Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Альманах № 40 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 40 "Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

С.Б. Лазуренко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
А.Л. Венгер ГБОУ ВО Московской области, Университет «Дубна» , Дубна

В соответствии с проектом Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детскому населению» от 20.03.2019 медицинская реабилитация представляет собой комплекс воздействий природных и средовых лечебных факторов, фармакотерапии и немедикаментозных видов помощи, к которым относится психолого-педагогическое сопровождение 1. При организации психолого-педагогической помощи в процессе восстановления здоровья ребенка необходимо учитывать, что методы и содержание медицинской реабилитации определяются в зависимости от класса заболевания ребенка или его отдельной нозологической формы 2. При этом учитываются следующие факторы:

  • возраст ребенка;
  • индивидуальные анатомо-физиологические особенности;
  • возраст, в котором произошел манифест болезни и ее длительность;
  • характер и тяжесть течения основного заболевания;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • негативные психофизические последствия болезни, одним из которых может стать нарушение мнестических функций и интеллектуальной сферы, искажение социальной ситуации развития;
  • и, конечно, имеющийся реабилитационный потенциал.

Следует заметить, что дети с неизлечимым тяжелым заболеванием с прогрессирующим течением, малым или отсутствием реабилитационного потенциала, представляют собой отдельную категорию и им оказывается паллиативная помощь, которая также включает в себя психолого-педагогическую поддержку, цель и задачи которой, как содержание и методы отличаются от тех, что характерны для комплексной реабилитации 3.

Для успешного междисциплинарного взаимодействия и гармоничной интеграции содержания психолого-педагогической помощи в программу комплексной реабилитации ребенка специалисты психолого-педагогического профиля должны уметь ориентироваться в клинической информации о ребенке, учитывать форму и объем других видов реабилитационного воздействия, а также цель и задачи реабилитации текущего этапа. Специалисты психолого-педагогического профиля при определении содержания помощи должны исходить из того, что любая хроническая болезнь всегда порождает триаду последствий. Это первичные психологические нарушения, непосредственно связанные и обусловленные болезнью (болевые ощущения, снижение работоспособности, нарушение интеллекта, восприятия и движений). Вторичные нарушения в виде различных психологических отклонений, возникающих в силу болезни – проблемы социальной адаптации и интеграции, трудности ориентировки в окружающем пространстве, медленный темп усвоения новых знаний и другие. Третичные нарушения, вследствие искажения социальной ситуации развития, в частности, из-за регулярных госпитализаций и перемен в образе жизни, ограничения социальных контактов, изменения детско-родительских отношений и искажения стиля воспитания и многое другое 4.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в силу своей универсальности, удивительным образом сочетается с методологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая распределяет домены с позиции физиологического функционирования организма и социальной реализации (функционирования) индивида в обществе (функции и структуры организма; социальная активность и участие в общественной жизни) 5.

Все вышесказанное определяет цель психолого-педагогической помощи в реабилитации больного ребенка – предупредить или сгладить негативное влияние болезни на процесс развития детской личности 6. Для достижения этой глобальной цели необходимо создать в процессе лечения условия для решения следующих задач:

  • обеспечения эффективности лечения;
  • удовлетворения возрастных и особых психологических потребностей;
  • развития психологического потенциала и социализации детей с учетом этиологии, структуры и тяжести заболевания, реабилитационного потенциала;
  • повышения комплаентности к лечению;
  • оптимизации детско-родительских отношений в ситуации болезни.

Практическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностика психического и личностного развития ребенка;
  • разработка, реализация и оценка эффективности содержания специальной психолого-педагогической помощи ребенку;
  • логопедическая помощь детям с особенностями становления и патологией речи;
  • создание социально-комфортной развивающей обстановки в станционере и домашних условиях;
  • организация досуговой деятельности;
  • психотерапевтическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • образование пациентов и членов их семьей;
  • социально-трудовая и профессиональная ориентация подростков.

Как уже говорилось, совокупность таких клинико-психологических факторов как этиология болезни, возраст ребёнка и тяжесть физического состояния определяют специфику организации и направления психолого-педагогической помощи. Последовательно раскроем их следующим образом: для детей раннего возраста с последствиями перинатальной патологии ЦНС; для пациентов отделения реанимации и интенсивной терапии; отделения хирургии; соматического и неврологического стационара, а также для родителей больного ребенка 7 8.

Так, психолого-педагогическая помощь в абилитации детей раннего возраста должна содействовать последовательному психофизическому развитию ребенка с последствиями перинатальной патологии ЦНС, а не восстановлению утраченных функций, которые у него не были сформированы в силу возрастных особенностей. Деятельность специалистов (учителей-дефектологов: сурдопедагога и тифлопедагога, учителя-логопеда, семейного психолога) с детьми раннего возраста в настоящее время имеет весомое научно-методические оснащение. Она включает в себя инструмент раннего выявления психологических проблем ребенка и междисциплинарного взаимодействия путем своевременного направления врачом ребенка на консультацию к специалисту психолого-педагогического профиля, диагностику актуального психологического возраста в период раннего детства, дифференцированное содержание образовательного процесса в первые три года жизни для детей разных психолого-педагогических категорий, средства реабилитации, дидактический и игровой инструментарий, адаптивные текстильные изделия.

Одним из самых молодых направлений психолого-педагогической помощи является консультирование и поддержка в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Особенность работы специалистов психолого-педагогического профиля в этом отделении заключается в том, что содержание деятельности определяется одним из четырех уровней психической активности ребенка (инактивный, относительно пассивный, относительно активный, активный) и направлено на удовлетворение постепенно актуализирующихся психологических потребностей, что происходит значительно быстрее восстановления физических возможностей. Для работы психолога в ОРИТ созданы технические средства, разработано содержание, методы и дидактическое оснащение 9.

Основным направлением психолого-педагогической работы в отделении хирургии является снижение уровня предоперационного стресса путем формирования готовности ребенка и родителей к операции с помощью психологических технологий. Считаем, что психологическое сопровождение в хирургическом стационаре является одним из действенных методов сохранения психического здоровья ребенка и должно войти в стандарт оказания медицинской помощи 10.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с болезнями нервной системы и опорно-двигательного аппарата традиционно считаются одним из наиболее методически обеспеченных направлений помощи. В последние годы для развития потенциальных психических возможностей и социализации детей с болезнями нервной системы создана технология психолого-педагогического обследования и оценки социального поведения детей с тяжелой сочтенной патологией ЦНС, разработаны развивающие наборы пособий и игрушек, готовится к публикации примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП). Сотрудниками центра детской психоневрологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России создан алгоритм комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с болезнями нервной системы 11.

Исследование закономерностей формирования личности более 2000 детей разного возраста, с хроническими болезнями различной этиологии и характером течения, показало, что оно может реализовываться по благоприятному и неблагоприятному варианту. Благоприятный вариант развития личности чаще имеет место у детей с легким и среднетяжелым течением болезни. У детей с тяжелым течением болезни достоверно чаще наблюдаются неблагоприятные варианты личностного развития, т.к. болезнь достаточно сильно искажает образ жизни ребенка и приводит к формированию устойчивых негативных личностных характеристик, наличие которых затрудняет социальную адаптацию 12. Характер течения или стадию болезни необходимо учитывать при разработке содержания психолого-педагогической реабилитации, а также при принятии решения о форме и условиях обучения в образовательной организации.

При изучении особенностей социальной адаптации и развития личности детей с соматическими болезнями получены объективные доказательства зависимости физического и психологического состояния больного ребенка от комплаентности родителей 13. Считаем, что приверженность родителей к лечению должна учитываться при оценке состояния здоровья ребенка с хронической патологией. Первостепенная роль родителей в восстановлении здоровья ребенка стала основанием для разработки алгоритма психолого-педагогической помощи семье в стационаре. Созданный специалистами нашего учреждения алгоритм психолого-педагогического сопровождения родителей подходит для работы с различными категориями семей и гармонично встраивается в систему педиатрической помощи 14.

При оценке эффективности реабилитации считаем необходимым учитывать такой фактор, как степень участия родителей детей и результативность их деятельности в восстановлении здоровья ребенка. Согласно основным критериям оценки эффективности результатов, которые изложены в национальных стандартах Российской Федерации по медицинской реабилитации, они определяются по пяти уровням: «нет улучшений», «небольшое улучшение», «улучшение», «значительное улучшение», «выздоровление» 15. Аналогично может быть оценено участие родителей.

В частности, критерием результативности психолого-педагогической реабилитации является положительная динамика психического развития и социализации. Путем сопоставления показателей в основных линиях психического развития или сферах, в том числе при продолжительности курса 21 день, можно вынести следующее заключение: отсутствие, минимальная, умеренная, значительная динамика, а также охарактеризовать приверженность и участие родителей в формировании здоровья ребенка: отсутствие, минимальное, умеренное, значительное.

В настоящее время многое сделано для повышения эффективности и доступности комплексной реабилитации детям в различных регионах России. Одновременно с этим имеет место ряд актуальных проблем, которые нуждаются в поиске рациональных решений для их скорейшего устранения.

В первую очередь, нужно провести исследование закономерностей и вариантов психического развития детей с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести. Утвердить единую научно-методическую основу комплексной реабилитации детей с учетом современных национальных и мировых технологий. Разработать универсальные критерии эффективности комплексной абилитации/реабилитации, в том числе провести клиническую апробацию новых методов восстановительного лечения, психолого-педагогического воздействия и психотерапевтической поддержки в подразделениях, участвующих в процессе абилитации/реабилитации. Крайне важно определить и осуществить план мероприятий, способствующих просвещению общественности в отношении укрепления здоровья детей, в том числе с хроническими инвалидизирующими болезнями и детей-инвалидов, пропаганде роли и современных возможностей комплексной реабилитации.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лазуренко С.Б., Венгер А.Л. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 40 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/psychological-and-pedagogical-technologies-in-complex-rehabilitation-of-children-with-disabilities (Дата обращения: 25.05.2020)
Список литературы
  1. Афонина М.С., Лазуренко С.Б., Ртищева М.С., Свиридова Т.В. Психолого-педагогическая помощь детям с врожденным буллезным эпидермолизом / Буллезный эпидермолиз: руководство для врачей / под ред. Мурашкина Н.Н., Намазовой-Барановой Л.С. – М.: ПедиатрЪ, 2019. С. 359-384.
  2. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 56-65.
  3. Венгер А.Л. Психолого-педагогическая служба в педиатрии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах № 31 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/the-contradictions-in-communicative-behavior-of-young-children-with-down-syndrome
  4. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 216 с.
  5. Международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Всемирная Организация Здравоохранения, 2016. – 241 с.
  6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации».
  7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) от 31 мая 2019 г. N 345н/372н г. Москва «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».
  8. Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детскому населению» от 20.03.2019.
  9. Ртищева М.С. Особенности эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС // Дефектология. 2019. № 5. С. 62-70.
  10. Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б., Венгер А.Л., Комарова Е.В., Потапов А.С., Буслаева А.С. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения // Вестник Российской Академии медицинских наук. 2015. Т. 20. № 5. С. 519-526.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: