К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с различными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную.К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты - дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования. Когда мы говорим "реабилитация средствами образования", мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е. на наследование культурно - исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.". Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с "социальным вывихом". Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Реабилитация средствами образования означает:
- на уровне возраста - совпадение начала целенаправленного обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка (начиная с первых месяцев жизни);
- на уровне содержания образования - выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
- на уровне методов обучения - построение "обходных путей" обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, развернутое по этапам, "пошаговое" обучение, не требующееся в образовании нормально развивающегося ребенка;
- на уровне организации - это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
- на уровне границ образовательного пространства - максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
- на уровне продолжительности образования - это пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
- на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования - это принципиальное изменение (по сравнению с подготовкой специалистов для обучения норально развивающихся детей) профиля профессиональной подготовки учителя, т.е. обеспечение подготовки специалиста по выявлению и преодолению "социального вывиха", коррекции развития ребенка в ходе обучения, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
- на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования - это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением является представление о том, что реабилитация средствами образования подразумевает только или прежде всего включенность в существующую образовательную систему и доступность общего образования в полном объеме для аномального ребенка.
Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развития
Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными нарушениями ключевым понятием является понятие "особые образовательные потребности". Исходя из того, что первичное нарушение в развитии ребенка (слуха, зрения, центральной нервной системы и т.д.) приводит к ситуации "социального вывиха", попытаемся определить смысл термина "Ребенок с особыми образовательными потребностями", т.е. определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе специального образования.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:- Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше.
В настоящее время, возможно выявление многих нарушений в развитии детей уже на первом году и даже первых месяцах жизни. Так, например, в стране создана система раннего ( с первых месяцев жизи) выявления нарушений слуха, разработана комплексная аудиолого-педагогическая диагностика состояния слуховой функции, разработаны педагогические методики выявления нарушений слуха [2].
- Целенаправленное специальное обучение должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.
Так, если нарушение слуха выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и целенаправленное специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна для ребенка ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развития все усилия взрослых направлены исключительно на попытку лечения ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование необходимости одновременной целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка [2].
- Своевременно должны определяться все направления развития "социального вывиха", которые могут возникнуть у конкретного ребенка вследствие характера и степени выраженности первичного нарушения, возраста, в котором оно наступило; должны быть определены роли каждого "вывиха" в социальном развитии ребенка, характер и содержание специального обучения, направленного на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных вывихов.
Так, комплексное нарушение слуха и зрения приводит к выпадению ребенка из общественно выработанных культурных традиций формирования читательской деятельности. Это обуславливает несформированность базового механизма читательской деятельности: механизма превращения содержания текста в личный социальный и эмоциональный опыт ребенка-читателя и, в конечном счете, остановку в развитии читательской деятельности в целом.Грубые нарушения в читательском развитии можно предотвратить даже у слепоглухих детей, если использовать для целенаправленного формирования базовых компонентов читательской деятельности "систему обходных путей" и специальные педагогические инструменты, эквивалентные по функциям культурным традициям и инструментам культуры, ориентированным на читательское развитие обычных детей [3].
- В содержание обучения должны быть введены специальные разделы, которые направлены на решение задач развития ребенка, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника.
Так, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения - "социально-бытовая ориентация", где он учится правилам элементарного социального поведения, правилам социального взаимодействия, коммуникации, изучает функции различных социальных служб и [4,5]. Дети с различными нарушениями в развитии нуждаются в специальном разделе содержания обучения по целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию представлений о внутреннем мире человека, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми [б]. Позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ для того, чтобы обеспечить адекватное восприятие устной речи [7]. Дети с нарушением слуха нуждаются в специальном курсе занятий по развитию словесно-логического мышления [8].
- Должны быть построены "обходные пути" обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
Так, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из обходных путей развития их словесной речи [9]. Для обучения чтению слепых детей необходимо применение шрифта Брайля. Более раннее, чем в норме, начало и принципиально иной подход к обучению детей с нарушениями в развитии компьютерной технологии работы с текстом ("Текстовому редактору") является также одним из специфичных путей развития и коррекции недостатков письменной речи [10].
- Должен осуществляться регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения реальному уровню развития ребенка и для этого должны быть разработаны специальные педагогические "инструменты", технологии.
Так, разработанная специализированная компьютерная программа "Мир за твоим окном" является одним из примеров инструмента педагога для выявления разрыва между развитием и обучением ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста [12].
- Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды.
Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение [11].
- Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения, их усилия должны быть скоординированы.
- Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться [12].
- Процесс реабилитации средствами образования должен осуществляться квалифицированными специалистами разного профиля, компетентными в решении задач коррекции развития ребенка в ходе его обучения.
Итак, выбирая тип образовательного учреждения (массовое или специализированное), необходимо по отношению к каждому конкретному ребенку с нарушением в развитии ответить на вопрос, могут ли быть обеспечены там его особые образовательные потребности. Право выбора принадлежит родителям, обязанность же специалистов - обнаружить и сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе его обучения.