Последние годы все чаще обсуждается проблема организации жизни и развития особого ребенка в сиротских учреждениях. До сих пор особые дети из отделений милосердия рассматриваются исключительно, как объект паллиативного ухода, с ними не проводится даже элементарной коррекционной работы. В интернатах опыт ухода за такими детьми почти исключает эмоциональную, коммуникативную и сенсорную составляющие. Многие сегодня уже признают право особого ребенка на развитие и понимают необходимость менять сложившееся положение. Чтобы привычная точка зрения о возможных путях развития и потенциале детей с ТМНР изменилась, представляется важным обмен опытом по проведению педагогической коррекционной групповой и индивидуальной работы.
Цель статьи: рассказать об опыте проведения развивающих коррекционных занятий в группе детей с тяжелыми множественными нарушениями на базе Свято-Софийского социального дома. Несколько лет назад произошло удивительное событие: дети отделения «Милосердие» детский дом-интернат (ДДИ) № 15 переехали в первый в России частный православный Свято-Софийский детский (впоследствии социальный) дом. Главной задачей для всех участников этого проекта стало создание дружественного пространства, где для детей из отделения милосердия была бы создана по-настоящему развивающая среда, где уважали бы личность любого ребенка и за каждым ребенком признавали бы право жить полноценной, эмоциональной, наполненной разными событиями жизнью. Дети, которые попали в группу «Адаптация», имели нарушения опорно-двигательного аппарата, не смотрели друг на друга, не общались. Первичные диагнозы у ребят были сложными – тяжелые органические поражения ЦНС * генетические заболевания * и депривация усугубила тяжесть состояния психического и физического здоровья. Пятеро детей в отсутствие эмоционального общения со значимыми взрослыми, отсутствия каких-либо событий в жизни и при исключительно манипулятивном обращении с ними демонстрировали весь спектр защитных реакций: аутоагрессию и стереотипную аутостимуляцию, уход в себя и полную безучастность и пассивность. В начале наших занятий важно было определить, какие задачи мы пытаемся на них решать. А задач было множество. Важнейшим виделось дать детям:
- эмоциональный и коммуникативный опыт;
- опыт тактильного контакта и сенсорных ощущений;
- опыт двигательной свободы и физической активности;
- опыт социально-бытовых и гигиенических навыков;
- социально-общественный опыт.
Но главное, важно было поставить не только общие задачи, но и определить для каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Чтобы каждый взрослый, который занимается с детьми, мог увидеть не только всю группу в целом, но каждого конкретного ребенка как личность: его успехи, трудности, эмоции. Только в этом случае не будет обезличенного отношения к детям, станет понятнее, что потребности особого ребенка не ограничены обычным уходом и медицинским обслуживанием.
Занятия строились по традиционной для РБОО «Центр лечебной педагогики» (ЦЛП) схеме: в течение двух часов дети с индивидуальной поддержкой взрослого участвовали в нескольких видах занятий: круг, ручная деятельность, перекус, музыкальное занятие, фольклорные игры, сказка. Темп занятий был очень медленным, чтобы у каждого ребенка была возможность увидеть, услышать и осмыслить происходящее, совершить ответное действие.
Очень важной задачей стала вертикализация воспитанников на время приема пищи и на некоторых занятиях, а также подбор поз, комфортных для детей и не ухудшающих состояние опорно-двигательного аппарата. Вертикализация — стратегия, обеспечивающая нормальное функционирование организма в естественном вертикальном положении, в ее отсутствии развивается тяжелый иммобилизационный синдром. Для ребят из группы «Адаптации» она имела огромное значение, ведь прежде, в отделении милосердия, они не покидали свои кровати почти никогда, в них спали, ели, бодрствовали. Такое депривирующее положение существенно ослабило физическое состояние ребят и стало предпосылкой для некоторых вторичных осложнений.
Постепенно, когда дети привыкали к занятиям, начинали активнее реагировать на происходящее, предлагаемый репертуар игр, песен и сенсорных материалов стал расширяться, это способствовало развитию познавательной активности, внимания, осознанию ребенком собственных желаний. Дети группы «Адаптация» не имели никакого опыта обучения не только в школе, но и надомно. Следующим этапом стало появление новых занятий – учебных.
Программы, существующие сегодня, предполагают наличие у особого ребенка учебной мотивации. Но если нет опыта фронтальных занятий, не может появиться и мотивация к ним. Некая общая программа и темы уроков, конечно, очень важны. Но также важно увидеть, что программа должна помогать развитию особого ребенка, а не вводить его в узкие рамки формальных знаний, которые не только не интересны, но и совершенно не применимы в его обычной жизни. Больше всего мы стремились отойти от дидактики в сюжетах и материалах уроков.
Главной задачей фронтальных занятий стало подобрать такие темы и материалы, чтобы для каждого ребенка в них было что-то интересное и совершенно понятное. В качестве первых фронтальных занятий были выбраны: окружающий мир и дочисловые математические представления как очень важные для детей с ТМНР и предполагающие сенсорные и интересные игровые материалы. Кроме того, стало возможным разделить ручной труд на кулинарию и занятия керамикой – у детей накопился достаточный опыт предметной деятельности, чтобы можно было перейти к интересной продуктивной деятельности.
Постепенно дети становились старше. Важно стало не просто проводить коррекционные развивающие занятия, но и включать подросших ребят в обычные бытовые дела, давать представление, что они сами могут многое делать для других. В группе появились новые занятия: кулинария превратилась в занятие по ведению хозяйства и садоводство; керамика преобразилась в мастерскую папье-маше. В перспективе хочется надеяться, что для каждого подростка из группы найдется свое дело – работа в мастерских для особых детей, выполнение бытовых хозяйственных дел, возможно, игра в театральной студии.
Отдельной, очень важной главой нашей жизни стали социально – общественные выходы. Из интерната дети почти никуда не могут выйти, ничего не знают об окружающем их социуме. Наши выходы стали не просто мероприятиями – они дали детям опыт повседневной, обычной для других людей жизни: мы выходили в большой магазин, в парк, ездили на метро, ходили в кафе, в аквапарк, кататься на горку. Очень важно расширять представления ребят о том, что может происходить в жизни, постепенно приучать не пугаться новых впечатлений. Жизнь любого человека состоит из множества событий, эмоций, встреч с другими людьми, и особый человек не должен быть исключен из этого. Все наши социальные выходы мы позже обсуждаем, вспоминаем впечатления, рассматриваем фото. После всего описанного остается сказать, что даже самые сложные дети с множественными нарушениями хотят развиваться и расти. Важно вовремя и правильно дать им такую возможность.