Интеграция / инклюзия в образовании / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 39 "Развитие традиций культурно-исторической психологии в современной специальной психологии и коррекционной педагогике "

Интеграция / инклюзия в образовании

Н.Н. Малофеев Российская академия образования, Москва

Инклюзивное (включенное) образование – это совместное со здоровыми (нормативно развивающимися) сверстниками обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отвечающее их особым образовательным потребностям и позволяющее им достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии, реализовать свой потенциал в образовании.

Совместное обучение и воспитание создает полезное развитию ребенка с ОВЗ усложнение социальной и образовательной среды, что необходимо любому ребенку с ОВЗ, но с учетом его возможностей и ограничений, поэтому требуется индивидуально подбирать адекватную долю и форму интеграции в образовании. Инклюзивное образование предполагает максимальное усложнение социальной и образовательной среды для ребенка с ОВЗ, поэтому не может быть ни единственной, ни главенствующей формой образования, и должно рассматриваться лишь как один из возможных вариантов совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками.

Полноценное инклюзивное образование предполагает:

  • создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения ребенку с ОВЗ с учетом ограничений его здоровья и особых образовательных потребностей;
  • обязательное и регулярное оказание специалистами коррекционной помощи ребенку с ОВЗ с учетом его особых образовательных потребностей;
  • обеспечение педагогам инклюзивного образования постоянной, квалифицированной, специальной методической поддержки со стороны педагогов-дефектологов, профессиональное взаимодействие с ними;
  • включение родителей и обеспечение необходимой специальной консультативной помощи семье в понимании достижений и трудностей своего ребенка в образовании, их преодолении совместными со специалистами усилиями;
  • оценка индивидуального прогресса в освоении не только «академической», но и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Инклюзия в образовании, не отвечающая этим требованиям, может рассматриваться как формальная. Результаты исследований последнего десятилетия подтверждают, что формальная инклюзия не только не способствует развитию ребенка с ОВЗ, но может даже препятствовать ему. Такая инклюзия является скрытой формой дискриминации детей с ОВЗ.

Исследования российских ученых в области совместного обучения детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками помогли в начале 90-х гг. осмыслить интеграцию/инклюзию в образовании как закономерную и устойчивую тенденцию развития национальных образовательных систем, обусловленную переходом к гражданскому обществу, изменением отношения общества и государства к меньшинствам, признанием всей полноты гражданских прав инвалидов, права детей с ОВЗ на образование «в общем потоке», права семьи на самостоятельный выбор образовательного маршрута. В 1992 году исследования в области интеграции/инклюзии в образовании становятся приоритетными, разрабатывается и проверяется на практике российская модель совместного обучения детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками, отвечающая научным представлениям о широком диапазоне различий в развитии детей каждой нозологической группы. Предлагаются вариативные формы совместного со здоровыми сверстниками обучения и воспитания детей с ОВЗ: инклюзивное образование и варианты регламентированной образовательной и социальной интеграции – с учетом широкого диапазона различий в вариантах психического развития внутри каждой нозологической группы и столь же существенных различий в особых образовательных потребностях. Принципиально важно, что разработанные варианты совместного обучения и воспитания в равной степени учитывают интересы здоровых сверстников и не содержат в себе условий, способных препятствовать получению ими качественного образования.

Инклюзия предполагает максимальное усложнение образовательной и социальной среды для детей с ОВЗ, в течение всего дня и на всех занятиях они находятся вместе со здоровыми сверстниками. Это обучение ребенка с ОВЗ совместно и «на равных» со здоровыми сверстниками, получение того же уровня образования, в те же календарные сроки, с использованием преимущественно общих методов обучения. Коррекционная помощь является индивидуальной, ей отводится значительно меньшее время, она направлена на развитие жизненной компетенции и помощь в освоении основной образовательной программы. Инклюзивное образование может быть организовано в разных учреждениях – общеобразовательных и комбинированных, его осуществляют педагоги общего образования, индивидуальную коррекционную помощь – специалисты-дефектологи. Коррекционная помощь может оказываться как внутри учреждения (общеобразовательного и комбинированного), так и за его пределами – в специальных образовательных организациях.

Исследования показывают, что инклюзивное образование, создающее максимальное усложнение социальной и образовательной среды, может быть эффективно для тех детей с ОВЗ, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Среди детей с ОВЗ становится все больше тех, кому может быть полезна инклюзия, что обусловлено и эффективной ранней помощью, и успехами в развитии медицинских, психолого-педагогических технологий коррекции нарушений в развитии ребенка, и полноценным включением подготовленных специалистами родителей в процесс воспитания и обучения. И все же, как бы ни возрастало количество детей, готовых к инклюзивному образованию, они не будут составлять большинства, а потому данный вариант совместного обучения и воспитания не может быть единственным.

Диапазон различий в развитии детей каждой нозологической группы каждого возраста чрезвычайно велик, что требует столь же широкого диапазона вариантов дозированного и регламентируемого совместного обучения и воспитания, только в этом случае становится возможным подбирать ребенку с ОВЗ то усложнение среды, что будет помогать развитию, а не препятствовать ему. Чем ниже уровень развития ребенка в сравнении со здоровыми сверстниками, тем более дозированным и регламентированным должен быть процесс социальной и образовательной интеграции.

Выделяют три варианта дозированной и регламентированной интеграции детей с ОВЗ в образовании, ориентированных на различные типологические варианты развития в каждой нозологической группе и дифференциацию особых образовательных потребностей.

Регламентированная образовательная и социальная интеграция обеспечивает прогресс детей с ОВЗ, отстающих от возрастных показателей развития, нуждающихся в развернутых специальных условиях обучения, но при этом способных к продуктивному учебному и социальному взаимодействию со здоровыми сверстниками при условии, что оно подготовлено, дозировано по времени, ограничено посильными задачами.

Смыслом регламентированной образовательной и социальной интеграции является максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка с ОВЗ и довольно значительных возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормативно развивающимися детьми. Это попытка добиться максимально возможной для ребенка с ОВЗ в данный момент его жизни нормализации способов социального и учебного взаимодействия с целью дальнейшего расширения уже имеющихся значительных возможностей.

Другая форма – регламентированная социальная интеграция в образовании может быть полезна детям с ОВЗ со значительным отставанием в развитии, нуждающимся в специальном обучении и воспитании, но способным к продуктивному социальному взаимодействию со сверстниками без ОВЗ при условии, что это взаимодействие подготовлено, дозировано по времени, ограничено доступными житейскими задачами. Социальное взаимодействие обеспечивается во второй половине дня, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках, в лагерях отдыха.

Смыслом регламентированной социальной интеграции в образовании является расширение общения детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками. Это попытка целенаправленного расширения уже имеющихся, но еще относительно малых возможностей детей, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с отклонениями в развитии.

Для детей с множественными ограничениями здоровья, развитие которых не сопоставимо с возрастной нормой, также предусматривается социальная интеграция со здоровыми сверстниками, но минимальная и эпизодическая с учетом особой тяжести варианта развития.

Смыслом эпизодической социальной интеграции в образовании является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными множественными нарушениями развития с их здоровыми сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с отклонениями в развитии.

Образовательное учреждение комбинированного вида, где есть обычные, специальные, и смешанные группы/классы детей, является оптимальным для реализации различных форм интеграции – от полной до эпизодической. В таких учреждениях становится возможным подбирать каждому ребенку с ОВЗ ту долю и форму интеграции в образовании, что будет способствовать прогрессу в его социализации, обучении и развитии.

Многолетние исследования российских ученых показали, что самый надежный путь ребенка с ОВЗ к инклюзивному образованию – это раннее выявление, предупреждение и коррекция вторичных нарушений посредством развивающего взаимодействия с близкими. Экспериментально доказано, что ранняя психолого-педагогическая помощь ребенку и семье позволяет значительной части детей группы риска и части детей с ОВЗ приближаться по уровню развития к сверстникам без ограничений здоровья. При более позднем начале обучения в 2-3 года такие результаты в развитии детей уже недостижимы. Развитие ранней помощи ребенку и семье рассматривается как важнейшее условие развития инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Малофеев Н.Н. Интеграция / инклюзия в образовании // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 39 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no.-39/integration-inclusion-in-education (Дата обращения: 23.01.2020)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.