересмотрен не реже одного раза в год. Там, где этого требуют индивидуальные потребности ребенка, план должен пересматриваться чаще. Основные результаты оценки должны быть обнародованы 17.

В Финляндии есть два основных направления мониторинга качества дошкольного образования: это внешняя проверка через инспекцию и внутренняя проверка через процедуру самооценки. Внешняя оценка через инспекцию применяется только в случае поступления жалоб на ДОУ 18. Таким образом, главным направлением, развитием которого занимается государство, является самооценка учреждения 19.

Процесс самооценки необходим для постоянного прогресса и повышения качества дошкольного образования и ухода за детьми. Самооценка дошкольного образования — это цикл из нескольких действий (рисунок 1) 20.

картинка

Рисунок 1. Процесс непрерывного совершенствования и роль оценки

Основные механизмы, процедуры и инструментарий, используемые для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Финляндской Республики

Во время инспекций, проводимых в ответ на жалобы на ДОУ, часто контролируются такие аспекты качества обучения, как санитарно-гигиенические нормы, квалификация персонала, соотношение количества персонала и детей, требования к персоналу. Сами же условия труда, управление персоналом и финансовыми ресурсами не так интересуют инспекторов во время проверок 21.

В Финляндии немаловажную роль играет и образование персонала, в связи с чем предъявляются высокие требования к квалификации работников в сфере раннего обучения и ухода. Для контроля качества персонала осуществляется проверка по следующим критериям: качество образовательного процесса; используемые материалы; квалификация персонала; общее качество обучения; командная работа и общение между штатными сотрудниками; управление временем и планирование; знание персоналом предметов, условий труда; профессиональное развитие персонала.

Для оценки развития детей в Финляндии обычно используют нарративное обследование с использованием инструментов наблюдения. Нарративное обследование — оценка способностей ребенка не в конкретный момент времени, а на протяжении некоторого времени. В фокус контроля уровня развития входят: моторные навыки, социально-эмоциональные навыки, навыки языка и грамотности, навыки счета, самостоятельность, креативность, благополучие, состояние здоровья, практические навыки, знание наук 22.

В качестве дополнительного инструмента к самооценке образовательных процессов используется родительский опрос. Во время опроса основное внимание уделяется общему качеству обстановки, качеству комнат, расписанию дня и часам работы. Опрос родителей может также содержать вопросы о качестве обучения и степени удовлетворенности информацией, которая предоставляется сотрудниками и руководством, используемыми материалами, возможностями участия родителей и мнением о том, каково их ребенку в предлагаемых условиях. Также опросы могут включать вопросы о возможностях установления родительских связей и актуальности учебной программы (например, в отношении обучения и развития на дому) 23.

В мае 2019 года был выпущен документ «Руководство и рекомендации по оценке качества дошкольного образования и ухода» (Guidelines and recommendations for evaluating the quality of early childhood education and care), разработанный Финским центром оценки Образования (Finnish Education Evaluation Centre — FINEEC). Документ содержит рекомендуемые критерии и индикаторы для самооценки дошкольного образования на национальном и локальном уровнях, а также на уровне образовательных процессов в учреждении 24.

Основные инструменты оценивания, используемые во время мониторинга развития ребенка: прямые оценки в виде тестов и скрининга; повествовательные оценки (рассказывание историй или портфолио); инструменты наблюдения в виде оценочных шкал и контрольных списков.

Мониторинг качества персонала обычно включает наблюдения или самооценивание в сочетании с использованием оценочных шкал, контрольных списков или портфолио и может быть частью мониторинга качества обслуживания (Isoré, 2009). The Classroom Assessment Scoring System™ (CLASS) — это инструмент наблюдения, который позволяет оценить качество взаимодействия учителя и ребенка в дошкольных классных комнатах в центрах. Практика показала, что инструмент наблюдения CLASS может помочь учителям и школам улучшить качество их взаимодействия с учениками, поскольку он определяет, какое взаимодействие оценивается выше, и дает возможность определить, какие практики они могут улучшить (CASTL, 2011) 25.

В Финляндии применяется Опросник SDQ (Strengths & Difficulties Questionnaires) для родителей и других лиц. Цель данной методики заключается в выявлении сильных и слабых сторон ребенка, а также трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться, чтобы учитывать особенности ребенка в процессе его развития. Родитель отвечает на блок вопросов, которые характеризуют ребенка с разных сторон (физической, эмоциональной, умственной, поведенческой и т. д.), полученные данные позволяют воспитателям находить индивидуальный подход к ребенку.

Основные направления использования результатов оценки/мониторинга качества системы дошкольного образования Финляндской Республики

Мониторинг качества проводится для повышения качества оказываемых услуг, для информирования политических деятелей, для отчетности, повышения эффективности работы персонала, для улучшения развития детей. Если дошкольное учреждение несколько раз не удовлетворяет нормам качества, то лицензия у учреждения отзывается 26.

* Статья подготовлена в рамках Государственного контракта № Ф-13-кс-2019 от 17.07.2019 года

  • 1. Act on Early Childhood Education and Care (540/2018) : Ministry of Education and Culture. — Текст : электронный // Finlex Data Bank : [сайт]. — Helsinki, 2018. — URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2018/en20180540.pdf (дата обращения: 15.07.2019
  • 2. Antikainen A., Luukkainen A. Twenty-five Years of Educational Reform Initiatives in Finland (Manuscript for a book on Globalization and Education) / A. Antikainen, A. Luukkainen. — Текст : электронный // Department of Sociology, University of Joensuu, Fin
  • 3. Basic Education Act 628/1998 : Amendments up to 1136/2010. — Текст : электронный // Finlex Data Bank : [сайт]. — Helsinki, 2010. — URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf (дата обращения: 23.07.2019).
  • 4. Continuing Professional Development for Teachers Working in Early Childhood and School Education. — Текст : электронный // European Commission : [сайт]. — 2018. — URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/finland/continuing-professional-d
  • 5. Early Childhood and School Education Funding. — Текст : электронный // European Commission : [сайт]. — 02.01.2019. — URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/early-childhood-and-school-education-funding-25_en (дата обращения: 23.
  • 6. Early Childhood Education. — Текст : электронный // Finnish Education Evaluation Centre : [сайт]. — URL: https://karvi.fi/en/early-childhood-education/ (дата обращения: 25.07.2019).
  • 7. Finnish Education System. — Текст : электронный // Finnish National Agency for Education : [сайт]. — Helsinki, 2019. — URL: https://www.oph.fi/english/curricula_and_qualifications/early_childhood_education_and_care (дата обращения: 12.07.2019).
  • 8. Guidelines and Recommendations for Evaluating the Quality of Early Childhood Education and Care / J. Vlasov, J. Salminen, L. Repo, K. Karila, S. Kinnunen, V. Mattila, T. Nukarinen, S. Parrila, H. Sulonen. — Текст : электронный : непосредственный // Finnis
  • 9. Kumpulainen T. Key Figures on Early Childhood and Basic Education in Finland / T. Kumpulainen ; Finnish National Board of Education. — Tampere, 2015. — 56 p. — ISBN 978-952-13-6145-6. — Текст : электронный. — URL:https://www.oph.fi/sites/default/files/do
  • 10. Laki varhaiskasvatuksen asiakasmaksuista 1503/2016. — Текст : электронный // Finlex Data Bank : [сайт]. — Helsingi, 2016. — URL:https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2016/20161503 (дата обращения: 23.07.2019).
  • 11. OECD : Starting Strong IV : Monitoring Quality in Early Childhood Education and Care Country Note : Finland. — Текст : электронный // OECD : Better Policies for Better Life : [сайт]. — 2016. — URL: http://www.oecd.org/education/school/ECECMN-Finland.pdf
  • 12. Salminen J. Early Childhood Education and Care System in Finland / J. Salminen. — Текст : электронный // Nauki o Wychowaniu. Studia Interdyscyplinarne. — 2017. — № 2(5). — URL: http://cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/bwmeta1.element.hdl_11089_24953/c/0_9_09
  • 13. Дошкольное воспитание. — Текст : электронный // infoFiland.fi : [сайт]. — URL: https://www.infofinland.fi/ru/living-in-finland/education/child-education/day-care (дата обращения: 15.07.2019).

Библиография


Федосова И.Е. Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Финляндской Республике. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 38 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/the-system-of-assessing-and-monitoring-the-quality-of-preschool-education-in-the-republic-of-finland (Дата обращения: 23.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности