Номер открывается статьей Н.Н. Малофеева, где рассматривается проблема соотношения теории и практики специального образования. Ставится вопрос о том, когда и в каком социо-культурном контексте практика обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и помощь их семьям становятся обязательными. Отвечая на этот вопрос, автор впервые представляет периодизацию эволюции отношения общества и государства к детям с множественными нарушениями развития, показывая те изменения социокультурного контекста и нормативно-правовой базы образования, что необходимы для развития практики обязательного обучения таких детей. Анализируя представленный автором массив исторических фактов, мы убеждаемся на опыте европейских стран и России, что истории развития теории и практики обучения детей с множественными нарушениями связаны, но не идентичны. Анализ показывает, что создание эффективной, научно обоснованной и экспериментально проверенной системы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями является важным, но недостаточным условием развития повсеместной и обязательной практики их образования и помощи семье. Осознание обществом уникальности и ценности каждого ребенка вне зависимости от тяжести и множественности нарушений его развития открывает возможность реализации теории в широкой практике обучения.
Статья Н.Н. Малофеева готовит нас к восприятию следующего материала этого выпуска – статьи Е.Л. Гончаровой, которую можно по праву отнести к программным публикациям в поле изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Речь идет о созданном тифлосурдопедагогикой методологическом, теоретическом и методическом фундаменте, на котором можно и должно выстраивать системы обучения детей с различными множественными нарушениями. В статье цельно и ясно представлена отечественная научная традиция обучения слепоглухих детей. Раскрыты методологические основы выдающейся научной школы И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, ключевые положения теории обучения детей с бисенсорными нарушениями. Отчетливо сформулирована заданная основоположниками позиция педагога-дефектолога, его отношение к воспитаннику с множественными нарушениями развития и своей профессиональной деятельности. Впервые читателю представлена целостная система классических и современных специальных методов развития речи и обучения чтению детей с множественными нарушениями. Предметом внимания читателя становятся: система параллельных текстов И.А. Соколянского; метод использования рисунка в качестве рассказа; метод ведения специального дневника событий жизни ребенка; метод создания рукотворных книг, авторами которых выступают сами дети с тяжелыми и множественными нарушениями. Вы узнаете и о «трех кругах предчтения» – технологии, необходимой для формирования понимания таким ребенком текстов, содержание которых выходит за рамки его личного жизненного опыта. Автор показывает, что все эти методы представляют собой систему, они не только научно обоснованы, но и доказали свою эффективность на практике. Хотим обратить внимание читателя на выделенные в статье ключевые положения системы обучения слепоглухих, являющиеся основополагающими для построения систем обучения детей с другими вариантами и сочетаниями многочисленных нарушений развития. Статья подготавливает читателя к восприятию представленных в книжном приложении к этому выпуску выдающихся и ставших классическими публикаций И.А. Соколянского "Обучение слепоглухонемых детей", "Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи" и А.И Мещерякова "Слепоглухонемые дети".
Статья Е.Л. Гончаровой не оставляет сомнения в том, что развитие культурно-исторической традиции в тифлосурдопедагогике, привело к созданию методологического, теоретического и методического фундамента, на котором можно было бы обоснованно выстраивать системы обучения детей с другими вариантами множественных нарушений, следуя общей логике и принимая во внимание специфику образовательных потребностей каждой подгруппы. Происходит ли это на практике сегодня? Ответ на этот вопрос дают следующие статьи номера, отражающие актуальное состояние исследований и практики обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Их прочтение делает очевидной разнородность методологических, теоретических и методических подходов, что подтверждается и списками использованной литературы. Мы считаем необходимым представить читателю эти статьи.
В статье Битовой А.Л., Караневской О.В., Новикова А.Ю., Фадина А.К. рассматривается реализация междисциплинарного подхода в оказании комплексной помощи детям-инвалидам с психическими нарушениями, оставшимся без попечения родителей. На примере опыта известного в стране Центра Лечебной Педагогики показана возможность сокращения объема фармакологических препаратов, назначаемых врачом-психиатром при условии более активного использования психолого-педагогических методов коррекции нарушений поведения, средств альтернативной и дополнительной коммуникации, создания внутри учреждения междисциплинарного методического объединения, отвечающего за реализацию коммуникативных и поведенческих программ, обеспечение достаточной занятости воспитанников, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.
В статье Басиловой Т.А и Демидовой М.В. описан опыт оценки сформированности навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Представлено исследование, направленное на оценку жизненно важных навыков самообслуживания: прием пищи, раздевания, одевания, умывания и пользования туалетом у таких детей. Авторы описывают опыт использования предложенной М.В. Переверзевой системы оценки формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и показывают определенную ценность данных методик при проведении психолого-педагогической диагностики, определении направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения и оценки их результативности.
Применению нейропсихологических подходов посвящена статья И.С. Константиновой, использующей средства музыки в нейропсихологической практике диагностики и коррекции тяжелых нарушений психического развития. Музыкальное занятие рассматривается автором как необходимая и адекватная форма психологической помощи детям с тяжелыми нарушениями развития. Предлагается нейропсихологический анализ особенностей и возможностей специальных музыкальных занятий. Автор доказывает, что применение нейропсихологического подхода к организации музыкальных занятий может открыть перед специалистом новые возможности в постановке и решении задач развития разных составляющих высших психических функций ребенка в случае тяжелых и множественных нарушений его развития.
В статье М.Г. Поповой описывается опыт абилитации детей, подростков и взрослых, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, и вынужденных обстоятельствами провести большую часть своей жизни в условиях детского дома-интерната. Автор показывает, что несмотря на различие паспортного возраста участников и наличие в составе группы взрослых людей, актуальными для всех оказались задачи социализации, освоения окружающего мира, коммуникации и формирования простейших бытовых навыков, что свидетельствует о необходимости анализа результативности проводимой коррекционной работы и ее совершенствования.
В статье Бондарь Т.А. и Караневской О.В. предметом анализа является готовность специалистов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в ежедневной практике. Авторы доказывают необходимость обучения сотрудников и волонтеров разработке и реализации программ обучения альтернативной и дополнительной коммуникации; обеспечения необходимыми учебными материалами, создания внутри организации междисциплинарной команды, обеспечения единообразия требований, стратегий обучения альтернативной и дополнительной коммуникации, применение которой должно охватывать все области жизни воспитанников и сохраняться в различных условиях обучения. Выбор подходов к обучению и социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями, предполагающих использование альтернативной и дополнительной коммуникации может быть осмысленным при условии готовности специалистов к их компетентному использованию.
В данный выпуск включено предисловие Александра Романовича Лурии к книге Эльзы Хейссерман «Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития». Книга Эльзы Хейссерман, изданная на русском языке много лет назад и ставшая библиографической редкостью, не знакома многим молодым специалистам. Это вызывает сожаление, поскольку книга сохраняет актуальность – в ней содержится наиболее полное и обоснованное изложение метода оценки уровня актуального и зоны ближайшего развития сложных для диагностического исследования детей. Мы предоставляем новому поколению специалистов и студентов возможность прочесть главы этой книги в Приложении к выпуску. В предисловии А.Р. Лурия открывает читателю ценность книги, предупреждая, что на пути разработки методов определения потенциальных возможностей психического развития нормального и аномального ребенка встречается ряд весьма серьезных трудностей. Обращается внимание читателей на тот факт, что широкое применение психометрических тестов вызывает у специалистов отечественной научной школы психологии сомнения в целесообразности их использования и, прежде всего, для изучения неговорящих детей. Современному читателю, теперь уже хорошо знакомому и применяющему западные методики диагностики и коррекции нарушений развития у детей, будут особенно интересны контр-аргументы выдающегося отечественного психолога, изложенные кратко, ясно и системно, а также то значение, которое придавал А.Р. Лурия книге Эльзы Хейссерман, разрабатывающей принципы качественного анализа особенностей психического развития ребенка и путей диагностики различных форм нарушения умственного развития. Автора книги и предисловия объединяет глубокая неудовлетворенность формальными психометрическими тестами и стремление видеть основную задачу в том, чтобы описать качественные особенности развития ребенка, не только и не столько его недостатки и ограничения, сколько его потенциальные возможности. Чтение глав книги Эльзы Хейссерман и предисловия к ней А.Р. Лурии нам представляется не только необходимым современным специалистам, но и увлекательным чтением поистине научного текста, ясно, кратко и точно изложенного средствами русского языка. Это своего рода эталон уважительного и бескомпромиссного изложения своей контр-позиции и ее убедительной аргументации. Работа с этими текстами, нам кажется ценной для современных студентов и специалистов, сталкивающихся со множеством различных, подчас противоположных, подходов, и нуждающихся в опыте понимания сути разногласий и освоении культуры ведения диалога со своими оппонентами.
Нам особенно приятно представить статью нашей французской коллеги Агнес Гузьен-Дебьен – профессора (PhD) Национального педагогического института и Университета г. Лилля, посвященную проблеме обучения родному языку лиц с тяжелыми нарушениями развития – с расстройствами аутистического спектра. Эта статья публикуется в переводе Е.Р. Баенской – российского специального психолога, одного из авторов эмоционально-смыслового подхода к пониманию, диагностике и коррекции нарушений развития при аутизме.
В центре внимания вопрос о том, какие особенности речи у учеников с РАС нужно учитывать в образовательной практике. Обратим внимание российского читателя на представленный французским автором литературный обзор проблемы, содержащий компактное и ясное описание взглядов сторонников различных подходов к пониманию аутизма и РАС, отметим приверженность автора статьи идее создания в обучении условий для развития детей с РАС, а не простой тренировки навыков. С точки зрения французского исследователя, проводится недостаточно исследований особенностей освоения языка учениками с аутизмом и с РАС, что становится особенно заметно при сравнении с массивом исследований лингвистических проблем детей с другими нарушениями развития. Агнес Гузьен-Дебьен показывает, что в представлениях об особых образовательных потребностях детей с РАС недостаточно точно и развернуто представлены их лингвистические трудности, и от этого они не могут быть в полной мере учтены в адаптивных практиках обучения этих детей. Основные характеристики речи и особенности ее развития у детей с аутизмом рассматриваются автором статьи в педагогических целях – для определения полезных практик их обучения, понимания путей преодоления начальных трудностей понимания и использования речи у учеников с аутизмом и с РАС.
Мы надеемся, что данный Выпуск Альманаха и его обширное Книжное приложение поможет широкому кругу читателей находить ответы на трудные вопросы, возникающие в ходе изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.