Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей / Альманах № 40 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 40 "Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей

С.А. Валиуллина Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ), Москва

На современном этапе трудно переоценить важность медицинской реабилитации детей с острыми, врожденными и хроническими заболеваниями. Чем раньше начинаются реабилитационные мероприятия с участием мультидисциплинарной команды специалистов для восстановления полноценной личности, тем быстрее будет обеспечено максимально возможное качество жизни, как ребенку, так и его семье 1, 2, 3.

Всемирная организация здравоохранения определяет медицинскую реабилитацию как комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или утраченных в результате травмы или заболевания функций, на снижение инвалидности и состояний, нарушающих нормальную жизнедеятельность, а также на то, чтобы индивидуумы с ограниченными возможностями могли достичь оптимальной социальной интеграции 4, 5.

Федеральный закон от 01.12.2014 N419-ФЗ в главе III «Реабилитация и абилитация инвалидов» определяет реабилитацию инвалидов как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В отличие от реабилитации, абилитация инвалидов – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности 6.

В законе выделены основные направления реабилитации и абилитации инвалидов:

  • медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональная ориентация, общее и профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация;
  • социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социо-культурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Основы медицинской реабилитации подробно отражены в Белой книге по физической реабилитационной медицине в Европе, Приказах Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012г. № 1705-н «О порядке организации по медицинской реабилитации», от 23 октября 2019 г. №878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».

Структуру и тяжесть детской инвалидности во многом определяет эпидемиология заболеваний, которая у детей, в отличие от взрослых, характеризуется преобладанием острой и врожденной патологии, травм. Кроме того, у детей имеет место четкая дифференциация между острыми приобретенными повреждениями (черепно-мозговая травма, ишемические и геморрагические инсульты, нейроинфекции, острые постгипоксические состояния и др.) и врожденными/хроническими заболеваниями (ДЦП, дегенеративные и генетические болезни, врожденные аномалии развития и пр.) 7. Отдельно следует выделить заболевания новорожденных, особенно недоношенных, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, которые в дальнейшем будут нуждаться в длительной абилитации/реабилитации 8.

Соотношение детской заболеваемости и инвалидности показывает, что шесть основных классов заболеваний, а именно психические расстройства, заболевания нервной системы, врожденные аномалии, заболевания эндокринной системы, органов зрения и слуха играют наибольшую роль в детской инвалидности. Что касается травм, то инвалидность непосредственно от них незначительна, а последствия после тяжелых повреждений, особенно ЦНС, значительные. Именно травматические последствия «пополняют» статус инвалидности как по классу «психические расстройства», так и по классу «заболевания нервной системы» 9.

В отличие от абилитации и восстановительного лечения, реабилитация начинается именно тогда, когда в результате травмы или заболевания функция была нарушена или утрачена. До этого момента ребенок рос и развивался в соответствии с возрастом.

Реабилитация детей значительно отличается от реабилитации взрослых.

Во-первых, ребёнок – развивающийся, растущий организм с несформировавшимися анатомическими и физиологическими функциями, нейроэндокринными, метаболическими особенностями. У ребёнка совершенно иная нейропластичность мозга; исходно повышенный метаболизм; на разных этапах его развития имеются определенные двигательные, речевые, психологические, поведенческие и эмоционально-личностные особенности.

Во-вторых, в отличие от взрослых, реабилитация детей должна обеспечивать соответствующее возрасту физическое и психическое развитие, а формула реабилитационного прогноза и восстановление любой функции зависят от процесса роста и развития в целом.

В-третьих, множество заболеваний у детей являются врожденными, что требует в реабилитации и в абилитации применения средств и методов, основанных на физиологических алгоритмах формирования тех или иных функций, также построенных по онтогенетическому принципу.

В-четвертых, сам процесс реабилитации у детей имеет четкие медико-организационные особенности: требует большего времени, чтобы подготовить ребенка и ухаживающего взрослого к проведению реабилитационной программы; предусматривает значительно больший объем услуг, которые предоставляются не только детям, но и их родителям и близкому окружению. Родители должны быть обучены специальным знаниям и умениям (кормление через гастростому, уход за трахеостомой, позиционирование, высадка в кресло-коляску, пользование электроотсосом и пр.). Находясь в стрессе, родители нуждаются в психологической поддержке и сопровождении со стороны психологов, дефектологов и прочих членов мультидисциплинарной команды, обучении навыкам ухода за ребенком, оказании помощи в организации быта, отдыха и др.

В-пятых, у детей имеются особенности в методах и технологиях реабилитации. Если у взрослых в процессе реабилитации на первое место выходит мотивация, то у детей – интервенционные подходы, основанные на удовольствие, игре, которые обладают важным развивающим значением в процессе восстановления.

В-шестых, реабилитация детей носит семейно-ориентированный характер. Подход, ориентированный на семейные связи, который рассматривает потребности не только ребенка, но и потребности родителей, родных братьев и сестер, в педиатрии используется чаще, чем индивидуальный подход к пациентам.

В реабилитации большое значение придается междисциплинарной команде и ее функциям. Успех медицинской реабилитации детей с тяжелыми повреждениями и заболеваниями возможен только при системной и скоординированной работе всех членов мультидисциплинарной команды 10, 11. Важнейший принцип ее функционирования является направленность не только на пациента, но и на семью. Особое значение в реабилитационном процессе отводится раннему взаимодействию врачей, родителей, пациента, педагогов, психологов – всей мультидисциплинарной команды 12, 13, 14, 15.

При этом следует учитывать жизненный цикл семьи, сопровождать ее в процессе реабилитации ребенка. Родители, особенно детей с острыми тяжелыми повреждениями, часто не могут принять ситуацию, имеют завышенный уровень ожиданий и, соответственно, не видят реабилитацию, пролонгированную по времени. Необходимо время и помощь специалистов, чтобы семья приняла ситуацию и ребенка в новом для них состоянии, осознала, что реабилитация будет необходима ребенку длительное время и может нести значительные финансовые затраты. Большую помощь в это время может оказать общение с семей с похожим опытом.

В настоящее время медицинская реабилитация имеет в своем арсенале большое количество современных средств, методов и технологий реабилитационного воздействия, основанного на мультидисциплинарном подходе, а также критериев и методов визуализации для контроля за этим процессом.

В двигательной реабилитации: начиная от лечения положением и профилактики вторичных осложнений, используя разные физиотерапевтические методики, лечебную гимнастику, массаж, специальные кинезиотерапевтические подходы, аппаратные технологии, роботизированную механотерапию с биологически обратной связью. Процесс восстановления ребенка продвигается от позиционирования и борьбы с патологическими стереотипами (в кровати, кресле) до вертикализации и ходьбы с контролем своего тела и равновесия.

Подбор технических средств реабилитации (ТСР) – одна из очень важных задач в современной реабилитации. Несмотря на то, что нередко ребенок может иметь выраженные когнитивные и двигательные нарушения, он все равно всегда остается ребенком. Он должен чувствовать себя уютно, комфортно в этом техническом средстве, которое должно обеспечивать ему мобильность. Правильное позиционирование и подбор технических средств реабилитации помогает не только свободно передвигаться, но и улучшать когнитивные функции при многих заболеваниях.

Эрготерапия обеспечивает ребенку независимость в умениях и навыках самообслуживания: держать ложку, вилку, чашку, переодеваться, завязывать шнурки, самостоятельно кушать и т. д. Она необходимо для обучения ребёнка повседневной деятельности.

Психолого-педагогическая реабилитация/когнитивная реабилитация – неотъемлемое звено в медицинской реабилитации и важна фактически при всех заболеваниях в детском возрасте. Разные специалисты принимают участие в команде когнитивной реабилитации: психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, нейропсихиатры. С одной стороны, все эти специалисты решают общую задачу по восстановлению, например, высших психических функций, когнитивных функций, двигательных функций; с другой стороны, каждый решает последовательно свои задачи.

Например, логопед – обучает глотанию, восстанавливает речь. Дефектолог – восстанавливает элементарные ориентировки ребенка в ближнем окружении: учит действовать с предметом, обучает решению доступных познавательных (и бытовых) задач; восстанавливает простые социально-значимые умения в общении с близкими взрослыми и в быту.

Специалисты психолого-педагогической службы тесно работают не только с ребёнком, но и с родителями.

На протяжении всей реабилитации должна осуществляться нейрофармакологическая поддержка ребенка, ибо без адекватной медикаментозной коррекции невозможно полноценное восстановление двигательных и когнитивных функций.

В настоящее время на базе отдела реабилитации НИИ НДХиТ * разработаны, апробированы и внедрены в реабилитационную практику патентованные методики междисциплинарного характера; определены мультидисциплинарные условия для разработки и внедрения дифференцированных реабилитационных программ с учетом специфики травматических заболеваний у детей. Тем самым значительно расширен имеющийся педиатрический ресурс реабилитационной и абилитационной практики 16, 17, 18.

Итак, мульти/междисциплинарное взаимодействие специалистов позволяет системно организовывать реабилитационное и абилитационное пространство для ребенка с острыми или хроническими заболеваниями на всех этапах восстановительного лечения. Учитывая приоритетность ориентиров в реабилитации и абилитации, связанных преимущественно с психическим и физическим здоровьем детей, важными остаются вопросы профилактики тяжелой инвалидизации и путей преодоления социальных последствий болезни, как для самого ребенка, так и для его семьи. В связи с этим, реабилитация и абилитация настоящего времени трансформируется в биопсихосоциальный формат, что придает ей высокую значимость с гуманных и общечеловеческих позиций.


* Статья подготовлена по следам выступления главного детского реабилитолога г. Москвы в рамках круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», организованного в Российской Академии образования.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Валиуллина С.А. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 40 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/interdisciplinary-cooperation-of-specialists-in-rehabilitation-of-children (Дата обращения: 25.05.2020)
Список литературы
  1. Белова А.Н. Нейореабилитация / А.Н. Белова, С.В. Прокопенко. – М.: 2010. – 1287 с.
  2. Классификации и критерии, используемые при медико-социальной экспертизе граждан // Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1013 н.
  3. Нейробиологические основы возникновения и восстановительного лечения перинатального поражения центральной нервной системы у детей. М.: ПедиатрЪ, 2016. – 184 с.
  4. Основы психосоматической медицины / под ред. У.В. Лебедевой, Н.Г. Незнанова, Л.И. Вассермана. – СПб: Изд-во СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2008. – 189 c.
  5. Психолого-педагогическая реабилитация на ранних этапах восстановления детей после тяжелой черепно-мозговой травмы. Организационные аспекты / Фуфаева Е.В., Быкова В.И., Закрепина А.В., Боттаева Ж.С., Валиуллина С.А., Семенова Ж.Б. // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2014. № 4. С. 65-77.
  6. Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой. Часть 1 / сниженный уровень сознания – вегетативный статус, минимальное сознание : методические рекомендации / Под ред. Валиуллиной С.А. / Авторы: Валиуллина С.А., Сиднева Ю.Г., Закрепина А.В. и др. – М.: «ПАРАДИГМА», 2018. – 48 с.
  7. Система ранней комплексной реабилитации детей с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой: методические рекомендации / Под ред. Валиуллиной С.А. / Авторы: Валиуллина С.А., Новосёлова И.Н., Понина И.В. и др. – М.: «ПАРАДИГМА», 2020. – 36 с.
  8. Черепно-мозговая травма у детей: эпидемиология и основные принципы организации медицинской помощи / Валиуллина С.А., Промыслова С.А., Тютюкина А.И. и др. – М.: 2014. – 24 с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: