Альманах № 40
21.05.2020 Дата публикации статьи: 21.05.2020
Альманах № 40 · Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Альманах № 40 · Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Венгер А.Л. ГБОУ ВО Московской области, Университет «Дубна», Дубна
Лазуренко С.Б. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

В соответствии с проектом Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детскому населению» от 20.03.2019 медицинская реабилитация представляет собой комплекс воздействий природных и средовых лечебных факторов, фармакотерапии и немедикаментозных видов помощи, к которым относится психолого-педагогическое сопровождение 1. При организации психолого-педагогической помощи в процессе восстановления здоровья ребенка необходимо учитывать, что методы и содержание медицинской реабилитации определяются в зависимости от класса заболевания ребенка или его отдельной нозологической формы 2. При этом учитываются следующие факторы:

  • возраст ребенка;
  • индивидуальные анатомо-физиологические особенности;
  • возраст, в котором произошел манифест болезни и ее длительность;
  • характер и тяжесть течения основного заболевания;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • негативные психофизические последствия болезни, одним из которых может стать нарушение мнестических функций и интеллектуальной сферы, искажение социальной ситуации развития;
  • и, конечно, имеющийся реабилитационный потенциал.

Следует заметить, что дети с неизлечимым тяжелым заболеванием с прогрессирующим течением, малым или отсутствием реабилитационного потенциала, представляют собой отдельную категорию и им оказывается паллиативная помощь, которая также включает в себя психолого-педагогическую поддержку, цель и задачи которой, как содержание и методы отличаются от тех, что характерны для комплексной реабилитации 3.

Для успешного междисциплинарного взаимодействия и гармоничной интеграции содержания психолого-педагогической помощи в программу комплексной реабилитации ребенка специалисты психолого-педагогического профиля должны уметь ориентироваться в клинической информации о ребенке, учитывать форму и объем других видов реабилитационного воздействия, а также цель и задачи реабилитации текущего этапа. Специалисты психолого-педагогического профиля при определении содержания помощи должны исходить из того, что любая хроническая болезнь всегда порождает триаду последствий. Это первичные психологические нарушения, непосредственно связанные и обусловленные болезнью (болевые ощущения, снижение работоспособности, нарушение интеллекта, восприятия и движений). Вторичные нарушения в виде различных психологических отклонений, возникающих в силу болезни – проблемы социальной адаптации и интеграции, трудности ориентировки в окружающем пространстве, медленный темп усвоения новых знаний и другие. Третичные нарушения, вследствие искажения социальной ситуации развития, в частности, из-за регулярных госпитализаций и перемен в образе жизни, ограничения социальных контактов, изменения детско-родительских отношений и искажения стиля воспитания и многое другое 4.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в силу своей универсальности, удивительным образом сочетается с методологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая распределяет домены с позиции физиологического функционирования организма и социальной реализации (функционирования) индивида в обществе (функции и структуры организма; социальная активность и участие в общественной жизни) 5.

Все вышесказанное определяет цель психолого-педагогической помощи в реабилитации больного ребенка – предупредить или сгладить негативное влияние болезни на процесс развития детской личности 6. Для достижения этой глобальной цели необходимо создать в процессе лечения условия для решения следующих задач:

  • обеспечения эффективности лечения;
  • удовлетворения возрастных и особых психологических потребностей;
  • развития психологического потенциала и социализации детей с учетом этиологии, структуры и тяжести заболевания, реабилитационного потенциала;
  • повышения комплаентности к лечению;
  • оптимизации детско-родительских отношений в ситуации болезни.

Практическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностика психического и личностного развития ребенка;
  • разработка, реализация и оценка эффективности содержания специальной психолого-педагогической помощи ребенку;
  • логопедическая помощь детям с особенностями становления и патологией речи;
  • создание социально-комфортной развивающей обстановки в станционере и домашних условиях;
  • организация досуговой деятельности;
  • психотерапевтическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • образование пациентов и членов их семьей;
  • социально-трудовая и профессиональная ориентация подростков.

Как уже говорилось, совокупность таких клинико-психологических факторов как этиология болезни, возраст ребёнка и тяжесть физического состояния определяют специфику организации и направления психолого-педагогической помощи. Последовательно раскроем их следующим образом: для детей раннего возраста с последствиями перинатальной патологии ЦНС; для пациентов отделения реанимации и интенсивной терапии; отделения хирургии; соматического и неврологического стационара, а также для родителей больного ребенка 7 8.

Так, психолого-педагогическая помощь в абилитации детей раннего возраста должна содействовать последовательному психофизическому развитию ребенка с последствиями перинатальной патологии ЦНС, а не восстановлению утраченных функций, которые у него не были сформированы в силу возрастных особенностей. Деятельность специалистов (учителей-дефектологов: сурдопедагога и тифлопедагога, учителя-логопеда, семейного психолога) с детьми раннего возраста в настоящее время имеет весомое научно-методические оснащение. Она включает в себя инструмент раннего выявления психологических проблем ребенка и междисциплинарного взаимодействия путем своевременного направления врачом ребенка на консультацию к специалисту психолого-педагогического профиля, диагностику актуального психологического возраста в период раннего детства, дифференцированное содержание образовательного процесса в первые три года жизни для детей разных психолого-педагогических категорий, средства реабилитации, дидактический и игровой инструментарий, адаптивные текстильные изделия.

Одним из самых молодых направлений психолого-педагогической помощи является консультирование и поддержка в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Особенность работы специалистов психолого-педагогического профиля в этом отделении заключается в том, что содержание деятельности определяется одним из четырех уровней психической активности ребенка (инактивный, относительно пассивный, относительно активный, активный) и направлено на удовлетворение постепенно актуализирующихся психологических потребностей, что происходит значительно быстрее восстановления физических возможностей. Для работы психолога в ОРИТ созданы технические средства, разработано содержание, методы и дидактическое оснащение 9.

Основным направлением психолого-педагогической работы в отделении хирургии является снижение уровня предоперационного стресса путем формирования готовности ребенка и родителей к операции с помощью психологических технологий. Считаем, что психологическое сопровождение в хирургическом стационаре является одним из действенных методов сохранения психического здоровья ребенка и должно войти в стандарт оказания медицинской помощи 10.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с болезнями нервной системы и опорно-двигательного аппарата традиционно считаются одним из наиболее методически обеспеченных направлений помощи. В последние годы для развития потенциальных психических возможностей и социализации детей с болезнями нервной системы создана технология психолого-педагогического обследования и оценки социального поведения детей с тяжелой сочтенной патологией ЦНС, разработаны развивающие наборы пособий и игрушек, готовится к публикации примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП). Сотрудниками центра детской психоневрологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России создан алгоритм комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с болезнями нервной системы 11.

Исследование закономерностей формирования личности более 2000 детей разного возраста, с хроническими болезнями различной этиологии и характером течения, показало, что оно может реализовываться по благоприятному и неблагоприятному варианту. Благоприятный вариант развития личности чаще имеет место у детей с легким и среднетяжелым течением болезни. У детей с тяжелым течением болезни достоверно чаще наблюдаются неблагоприятные варианты личностного развития, т.к. болезнь достаточно сильно искажает образ жизни ребенка и приводит к формированию устойчивых негативных личностных характеристик, наличие которых затрудняет социальную адаптацию 12. Характер течения или стадию болезни необходимо учитывать при разработке содержания психолого-педагогической реабилитации, а также при принятии решения о форме и условиях обучения в образовательной организации.

При изучении особенностей социальной адаптации и развития личности детей с соматическими болезнями получены объективные доказательства зависимости физического и психологического состояния больного ребенка от комплаентности родителей 13. Считаем, что приверженность родителей к лечению должна учитываться при оценке состояния здоровья ребенка с хронической патологией. Первостепенная роль родителей в восстановлении здоровья ребенка стала основанием для разработки алгоритма психолого-педагогической помощи семье в стационаре. Созданный специалистами нашего учреждения алгоритм психолого-педагогического сопровождения родителей подходит для работы с различными категориями семей и гармонично встраивается в систему педиатрической помощи 14.

При оценке эффективности реабилитации считаем необходимым учитывать такой фактор, как степень участия родителей детей и результативность их деятельности в восстановлении здоровья ребенка. Согласно основным критериям оценки эффективности результатов, которые изложены в национальных стандартах Российской Федерации по медицинской реабилитации, они определяются по пяти уровням: «нет улучшений», «небольшое улучшение», «улучшение», «значительное улучшение», «выздоровление» 15. Аналогично может быть оценено участие родителей.

В частности, критерием результативности психолого-педагогической реабилитации является положительная динамика психического развития и социализации. Путем сопоставления показателей в основных линиях психического развития или сферах, в том числе при продолжительности курса 21 день, можно вынести следующее заключение: отсутствие, минимальная, умеренная, значительная динамика, а также охарактеризовать приверженность и участие родителей в формировании здоровья ребенка: отсутствие, минимальное, умеренное, значительное.

В настоящее время многое сделано для повышения эффективности и доступности комплексной реабилитации детям в различных регионах России. Одновременно с этим имеет место ряд актуальных проблем, которые нуждаются в поиске рациональных решений для их скорейшего устранения.

В первую очередь, нужно провести исследование закономерностей и вариантов психического развития детей с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести. Утвердить единую научно-методическую основу комплексной реабилитации детей с учетом современных национальных и мировых технологий. Разработать универсальные критерии эффективности комплексной абилитации/реабилитации, в том числе провести клиническую апробацию новых методов восстановительного лечения, психолого-педагогического воздействия и психотерапевтической поддержки в подразделениях, участвующих в процессе абилитации/реабилитации. Крайне важно определить и осуществить план мероприятий, способствующих просвещению общественности в отношении укрепления здоровья детей, в том числе с хроническими инвалидизирующими болезнями и детей-инвалидов, пропаганде роли и современных возможностей комплексной реабилитации.

  • 1. Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детскому населению» от 20.03.2019.
  • 2. Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б., Венгер А.Л., Комарова Е.В., Потапов А.С., Буслаева А.С. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения // Вестник Российской Академии медицинских наук. 2015. Т. 20. № 5. С.
  • 3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) от 31 мая 2019 г. N 345н/372н г. Москва «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной
  • 4. Афонина М.С., Лазуренко С.Б., Ртищева М.С., Свиридова Т.В. Психолого-педагогическая помощь детям с врожденным буллезным эпидермолизом / Буллезный эпидермолиз: руководство для врачей / под ред. Мурашкина Н.Н., Намазовой-Барановой Л.С. – М.: ПедиатрЪ, 2019.
  • 5. Международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Всемирная Организация Здравоохранения, 2016. – 241 с.
  • 6. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 216 с.
  • 7. Венгер А.Л. Психолого-педагогическая служба в педиатрии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах № 31 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/the-contradictions-in-communicative-behavior-of-young-children-with-down-syndrome
  • 8. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 56-65.
  • 9. Ртищева М.С. Особенности эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС // Дефектология. 2019. № 5. С. 62-70.
  • 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации».

Библиография


Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 40 2020 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/psychological-and-pedagogical-technologies-in-complex-rehabilitation-of-children-with-disabilities (Дата обращения: 25.04.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности