Альманах № 38
25.12.2019 Дата публикации статьи: 25.12.2019
Альманах № 38 · Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования
Альманах № 38 · Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования

Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Республике Сингапур

Балакеримова Т.В. АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва

Школьная система образования Республики Сингапур является одной из самых сильных в мире, согласно международным сопоставительным исследованиям, ее учащиеся регулярно показывают выдающиеся результаты на экзаменах по таким программам, как PISA, TIMSS, PIRLS.

Дошкольное образование в Республике Сингапур не является обязательным, не включено в официальную систему образования (не является образовательной ступенью) и предлагается в основном частными поставщиками образовательных услуг. Дошкольное образование предоставляет возможность получения дошкольниками опыта обучения для лучшей подготовки к их дальнейшему обучению в школе.

С 2013 года сектор дошкольного образования находится под надзором Агентства по вопросам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)) 1. Процесс дошкольного образования в Республике Сингапур регулируется тремя основными законами — Законом об образовании, Законом о частном образовании и Законом о центрах по развитию детей раннего возраста.

В 2019 году Министерство образования Республики Сингапур запустило пилотный проект по реализации предоставления качественного и непрерывного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, суть которого заключается в кооперации некоторых центров по развитию детей раннего возраста и детских садов при Министерстве образования, когда дети, посещающие определенные центры, получают гарантированное место в детском саду.

Детские сады с 2019 года расширили спектр своих услуг. Если до 2019 года детские сады предлагали детям освоить образовательную программу только на занятиях в классах, теперь они готовы предложить сопровождение развития ребенка и уход за ним в режиме полного дня. Ранее возможность пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение полного дня предоставлялась только в центрах по уходу за детьми.

Сегодня большинство будущих школьников начинают учиться в детских садах (Kindergartens) за 2 года до поступления в школу в возрасте 5–6 лет по образовательным программам Kindergarten 1 (далее — К1) и Kindergarten 2 (далее — К2). Желающие могут начать свое образование с более раннего возраста — образовательные программы предлагаются детям с 18 месяцев, в частности — программы: Playgroup, Pre-Nursery (Nursery 1 (далее — N1) и Nursery 2 (далее — N2)). Начиная с 2-х и до 18-ти месяцев ребенок может посещать Центры по уходу за детьми (Child Care Centres). Некоторые из этих центров продолжают работать с детьми вплоть до 7 лет и также оказывают им образовательные услуги на основании соглашения с Министерством образования Республики Сингапур.

Качество образования в дошкольных учреждениях оценивается с помощью системы аккредитации и сертификации Республики Сингапур SPARK (SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework) 2. Данная сертификация и аккредитация носит добровольный характер.

Период дошкольного обучения детей в Республике Сингапур

Возраст до семи лет в Республике Сингапур считается периодом дошкольного детства.

Детям в возрасте от 2 до 18 месяцев предоставляются услуги по уходу и надзору в соответствующих центрах. В большинстве из них на сегодняшний момент реализуется программа дошкольного развития для детей вплоть до 7-летнего возраста.

Детские сады принимают детей начиная с 18 месяцев и выпускают их к 7 годам — возраст, с которого ребенок поступает в школу.

Таким образом, дети имеют возможность посещать то или иное дошкольное учреждение в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Организационные особенности системы дошкольного образования в Республике Сингапур

Дошкольное образование в Республике Сингапур не является обязательной ступенью образовательной системы, принятой в стране, и его основная цель — подготовка детей к обучению в основной школе.

В основном оно представлено частным сектором и является платным. Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, почти 100 % дошкольников посещают ДОО хотя бы один год перед поступлением в основную школу.

Дошкольное образование в Республике Сингапур не является обязательной ступенью образовательной системы, принятой в стране, и сводится, по сути, к подготовке детей к обучению в основной школе.

В секторе дошкольного образования в Республике Сингапур есть детские сады и центры по уходу за детьми. Эти организации были созданы в разное время и с разными целями.

Центры по уходу за детьми создавались в период 1940-х гг. и ориентировались на поддержку работающих матерей. Их главной целью был уход и присмотр за детьми. Сейчас центры по уходу за детьми официально называются центрами по развитию детей раннего возраста, в которые принимаются дети, начиная с 2-х месяцев жизни.

Детские сады, в отличие от центров, создавались именно в образовательных целях. Их организаторами являлись в основном церкви, негосударственные коммерческие организации и частные организации. На сегодняшний день детские сады в Республике Сингапур определяются как образовательные центры с 10-ю и более детьми, предлагающие структурированную, комплексную программу дошкольного образования для детей от 18 месяцев до 7 лет.

В 2013 году в Республике Сингапур было создано Агентство по вопросам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)) для надзора за сектором дошкольного образования. Это автономная организация, работающая в сотрудничестве с двумя министерствами – Министерством образования и Министерством общественного и семейного развития (Ministry of Social and Family Development) 3. Основной функционал Агентства по вопросам развития в раннем детстве заключается в работе с ключевыми аспектами по обеспечению развития детей до 7 лет в дошкольных учреждениях, а также в реализации системы аккредитации и сертификации дошкольных учреждений Республики Сингапур SPARK (SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework) 4.

В центрах по развитию детей раннего возраста образовательная деятельность осуществляется лишь там, где были заключены необходимые соглашения с Министерством образования.

В дошкольных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, предлагается обучение по программам К1 для детей 5-го года жизни и К2 для детей 6-го года жизни. Дети, занимающиеся по этим программам, зачисляются в одноименные классы. Обучение по этим программам выстроено в контексте шести образовательных направлений: эстетика и творческое выражение; исследование (открытие) мира; язык и грамотность; развитие моторных навыков; навыки счета / умение считать; социальное и эмоциональное развитие. Ключевые результаты обучения, которые фиксируются как результат дошкольного образования после окончания программы K2, то есть к концу дошкольного образования и на момент поступления в школу, представлены следующим перечнем качеств:

  • знать социальные нормы и правила (что правильно, а что нет);
  • быть готовым вставать на позицию другого, договариваться (делиться и соблюдать очередность);
  • быть способным к взаимодействию и коммуникации с другими;
  • быть любознательным и уметь исследовать;
  • уметь вступать в диалог (слушать и отвечать);
  • иметь адекватную самооценку и быть в согласии с собой (и довольным собой);
  • иметь хорошо развитую физическую координацию, обладать здоровыми привычками, иметь творческий потенциал (быть готовым и получать удовольствие от участия в творческих коллективных мероприятиях);
  • любить и уважать свою семью, друзей, учителей и школу.

Продолжительность программ обучения K1 и K2 составляет 40 недель в году. Занятия проводятся ежедневно с понедельника по пятницу в утренние или послеобеденные часы. Продолжительность занятий составляет 4 часа (с 8:00 до 12:00 или с 13:00 до 17:00). Режим работы детских садов подчинен логике школьного обучения, поэтому они работают 5 дней в неделю с межсеместровыми перерывами на школьные каникулы.

Каждый семестр в детском саду завершается проектом «Недели чудес» (Weeks if Wonder) 5. Это исследовательская проектная командная работа, в которой дети в тесном взаимодействии со своими сверстниками и учителями изучают выбранную ими тему. Благодаря таким проектам накапливается тот массив сведений, который будет осмысливаться и обобщаться в начальной школе и станет основой будущего продуктивного освоения учебных предметов, формируется умение взаимодействовать с другими, выполнять правила, осваивать социальные установки и т. д.

Результаты дошкольного образования в Республике Сингапур рассматриваются как важный этап для дальнейшего успешного обучения детей в школе, схематично представлены на рис. 1.

картинка

Рисунок 1.Обзор образовательных результатов дошкольного образования в их связи с последующим обучением в школе

Дошкольники могут находиться в детском саду в течение всего дня. Такая услуга называется «Уход в детском саду» (Kindergarten Care (далее — KCare)), и она доступна с 2019 года почти во всех детских садах, относящихся к Министерству образования Республики Сингапур.

С 2019 года в Республике Сингапур реализуется новая (пока еще в пилотном режиме) модель предоставления дошкольных услуг (Pilot Collaboration with Anchor Operators) 6. Ее основная цель — обеспечение непрерывного, качественного и доступного дошкольного образования детей от 2 месяцев до 7 лет. Министерство образования заключило соглашение с двумя операторами предоставления услуг для дошкольников в центрах по развитию детей раннего возраста. Всем детям, посещающим такие центры, гарантируется место в детском саду (в классе K1), когда они достигнут возраста пяти лет. На данный момент на сайте Министерства образования указано 45 центров центры по развитию детей раннего возраста и 35 детских садов, участвующих в программе.

Есть два подхода для реализации программы дошкольного обучения в классах К1 и К2 — Hi-Light и Starlight Literacy. Программа Hi-Light отличается комплексностью в обучении и ориентируется на развитие дошкольников по упомянутым выше шести образовательным областям на английском языке. Starlight Literacy отличается поддержкой билингвальности и предлагается на английском и трех вариантах национального родного языка (китайский, малайский и тамильский).

В детских садах также реализуются программы для детей в возрасте от 18 месяцев — Playgroup, Pre-Nursery (или Nursery 1 (N1)) и Nursery 2 (N2). Они также рассчитаны на 40 недель в году с перерывами на межсеместровые каникулы, длительность занятий составляет 2–3 часа. Программа N2 рассматривается как образовательная (но она встречается не во всех учреждениях), поэтому иногда в некоторых публикациях говорится о том, что в Республике Сингапур предусмотрена трехгодичная образовательная программа, а в некоторых указано, что двухгодичная.

На рис. 2 представлена обобщенная структура образовательной программы детского сада.

картинка

Рисунок 2. Общая структура образовательной программы в детских садах Республики Сингапур

В центре структуры дошкольной образовательной программы находится ребенок, вокруг которого выстраивается его обучение в рамках подхода iTeach. iTeach — это акроним, каждая буква которого является первой буквой одного из шести принципов, определяющих содержание и направление обучения по этой программе. Принципы подхода iTeach схематично представлены на рис. 3.

картинка

Рисунок 3. Принципы, лежащие в основе подхода iTeach, практикуемого в ДОО Республики Сингапур

Принципы iTeach построены на результатах национальных и международных исследований, посвященных обучению и развитию детей. Они также учитывают проверенные и зарекомендовавшие себя педагогические практики, которые можно наблюдать в ДОО Республики Сингапур. Эти принципы — опорные точки, которые должны лежать в основе качественной образовательной программы детского сада. Перечень принципов iTeach:

  1. Интегрированный подход к обучению.
  2. Педагоги как люди, стимулирующие процесс обучения.
  3. Вовлечение детей в обучение через целенаправленную игру.
  4. Индивидуализация обучения через качественное взаимодействие.
  5. Дети как создатели базы знаний.
  6. Всестороннее развитие.

Таким образом, в системе дошкольного образования в Республике Сингапур реализуется как минимум двухгодичная образовательная программа для детей 5 и 6 лет, по сокращенному названию которой обозначаются и образовательные классы (К1 и К2). Помимо этих программ, в детских садах могут проводиться программы для детей более младшего возраста (начиная с 18 месяцев) — Playgroup, Pre-Nursery (или Nursery 1(N1)) и Nursery 2 (N2). Обучение дошкольников выстроено в контексте шести образовательных направлений, а результаты обучения зафиксированы в виде конкретных умений и характеристик детей в каждой из них, которые рассматриваются как важная составляющая дальнейшего успешного обучения в школе. В Республике Сингапур дошкольное образование, в отличие от школьного, не является обязательным и поэтому не включено в официальную систему образования (не является образовательной ступенью) и представлено в основном частными поставщиками образовательных услуг. По сути, дошкольное обучение представляет собой пространство для личностного развития, развития будущих академических достижений школьного образования, социально-эмоционального благополучия ребенка, накопление и осмысление опыта для лучшей готовности и адаптации ребенка в школе. Период дошкольного детства в Республике Сингапур заканчивается в 7 лет, когда начинается школьное обучение. Посещать то или иное дошкольное учреждение (центр по уходу за детьми или детский сад) можно в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, но конкретные образовательные услуги предоставляются детям 4, 5 и 6 лет. Посещать детские сады дошкольники могут как в режиме посещения занятий в классах (К1 и К2) или занятий по программам Playgroup, N1 и N2, так и в режиме полного дня. Возрастные рамки для развития детей раннего возраста обозначены в диапазоне от 0 до 3 лет, воспитание «ранних учеников» — в возрасте от 4 до 6 лет (программы N2, К1 и К2). В 2019 году Министерство образования Республики Сингапур запустило пилотный проект по реализации предоставления качественного и непрерывного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, заключающийся в кооперации некоторых центров по развитию детей раннего возраста и детских садов при Министерстве образования. С 2013 года сектор дошкольного образования находится под надзором Агентства по вопросам развития в раннем детстве.

Основные государственные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций в сфере дошкольного образования Республики Сингапур

  1. Деятельность центров по уходу за детьми регулируется в соответствии с Законом о детских центрах и в публикациях разных авторов до 2017 года упоминается как «Закон о центрах по уходу за ребенком» (Child Care Centres Act), однако в актуальной редакции он называется так: «Закон о центрах по развитию детей раннего возраста» (Early Childhood Development Centres Act, 2017) 7. В соответствии с данным законом центры по уходу за детьми теперь официально называются центрами по развитию детей раннего возраста (Early Сhildhood Development Centers), которыми считаются площадки, на которых предоставляются или будут предоставлены какие-либо услуги по развитию детей раннего возраста (Early Childhood Development Service) — услуги по уходу и образованию для 5 и более детей в возрасте до 7 лет предоставляются или будут предоставлены за определенную плату, вознаграждение или иную выгоду лицом, не состоящим в родственных отношениях с детьми, посещающими центр по развитию детей раннего возраста, или их опекуном.
  2. Так как детские сады создавались в основном именно в образовательных целях, то и их деятельность регулируется в соответствии с Законом об образовании (Education Act) 8. В тексте закона место, где оказываются образовательные услуги, называется школой (school), в которой обучается 10 и/или более человек. На официальном сайте Агентства по вопросам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)) указано именно такое определение для детских садов. Данный закон не применим в отношении любого частного учебного заведения (в этом случае его деятельность регулируется Законом о частном образовании (Private Education Act) 9 и в отношении любого центра по развитию детей раннего возраста, имеющих соответствующую лицензию, в соответствии с Законом о центрах развития детей в раннем возрасте (Early Childhood Development Centres Act 2017).
  3. Содержание образовательной программы опирается на ряд официально принятых в Республике Сингапур рекомендательных документов, вся совокупность которых в официальных документах начинается с аббревиатуры NEL, образованной от выражения Nurturing Early Learners. Это выражение отражает смысл дошкольного образования, которое сфокусировано не на академической успешности дошкольников, а на развитии их умения использовать полученные знания в реальной жизни и на освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В данном контексте это может быть переведено как «воспитание ранних обучающихся» (далее — ВРО), которые прошли подготовку к обучению в основной школе. Содержание образовательной программы дошкольного учреждения опирается на такие документы, как:
  • документ, обозначаемый в публикациях как NEL Framework, полное название которого звучит как «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур» (Nurturing Early Learners: A Curriculum Framework for Kindergartens in Singapore) 10, где изложены общие принципы педагогической деятельности в дошкольном учреждении, оказывающем образовательные услуги: дано описание образовательных направлений, подробно описаны образовательные цели для каждого из них, изложены принципы подхода iTeach и пр.;
  • руководства для педагогов: «Руководство для педагогов: обзор» (Nurturing Early Learners: Educators' Guide: Overview) 11; рекомендации по составлению образовательной программы для каждого из шести образовательных направлений в дошкольном образовании:
    1. «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур. Эстетика и творческое выражение» (Nurturing Early Learners: Aesthetics and Creative Expression) 12;
    2. «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур. Исследование (открытие) мира» (Nurturing Early Learners: Discovery of the World) 13;
    3. «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур. Язык и грамотность» (Nurturing Early Learners: Language and Literacy) 14;
    4. «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур. Развитие моторных навыков» (Nurturing Early Learners: Motor Skills Development) 15;
    5. «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур. Социальное и эмоциональное развитие» (Nurturing Early Learners: Social and Emotional Development) 16;
    6. «Образовательная программа для детских садов в Республике Сингапур. Навыки счета / умение считать» (Nurturing Early Learners: Numeracy) 17;
  • документы, в которых изложены принципы дошкольного образования для носителей национальных родных языков:
    1. программа для носителей родного языка (Nurturing Early Learners: Framework for Mother Tongue Languages) 18, доступна на английском и трех родных языках — китайском, тамильском и малайском;
    2. руководство для педагогов, использующих билингвальные программы (Nurturing Early Learners: Educators' Guide for Mother Tongue Languages) 19, доступно на английском и трех родных языках — китайском, тамильском и малайском;
  • руководство по преподаванию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и обучению им в дошкольных организациях (Teaching and Learning Guidelines on the Use of Information and Communication Technology in Pre-School Centers) 20;
  • ресурсы портала ВРО (NEL portal).

Портал ВРО создан для педагогов дошкольного образования и представляет собой универсальное онлайн-хранилище материалов, учитывающих культурные особенности и традиции многонационального населения Республики Сингапур, среди которых, помимо указанных в предыдущих пунктах руководств, есть:

  1. «Большие книги ВРО» (NEL Big Books), в которых представлены истории с характерными традициями и обычаями разных национальных групп Сингапура, тесно связанные с детским опытом и повседневной жизнью. Педагоги могут использовать их в качестве историй для чтения или для обучения детей языку и грамоте, применяя подход «общей книги»;
  2. видеоматериалы, которые иллюстрируют, как принципы iTeach реализуются на практике;
  3. фото-истории, иллюстрирующие конкретные фрагменты работы в каждой области обучения;
  4. идеи и сценарии для организации различных видов деятельности в соответствии с образовательной программой ВРО;
  5. электронные тематические книжки с картинками для развития и формирования конкретных умений и навыков;
  6. дополнительные материалы «Больших книг ВРО» (NEL Big Book), такие как методические рекомендации к разным этапам деятельности педагога; тексты песен и материалы для организации различных видов деятельности на английском и родных национальных языках;
  7. результаты национальных и международных исследований в области образования в раннем детстве;
  8. электронная платформа для обучения и обмена информацией и опытом между педагогами дошкольного образования, где они делятся передовым опытом и своими идеями.

Таким образом, процесс дошкольного образования в Республике Сингапур регулируется тремя основными законами — Законом об образовании, Законом о частном образовании и Законом о центрах по развитию детей раннего возраста. Образовательная программа дошкольных учреждений в Республике Сингапур, оказывающих образовательные услуги, должна опираться на ряд официально утвержденных руководств, в которых подробно раскрываются принципы подхода iTeach, описаны конечные образовательные результаты для каждого образовательного направления, даны рекомендации по развитию и образованию дошкольников в каждом из них — как для общих, так и для билингвальных программ с использованием, помимо английского, одного из родных языков (китайского, тамильского или малайского). Существует также универсальный портал ВРО (NEL portal) 21, который является, по существу, универсальным хранилищем не только официальных руководств и программ обучения, но и различных вспомогательных материалов, представленных как в виде текстов, так и в виде фото- и видеоматериалов. Портал ВРО также является платформой для обучения и обмена информацией и опытом между педагогами дошкольного образования.

Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Республики Сингапур

В детских садах и центрах по развитию детей раннего возраста Республики Сингапур нет формализованных и стандартизированных процедур для оценки конкретных результатов дошкольного обучения. Педагоги ДОО ведут наблюдение за детьми и в течение учебного года фиксируют их результаты. Анализ и интерпретация накапливаемых наблюдений позволяют видеть динамику, понимать и фиксировать достижения и трудности ребенка, планировать дальнейшую работу. Также эти своеобразные «дневники наблюдений» педагоги используют на встречах с родителями (обычно раз в два года) или на родительских собраниях, в них же обычно собираются образцы детских работ, фотографии с различных мероприятий, забавные заметки и высказывания детей.

Качество образовательного процесса и программы оценивается в рамках системы аккредитации и сертификации дошкольных учреждений Республики Сингапур SPARK (SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework), за реализацию которой ответственно Агентство по вопросам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)).

Качество образовательных условий, присмотра и ухода за детьми, наличие необходимого персонала и качество его квалификации, качество пространства, услуг и ресурсов, качество обеспечения безопасности, здоровья и гигиены, а также качество содержания обучения, с одной стороны, проверяется и оценивается в процессе лицензирования старшим инспектором (на этапе первичного получения лицензии, а также в процессе ее продления), а с другой стороны, оценивается в рамках системы аккредитации и сертификации дошкольных учреждений Республики Сингапур SPARK.

Основными направлениями государственной оценки и мониторинга качества работы дошкольных учреждений в Республике Сингапур выступают:

  • наличие персонала и качество его подготовки;
  • пространство, услуги и ресурсы дошкольных учреждений;
  • обеспечение безопасности, здоровья и гигиены;
  • содержание образования;
  • качество образовательной программы и образовательного процесса.

Основные механизмы, процедуры и инструментарий, используемые для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Республики Сингапур

С 2011 года в Республике Сингапур используется система аккредитации и сертификации дошкольных учреждений SPARK (далее — SPARK) 22. Участие в программе добровольное. Подавать заявки на оценку и получение сертификата могут как детские сады, так и центры по развитию детей раннего возраста, в которых осуществляется образовательная деятельность в сфере дошкольного образования.

Система аккредитации и сертификации SPARK объединяет в себе как процесс (а также результат) лицензирования дошкольного учреждения, так и другие процессы (и их результаты), предусмотренные уже только в рамках сертификации учреждения. Процесс лицензирования и процесс сертификации ставят перед собой разные цели и приводят к разным результатам.

Получение лицензии дошкольным учреждением в Республике Сингапур подразумевает соответствие этого учреждения минимальным требованиям, которые к нему предъявляются, а также право на оказание услуг по уходу, развитию и/или образованию детей дошкольного возраста. Получение лицензии дошкольным учреждением является обязательным условием для их существования. Получение же сертификата считается добровольной инициативой и направлено на улучшение оказываемых дошкольным учреждением образовательных услуг. Поэтому структура реализации системы аккредитации и сертификации SPARK подразумевает следующие мероприятия.

  1. Регистрация и лицензирование, когда производится оценка минимальных стандартов функционирования организации. На данном этапе дошкольное учреждение проходит проверку надзорными органами, контролирующими соблюдение требований в учреждениях (например, обеспечения безопасности).
  2. Cамооценивание. После регистрации всем детским садам настоятельно рекомендуется проводить ежегодную самооценку. Здесь используется метод самонаблюдения, и этап самооценивания может быть реализован совместно с прохождением программы коучинга (см. далее).
  3. Внешняя оценка, когда детские сады уже лучше понимают, какому уровню качества они соответствуют, и готовы к проверке результатов самооценивания с помощью приглашения внешнего эксперта. Приглашение внешних экспертов, которые будут использовать метод наблюдения и беседы в процессе оценки, является следующим этапом, но он также добровольный. Процесс оценки внешними экспертами занимает 2 рабочих дня, с 8 утра до 5 вечера. Предварительно запрашивается следующая информация (в электронном виде): результаты самооценивания, план дальнейшего развития, описание дошкольного учреждения и список сотрудников, календарь событий, расписание занятий по программам N1—К2, планы учебных программ и планы уроков.
  4. Сертификация. По результатам внешнего оценивания формируется рейтинг детских садов по параметру качества образовательной услуги. Организации, которые оказались на вершине рейтинга, получают сертификат. Сертификат действует 6 лет (с 2016 года, в период с 2011 до 2016 года срок действия сертификата был равен 3 годам). Сертификат можно подтвердить (обновить) до окончания этого срока. Для получения сертификата необходимо получить минимум по 2 средних балла по каждому пункту оценки.

Модель оценки включает в себя 7 основных критериев:

  1. Лидерство.
  2. Планирование и администрирование.
  3. Управление персоналом.
  4. Ресурсы.
  5. Учебный план.
  6. Педагогика.
  7. Здравоохранение, гигиена и безопасность.

Первые 4 критерия относятся к структуре и административным процессам дошкольного учреждения, вторые — к содержательным процессам воспитания и обучения. Их высокое качество призвано в итоге обеспечить полноценное и благополучное развитие ребенка.

Информация о дошкольных учреждениях, прошедших аккредитацию и получивших сертификаты, доступна на сайте Агентства по вопросам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)) в виде списка таких учреждений (Listing of SPARK-Certified Preschools) 23. Многие родители используют эту информацию как ориентир при выборе детского сада или центра по развитию для своего ребенка.

Процесс сертификации подразумевает прохождение программы коучинга (Quality Assurance Coaching (QAC)) 24. Это одна из мер поддержки, предлагаемых Агентством по вопросам развития в раннем детстве (The Early Childhood Development Agency (ECDA)) детским садам. Во время обучения с коллективом дошкольного учреждения работают внешние эксперты, которые помогают выявить слабые места организации и дают рекомендации по их усилению. В качестве коучей (тренеров) выступают опытные практики, представители системы образования. Коучи проходят идентификацию и обучение в Агентстве по вопросам развития в раннем детстве. Участие в программе коучинга платное, однако Агентство по вопросам развития в раннем детстве покрывает 80 % расходов, и дошкольное учреждение платит за участие 150 долларов США.

Критерии, которым должно соответствовать дошкольное учреждение, чтобы подать заявку на прохождение коучинга по системе SPARK:

  1. выполнить базовые лицензионные требования;
  2. как минимум 75 % педагогов должны иметь диплом об образовании в сфере дошкольной педагогики и воспитания;
  3. руководитель детского сада должен иметь два диплома в сфере дошкольной педагогики и воспитания (педагога и диплом по лидерству), а также стаж работы в секторе дошкольного образования от 2 лет и более;
  4. дошкольное учреждение должно быть готово завершить обучение и пройти оценивание через 12 месяцев после начала коучинга.

Модель оценки, предусмотренная в системе аккредитации и сертификации SPARK, предполагает, что 7 основных критериев, по которым ведется самонаблюдение или наблюдение внешними экспертами, являются и ее основными шкалами. При этом предусмотрено получение и общего результата оценки качества. Сама рейтинговая шкала включает в себя три уровня 25:

  1. основной (Basic или Emerging level);
  2. средний (Intermediate или Performing level);
  3. продвинутый (Advanced или Mastering level).

Для валидизации инструментов оценки использовались такие известные инструменты для мониторинга и оценки качества дошкольных учреждений, как The Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R), The Early Childhood Environment Rating Scale-Extension (ECERS-E), The Program Administration Scale (PAS) 26.

Дошкольные учреждения, получившие продвинутый уровень, получают премиальный сертификат. В ином случае учреждение получает обычный сертификат, указывающий на результаты на основном или среднем уровне.

Сертификат SPARK при его первичном получении будет малинового цвета (рис. 4):

картинка

Рисунок 4. Шаблон базового сертификата SPARK при его первичном получении

При повторном получении (продлении) базовый сертификат SPARK будет окрашен в синий цвет (рис. 5):

картинка

Рисунок 5. Шаблон базового сертификата SPARK при его повторном получении

Премиальные сертификаты SPARK оформлены в той же логике, что и базовые, в вопросах цветового оформления, с той только разницей, что после слова «сертификат» на них указано, что это он премиальный (в скобках) (рис. 6):

картинка

Рисунок 6. Шаблоны премиальных сертификатов SPARK при их первичном и/или повторном получении

ДОО, которые продемонстрировали при прохождении переаттестации в системе SPARK существенные улучшения показателей преподавания и обучения, дополнительно отмечаются премиальным сертификатом (рис. 7):

картинка

Рисунок 7. Шаблон премиального сертификата SPARK за прогресс в преподавании и обучении

На август 2019 года стандартные сертификаты SPARK были получены 934 дошкольными учреждениями и 72 дошкольных учреждения получили премиальные сертификаты.

Таким образом, основные механизмы, используемые для мониторинга и оценки качества работы дошкольных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в Республике Сингапур, заключаются в двух согласованных процессах — лицензирования и сертификации. В общем смысле вся система аккредитации и сертификации обозначается как SPARK. Система аккредитации и сертификации SPARK объединяет в себе оба этих процесса (а также их результаты). Получение лицензии дошкольным учреждением в Республике Сингапур подразумевает соответствие этого учреждения минимальным требованиям, которые к нему предъявляются, а также право на оказание услуг по уходу, развитию и/или образованию детей дошкольного возраста. Это является обязательным условием, а получение сертификата считается добровольной инициативой дошкольного учреждения. Модель оценки включает в себя 7 основных критериев: лидерство; планирование и администрирование; управление персоналом; ресурсы; учебный план; педагогика; здравоохранение, гигиена и безопасность. Информация о дошкольных учреждениях, прошедших аккредитацию и получивших сертификаты SPARK, доступна на сайте Агентства по вопросам развития в раннем детстве в виде списка таких учреждений. Дошкольные учреждения, получившие продвинутый уровень, получают премиальный сертификат. В ином случае учреждение получает обычный сертификат, указывающий на результаты на основном или среднем уровне. Дошкольные учреждения, которые продемонстрировали при прохождении переаттестации в системе SPARK существенные улучшения показателей преподавания и обучения, дополнительно отмечаются еще одним, дополнительным, премиальным сертификатом. Многие родители ориентируются на сертификационный рейтинг ДОО при выборе дошкольного учреждения, что создает конкуренцию ДОО и диктует качество воспитания и обучения в дошкольном учреждении.

Основные направления использования результатов оценки / мониторинга качества системы дошкольного образования Республики Сингапур

В рамках системы аккредитации и сертификации SPARK осуществляется как процесс лицензирования дошкольного учреждения, так и процесс его сертификации. Получение лицензии считается начальной ступенью, и его результаты учитываются при принятии решения о том, будет ли работать данное учреждение. В случае, если оно отвечает минимальным требованиям, выдвигаемым относительно количества и уровня образования персонала, санитарно-гигиенических норм, обеспечения безопасности и обучения дошкольников, дошкольное учреждение получает лицензию, дающую ему право осуществлять свою деятельность.

Система сертификации SPARK ставит перед собой две основные цели:

  1. помощь работникам дошкольных учреждений в повышении качества дошкольного образования;
  2. помощь родителям детей дошкольного возраста с выбором образовательной организации, чтобы они ориентировались не только на территориальную доступность дошкольной организации, но и на качество предоставляемой образовательной услуги в соответствии с современными международными представлениями.

Система аккредитации и сертификации SPARK обеспечивает лидерам дошкольных учреждений признание и поддержку в процессе повышения качества преподавания, обучения, администрирования и управления персоналом, чтобы добиться полноценного развития и благополучия детей. Результаты сертификации SPARK используются в качестве ориентиров для дальнейшего развития и позволяют, в том числе более эффективно, организовывать самооценку организаций, чтобы поставленные ими новые цели действительно имели развивающий характер и необходимый эффект.

Таким образом, результаты лицензирования дошкольных учреждений в Республике Сингапур используются в качестве критерия соблюдения в них минимальных требований, выдвигаемых относительно оказываемых ими услуг и имеющихся у них ресурсов. Результаты сертификации используются как указание на более высокий уровень оказываемых дошкольным учреждением услуг и имеющихся у них ресурсов, т. е. они превышают минимально необходимые требования, а премиальные сертификаты указывают на очень высокий уровень качества. Все это помогает не только стимулировать и тем самым обеспечивать постоянное стремление лидеров дошкольных организаций к повышению качества образовательных услуг и пр., но и определиться родителям с выбором конкретной образовательной дошкольной организации, учитывая при выборе не только ее территориальный признак.

* Статья подготовлена в рамках Государственного контракта № Ф-13-кс-2019 от 17.07.2019 года

  • 1. Ang, L. Y. L. Steering Debate and Initiating Dialogue: a review of the Singapore preschool curriculum / L. Y. L. Ang. — Текст : электронный // Contemporary Issues in Early Childhood. — 2006. — Vol. 7. — № 3. — P. 203–212. — URL: https://journals.sagepub.c
  • 2. Early Childhood Development Centres Act 2017. — Текст : электронный // Singapore Statuses Online : [сайт]. — Singapore, 2017. — URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/ECDCA2017#pr29- (дата обращения: 31.07.2019).
  • 3. Education Act (Chapter 87). — Текст : электронный // Singapore Statuses Online : [сайт]. — Singapore, 1987. — URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/EA1957 (дата обращения: 31.07.2019).
  • 4. Evolving a Harmonized Hybrid System of ECEC : A Careful Balancing Act : A Case Study of the Singapore Early Childhood Education and Care System. / R. Bull, A. Bautista, H. Salleh, N. Karuppiah. — New York : Teachers College Press, 2018. — 287 p. — Текст :
  • 5. Listing of SPARK-Certified Preschools. — Текст : электронный // SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework : [сайт]. — Singapore, 2015. — URL: https://www.ecda.gov.sg/sparkinfo/Pages/ListingOfCertifiedCentresByYear.aspx (дата обращения: 31.07.20
  • 6. Nurturing Early Learners : [сайт]. — Singapore, 2019. — URL: https://www.nel.sg/ (дата обращения: 31.07.2019). — Текст : электронный.
  • 7. Nurturing Early Learners : A Curriculum Framework for Kindergartens in Singapore / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2012. — 125 p. — ISBN 978-981-07-3853-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL: https://www.nel.sg/qql/
  • 8. Nurturing Early Learners : Educators' Guide for Mother Tongue Languages. — Текст : электронный // Nurturing Early Learners : [сайт]. — Singapore, 2019. — URL: https://www.nel.sg/resources/frameworks-and-guidelines#nelframework (дата обращения: 31.07.2019)
  • 9. Nurturing Early Learners : Framework for Mother Tongue Languages. — Текст : электронный // Nurturing Early Learners : [сайт]. — Singapore, 2019. — URL: https://www.nel.sg/resources/frameworks-and-guidelines#nelframework (дата обращения: 31.07.2019).
  • 10. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Educators' Guide: Overview / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 104 p. — ISBN 978-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL: https
  • 11. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Aesthetics and Creative Expression / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 92 p. — ISBN 978-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL
  • 12. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Discovery of the World / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 80 p. — ISBN 978-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL: https://ww
  • 13. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Language and Literacy / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 76 p. — ISBN 987-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL: https://www
  • 14. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Motor Skills Development / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 80 p. — ISBN 987-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL: https://
  • 15. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Social and Emotional Development / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 68 p. — ISBN 987-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL:
  • 16. Nurturing Early Learners. A Curriculum for Kindergartens in Singapore : Numeracy / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2013. — 64 p. — ISBN 987-981-07-8551-2. — Текст : непосредственный : электронный. — URL: https://www.nel.sg/qql/s
  • 17. Pilot Collaboration with Anchor Operators. — Текст : электронный // Ministry of Education Kindergarten : [сайт]. — Singapore, 2019. — URL: https://www.moe.gov.sg/microsites/moekindergarten/our-partnerships/pilot-collaboration-with-anchor-operators.html (д
  • 18. Private Education Act (Chapter 247A). — Текст : электронный // Singapore Statuses Online : [сайт]. — Singapore, 2011. — URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PEA2009 (дата обращения: 31.07.2019).
  • 19. QAC APPLICATION GUIDE : Quality Assurance Coaching for Preschools. — Текст : электронный // SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework : [сайт]. — Singapore, 2015. — URL: https://www.ecda.gov.sg/sparkinfo/Documents/QAC_Application%20Guide_v1(201
  • 20. Quality Assurance Coaching (QAC). — Текст : электронный // SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework : [сайт]. — Singapore, 2015. — URL: https://www.ecda.gov.sg/sparkinfo/Pages/Quality-Assurance-Coaching-(QAC).aspx?group=PreschoolsGroup (дата о
  • 21. SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework : [сайт]. — Singapore, 2015. — URL: https://www.ecda.gov.sg/sparkinfo/Pages/Home.aspx (дата обращения: 31.07.2019).
  • 22. SPARK for Preschools. — Текст : электронный // SPARK — Singapore Pre-school Accreditation Framework : [сайт]. — Singapore, 2015. — URL: https://www.ecda.gov.sg/sparkinfo/Pages/SPARKForPreschools.aspx?group=PreschoolsGroup (дата обращения: 31.07.2019).
  • 23. Teaching and Learning Guidelines on the Use of Information and Communication Technology in Pre-School Centers / Ministry of Education, Republic of Singapore. — Singapore, 2017. — 43 p. — ISBN 978-981-11-5243-6. — Текст : непосредственный : электронный. —
  • 24. The Early Childhood Development Agency : [сайт]. — Singapore, 2017. — URL: https://www.ecda.gov.sg/pages/aboutus.aspx (дата обращения: 31.07.2019).
  • 25. Weeks of Wonder. — Текст : электронный // Ministry of Education Kindergarten : [сайт]. — Singapore, 2019. — URL: https://www.moe.gov.sg/microsites/moekindergarten/our-curriculum/weeks-of-wonder.html (дата обращения: 31.07.2019).
  • 26. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии / А. К. Белолуцкая, Т. Н. Леван, Е. Е. Крашенинников-Хайт, И. Б. Шиян. — Текст : электронный // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016. —

Библиография


Балакеримова Т.В. Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Республике Сингапур. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 38 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/the-system-of-assessing-and-monitoring-the-quality-of-preschool-education-in-the-republic-of-singapore (Дата обращения: 20.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности